Студопедия — ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Л.УАЙТА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ Л.УАЙТА






 

Последователь В. Оствальда - Л. Уайт считал, что эволюция культуры зависит напрямую от количества и типа используемой энергии: «Культура движется вперед по мере того, как возрастает количество обузданной энергии на душу населения, или по мере того, как возрастает эффективность или экономия в средствах управления энергией, или то и другое вместе» (White L. The evolution of culture. N.Y. 1959. P.56). То есть Л. Уайт выделяет три фактора: 1) Количество энергии, используемое в год на душу насе­ления; 2) эффективность технологических средств, при помощи которых энергия из­влекается и ста­вится на службу человека; 3) объем произведенных предметов и услуг для удовлетворения потребностей человека.

Он выражает это следующей формулой: Е × Т → С, где Е- количество энергии, по­требляемое в год на душу населения; Т - степень эффективности орудий труда, используемых для извлечения и применения энергии; С - уровень культурного развития.

На основе этой энергетической концепции он выстраивает периодизацию культурной эво­люции. Л.Уайт считает, что использование огня в качестве источника энергии, при­обрело зна­чение лишь с изобретением парового двигателя. То же самое он утверждает относи­тельно воды, она приобрела значение энергетического источника только в пе­риод, ко­гда стало использоваться водяное колесо. То же самое можно сказать относительно «третьей стихии» – воздуха (ветра): «.. огонь, вода и ветер в очень незна­чительных ко­личествах использовались как источник энер­гии на протяжении первых сотен тысяч лет культурной истории. Но первобытный человек знал и использовал для развития культуры еще один источник энергии: речь идет об энергии расте­ний и жи­вотных» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб.,1997. С.445). Ибо растения и животные являются накопителями энергии – энергии солнца. Для при­обретения этой энергии человек использует технологии – охоты, соби­рательства. Но далее он идет по пути усовершенствования этих методов использования - применяет технологии доместикации растений и животных, производящую технологию. Таким образом, эти энергетические ресурсы подпадают под контроль че­ловека.

По его мнению, апогей развития, который был обусловлен земледелием и скотоводст­вом был достигнут до начала первого тысячелетия до нашей эры, и существенных из­менений до 1800 года существенных изменений не произошло: «…культуры Европы в период между распадом Римской империи и до начала топливной эры не достигли уровня, свойственного древним ци­вилизациям Востока» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб.,1997. С.447). Существенное развитие произошло тогда, когда появился новый энергетиче­ский источник - энергия угля, нефти и газа, которая преобразовывалась при помощи парового двигателя и двигателя внутреннего сгорания. «Последствия топливной революции во многом схожи с последствиями аграрной революции: рост населения, укрупнение политических объе­динений, рост городов, накопление богатств, быстрое развитие наук и искусств, в це­лом – бы­строе и экстенсивное развитие культуры» (Антология исследований культуры. Том 1 Интерпретации культуры Спб.,1997. С.448)

С технологией и увеличением энергопотребления связаны и социальные формы. Соци­альные формы связаны с увеличением народонаселения. Во-первых, в связи с появлением прибавоч­ного продукта общество дифференцировалось, ибо появилась возможность занятия частью на­селения другими видами деятельности, предлагая про­дукты своей деятельности на избыточный продукт, который появлялся в области сель­ского хозяйства и животноводства. Общества начинают меняться. Эффективно действующая система социальной организации аморфного фео­дализма, основанная на принципах вассального или кровного родства, в связи с увеличением на­селения, начинает работать плохо, - укрепляются государствен­ные сис­темы управления: формируется абсолютизм, а затем и демократические механизмы коррекции власти. Более того энергетический подход касается не только экономической сферы общественной жизни, распределение энергии идет и в социальную сферу и в ментальную, распределяясь по всему пространству культурного Ландшафта, выражаясь в разных формах. К примеру, А. Кребер

 

В результате ясно, что Ландшафт Культуры прямо свя­зан с использованием энергии Ландшафтных Стихий и энергетических аккумуляторов земного Ландшафта, главным образующим центром которых является энергия Солнца. Потому-то Философия Ландшафта – это «Энергетически - Солнечная» Философия, где движения энергий, распределение энергетических потоков должны быть в сфере внимания.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 217. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Концептуальные модели труда учителя В отечественной литературе существует несколько подходов к пониманию профессиональной деятельности учителя, которые, дополняя друг друга, расширяют психологическое представление об эффективности профессионального труда учителя...

Конституционно-правовые нормы, их особенности и виды Характеристика отрасли права немыслима без уяснения особенностей составляющих ее норм...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия