Студопедия — Внутренняя политика Византии в конце V-VI веков.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Внутренняя политика Византии в конце V-VI веков.






Рассмотрев внешнюю политику четырёх императоров конца V – VI веков закономерным будет вопрос анализа внутренней политики того периода. К слову сказать, в научной литературе, вопрос внутренней политики Византии освящен достаточно подробно, опирающийся на данные исторических источников. В трудах Прокопия Кесарийского данный аспект жизнедеятельности византийского государства имеет одно из важнейших значений, хотя и пестрит вставками, напрямую не относящиеся к внутренней политике. Именно поэтому С.Б. Дашков, в своем труде «Императоры Византии» указывает, что к трудам Прокопия Кесарийского требуется относиться с особой осторожностью, а тем более к его «Тайной истории». Однако у остальных авторов, например Сказкин С.Д. «История Византии», А.А.Васильев «История Византийской империи», Диль Ш. «История Византийской империи», Э.В. Удальцова «Идейно-политическая борьба в ранней Византии», таких рекомендаций нет.

Вообще, внутренняя политика ранней Византийской империи, по мнению исследователей сводится к нескольким направлениям: борьба с политической оппозицией, религиозные споры, и народные выступления. В самом деле, капитальные труды, отразившие указанную тематику, появились уже в конце XIX - начале XX вв. О. Зеек, А. Гюльденпеннинг, Ю. Кулаковский, Э. Штейн, собрали большой фактический материал, позволяющий дать специальную оценку антиправительственным выступлениям знати в ранней Византии[37]. Народным движениям в указанных трудах места практически не уделялось. Однако в них были намечены реальные группы оппозиции, например указывались варвары как самостоятельная внутриполитическая сила, выделялись временные оппозиционные «партии» Аврелиана, Диоскора и т.д[38].

В целом борьба внутри знати дезорганизовывала имперскую государственность и способствовала торжеству негативных начал, а недовольство отдельных групп знати являлось лишь оппозицией тому или иному двору.

В русском дореволюционном, и советском византиноведении (например, в работах А. А. Васильева, Ф. И. Успенского, С. П. Шестакова, М.В.Левченко и А.П.Дъяконова) констатировались основные антиправительственные выступления V в, описывалось социальное содержание народных выступлений, взаимосвязь между народными выступлениями и выступлениями знати. Советской исторической наукой были изучены лишь отдельные стороны внутренней политики V-VI веков: социально-экономическое положение некоторых групп знати, их развитие, общие причины конфронтации с правительством, характер отношений отдельных оппозиционных групп с народными массами, идейное вооружение части недовольной знати, религиозная конфронтация, и т.д.

Как уже говорилось выше, император Зенон проводил достаточно удачную внешнюю политику на Западе. Внутри державы самым важным вопросом стал вопрос церковный. В Египте, Сирии, частью в Палестине и Малой Азии население твердо держалось монофизитства. Желая найти примирительный выход из создавшегося тяжелого положения, константинопольский патриарх Акакий. Он предложил Зенону вступить на путь примирения при помощи взаимных уступок. Согласившийся с патриархом император издал в 482 году Акт единения, или Энотикон (ενωτικον), адресованный к церквям, подведомственным александрийскому патриарху[39]. Главной задачей этого акта было не задеть ни православных, ни монофизитов в учении о соединении в Иисусе Христе двух природ - Божественной и человеческой. Энотикон называл Иисуса Христа «единосущным Отцу по Божеству и единосущным нам по человечеству»; но вместе с тем он избегал выражений «одна природа» и «две природы» и ничего не говорил об определении Халкидонского собора относительно соединения в Иисусе Христе двух природ. О Халкидонском соборе в Энотиконе упоминается лишь один раз в таких выражениях: «Всякого, кто думал или думает иначе, будет ли то теперь или в другое время, в Халкидоне или на каком другом соборе, того мы предаем анафеме»[40].

Однако Энотикон, после первого видимого успеха в Александрии, в конце концов не удовлетворил ни православных, ни монофизитов: первые не могли примириться со сделанными монофизитам уступками; вторые, ввиду неопределенности выражений Энотикона, считали уступки недостаточными. Энотикон Зенона внес новые осложнения в церковную жизнь Византии, увеличив число партий. Часть духовенства стояла за идею примирения и поддерживала Акт единения. Но вместе с тем появились как со стороны православных, так и со стороны монофизитов люди непримиримые.

С приходом к власти Зинона высшие должности в империи перешли к исаврийской военной знати. Это сразу же вызвало яростное сопротивление константинопольских сенаторов. Осознавая враждебное настроение сенаторов, Зенон должен был искать опоры в более широких слоях константинопольского населения. Опираясь на сильный гарнизон из исавров, Зенон правил самовластно, отстранив сенат от дел. Во главе его правительства стоял ловкий: представитель торгово-ростовщических кругов евнух Урвикий.

Несмотря на то, что в правление Зенона царил грубый произвол военщины, сначала готской, потом исаврийской, в сущности их действия были угодны константинопольским ктиторам, которые пользовались привилегиями столичных жителей, в частности дешевым хлебом из Египта. Политика, которую проводил Зенон в отношении крестьян, в основном соответствовала интересам торгово-ростовщических слоев Константинополя и партии прасинов. В 486 г. был издан так называемый закон Льва I и Анфимия, согласно которому крестьянам митрокомии запрещалось продавать свои земельные участки лицам, не являвшимся ее членами. В том же году был повторен указ, запрещавший практику самоотдачи крестьян под патроциний. Несколько позднее Зинон издал закон, не допускавший перекладывания долгов отдельных членов общины на других общинников.

Эти мероприятия несколько задерживали превращение свободного крестьянства в зависимое. Однако закон Льва I и Анфимия позволял городским дельцам эксплуатировать свободное крестьянство, используя фискально-судейский аппарат, а также через торговлю и ростовщичество.

Одним из проявлений того, что политика Зенона была направлена против крупной поземельной знати, служили попытки утвердить законом практику эмфитевсиса. Закон Зенона относительно эмфитевсиса обязал обе стороны соблюдать первоначальное соглашение, причем убыток от стихийных бедствий падал на землевладельца, а не на эмфитевта. Этот закон давал широкую возможность предпринимательским кругам городских ктиторов в порядке эмфитевсиса арендовать участки земли для разведения виноградников, оливковых рощ, садов и огородов в пригородной полосе крупных городов.

Правление Зенона ознаменовалось массовыми конфискациями владений оппозиционной аристократии. Отнятые у знати поместья пополнили фонд императорских земель, доходы от которых шли на содержание двора и не подлежали ведению местных властей.

Сенат был лишен права судить своих членов - оно передавалось лично императору или назначенному по его указанию судье. Эта мера снижала политическое значение сената.

Произвол, коррупция и налоговый гнет возбуждали народ. Его недовольством снова решила воспользоваться родовитая константинопольская знать. Представитель знатной константинопольской семьи - Маркиан организовал заговор. В 479 г. сторонники Мартиана неожиданно напали на правительственные учреждения; население Константинополя немедленно присоединилось к восстанию; исаврийских экскувитов избивали, народ бросал в них камни с крыш домов. Дворец был взят, Зенон бежал. Население Константинополя праздновало победу. Но за ночь исаврийцы собрались с силами и сумели арестовать заговорщиков. Маркиан скрылся и некоторое время предводительствовал отрядом повстанцев в провинции, надеясь утвердиться в Малой Азии. Однако эта попытка не удалась. Время для Константинополя было крайне опасным, так как с запада городу снова угрожали остготы.

Правительство было обеспокоено активностью монашества и его связями с массами. Принимались меры к закреплению монахов за монастырями, которые таким образом превращались в хозяйственные учреждения с неотчуждаемыми владениями. Иначе говоря, делались попытки оторвать монашество от масс, включив монахов в ряды господствующего класса. Рабам и энапографам запрещалось вступать в монастыри.

Обострялась обстановка и в Палестине. Здесь происходили выступления греческого городского населения. Они носили реакционный характер: греки стремились сохранить свое привилегированное положение и инспирировали нападения на евреев и самаритян.

Ответом на религиозные преследования, на социальный и налоговый гнет было большое восстание самаритян (484-486 гг.). Самаритяне произвели избиение христиан, организовали свое правительство во главе с Юстасом, которого провозгласили царем. Восставшие овладели центром Палестины - Кесарией. Но правительство организовало силы горожан, сколотило военно-полицейские отряды добровольцев и разгромило самаритян. Подавление восстания сопровождалось почти полной конфискацией имущества состоятельных самаритян в городах. На горе Гаризим был построен христианский храм.

Относительное спокойствие на восточной границе давало возможность византийскому правительству сконцентрировать внимание на Западе и попытаться ликвидировать угрозу со стороны готов.

В 491 г. в Константинополе произошел переворот. 9 апреля при подозрительных обстоятельствах умер император Зенон. Согласно поздней версии, мертвецки пьяного Зинона выдали за покойника и похоронили, хотя и слышали его крики. Вдова Зинона Ариадна объявила о своем желании избрать мужем чиновника из незнатной семьи, добившегося должности силенциария и близкого к сенаторским кругам, - Анастасия Дикора (491-518). Родственники и сподвижники Зинона не сумели воспрепятствовать этому.

Внутренняя политика Анастасия I началась с признания монофизитства. В частности, Анастасий сам признал, что склонен к монофизитству. Последнее обстоятельство было приветствовано в Египте и Сирии, областях по-преимуществу монофизитских. В столице монофизитские симпатии императора вызвали большое смущение и в Константинополе поднялось сильное восстание, едва не кончившееся низложением императора.

На фоне религиозной политики Анастасия вспыхнуло во Фракии восстание Виталиана, выступившего с большим сухопутным войском, в состав которого входили гунны, болгары, имея в виду свергнуть императора с престола, т.е. цель политическую. Виталиан объявил, что поднялся на защиту угнетенной православной церкви. После долгой и упорной борьбы с Виталианом восстание последнего было подавлено.

Внутренняя деятельность Анастасия, до сих пор еще недостаточно оцененная и исследованная в исторической литературе, отличаясь большим оживлением, касается важных сторон экономической и финансовой жизни страны.

На первое место должна быть поставлена его финансовая мера, отменившая тяжелый налог - хрисаргир, т.е. налог, уплачиваемый золотом и серебром. Это подать, введенная еще при Константине Великом, падала на все существовавшие в империи ремесла и промыслы, не исключая прислуги, нищих, публичных женщин и т. д. Особенно страдали от хрисаргира бедные классы. Хотя эта подать должна была быть взимаема раз в пять лет, на самом деле во времени ее взимания господствовали произвол и полная неожиданность, что приводило в отчаяние население[41]. Анастасий, невзирая на крупный доход казне от этого налога, окончательно отменил его, уничтожив все связанные с ним документы. Население восторженно встретило отмену ненавистного налога. Отмена этого налога давала особое удовлетворение церкви, ибо, из-за того, что брался он и с доходов проституток, налог соответственно легализировал порок.

Конечно, отмена хрисаргира лишала казну значительного дохода, однако эта потеря была скоро компенсирована введением нового налога – «хрисотелии,» «налог золотом,» или «налог в золоте,» направленный на поддержку армии. Он тоже был тяжелым для бедных классов, так что вся финансовая реформа имела в виду более регулярное распределение налогового бремени. Возможно, наиболее важной финансовой реформой Анастасия была отмена системы, при которой городской совет был ответствен за сбор налогов в городе; Анастасий передал эту обязанность должностным лицам, называемым виндиками, которых утверждал префект претория. Хотя эта новая система сбора налогов значительно увеличила доходы, в последующие годы она была изменена. При Анастасии, как кажется, гораздо более острой, чем когда-либо ранее, стала проблема заброшенной и необрабатываемой земли. Бремя дополнительных налогов падало как на людей, не способных платить, так и на неурожайную землю. Собственники плодородной земли, таким образом, становились ответственными перед властями за полную уплату налогов. Это дополнительное обложение, называвшееся по-гречески «эпиболе» - т.е. надбавка, придача. С особой суровостью его собирали во время правления Юстиниана Великого. Анастасий издал также указ о том, что свободный человек, проживший в одном месте тридцать лет, становился колоном, т.е. прикреплялся к земле, не теряя своей личной свободы и права владения имуществом.

Время Анастасия отмечено также большой денежной реформой. В 498 году был введен большой бронзовый фолл с его мелкими номинациями. Новую монету приветствовали особенно бедные граждане, ибо медная монета в обращении стала редкой, была плохой по качеству и не имела указания ценности. Новую монету чеканили на трех монетных дворах, которые функционировали при Анастасии в Константинополе, Никомедии и Антиохии. Бронзовая монета, введенная Анастасием, оставалась образцом имперских денег до второй половины седьмого века.

К числу гуманных мер Анастасия надо отнести его указ запрещении борьбы с дикими зверями в цирках[42].

Несмотря на то, что Анастасий нередко жаловал податные облегчения провинциям и городам, особенно восточным, государство к концу правления императора обладало солидной денежной наличностью, которую историк Прокопий пределяет в количестве 320.000 фунтов золота. Экономия Анастасия, конечно, сыграла свою роль в многосторонней и кипучей деятельности второго преемника Анастасия, Юстиниана Великого.

Юстин I не отличился в решение внутренних вопросов империи. Однако он решительно повернул религиозную политику государства к ортодоксии. В отличие от Зинона и Анастасия I, он взял курс на примирение с папством, конфликт с которым «схизма Акакия» не прекращался 35 лет. Император приказал сместить около полусотни сирийских епископов-монофиситов и воздвиг гонения на приверженцев всех еретических направлений христианства. Папа Хормизд и восточно-римский монарх вскоре действительно примирились.

Как внешняя, так и внутренняя политика Юстиниана была направлена на всестороннее укрепление византийского государства. Его идеалом было восстановление прежнего величия Римской империи.

Одним из важных рычагов консолидации государства в то время являлась религиозная политика. В 529 г. был издан императорский указ, ущемлявший в гражданских правах нехристиан и еретиков. Для них закрывалась дорога, в первую очередь, к высоким государственным должностям. Под действие указа не подпадали только монофизиты, которые пользовались поддержкой императрицы Феодоры. В 529 г. была закрыта языческая Платоновская академия в Афинах.

В 529 г. началось самаритянское восстание в Палестине, длившееся до 532 г. и подавленное с большой жестокостью. Восстание было ответом на религиозное давление со стороны властей (религия самарян - это одна из разновидностей иудаизма).

В 528 г. было положено начало грандиозной работе, увековечившей имя Юстиниана, - начались труды по кодификации римского права. «Император, - считал он, - должен быть не только украшен оружием, но и вооружен законами, чтобы быть в состоянии управлять как в военное, так и в мирное время; он должен быть как твердым защитником права, так и триумфатором над побежденными врагами»[43]. В Римской империи законодательство состояло как из законов, издававшихся императорами, так и республиканского права, разработанного юристами классического периода. Оно называлось «древним правом». Законы не подлежали отмене, однако новые законы вполне могли лишать силы предшествующие. Это создавало большие сложности в применении законов. Еще до Юстиниана было составлено три кодекса, т.е. сборника, римского права - Codex Gregorianus, Codex Hermogenianus и Codex Theodosianus[44]. В феврале 528 г. в Константинополе начала действовать комиссия из десяти юристов во главе с Трибонианом и Феофилом, которые должны были пересмотреть указанные кодексы, а также законы, вышедшие после их составления, и создать из всего этого законодательного массива единый сборник[ссылка]. В апреле 529 г. был выпущен в свет кодекс Юстиниана (Codex Justinianus), ставший обязательным сводом законов для всей Империи[45].

В 530 г. тем же Трибонианом была создана комиссия по обработке «древнего права». В результате работы комиссии в 533 г. они опубликовали свод, получивший название дигест (Digesta) или пандект (Pandectae)[46]. Помимо законодательного значения этот сборник имел еще одно - в нем сохранилось огромное количество высказываний и текстов великих римских юристов, которые иначе могли бы не дойти до нас. В дигестах мнения многих из них приобретали силу закона. В том же 533 г. были изданы институции (Institutiones) в четырех книгах, которые служили учебным пособием по кодексу и дигестам[47]. Формально они являлись пособием по гражданскому праву и предназначались для студентов, но, по сути были кратким руководством по всему римскому праву, действовавшему в эпоху Юстиниана.

После всей этой грандиозной работы появилась потребность в пересмотре кодекса Юстиниана. В 534 г. вышло второе издание кодекса, учитывавшее законотворческую деятельность предшествовавших лет. Однако и после этого император продолжал издавать множество законов, называвшихся novellae leges - новыми законами, или кратко новеллами[48].

Все четыре части юстинианова законодательства: кодекс, дигесты, институции и новеллы, представляли собой единое целое - свод римского права, действовавшего в эпоху ранней Византийской империи.

В январе 532 г. в Константинополе произошло событие, которое потрясло все городское общество и чуть было не лишило Юстиниана и его жену Феодору царской власти: 14 января в городе началось восстание, получившее название Ника. Городское население было разделено на социальные партии со своими интересами, лидерами, бюджетом. Партии имели те или иные религиозные предпочтения, а также представляли интересы определенных классов. Формальными выразителями этих различных интересов городских жителей являлись, как это ни странно, группировки на ипподроме - партии цирка. На состязания приходил император, так что можно было выдвигать перед ним свои требования или выказывать неодобрение. Партии цирка (димы) различались по цветам одежд, в которые облачались возницы. Так, на константинопольском ипподроме были зеленые, голубые, белые и красные димы. В VI в. наиболее влиятельными были венеты (голубые) и прасины (зеленые). Венеты представляли сторонников халкидонского православия, и заодно их поддерживали состоятельные слои горожан; прасины же были монофизитами и пользовались симпатиями бедных слоев общества. Интересно, что в начале VI в. в Риме Теодориха Великого социальные различия цирковых партий были такими же.

При Юстиниане социальное недовольство и раскол приобрели большие масштабы. С одной стороны, Юстиниан, как православный ортодокс, поддерживал венетов, в то время как его супруга Феодора - прасинов. Таким образом, обе партии находили поддержку при дворе. Однако основной конфликт был не между различными группами городского населения, а между городским самоуправлением и императорской властью. Как венеты, так и прасины выступили во время восстания единым фронтом.

Главным требованием восставших было низложение Юстиниана и отставка нескольких неугодных народу высших чиновников, в первую очередь жестокого префекта претории Иоанна Каппадокийского и Трибониана. Знамя восстания подняли племянники покойного императора Анастасия - Ипатий и Помпей. Бунтовщики разгромили столичные тюрьмы, и несколько дней подряд в столице бушевали пожары и совершались бесчинства. После неудавшихся переговоров с Юстинианом, на ипподроме императором был провозглашен Ипатий. Сам Юстиниан укрылся во дворце и уже думал о бегстве из столицы. Как сообщает Прокопий Кесарийский единственным решительным и мужественным человеком оказалась императрица: «Человеку, появившемуся на свет, необходимо умереть, но быть беглецом для того, кто был императором, невыносимо… Если ты, государь, хочешь спастись, это нисколько не трудно. У нас много средств: вот море, вот корабли. Однако подумай, как бы после бегства ты не предпочел смерть спасению. Мне же нравится древнее изречение, что царское достоинство есть прекрасный погребальный наряд»[49].

Император принял решение остаться в столице и начал решительные действия. Усмирение восставших было поручено Велизарию. Велизарий и его солдаты сумели загнать восставшую толпу на ипподром, где ими было перебито не менее 30 тысяч восставших[50]. После этих кровавых событий победа Юстиниана была бесспорна, и конфликт между димами и императором был окончательно решен в пользу последнего. Восстание Ника было важным этапом в борьбе Юстиниана за контроль над всеми рычагами государственного механизма.

Эпоха Юстиниана – это новый этап в жизни города или страны отметилась интенсивным монументальным строительством. Сразу после подавления восстания Ника император приступил к восстановлению столицы. Самое знаменитое сооружение Юстиниана - храм Святой Софии.

Помимо Святой Софии при Юстиниане были воздвигнуты в столице еще храмы Святых Апостолов, Богородицы во Влахернах, Святой Анны, Святой Ирины в Сикках. Но строились не только церкви и не только в столице. Значительное количество сооружений должно было служить военным нуждам империи. В первую очередь крепости и морские гавани. Географический разброс построек огромен: к тому времени относятся основные сооружения монастыря Святой Екатерины на Синае, а также византийские стены в Крыму, которые были призваны защищать оседлое население южного Крыма от степных кочевников. Сегодня именно постройки Юстиниана обозначают границы максимального расширения Византийской империи[51].

Широкое строительство по всему государству - светское, церковное, гражданское, военное - требовали невероятных финансовых затрат. Нехватка денег была постоянным спутником правления Юстиниана.

Одной из важных черт внутренней политики Юстиниана была постоянная борьба с крупной частной собственностью. Во многих частях государства (в Египте, в Каппадокии) земельные магнаты обладали большей властью, нежели государство. «Государственная земельная собственность, - читаем в одной из новелл Юстиниана, - почти полностью перешла в частные руки, ибо она была украдена и разграблена, включая все табуны лошадей, и ни один человек не выступил против, ибо уста всех были остановлены золотом»[52]. Юстиниан всеми способами старался вернуть в казну как государственную землю, так и то, что уже давно принадлежало крупным местным землевладельцам. Надо заметить, что в своей борьбе с крупным землевладением Юстиниан не вполне преуспел: оно осталось отличительной чертой византийской экономики на все века ее существования.

Таким образом во второй половине V - VI века, как и в продолжении IV века общественная, политическая и религиозная жизнь Византии проходила на фоне бурных и кровавых выступлений угнетенных масс. Религиозные распри, войны, восстания, бунты, казалось бы почти уничтожили империю, однако Византия выстояла. Напротив, к началу VI в. Византия оказалась способной повести длительную реставрационную политику и достигнуть наивысшего внешнего блеска в своей истории.

Что касается итогов политики Юстиниана, то её можно свести к следующим пунктам: частичное восстановление границ бывшей Римской империи, борьба против роста крупного сенаторского землевладения, стремление найти социальную опору в средних слоях рабовладельцев - землевладельцев и куриалов, у высшего ортодоксального духовенства, а также в какой-то мере привлечь на свою сторону торгово-ремесленные круги городов.

На ранних этапах попытки Юстиниана создать широкую социальную базу своему правлению имели успех, что дало императору возможность начать завоевательную политику на Западе. Однако финансовые мероприятия правительства мало-помалу стали отталкивать от него и те социальные круги, которые ранее его поддерживали.

Тогда Юстиниан начал искать выход из положения во все большем нажиме на народные массы, в политике самого жестокого террора и ограбления народа. В конечном счете его политика привела к чрезвычайному обострению классовой борьбы в Византии VI в.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 116. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

Законы Генри, Дальтона, Сеченова. Применение этих законов при лечении кессонной болезни, лечении в барокамере и исследовании электролитного состава крови Закон Генри: Количество газа, растворенного при данной температуре в определенном объеме жидкости, при равновесии прямо пропорциональны давлению газа...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия