Студопедия — Беседа с детьми
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Беседа с детьми






Цель — изучение особенностей эмоциональной отзывчивости детей при прослушивании различных по характеру музыкальных про­изведений.

Детям предлагается прослушать произведения П.Чайковского «Похороны куклы» и «Итальянская песенка». После прослушивания проводится беседа об эмоционально-образном содержании музыки.

Примерные вопросы:

Понравилась ли тебе музыка? Почему? Какая музыка понравилась больше?

Какое настроение выражено в первом произведении? Во втором?

Когда у тебя бывает такое настроение, такие чувства?

Чаще ты испытываешь настроение как в первом произведении или как во втором? Почему?

Какой характер у музыки {каждого произведения)!


Что тебе хочется делать после того, как прозвучала музыка?

По результатам наблюдения и беседы с детьми делаются выводы об особенностях эмоциональной отзывчивости детей к музыке и определя­ется, к какой из условно выделенных групп принадлежит ребенок.

ГРУППА А. В процессе слушания дети выражают удовольствие, ра­дость, увлеченность, при этом, ярко проявляя эмоции (улыбаются, сме­ются, хмурятся, плачут — в зависимости от характера произведения). Часто сопровождают музыку движениями (хлопают в ладоши, покачи­ваются в такт, поют), дают эстетическую оценку музыкальному произ­ведению самостоятельно в процессе слушания или сразу после прослу­шивания, используя при этом достаточное количество прилагательных, сравнения, примеры из жизни. Дети адекватно определяют характер обоих произведений, используя при их оценке разнообразные прилага­тельные. Музыкальные произведения вызывают у детей яркий эмоцио­нальный отклик, а также желание выражать эмоции посредством аде­кватных движений, показа, примеров из личного опыта. Дети точно чувствуют противоположный характер произведений. Это свидетельст­вует о высоком уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

ГРУППА Й. Дети получают удовольствие от процесса слушания му­зыки, но при этом остаются равнодушными или сосредоточенно слуша­ют, покачиваясь в такт или сохраняя статичность. Им трудно дать оцен­ку музыкального произведения самостоятельно. С помощью воспитате­ля называют 1—2 типичных прилагательных, характеризующих произведение, сразу после прослушивания. Дети адекватно определяют эмоциональный характер произведений. Они затрудняются объяснить, почему понравилось то или иное произведение, однако внешне доста­точно ярко реагируют на контрастность музыки. Это свидетельствует о среднем уровне эмоциональной отзывчивости на музыку.

ГРУППА С. В процессе слушания музыки дети обычно равнодуш­ны или сосредоточены на других видах деятельности. Не сопровожда­ют музыку движениями, оставаясь в статичном, индифферентном по­ложении. Дети чувствуют характер произведений, но испытывают трудности при их оценивании даже с помощью воспитателя или по­стоянно отказываются от оценки. Это свидетельствует о низком уров­не эмоциональной отзывчивости к музыке.

Проективный метод (рисование)

Цель — изучение особенностей выражения детьми эмоций и чувств при прослушивании музыки в рисунках.




Детям предлагается прослушать музыкальное произведение

П.Чайковского «Игра в лошадки» и изобразить то, что они увидели,

почувствовали во время слушания.

Рисунки, анализируются в соответствии с критериями:

^ адекватность настроения образа рисунка образу музыки;

^ адекватность средств выразительности (цвет, форма, расположение на бумаге и др.) настроению рисунка, эмоциональной характерис­тике образа;

V передача динамичности, движения, характера музыки в рисунке.
Анализ детских рисунков позволит сделать вывод об адекватности

понимания детьми образа музыки, эмоциональной отзывчивости на нее, а значит, и о сформированное™ представлений об эмоциях и чув­ствах, которые выражаются в продукте изобразительной деятельности.

ДИАГНОСТИКА

ОСОБЕННОСТЕЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ К МУЗЫКЕ

В ПРОЦЕССЕ ЕЕ ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Задачи диагностики:

1. Изучить своеобразие эмоциональных переживаний старших до­школьников в ходе слушания музыки.

2. Изучить особенности понимания детьми музыкального образа прослушанного музыкального произведения.

3. Изучить особенности реагирования детей на музыку.

Для первого направления диагностики используются следующие методы: полихудожественная тест-игра, наблюдение за детьми в про­цессе восприятия музыкальных произведений, беседа о прослушанной музыке, диагностические игровые ситуации.

Полихудожественная тест-игра «Танцы осенних листьев»

(методика Н. Г. Куприной)

При организации полихудожественной тест-игры учитываются: •/ специфические возможности исполнительской музыкально-худо­жественной деятельности ребенка старшего дошкольного возраста;

• уровень развития умений художественно-исполнительской дея­
тельности старших дошкольников (двигательные способности,
импровизационные способности, физические качества ребенка,
умения рисовать и др.);


^ параметры музыкально-слуховых представлений старших дошколь­ников, то есть средства музыкальной выразительности, которые ребенок этого возраста способен воспринять на слух; Игровые методы и приемы в диагностике содействуют активному вовлечению детей в процесс слушания музыки и более яркому прояв­лению эмоциональной отзывчивости на нее.

Предлагаемая диагностика проводится в условиях серии занятий, объединенных единой тематикой. Тест представляет собой игровое дей­ство с разнообразными формами полихудожественной деятельности детей. Педагог выступает в этой игре в качестве ведущего — режиссера. Предваряют проведение тест-игры: прогулки детей по осеннему парку, наблюдения за осенней природой, беседы воспитателя о разных поэтических образах осени: золотой, пышной, багряной, сказочно кра­сивой; тихой, печальной, с туманом, тусклым солнечным светом; до­ждливой, унылой, голой, грязной, скучной и т.д. Детям можно прочи­тать стихи об осени (А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, И. Бунина, А.Толстого, А. Плещеева и др.), рассмотреть иллюстрации в книгах.

Диагностическое задание «Двигательная импровизация под музыку»

Музыкальный ряд:Ф. Шопен. Этюд фа минор, соч. 25.

Краткая аннотация. Этюд — произведение, созданное на основе одного пианистического приема, проходящего по принципу остинат-ности (повторяемости) через всю пьесу. Виртуозное овладение опре­деленным приемом является педагогической задачей этого жанра. В этюдах Ф. Шопена каждый технический оборот становится носите­лем яркой и неповторимой художественной идеи, а принцип остинат-ности — исчерпывающим выражением одного состояния.

Этюд фа минор не имеет программного названия, однако виртуоз­ное кружение, россыпь мелких длительностей в высоком регистре может вызвать ассоциации с трепещущими от легкого дуновения ветра золотыми, звенящими, сверкающими насолние листьями и нарисовать в воображении ребенка картину золотой осени с ее блистающей красо­той. «Осенним» этот этюд делает минорный лад и особенно последняя, завершающая музыкальная фраза, исполненная вопроса-ожидания.

Описание задания. Детям предлагается представить себя осенними листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включиться в дви­жение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, ко­торые будут у них в руках и которые смогут украсить их танец. Эти


предметы воспитатель заранее раскладывает на стульях, стоящих вдоль стен зала. Это могут быть лоскутки материи и полоски бумаги разных размеров, небольшие камешки, шишки, палочки. Выбор ребенком предмета для танца войдет в оценку выполнения задания. Высокой оценке будет соответствовать выбор ярких, легких и средних по размеру лоскутков и полосок бумаги, с помощью которых можно имитировать в движениях трепещущие на ветру листья. На протяжении импровизи­рованного танца дети могут менять предметы, постепенно подбирая к музыке и соответствующие движения, и соответствующие предметы.

После завершения звучания музыки педагог предлагает повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предме­тами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каж­дый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, придумывая движения. Стоящие в кругу копируют дви­жения ведущих. Педагог, принимающий участие в игре наравне со всеми, отслеживает и запоминает действия детей, чтобы после занятия описать их, проанализировать и дать им оценку.

Диагностическое задание «Темброво-шумовой аккомпанемент»

Музыкальный ряд:N. УапаеНз «Ьа репсе й11е о"е 1а тег» (композиция используется в качестве музыкальной заставки к телевизионной пере­даче «Женский взгляд» Оксаны Пушкиной).

Краткая аннотация. Медленный темп этой популярной современ­ной композиции, долгие выдержанные звуки, вибрирующие тембры электронных инструментов создают в воображении образ тишины, осеннего парка с голыми стволами деревьев. Мелодические фразы, начинающиеся с долгого звенящего звука, завершаются мягкими, кру­жащимися, нисходящими линиями, напоминая о падающих листьях.

Описание задания. Педагог раскладывает на столе различные ин­струменты, среди которых маракасы, колокольчики, треугольники, ба­рабаны, бубны, а также самодельные инструменты и звучащие пред­меты (жестяные баночки с крупой, связки пуговиц, стеклянные ста­канчики, металлические крышечки, палочки для игры на них и т. п.). Педагог дает детям возможность поиграть с каждым инструментом и предметом, попробовать их звучание, а затем предлагает сравнить звуки инструментов и звучащих предметов со звуками осеннего парка, придумать соответствующие аналогии. Например, звучание марака-сов — шелест листьев на деревьях, удар палочкой по стеклянному


стаканчику — капли дождя, звуки барабанов и удары металлических крышечек друг о друга — гром и т. д.

Далее педагог предлагает ребенку выбрать по два инструмента: один для озвучивания тихой, ясной погоды, а другой — для бурной, ветреной, дождливой. После этого включается запись музыкального произведения, которому дети аккомпанируют на выбранном инструменте: извлекают звуки с частотой и громкостью, которые считают нужными.

Напомним, что в оценку этого задания входит не только удачно выбранный для аккомпанемента инструмент, но и качество эмоцио­нально-ритмической подстройки к звучащей музыке.

Диагностическое задание «Двигательная импровизация»

Музыкальный ряд:N. УапаеНз. «Ьа реиЧе Ш1е а"е 1а тег».

Описание задания. Дети делятся на две команды — «Деревья» и «Листочки».

«Деревья» встают в произвольном порядке в разных точках зала на большом расстоянии друг от друга. В руках у них инструменты для ак­компанемента, уже выбранные ими в предыдущей игре. У «листочков» завязаны глаза (яркими разноцветными лоскутками, символизирующи­ми осенние листья), и каждый из них стоит рядом со своим «деревом». С началом звучания музыки «дерево» начинает издавать звуки на своем инструменте, а «листочек» кружится в медленном танце вокруг него или рядом. «Листочек» должен ориентироваться на звуки своего «дерева», чтобы не заблудиться. При повторе игры дети меняются ролями.

Прием завязывания глаз во время исполнения двигательной импро­визации приводит к обострению у детей внимания к музыке, эмоцио­нального вчувствования в нее. Кроме того, дети лишаются возможности копировать друг друга в движениях и действуют более самостоятельно, что позволяет педагогу объективнее оценивать их способности.

Диагностическое задание «„Рисование" музыки»

Музыкальный ряд:N. УапаеНз. «Ьа ре1ое Ш1е а*е 1а тег».

Описание задание. Дети «рисуют» звучащую музыку, самостоятель­но выбирая сюжет, цветовую гамму и материал для рисования. Задание оценивается в соответствии с предложенной схемой.

После выполнения задания все детские рисунки оформляются в виде выставки. Педагог проводит обсуждение рисунков вместе с детьми, находя слова поощрения для каждого. Высказывания детей по поводу


своих работ и работ сверстников также учитываются педагогом при оценивании результатов.

Анализ результатов выполнения детьми диагностических заданий производится в соответствии с таблицей.







Дата добавления: 2015-12-04; просмотров: 239. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия