Студопедия — Эстетика Нового времени
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эстетика Нового времени






Эстетикаклассицизма. Классицизм (от лат. classikus — первоклассный) — это направление в искусстве, литературе и эстетике Западной Европы и России XVII —XVIII вв. Наиболее отчетливо принципы классицизма получили обоснование во Франции. В литературе – это П. Корнель, Ж. Расин; в живописи – Н. Пуссен, Ш. Лебрен; в архитектуре Ф. Манеар, А. Ленотр, авторы дворцово-паркового комплекса.

Эстетика классицизма ориентировала поэтов, художни­ков, композиторов на создание произведений искусства, от­личающихся ясностью, логичностью, строгой уравновешен­ностью и гармонией. Все это, по мнению классицистов, нашло свое полное выражение в античной художественной культуре. Для них разум и античность – синонимы. Рационалистиче­ский характер эстетики классицизма проявился в отвлечен­ной типизации образов, строгой регламентации жанров, форм, в отвлеченной интерпретации античного художествен­ного наследия, в обращении искусства к разуму, а не к чувствам, в стремлении подчинить творческий процесс незыбле­мым правилам- и канонам. Родиной классицизма являлась Франция.

Наибольшую известность как теоретик классицизма получил Никола Буало (1636—1711). Свою теорию он изложил в стихотворном трактате «Поэтическое искусство» (1674). Правда, основные принципы классицизма были вы­сказаны ранее Декартом в его трех письмах к Гез де Баль­заку, а также в других сочинениях. Искусство, по мнению Декарта, должно быть подчинено строгой регламентации со стороны разума. Требования ясности, четкости анализа распространяются философом и на эстетику. Язык произве­дения должен отличаться рационалистичностью, а компо­зиция может строиться только на строго установленных правилах.

Главная задача художника – убеждать силой и логи­кой мыслей.

Однако Декарт занимался больше вопросами матема­тики и естествознания, поэтому систематизированного изложения эстетических идей не дал. Это осуществил Буало в названном выше трактате, состоящем из четырех частей.

В первой части говорится о предназначении поэта, его моральной ответственности, о необходимости овладения поэтическим искусством; во второй – анализируются лири­ческие жанры: ода, элегия, баллада, эпиграмма, идиллия; в третьей, являющейся средо­точием общеэстетической проб­лематики, дается изложение теории трагедии и комедии; в заключительной части Буало возвращается опять к личности поэта, рассматривая этические проблемы творчества. В своем трактате Буало выступает и как эстетик, и как литератур­ный критик; с одной стороны, он опирается на метафизику, т. е. на рационализм Декарта, с другой – на художествен­ное творчество Корнеля, Ра­сина, Мольера – выдающих­ся писателей французского классицизма.

Одним из основных положе­ний эстетики Буало является требование во всем следовать античности. Он даже выступает за сохранение античной мифологии как источника нового искусства. Корнель и Расин очень часто обращаются к антич­ным сюжетам, но трактовку им дают современную.

В чем специфика истолкования античности французскими классицистами? Прежде всего, в том, что они в основном ориентируются на суровое римское искусство, а не на древне­греческое. Так, положительными героями Корнеля являются Август, Гораций. В них он видит олицетворение долга, патриотизма.

В трактовке категории прекрасного классицисты исходят из идеалистических положений. Так, художник-классицист Н. Пуссен пишет: «Прекрасное не имеет ничего общего с ма­терией, которая никогда к прекрасному не приблизится, если не будет одухотворена соответствующей подготовкой». На идеалистической точке зрения в понимании прекрасного стоит к Буало. Красота в его понимании – это гармония и закономерность Вселенной, но источником ее является не сама природа, а некое духовное начало, упорядочивающее материю и противостоящее ей. Духовная красота ставится выше физической, а произведения искусства выше творений природы.

Критерием красоты, как истины, являются ясность и очевидность, все непонятное некрасиво.

Характер, согласно Буало, должен изображаться непод­вижным, лишенным развития и противоречий. Этим самым Буало увековечивает художественную практику своего вре­мени. Действительно, большинство характеров Мольера от­личается статичностью. Такое же положение мы встречаем и у Расина. Теоретик классицизма выступает против того, чтобы показывать характер в развитии, в становлении; он игнорирует изображение тех условий, в которых формируется характер. В этом Буало исходит из художественной практи­ки своего времени. Так, Мольеру нет дела до того, почему и при каких обстоятельствах Гарпагон («Скупой») стал олицетворением скупости, а Тартюф («Тартюф») - лице­мерия. Ему важно показать Скупость и Лицемерие. Внешнее развитие драматических действий заменяется в трагедии изображением психологических состояний героев-одиночек. Весь объем трагического конфликта сосредоточивается в душевной сфере.

Комедия резко противопоставляется трагедии. В ней всег­да должно выступать низкое и порочное. Такого рода от­рицательные качества, но глубокому убеждению Буало, встречаются в основном в простонародье. В таком толкова­нии комические персонажи не отражают социальных про­тиворечий. Руководствуясь принципами классицизма, Корнель и Расин, Мольер и Лафонтен и другие круп­ные писатели Франции XVII в. создали выдающиеся художе­ственные произведения.

В середине XVIII в. в эпоху Просвещения классицизм претерпевает эволюцию, и прежде всего в плане идейного содержании: выдвигаются темы и конфликты, в которых находит отражение борьба за политическую и религиозную свободу (Вольтер, драматург Лемьер). Своеобразную интерпретацию клас­сицизм приобретает у Гете и Шиллера — это так называе­мый веймарский классицизм. В эпоху наполеоновской импе­рии классицизм теряет свое идейно-эстетическое содержа­ние и ценность, становится офи­циальной эстетической доктри­ной начала XIX в., превра­щается в пустой академизм – это так называемый ампир.

 







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 190. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия