Студопедия — Эстетика Средневековья
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эстетика Средневековья






 

В период господства религиозного мировоззрения эстетические взгляды строились на отрицании языческих, т.е. античных представлений. Отрицалась не только плотская, телесная красота, но и вообще красота природного мира. И в то же самое время религиозная философская эстетика пользовалась тем философским языком и теми понятиями, которые были выработаны в эпоху античности. Поздняя античность также уходила от материалистических представлений древних греков. Неоплатонизм уже сочетал в себе элементы мистики и идеи сверхчувственного. От этого был один шаг к идее мира как воплощения божественного замысла, к сверхчувственной красоте Бога. Согласно воззрениям религиозных философов, вечная, сверхчувственная, абсолютная красота есть Бог.

Мысли Платона о сверхчувственном мире идей были здесь доведены до предела. Но Платон через эту мистификацию делал шаг к постижению природы человека, того, что человек живет в мире идей, его деятельность основана на идеях, на претворении в жизнь идей. Религиозная эстетика абсолютизирует еще сильнее идеальный мир человека, превращая его в трансцендентный мир Бога. И полностью противопоставляет идеальное и материальное. И в познании, и в творчестве человек имеет противоположность идеи и вещи, но только во взаимосвязи. Религия, абсолютизируя духовное начало, возможно, и выявляет его действительное значение в жизни человечества, но вместе с тем искажает реальное взаимодействие духовного и материального в природе человека.

Первыми эстетиками средневековья выступили «отцы» и «учителя» церкви: Василий Великий, Иоанн Златоуст, Иероним, Августин и др. Они разработали основные эсте­тические принципы, которые позднее легли в основу средне­векового официального искусства и послужили исходным пунктом для эстетических трактатов западного средневеко­вья. Наиболее известными эстетиками западного средневе­ковья являются Августин и Фома Аквинский.

Августин (354—430 гг.) — влиятельнейший пропо­ведник и ревностный деятель католической церкви. Он про­шел сложный путь, приведший его к христианству. Хри­стианское учение о грехопадении и искуплении грехов произ­вело на него неизгладимое впечатление. О своих духовных исканиях Августин рассказывает в своем труде «Исповедь». Согласно Августину, бог — высочайший художник, который дает и образ, и красоту, и строй всему по своим законам.

К «языческому» периоду Августина относится его трактат «О прекрасном и пригодном». Этот трактат не сохранился, но о его содержании Августин рассказывает в IV книге «Исповеди» (гл. 13). На вопрос, что такое красота, он от­вечает следующим образом: «Я наблюдал и замечал, что в телах есть нечто прекрасное (pulchrum) само в себе, как нечто цельное, и есть нечто пригодное (artum), привлекательное только потому, что соответствует целому и удачно приспо­соблено к нему, например, члены тела по отношению к целому организму или башмак по отношению к ноге, и тому подоб­ное». В 15-й главе той же книги Августин делает интересное замечание о том, что в названном трактате его мысль «за­нята была только чувственными образами» и что сами поня­тия прекрасного и пригодного определялись «по образцам, заимствованным из мира чувственного».

В дальнейшем Ав­густин стремится отойти от чувственного мира и вывести все эстетические понятия из божественной сущности. Но чувственный мир, теперь понимаемый как нечто греховное, все время устраивает засады теологу: при определении эстетических понятий он снова обращается именно к чув­ственному миру. Так, в качестве признаков красоты он на­зывает единство, пропорциональность, соответствие частой вместе с некоей приятностью цвета. По Августину, мир прекрасен потому, что его сотворил бог. Бог есть сверх­чувственная, вечная и абсолютная красота.

Фома Аквинский (1225-1274) фактически подвел итог западной средневековой эстетике. Он перенес акцент красоты на чувственно воспринимаемую, природную красоту, оценив ее саму по себе. У него вещь является прекрасной лишь тогда, когда в ее внешнем виде предельно выражается ее природа, сущность. Красоту Фома определяет как совокупность ее объективных и субъективных характеристик. Объективные характеристики: “должная пропорция или созвучие, ясность и совершенство”. Субъективные аспекты он усматривал в соотношении прекрасного с познавательной способностью, которая реализуется в акте созерцания, сопровождающемся духовным наслаждением. Под искусством Фома понимал всякую искусную деятельность и ее результат.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 224. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Различия в философии античности, средневековья и Возрождения ♦Венцом античной философии было: Единое Благо, Мировой Ум, Мировая Душа, Космос...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия