Студопедия — Формирующий эксперимент. На данных анализа литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, учитывая результаты констатирующего эксперимента
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Формирующий эксперимент. На данных анализа литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, учитывая результаты констатирующего эксперимента






На данных анализа литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературы, учитывая результаты констатирующего эксперимента, нами был подготовлен и проведен формирующий эксперимент. Целью эксперимента стало формирование логических универсальных учебных действий у учащихся 3 класса в процессе подготовки выразительно читать лирические стихотворения.

В формирующем эксперименте принимали участиеученики 3 «А»МАОУ СОШ №1 г. Улан-Удэ – всего 24 человек. Эксперимент проводился в апреле 2015 года. Основой для обучения послужил учебник «Родная речь» В.Г. Горецкого и др.

Резюмирование представлено в таблице 2:

Таблица 2

Тема урока Учебные задачи Формируемые знания и умения
  Ахматова А.А. «Мужество» 1. Постановка речевого дыхания. 2. Анализ лирического стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности. 3. Наблюдения над связью между чувствами лирического героя и постановкой логического ударения при чтении стихотворения. 1. Умение правильно брать дыхание. 2. Развитие поэтического слуха и навыка слушания. 3. Умение определять языковые средства. 4. Умение правильно ставить логическое ударение в тексте. 5. Умение правильно проанализировать текс
    Пастернак Б.Л. «Осень» 1. Постановка речевого дыхания.   2. Анализ лирического стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности.   3. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, постановкой логического ударения и изменением силы голоса при чтении стихотворения. 1. Умение правильно брать дыхание.   1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.   2. Умение правильно определять эпитеты.   3. Умение правильно ставить логическое ударение в тексте.   4. Умение правильно использовать силу голоса.   5. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.
  Есенин С.А. «Погасло солнце», «Задремали звезды золотые» 1. Анализ лирического стихотворения с целью уточнения языковых средств выразительности. 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя, изменением силы голоса и выбором правильной интонации при чтении стихотворения 1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 3. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 4. Умение правильно выбирать нужную интонацию.   5. Умение правильно изменять силу голоса.
  Есенин С.А. «Я покинул родимый дом» 1. Работа над анализом лирического произведения: строфическая организация стихотворения, языковые особенности стихотворения 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и выбором правильной интонации при чтении стихотворения. 1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.   3. Умение различать поэтические средства.   4. Умение правильно выбирать нужную интонацию.
5. Прокофьев А.А. «Закат», «Я поднял дерево» 1. Ра бота над художественными образами с целью уточнения языковых средств выразительности.     2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и правильной расстановкой пауз при чтении стихотворения. 1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст.   2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи.   3. Умение различать поэтические средства.   4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 5. Умение правильно делать паузы при чтении лирического стихотворения.
6. Кедрин Д.Б. «Бабье лето» 1. Работа над анализом лирического произведения: строфическая организация стихотворения, языковые особенности стихотворения. 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и правильной расстановкой пауз при чтении стихотворения. 1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 5. Умение правильно делать паузы при чтении лирического стихотворения.
7. Рубцов Н.М. «Тихая моя родина» 1. Работа над анализом лирического произведения, поэтическими средствами. 2. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и правильным выбором темпа чтения. 1. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 2. Умение чувствовать и понимать образный язык поэтической речи. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом. 5. Умение правильно выбрать оптимальный темп чтения.
8. Клычков С. А. «Ранняя весна», «Весна в лесу» 1. Постановка речевого дыхания. 2. Работа над анализом произведения. Наблюдение над связью между чувствами лирического героя и изменением силы голоса при чтении стихотворения. 1. Умение правильно брать дыхание. 2. Умение целостно воспринять и осмыслить текст. 3. Умение правильно изменять силу голоса. 4. Умение мысленно воссоздавать образы, описанные поэтом.

 

(Тексты произведений в Приложении)

Разработанная программа содержит два взаимосвязанных направления:

1. Работа над оцениванием лирического стихотворения (работа над языковыми особенностями стихотворения, работа над образом лирического героя, определение темы и идеи стихотворения).

2. Работа над элементами выразительности: паузы и ударения, дыхание, сила голоса, темп чтения, интонация.

Методика работы над установлением взаимосвязанности между особенностями лирического стихотворения и выбором тех или иных компонентов выразительности при чтении. Логические УУД.

1. При изучении стихотворения А. Ахматовой «Мужество» учащиеся провели исследование связи между эмоциями, которые передает лирический герой и правильной постановкой логического ударения. После того, как учащиеся прочитали второй раз текст, состоялась наша беседа:

У: Ребята, скажите, пожалуйста, о каких «весах» говорит поэтесса?

Д: О весах правосудия.

У: Можете сказать какое описание дается русскому характеру.

Д: Мужественный, храбрый. (И мужество нас не покинет).

У: Ради чего поэт призываетк героизму? Подтвердите строчками из
стихотворения.

Д: Ради того, чтобы русский народ не был взят в плен и жил свободно.Ради того, чтобы русский язык остался независимым, чистым и свободным.

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!

У: Объясните, пожалуйста, что понимается подсловом «мужество».

Д: Храбрость и присутствие духа в опасности.

У: Значит «ныне лежит на весах»?

Д: Память и забвение.

У: Ребята, посмотрите, повторяется ли какой-нибудь звук в стихотворении. Если да, то, какие звуки и что они рисуют?

Д:Звук [р]. Он подчеркивает твердость характера, стойкость русского духа.

У: Укажите эпитеты и слова, в которых этот звук присутствует.

Д: «не страшно», «не горько», «сохраним»,«русская речь», «русское слово»

У: А сейчас мы должны выяснить, на какое слово падает логическое ударение в каждой из строк, для того, чтобы верно передать те чувства, которые охватывают автора.

(Здесь идет разбор каждой строчки вместе с учащимися.Они проставляют ударение над нужным словом):

В процессе подготовки над выразительным чтением стихотворенияКлычкова С.А. «Ранняя весна» и «Весна в лесу», учащиеся провели исследование взаимосвязи между чувствами лирического героя и силой голоса при чтении стихотворения. После вторичного чтения текста состоялась дискуссионная работа:

У:Как вы думаете, какими художественными средствами пользуется поэт, чтобы передать восприятие увиденного?

Д: (Метафора - «упали грачи», скрытое сравнение - «грачи будили». Крики грачей, суета вокруг гнезда создают впечатление, что сад как бы проснулся от зимней спячки.

Олицетворение «пруд ворочался и пух»; тут пруд изображен в виде просыпающегося в берлоге медведя. Его берлога ходит ходуном, когда тот ворочается с бока на бок, разбуженный первыми ручейками)

У: Найдите строки, в которых говорится о том, как автор воспринимает увиденное?

Д:«Я слу­шал, притаясь...»

У: Как вы понимаете эту строку?

Д: лирический геройстарается оставаться незамеченным, чтобы не пропустить ничего.

У: Как вы думаете с одинаковой ли силой голоса нужно читать стихотворение?

Д: Нет. Сила голоса меняется.С 1 по 8 строчки описывается шумное пробуждение природы, значит, их нужно читать громко. С 9 по 12 строкилирический слушал тихонько, притаившийся к окну.Эти строки нужно читать уже тише.

У: Как думаете, сила голоса при чтении стихотворения, зависит от каких факторов?

Д: От чувств, которые испытывает самгерой.

В процессе знакомства со стихотворением Есенина «Погасло солнце», «Задремали звезды золотые», учащиеся провели наблюдение за связью эмоций, испытывающих лирическим героем, силой голоса и выбором правильной интонации при чтении стихотворения. После прочтения второго стихотворения состоялась беседа:

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

У:Скажите, какое настроение у лирического героя?

Д: Радостное, потому что пробуждается природа. От этого ему становится веселее.

У: Как вы думаете, какие поэтические средства использует поэт в стихотворении, чтобы передать читателю свое настроение?

Д: Эпитеты, олицетворение.

У: Выпишите все эпитеты из стихотворения.

Д: (Звезды) золотые, (заводи) речные, сонные (березки), шелковые (ко­сы), зеленые (сережки), серебряные (росы), яркий (перламутр) и т. д.

У: Охарактеризуйте эпитеты Есенина.

Д: Есенин использует яркие краски, насыщенные цвета.

У: Как вы думаете, на каком главном поэтическом средстве построено все стихотворение.

Д: На приеме одушевления (очеловечивание природы): крапива шепчет, улыбаются березки, за­дремали звезды.

У:Подумайте: рассмотренные нами произведения
С.Есенина относятся к лирическим или эпическим? Докажите.

Д: Это лирические стихотворения, потому что в них выражены душевные переживания поэта, его чувства.

У: С одинаковой ли интонацией нужно читать это стихотворение? Почему?

Д: Нет, так как все стихотворение читается в повествовательной интонации. Последняя строка требует более радостного прочтения.

У: Хорошо, давайте посмотрим, с одинаковой ли силой голоса читается это стихотворение.

Д: С 1 по 4 строки, в которых говорится осамых первых сигналах рассвета, когдасолнечные лучи только касаются небосклона, когда еще не поют птички и стоит абсолютная тишина. Именно поэтому здесь мы должны читать низким голосом. Во втором четверостишье природа изображается уже пробудившейся, поэтому здесьследует более громкое прочтение.

У: А сейчас, давайте потренируемся в выразительном чтении этого стихотворения, соблюдая интонацию и силу голоса, у кого лучше получится.

При чтении стихотворения Прокофьева «Закат» и «Я поднял дерево», учащиеся наблюдали за связью между чувствами лирического героя и правильной постановкой пауз. После вторичного чтения текста состоялась беседа:

У: Как вы думаете, у автора приподнятое настроение или, наоборот, он погружен в меланхоличное состояние?

Д: Автор ощущает печаль, сожаление, скорбь.

У: О чем это стихотворение?

Д: Об искореженном ветром дереве

У: Что автор пишет об остальных деревьях в лесу?

Д: «Кронами встречают синеву», «Ликуя, внешней свежестью дыша»

У: Приведите в пример слова и выражения, которые относятся к описанию деревца.

Д: «Оно росло не стоя», «оно ползло, униженное ветром», «бро­шенное намертво»

У: Объясните, что автор имеет в виду под сравнением «Лесок его, как в битве, потерял».

Д: Автор хотел сказать, что деревце не устояло в битве с ветром, и погибло.

У: Как в последнем абзаце автор говорит о деревце?

Д: Как о человеке: я поднял, «как друга».

У: Значит, Прокофьев, чтобы сравнить деревце с человеком использовал прием?

Д: Олицетворение «как заговорила в нем душа!»

У: Итак, что хотел сказать нам автор, используя все эти приемы? Какая мысль заложена автором в стихотворении?

Д: Что все живое на земле имеют и душу, и сердце, и, что нельзя быть черствым по отношению к окружающему.

У:Стихотворение Прокофьева «Я поднял дерево» иносказательно. Ведь в мире столько людей нуждается в руке помощи. Бывает, что кому-то достаточно простого доброго, искреннего, поддерживающего взгляда, слова. Они играют важную роль в жизни человека. Ребята, знайте, что
словом можно не только оскорбить, но и убить человека.

В процессе подготовки к выразительному чтению стихотворения Рубцова «Тихая моя родина», ученики наблюдали за связью между чувствами лирического героя и темпом чтения. После вторичного чтения текста состоялась дискуссионная работа:

У:Какое чувство у вас возникло, когда вы прочитали данное стихотворение? Вы ощутили радость? Восторг? Сожаление? Грусть?

Д:Грусть, потому что лирический герой грустит о своей родине, о детстве.

У: Как вы думаете, о чем данное стихотворение?

Д:О родине, о деревне.

У:О чем мы узнали из первого четверостишия?

Д: Мать Рубцова похоронена в деревне, куда он вернулся.

У: Как вы думаете, все ли осталось как раньше? Как и в детские годы поэта? Объясните почему?

Д:Нет, потому что постепенно приходит прогресс: нет реки,
«где я плавал за рыбами», здесь уже гребут сено. Появился канал.

У:Радуют ли поэта такие изменения? Почему?

Д: Нет, потому что природа уже не такая как раньше, она испорчена человеком.

У:Прочитайте каким изображается кладбище. Что автор хотел этим сказать?

Д: «Купол церковной обители

Яркой травою зарос...». Деревенское кладбище как символ заброшенного края.

У: как относиться поэт к своей малой родине. Подтвердите
цитатами.

Д: Лирический герой тоскует по родине: «...Я ничего не забыл»; «Чувствую... самую смертную связь».

У: Какие поэтические средства автор использует, чтобы выразить свои чувства?

Д: Поэт использует эпитеты: (речка) туманная, зеленый (простор), смертная (связь)

У: Как вы думаете, почему автор повторяет эпитет «тихая», дважды
повторяет строку «Тихо ответили жители».

Д:Автор хотел сказать нам, что, несмотря на все перемены в деревне, в его памяти она останется такой, какой он видел ее в детстве.

У: Как вы думаете, в каких строчках заключается главная мысль
поэта?

Д: Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

У: Итак, мы выяснили, что, для того чтобы выразительно прочитать стихотворение мы должны постараться не только правильно ставить ударения, соблюдать интонацию, ставить паузы, но и соблюдать правильный темп чтения. Темп чтения, так же как и все другие компоненты зависит от того, какие чувства автор передает в стихотворении. Допустим, если лирический герой испытывает грусть, мы должны читать его медленно, но не быстро; если у поэта на душе радость необходимо его читать быстро. Как вы думаете, с каким темпом нужно читать данное стихотворение?

Д: Лирический герой ощущает грусть, значит, нужно читать его медленно, не торопясь.

Работа по формированию логических УУД в процессе подготовки выразительного чтения лирических стихотворений по программе данного эксперимента оказалась достаточно эффективной. Результаты изложены в контрольном эксперименте.

 








Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 174. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Классификация холодных блюд и закусок. Урок №2 Тема: Холодные блюда и закуски. Значение холодных блюд и закусок. Классификация холодных блюд и закусок. Кулинарная обработка продуктов...

ТЕРМОДИНАМИКА БИОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМ. 1. Особенности термодинамического метода изучения биологических систем. Основные понятия термодинамики. Термодинамикой называется раздел физики...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия