Студопедия — История государственности Древней Месопотамии. Правовой статус основных групп населения старовавилонского общества
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

История государственности Древней Месопотамии. Правовой статус основных групп населения старовавилонского общества






Рост сельскохозяйственного и ремесленного производства способствовал укреплению месопотамских государств, росту их населения. Наметились социальные различия, выделилась родовая аристократия, обладающая большими участками земли. Все шире стал применяться рабский труд.

В III тысячелетии до н.э. складывается и царско-храмовое хозяйство за счет отделения храмовых земель от общинных. В городах растет административный аппарат, состоящий из лиц занимающихся учетом земель, храмовым хозяйством, культом, общественными работами.

Возникновение городов-государств вместе с набирающими силу процессами социального расслоения затронули прежде всего две племенные группы, населяющие южное Двуречье: шумеров и аккадян. Первым центром шумерской цивилизации был Урук. Самым древним из городов аккадян-семитов был Аккад.

На социально-экономическое и политическое развитие Двуречья оказало большое влияние то обстоятельство, что города-государства возникли здесь как близко расположенные локальные центры, окруженные полуоседлыми кочевым людом, инокультурными племенами. От постоянных переселений и набегов соседних племен зависело политическое значение того или иного города, но и само его существование.

Раннединастийный период шумерской истории был эпохой ожесточенной борьбы соседних городов-государств за политическую гегемонию, а их правителей - за упрочение и расширение своей власти за счет покорения соседей.

Крупнейшим и важнейшим по своему политическому влиянию стало с конца XIX в. до н.э. Древневавилонское царство, трехсотлетнее существование которого (1894-1595 гг. до н.э.) составило особую эпоху в истории Двуречья. В течении этих трёхсот лет южная часть его достигла высокой степени хозяйственного развития и политического влияния. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во время вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр.

Объединение Двуречья под властью Вавилона происходило в течении столетней борьбы и завершилось только при знаменитом царе Хаммурапи. Созданное таким образом древневавилонское царство было централизованной деспотией. Единство и внутренняя прочность его были достигнуты благодаря ряду новых условий.

Во-первых, вавилонские цари опирались на аморейскую знать. Во-вторых, носители прежней раздробленности, местные шумерские и аккадские патеси, были окончательно уничтожены аморейскими и эламскими завоевателями.

В-третьих, Аккад, сделавшийся ещё при Саргоне основной земледельческой производящей областью, несравненно меньше пострадал от вторжений, чем шумерский юг. Опустошённый и обезлюдевший Шумер оказался в полной зависимости от Аккада в экономическом отношении.

Далее, вавилонские цари использовали опыт, накопленный царями III династии Ура. Так, в своде законов Хаммурапи повторяется почти без изменений ряд статей законов Липитиштаря, в документах купли-продажи и в долговых актах сохраняются шумерские термины и формулы.

Рабовладельческое государство представляло собой деспотию, безграничную власть царя, который управлял страной через многочисленных чиновников и судий.

При последних двух царях первой вавилонской династии произошло крушение древневавилонского царства. На Вавилонию один за другим обрушились четыре врага: семиты из приморских областей Южного Шумера, элалитяне с Загроса, хетты с севера и затем племена коневодов касситов, жившие севернее элалитян. Верх одержали приморские племена, захватившие южную часть царства, и касситы, осевшие в центральной и северной Вавилонии.

В Вавилоне утвердился касситский царь Гандаш, основавший касситскую династию. Его преемники подчинили себе и южную часть Вавилонии. Владычество касситов продолжалось до 1165 года до н.э.

Касситская эпоха делится на два периода. В течение первого периода, римерно до последней четверти XV века, страна оправлялась от жестокого разорения и хозяйственного упадка. С конца VI века начинается торой период, в течении которого интенсивно развивалась хозяйственная жизнь.

В середине XIII века до н.э. произошло сокрушительное вторжение ассирийцев в касситское царство. Скоро после этого в Ассирии начались внутренние смуты, которые дали возможность Вавилону вернуть самостоятельность. Но в XII веке страна опять была разрушена эламским вторжением. В 1165 году власть захватил один из сановников города Ишна, свергнувший касситского царя и основавший IV вавилонскую династию. С тех пор, вплоть до падения Ассирийской державы, Вавилония переживает длительный период политического упадка.

Социальная структура месопотамского общества отличалась сложностью, которая была связана с многоукладным характером экономики,с незавершенностью процессовобразования классов, с раннем и относительным высоким уровнем развития товарно-денежных отношений, развивавшихся главным образом в царско-храмовом хозяйствеи не затронувших в значительной мере общинного производства.

Наиболее четкие социальные границы проводились в праве между рабовладельцами и рабами. Между тем рабский труд не преобладал ни в одной из отраслей производства Месопотамии. Он был одним из типов принудительного труда.

Существовали понятия «господин-раб». «Господин» выступал в качестве полноправного члена месопотамского общества, обладателя подвластных ему рабов, зависимых членов семьи, вещей, за нанесение вред которым возмещение полагалось лично ему. Существовало и такое понятие, как «отпущенный», т.е. освобожденный от тех или иных обязанностей и связанной с ними личной зависимостью человек.

Граница социально-экономических различий четко проходила между господствующей верхушкой, не принимавшей участие в производственном труде, состоящей из высоких царских и храмовых чиновников во главе с самым царем, купцов, ростовщиков и пр., а также общинников-земледельцев, ведущих самостоятельное мелкое хозяйство, не эксплуатирующих, как правило, чужого труда.

Имущественное расслоение общины, разорение мелких производителей-крестьян способствовали широкому развитию аренды земли, личного найма. Разорившиеся общинники-земледельцы поглощались царским и храмовым хозяйством, пополняя ряды рабов и зависимых арендаторов.

Распространенной формой личной зависимости была долговая кабала, которая при определенных условиях приводила человека в рабство.

Регулирующие, контрольные рычаги государства сдерживали развитие частнособственнических отношений, вместе с тем и развитие рабовладения. Стремление поддержать статус основного населения, свободного общинника нашло отражение в самых ранних правовых актах государств Месопотамии. Характерно, что право здесь оговаривает не столько бесправие раба, сколько те или иные ограничения его прав.

В Нововавилонском царстве нашли отражения специфические формы рабской зависимости, связанных с прогрессом товарно-денежных отношений.Раб в это время все чаще стал выступать в качестве земледельца-арендатора, наделенного хозяйственной самостоятельностью.

В соответствии со строгой системой социальных ролей, отводимых в традиционном обществе каждому человеку, неравенство разделяло и свободных жителей Месопотамии. Эта система определяла не только правовой статус индивида, но и правила его поведения, манеру одеваться и пр. Выход за рамки своей социальной роли и даже присвоение чужого знака влекли за собой наказание.

В праве Вавилона выделялись две группы свободных. Первая - авилумы («человек»), вторая - мушкенумы, лица более низкого социального статуса («падающие ниц»). Зависимость мушкенумов, видимо, и определялась тем, что они не были потомками «своих» и не имели корней в общине. Мушкенум был царским служилым человеком низшей категории. Высшие царские служащие относились к авилумам, так как наряду с большими служебными наделами они владели общинной землей.

Для торговли зерном, приобретения так недостающих здесь полезных ископаемых, металла, а также камня, леса и пр. еще общины Шумера и Аккада стали посылать в длительные путешествия своих торговых агентов. Торговые пути, шедшие через Ассирию, связали Вавилон с Сирией, Малой Азией, Арменией и пр. Очень рано в связи с этим в праве Месопотамии сложилось понятие тамкар - ростовщик, кредитор, торговец, человек, связанный с торговой, ростовщической деятельностью дворца. Будучи зависимыми, тамкары между тем пользовались широкой свободной финансово-торговой деятельности, совершали крупные торговые сделки, объединяли капиталы, создавали торговые организации.

Зависимообязанным было и ремесленное производство, развивающееся главным образом в царском хозяйстве. Царскими надсмотрщиками контролировалось не только ремесленное производство, но и сбыт продукции. В Нововавилонском царстве практиковалось обучение рабов квалифицированному ремеслу.

Большой независимостью пользовались организации некоторых «ученых» профессий, таких, например, как специалисты по «изгнанию духов», предсказатели будущего, врачи, писцы. Жречество в Вавилоне не сложилось вм оформленное сословие, в административном совете храма были представлены как жрецы, так и царские чиновники, должности жрецов продавались.







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 1449. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Демографияда "Демографиялық жарылыс" дегеніміз не? Демография (грекше демос — халық) — халықтың құрылымын...

Субъективные признаки контрабанды огнестрельного оружия или его основных частей   Переходя к рассмотрению субъективной стороны контрабанды, остановимся на теоретическом понятии субъективной стороны состава преступления...

ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ НАСЕЛЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ОМС 001. Основными путями развития поликлинической помощи взрослому населению в новых экономических условиях являются все...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия