Знание и вера. Рациональное и иррациональное в познавательной деятельности. Понимание и объяснениеЗнание – достоверное отражение окружающего мира в сознании человека. Вера – принятие в качестве истинного тезиса недоказанного или недоказуемого. Фейс – религиозная вера. Белив – остальная вера. Знание и вера не отделены друг от друга. Наука без веры не может существовать. Атеизм – тоже вера. Вера – иррациональный момент познания. На познание влияют факторы, которые приходят из религии, быта и т.д. Рациональная вера – вера, основанная на знаниях. Рациональное – то, что можно доказать. Религиозная вера, как правило, иррациональна. Иррациональное – это бессознательное. Иррациональное не отменяет рационального. Рациональность и логичность не совпадают: данные в науке м.б логичны и бессмысленны одновременно. Иррациональное тоже влияет на логику. Интуиция – свернутая рациональность (логика). Понимание – это постижение и реконструкция смысла явлений исторической, социально-культурной, природной реальности. Понимание бывает донаучное (освоение и понимание языка, понимание др. людей, понимание социальных знаков и норм, понимание в субъективной интерпретации знаний и опыта) и научное (понимание жизненного опыта людей прошедших эпох, интерпретация инокультурных символов и метафор, перевод и истолкование древних текстов, понимание природных объектов и интерпретация формализма в научной теории). Объяснение бывает: атрибутивным, субстанциональным (нахождение общей субстанции), генетическим, структурным (связи между предметами), функциональным. Герменевтика – искусство понимания чего угодно. Автор Шлейермахер 1890г. Текст – диалог между автором и интерпретатором (читателем) текста: 1. грамматический аспект – понимание текста; 2. психологическая интерпретация – уяснение смысла этого текста. Герменевтический круг (круг понимания) – познание целого и частей. Сначала понимаются части текста, потом понимается текст в целом, потом снова на части и снова целое и т.д. Речь идет только о смысле, а не об истине. Мы можем понять и раскрыть смысл явления, но смысл м.б и ложным. Объяснение направлено на раскрытие истинного смысла. Но объяснение тоже м.б ложным. Ложное объяснение и понимание не одинаковы. Объяснение главнее в научном познании, чем понимание. 50. Основной вопрос социальной философии: структура и варианты ответа. Основной вопрос социальной философии – вопрос об отношении общественного сознания к общественному бытию. Данный вопрос имеет трехуровневую структуру. 1 уровень 1 сторона: что является первичным – общественное бытие или общественное сознание? Общественное бытие существенно зависит от сознания, поскольку социальная реальность возникает и существует при активном участии сознания. Но ближайшая зависимость материального от духовного скрывает более глубокую и изначальную зависимость сознания от общественного бытия, которую до Маркса никто не обнаружил. Таким образом, отношение первичности-вторичности двухпланово: 1. в ближайшем плане общественное бытие зависит от сознания; 2. но, в конечном счете, общественное бытие определяет сознание. 2 сторона: вопрос о познаваемости. Если человек – высшая степень развития материи, то он способен к его бесконечному познанию и практическому освоению. Но нематериальное, духовное существо не могло бы познать мир, поскольку духовный процесс сам по себе ограничен, конечен и зависим от реальной жизни. Признание познаваемости мира означает и признание познаваемости сущности человека, который несет в себе бесконечность. Общество познаваемо, гносеологических оптимистов большинство. 2 уровень: вопрос о сущности общественного бытия, сущности общественного сознания и сущности отношения второго к первому. Общественное бытие включает в себя производство людьми себя, своего бытия, своей сущности и производство условий существования, которые не даны человеку в готовом виде. 3 уровень: вопрос о сущности человека, смысле и перспективах человеческого существования. Решение: 1. Идеалистическое понимание истории (ИПИ, до Маркса). Существовало 2 позиции: a. натурализм: человек – природное существо; природность человека влияет на его жизнь; определяющая характеристика – это разум; b. собственно идеализм (человек – существо духовное) Сознание, согласно идеализму, определяет: 1) бытие людей и их жизнь; 2) экономический строй общества; 3) ход истории. Основной аргумент: человеческая деятельность управляется мыслью (сначала подумаем, потом сделаем). Гл. причина ИПИ: разделение труда на материальный и духовный. Господствующий класс думает. Это определяет быт низшего класса. 2. Материалистическое понимание. (МПИ) Предпосылки: индивиды, деятельность, материальные условия существования. 1. Признание ведущим, определяющим в жизни общества, в конечном счете, общественного бытия. Общественное бытие – совокупность бытия индивидов, реальный процесс их жизни. Мы сами составляем общественное бытие в первую очередь, а потом вещи, которые используем (ч/з людей). 2. Труд определяет экономический базис и социально-экономическую структуру общества в целом. 3. В истории решающую роль играет вся совокупность индивидов, а не элита; решающую роль играет народная масса. Народная масса – совокупность индивидов. 4. Развитие общества – единый поступательный процесс, процесс развертывания человеческой сущности (ЕЗИП). Аргументы: 1. чтобы жить люди должны трудится (должно быть материальное производство); 2. экономические отношения не обусловлены сознанием и волей людей, это отношения между материальными производящими существами. Труд – объективный материальный процесс. Второй вопрос социальной философии – вопрос о развитии человеческой сущности. Наша сущность, оставаясь сама собой, развивается, ступени – общественно-экономические формации. Двигатель развития – труд. 51. Материалистическое понимание истории: основные положения и аргументация. Предпосылки: индивиды, деятельность, материальные условия существования. 1. Признание ведущим, определяющим в жизни общества, в конечном счете, общественного бытия. Общественное бытие – совокупность бытия индивидов, реальный процесс их жизни. Мы сами составляем общественное бытие в первую очередь, а потом вещи, которые используем (ч/з людей) 2. труд определяет экономический базис и социально-экономическую структуру общества в целом; 3. В истории решающую роль играет вся совокупность индивидов, а не элита решающую роль играет народная масса. Народ. Масса – совокупность индивидов. 4. развитие общества – единый поступательный процесс, процесс развертывания человеческой сущности (ЕЗИП). Аргументы: 1. Прежде, чем заниматься наукой, люди должны есть, пить, где-то жить => материальное производство является основой духовного производства. 2. Человеческое общество представляет из себя некоторую материальную систему общественного производства. Отношение людей не зависит от нашего сознания.
|