Студопедия — Гипербола, литота, аллегория как риторические средства.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гипербола, литота, аллегория как риторические средства.






Тропы – обороты речи или слова в переносном значении, сохраняющие выразительность и образность.

1. Гипербола – (преувеличение) – троп, в котором в результате переименования объекту приписывается свойство в преувеличенном качестве. Гипербола часто сочетается с другими стилистическими приёмами, придавая им соответствующую окраску: гиперболические сравнения, метафоры и т. п. Гипербола свойственна и риторическому, ораторскому стилю, как средство патетического подъёма, равно как и романтическому стилю, где пафос соприкасается с иронией.

Примеры: Товарищ профессор! Снимите очки-велосипед! или Глаза громадные, как прожекторы (Маяковский), Тысяча извинений; Сто ра з тебе говорил.

2. Литота – (преуменьшение) художественное преуменьшение величины, силы значения изображаемого предмета или явления. В литоте на основании какого-либо общего признака сопоставляются два разнородных явления, но этот признак представлен в явлении-средстве сопоставления в значительно меньшей степени, нежели в явлении-объекте сопоставления.

Пример: Талия никак не толще бутылочной шейки (Гоголь)

3. Аллегория – (иносказание) изображение отвлеченной идеи посредством конкретного, отчетливо представляемого образа. Основным способом изображения аллегории является обобщение человеческих понятий; представления раскрываются в образах и поведении животных, растений, мифологических и сказочных персонажей, неживых предметах, что обретают переносное значение.

Пример: «Вместо берцовой кости Примакова Доренко теперь грызет горло Путина. А мы, местные, знаем, что Доренко, если его отвязать, в живых жертву не оставляет... Вот Путин и понял, что если Доренко не остановить, он просто перекусит ему рейтинг» (Шендерович) или «Должны победить лисы и волки (хитрость, злоба, жадность).

34) Риторические фигуры: антитеза, градация, повтор. Виды повторов.

Риторические фигуры – это особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность (экспрессивность) речи, увеличивается сила ее воздействия на адресата.

1. Антитеза – (противопоставление) – фигура, в которой сопоставляется два противоположных друг другу понятия, явления. Иногда эти понятия выражаются при помощи антонимов.

Пример: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» (Лермонтов); Смелый там найдет, где робкий потеряет.

Цель использования антитезы – она делает речь более яркой, свидетельствует об эмоциональной возбужденности говорящего. Может использоваться для создания иронии в том случае, если её вторая часть семантически не соответствует первой (В огороде бузина, а в Киеве – дядька) Антитеза хороша тем, что не утомляет слушателя, придает мысли силу и выразительность, так как обе части противопоставления выделяют, как бы «высвечивают» одна другую. Главное — антитеза употребима всегда и везде, так как соответствует вечным противоречиям жизни: жизнь и смерть, радость и горе, свет и тьма — всегда рядом, всегда вместе.

2. Градация – (постепенное изменение, убывание или нарастание) – риторическая фигура (лестница), суть которой состоит в расположении нескольких перечисляемых в речи элементов (слов, словосочетаний, фраз) в порядке возрастания их значения (восходящая градация) или в порядке убывания значения (нисходящая градация). Образованному оратору необходимо научиться строить речь, используя градацию — 1) как риторическую фигуру и 2) как смысловую модель организации текста. В современной ораторской практике градация употребляется часто, но отнюдь не всегда удачно, вызывая даже комический эффект или просто загромождая речь. Чтобы эта фигура была действенной, помогала, а не мешала воспринимать смысл речи, употреблять ее нужно не часто и так, чтобы ряд близких по значению или синонимических выражений был построен действительно «по нарастающей» (или в порядке убывания значения).

Пример: Восходящая – Я вас прошу, я очень прошу, я вас умоляю. Нисходящая – Не обошлось без переломов рук и ног, сотрясения мозга, ушибов.

3. Повтор – фигура речи, состоящая в повторении звуков, морфем, слов или синтаксических конструкций в экспрессивных целях. Зачем нужны повторы? Человеку необходимо в процессе слушания время вдуматься, усвоить мысль – с помощью повтора оратор задерживает внимание на основной мысли. Услинение выразительности. Повторы способствуют запоминанию речи, привлекают и активизируют внимание слушателей.

Виды повторов:

- Анафора (единоначатие) – повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения или отрывков, из которых состоит высказывание. Пример: Не напрасно дули ветры, // Не напрасно шла гроза (Есенин).

- Эпифора (единоокончание, концовка) – повторение отдельных слов или оборотов в конце предложений или отрывков, из которых состоит высказывание, т.е. это повтор заключительных элементов последовательных фраз. Пример: - Лес не тот! – Куст не тот! – Дрозд не тот! (Цветаева)

- Композиционный стык – повтор одинаковых компонентов на границах смежных отрезков речи: один и тот же компонент заканчивает один фрагмент и начинает следующий за ним фрагмент.Пример: Жил на свете таракан. Таракан от детства (Достоевский);

- Синтаксический параллелизм – повтор синтаксических конструкций, особое устройство следующих друг за другом фраз с одной и той же синтаксической структурой, с однотипным порядком слов, однотипными сказуемыми. Пример: Грубым дается радость, // Нежным дается печаль.//Мне ничего не надо, //Мне никого не жаль (Есенин)







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 737. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Краткая психологическая характеристика возрастных периодов.Первый критический период развития ребенка — период новорожденности Психоаналитики говорят, что это первая травма, которую переживает ребенок, и она настолько сильна, что вся последую­щая жизнь проходит под знаком этой травмы...

РЕВМАТИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ Ревматические болезни(или диффузные болезни соединительно ткани(ДБСТ))— это группа заболеваний, характеризующихся первичным системным поражением соединительной ткани в связи с нарушением иммунного гомеостаза...

Решение Постоянные издержки (FC) не зависят от изменения объёма производства, существуют постоянно...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия