Студопедия — Эссенциализм в исследовании этнических культур и методы его критики.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Эссенциализм в исследовании этнических культур и методы его критики.






Эссенциали́зм (от лат. essentia — сущность) — теоретическая и философская установка, характеризующаяся приписыванием некоторой сущности неизменного набора качеств и свойств.Возникший в схоластической философии термин эссенция был латинским эквивалентом аристотелевской второй сущности, определявшей совокупность качеств вещи, её чтойность. Производный от «эссенции» термин эссенциализм используется применительно к теориям, в которых утверждается наличие неизменных и вечных качеств вещей, объединённых некоторой родовой характеристикой.В философии нового и новейшего времени эссенциалистская установка подверглась значительной критике со стороны таких авторов как Маркс, Ницше, Сартр и многих других.

Одним из наиболее ярких примеров современного культурализма периода 90-х г.г. ХХ в. – начала XXI века, оказавшего влияние на новейшие исследования проблем гражданского общества, являются работы Самюэля Хантингтона, в частности, его статья "Столкновение цивилизаций", опубликованная в журнале "Foreign Affairs" и книга "Столкновение цивилизаций и передел мирового порядка".[1] Идеи Хантингтона отражают специфику культурного эссенциализма (Cultural Essentialism) как направления политического анализа проблем глобального развития. Одной из особенностей данного подхода является положение о приоритетности культурологических факторов глобального развития. Так, определяя характерные черты новой фазы глобальной истории, Хантингтон указывает, что фундаментальными источниками конфликта в современном мире являются не экономические или идеологические факторы, а прежде всего культурные.

Ко второй важной особенности культурного эссенциализма С. Хантингтона следует отнести представление о культуре как совокупности примордиальных (изначальных) ценностей и черт, с которыми идентифицируют себя специфические группы, сообщества и цивилизации.

В рамках культурологического направления политического анализа определилась критическая линия, характеризующаяся, во-первых, ориентацией на разграничение недостатков и позитивных сторон культурного эссенциализма, во-вторых, на обоснованный критический анализ его отдельных концептуальных положений и выводов, в-третьих, на концептуальный синтез, проводимый преимущественно на основе политического культурализма и включающего элементы институциональных концептуализаций проблем глобального развития.

В культурологическом критическом анализе культурного эссенциализма начала XXI в. можно выделить два основных тренда. Первый – это собственно культурологический критический политический анализ, проводимый на основе положений и подходов теорий модернизации. В этом ключе ведут полемику Р. Инглехарт, Пиппа Норрис (P. Norris) и др.[3] Второй тренд – интерпретивный критический политический анализ, развивающий идеи Клиффорда Гирца (C. Geertz) о культуре как системе символов.[4] В этом аспекте критика культурного эссенциализма дана в работах Л. Уиден. Л. Уиден, например, к основным недостаткам культурного эссенциализма в целом, и выдвинутых в соответствии с его подходами идей С. Хантингтона, в частности, относит следующие: а) забвение исторического, изменчивого, динамического контекста культуры и акцент на статичности, фиксированности изначальных черт и ценностей культуры, отличающих те или иные группы и сообщества; б) сосредоточенность анализа, главным образом, на различиях социального опыта и мировоззрения изучаемых групп и сообществ; в) недостаточное внимание в связи с этим к исследованию природы исламистских движений, причин их активизации в условиях глобализации, политической роли организационных структур и сетей исламских сообществ в формировании профиля современного мусульманина, сути ислама как такового; г) пренебрежение реально существующими между общественными группами отношениями солидарности;

Если С. Хантингтон считает, что причиной столкновения цивилизаций в условиях глобализации являются различия в политической компоненте ценностных систем, а именно, слабый резонанс в незападных обществах ценностей и идей индивидуализма, либерализма, конституциализма, прав человека, равенства, свободы, закона, демократии, свободы рынка и разделения церкви и государства, то критики культурного эссенциализма, представляющие культурологического направление политического анализа проблем глобализации, считают, что причиной глобального конфликта является отсутствие консенсуса в отношении к ценностям самовыражения. Р. Инглехарт и его школа, принимая в целом идею о столкновении цивилизаций, выдвигают тезис об отсутствии глобального консенсуса в вопросе о ценностях самовыражения (No Global Consensus on the Expression Values) как источнике конфликт







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 168. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Тема: Изучение фенотипов местных сортов растений Цель: расширить знания о задачах современной селекции. Оборудование:пакетики семян различных сортов томатов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия