Студопедия — Употребление орудий у животного и человека
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Употребление орудий у животного и человека






Высшие процессы в генетическом* функциональном и структур­ном отношении представляют, как показывают исследования, столь значительное разнообразие, что должны быть выделены в особый класс, но разграничение высших и низших функций не совпадает с разделением двух видов деятельности, о которых шла речь выше. Высшая форма поведения есть везде там, где есть овладение процес­сами собственного поведения, и в первую очередь его реактивными функциями. Человек, подчиняя своей власти процесс собственного реагирования, вступает тем самым в принципиально новое отноше­ние с внешней средой, приходит к новому функциональному упо­треблению элементов внешней среды в качестве стимулов-знаков, с помощью которых он, опираясь на внешние средства, направляет и


регулирует собственное поведение, извне овладевает собой, застав­ляя стимулы-знаки воздействовать на него и вызывать желательные для него реакции. Внутренняя регуляция целесообразной деятельно­сти возникает первоначально из внешней регуляции. Реактивное действие, вызванное и организованное самим человеком, перестает уже быть реактивным и становится целенаправленным.

В этом смысле филогенетическая история практического интел­лекта человека тесно связана не только с овладением природой, но и с овладением собой. История труда и история речи едва ли могут быть поняты одна без другой. Человек создавал не только орудия труда, с помощью которых он подчинял своей власти силы природы, но и стимулы, побуждающие и регулирующие его собственное пове­дение, подчиняющие собственные силы своей власти. Это заметно уже на самых ранних ступенях развития человека.

На Борнео и Целебесе, рассказывает К. Бюлер, найдены особые палки для копания, на верхнем конце которых приделаны малень­кие палочки. Когда при сеянии риса палкой разрыхляют почву, маленькая палочка издает звук. Этот звук — нечто вроде трудового возгласа или команды, назначение которых — ритмическое регули­рование работы. Звук снаряда, приделанного к палке для копания, заменяет человеческий голос или выполняет сходную с ним функ­цию.

То внутреннее сплетение знака и орудия, которое нашло мате­риальное символическое выражение в первобытной палке для копа­ния, указывает, как рано знак (и далее — высшая его форма, слово) начинает участвовать в операции употребления орудий у человека и выполнять ни с чем не сравнимую, своеобразную функциональную роль в общей структуре этих операций, стоящих в самом начале раз­вития человеческого труда. Эта палка коренным образом отли­чается от палки обезьян, хотя генетически, несомненно, с ней связа­на. Бели мы спросим себя, в чем коренное психологическое отличие орудия человека от орудия животного, мы должны будем ответить на наш вопрос другим вопросом, поставленным Бюлером в связи с обсуждением действий шимпанзе, направленных на будущее и руко­водимых представлением о внешних условиях, которые должны наступить в близком или отдаленном будущем: какому ограничению способностей шимпанзе следует приписать то обстоятельство, что они не обнаруживают ни малейших начатков культурного развития, несмотря на то что целый ряд фактов, встречаемых обычно только в цивилизациях, хотя бы и самых примитивных, может быть с несомненностью констатирован у этих животных?

Самый примитивный человек, развивает Келер далее ту же мысль, изготовляет палку для копания даже тогда, когда он не соби­рается немедленно взяться за копание, когда объективные условия употребления орудия не реализованы еще сколько-нибудь ощути­тельным образом. Тот факт, что он запасается орудием заранее, находится в несомненной связи с началом культуры.

Действие человека, возникшее в процессе культурно-историчес-


кого развития поведения, есть свободное действие, т. е. независимое от непосредственно действующей потребности и непосредственно воспринимаемой ситуации, действие, направленное на будущее. Обезьяны же; по замечанию Келера, сделанному в другом месте, в гораздо большей степени, чем взрослые люди, являются рабами зрительного поля. Все это должно иметь свое основание, и нетрудно видеть, что такое основание есть в то же время надежнейший крите­рий для генетического, функционального и структурного разграни­чения тех двух типов деятельности, о которых мы говорили выше. Но вместо метафизического основания для этого разграничения мы выдвигаем, побуждаемые нашими исследованиями, историческое, которое полностью согласуется и с фактами, установленными Келе-ром относительно поведения шимпанзе. Итак, два типа деятельно­сти, которые должен принципиально различать психолог, — это поведение животного и поведение человека; деятельность, явля­ющаяся продуктом биологической эволюции, и деятельность, воз­никшая в процессе исторического развития человека.

Жизнь во времени, культурное развитие, труд — все, отлича­ющее в психологической сфере человека от животного, теснейшим образом связано с тем фактом, что параллельно с овладением вне­шней природой в процессе исторического развития человека шло овладение собой, своим собственным поведением. Палка, о которой рассказывает Бюлер, — это палка для будущего. Это уже •— орудие труда. По прекрасному выражению Ф. Энгельса, «труд создал самого человека» (К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч*, т. 20, с. 486), т. е. создал высшие психические функции, отличающие человека как человека. Первобытный человек, пользующийся палкой, овладе­вает с помощью знака, извне, процессами собственного поведения и подчиняет свои действия той цели, которой он заставляет служить внешние объекты своей деятельности ■— орудие, почву, рис.

В этом смысле мы можем снова возвратиться к замечанию К. Коффки, которое мы мимоходом затронули выше. Имеет ли смысл, спрашивает он, действия шимпанзе в опытах Келера назвать волевыми действиями? С точки зрения старой психологии, эти дей­ствия, как действия не инстинктивные, не автоматизированные и к тому же разумные, несомненно, должны быть отнесены к классу волевых действий. Но новая психология с полным основанием дает отрицательный ответ на этот вопрос. В этом смысле Коффка без­условно прав. Только действие человека, подчиненное его власти, есть волевое действие.

К. Левин в прекрасном анализе психологии намеренных действий с полной ясностью выделяет свободное и волевое намерение как продукт исторического культурного развития поведения и отличи­тельную черту психологии человека. Удивителен сам по себе, гово­рит он, тот факт, что человек обладает необычайной свободой в образовании любых, даже бессмысленных, намерений. Эта свобода характерна для человека культуры. Она свойственна в несравненно меньшей степени ребенку и, по-видимому, также примитивному


человеку, вероятно, отличает человека от наиболее близко стоящих к нему животных в большей мере, чем его более развитой интел­лект. Это разграничение совпадает с проблемой овладения.

Развитие свободы действия, как мы стремились показать выше,
стоит в прямой функциональной зависимости от употребления зна­
ков. Своеобразное отношение: слово — действие, которое мы все
время изучали, занимает центральное место и в онтогенезе практи­
ческого интеллекта человека, несмотря на то что в области высших
функций онтогенез еще меньше, чем в области элементарных ,
повторяет.филогенез. Кто проследит с этой точки зрения развитие
свободного действия ребенка, согласится с утверждением Бюлера*
что история развития детской воли еще до сих пор не написана*
Чтобы положить начало этой истории, следует раньше всего выяс*
нить стоящее в начале образования детской воли отношение слова к
действию. Вместе с этим будет сделан первый, но решительный шаг
по пути выяснения проблемы о двух типах деятельности человека, о
которой мы говорили выше. *

Слово и действие

Для одних психологов до сих пор сохраняет силу древнее изрече­ние: вначале было слово. Новые исследования едва ли оставляют сомнение в том, что слово не стоит в начале развития детского разу* ма. Как правильно замечает Бюлер, по сходному поводу говорили* что в начале становления человека стоит речь. Может быть. Но до нее есть еще инструментальное мышление. Практический интел­лект генетически древнее вербального; действие первоначальнее слова, даже умное действие первоначальнее умного слова. Но сей­час при утверждении этой правильной мысли обычно переоцени* вают дело в ущерб слова. Обычно представляют себе, что характер­ное для самого раннего возраста отношение слова и дела (независи­мость дела от слова и примат действия) сохраняется и на всех после? дующих ступенях развития и даже на всю жизнь. Тот же Бюлер осторожнее других, но в сущности выражая общее мнение, считает, что и в позднейшей жизни человека техническое, инструментальное мышление в гораздо меньшей степени связано с речью и понятиями, чем другие формы речи.

Эта уверенность основана на ошибочном предположении, что. первоначальные отношения между отдельными функциями оста­ются неизменными на всем протяжении развития. Между тем иссле­дование учит обратному. Оно учит на каждом шагу признавать, что вся история развития высших психических функций есть не что иное, как изменение первоначальных межфункциональных отноше­ний и связей, возникновение и развитие новых психических функ* циональных систем.

В частности, это относится целиком и полностью к интересующему нас сейчас межфункциональному отношению слова и действия.


Вместе с Гутцманом мы скажем: «Если даже вслед за Гёте отка­заться от высокой оценки слова как звучащего слова и переводить вместе с ним библейское изречение: «Вначале было дело», воз­можно все же прочитать этот стих, понимая его с точки зрения раз­вития, с другим ударением: «В начале было дело».

Но Гутцман делает другую ошибку. Совершенно основательно возражая против учения об апраксии Г. Липманна, который склонен рассматривать отношение действия и речи и их нарушений при апраксии и афазии как отношение общего к частному, он сам стано­вится на позицию признания полной независимости слова и дела. Для Липманна афазия есть только частный случай апраксии, и речь как специальный вид движения только частный случай действия вообще. Против этой концепции, растворяющей слово как специфи­ческую функцию в общем понятии действия, справедливо возражает Гутцман. Он указывает, что только движение как более общее понятие может охватить, с одной стороны, выразительные движе­ния (речь) и, с другой, действия как соподчиненные, параллельные, координированные, соотносительные, более частные понятия., Счи­тать речь более частным случаем действия — значит опираться на неверное с философской и психологической точки зрения определе­ние понятия действие.

Эта концепция, согласно которой речь и действие суть логически параллельные и независимые понятия и процессы, неизбежно при­водит к антигенетической точке зрения, к отрицанию развития, к метафизическому возведению (и, следовательно, к непересекаемо­сти речи и действия) в ранг вечного закона природы, к игнорирова­нию изменчивости функциональных системных связей и отношений. Гутцман на одно мгновение, как сам указывает, становится на точку зрения истории развития, но только для того, чтобы разграничить, что было раньше и что позже. В старом изречении, в котором гово­рится только о начале, он не изменяет ничего, кроме логического ударения. Его интересует, что было вначале и что возникло позднее, следовательно, что принадлежит и более примитивным, элементарным, низшим формам поведения и что следует отнести к более развитым, сложным и высшим функциям. Речь, говорит он, означает всегда более высокую ступень развития человека, даже чем самое высшее выражение действия — дело.

Но Гутцман при этом, как, впрочем, и большинство авторов, ста­новится на формально-логическую позицию. Он рассматривает отношение речи к действию как вещь, а не как процесс; берет его статически, а не динамически, не в движении; рассматривает его как вечное и неизменное, в то время как оно исторично и на каждой сту­пени развития принимает иное конкретное выражение. Все наши исследования приводят нас к убеждению, что не может быть единой формулы, охватывающей все многообразие отношений между речью и действием на всех ступенях развития и во всех формах рас­пада. Истинно диалектический характер развития функциональных систем не может быть адекватно отражен ни в одной конструктив-


ной формально-логической схеме отношения понятий — ни в схеме Липманна, ни в схеме Гутцмана, ибо ни та, ни другая не учитывают движения понятий и процессов, стоящих за ними, изменчивости отношений, динамики и диалектики развития.

Практически выполняемое действие, формулирует Гутцман свою мысль, не имеет ничего общего с речью, даже если взять это слово в самом широком смысле. Если положение Гутцмана верно для начала развития и характеризует первичные стадии в развитии действия, то для более поздних стадий того же процесса оно стано­вится ложным в корне. Оно отражает один момент, но не весь про­цесс в целом. Поэтому теоретические и клинические выводы, кото­рые могут быть сделаны из этого положения, имеют силу в очень ограниченной сфере, именно в сфере начальных стадий развития интересующего нас отношения, и выдавать их за характеристику процесса в целом — значит неизбежно впадать в непримиримое про­тиворечие с фактическими данными о развитии и распаде высших форм действия.

Остановимся на противоречии между теорией и фактами.

Основное различие между действиями и словом Гутцман видит в том, что волевое действие, рассматриваемое им вслед за Вундтом как аффект, есть ясно выраженное односторонне личное отноше­ние действующего к внешнему миру; характерное для речи и всяких выразительных движений сообщение внутренних состояний отсту-1 пает здесь на задний план и имеет побочное значение. В то время как внутренний характер действия преимущественно личный, эго* центрический, даже при альтруистических целях, природа вырази­тельного движения противоположна этому. Даже при эгоцентричес­ком содержании оно обнаруживает, так сказать, своего рода альтру-1 изм: оно «туцентрично»*, утверждает Гутцман» оно носит неиз­бежно социальный характер.

Но самое замечательное из того, что совершается в процессе! развития с действием и словом, оставляется здесь в стороне: возник'' новение эгоцентрической речи и туцентричного действия, превра­щение социального способа поведения в функцию индивидуального j приспособления, внутреннее преобразование действия с помощью^ слова, социальная природа всех высших психических функций,! числе и практического действия в его высших формах. Не удиви*| тельно поэтому, что волевое действие приравнивается к аффекту, с тем различием, что оно приводит к внешним изменениям, уничтожь! ющим самый аффект. Овладение, как существенный внутренний! момент волевого действия, остается вне поля зрения исследователя.' То новое отношение действия к личности, которое возникает блапи| даря слову и приводит к овладению действием, то новое отноше действующего к внешнему миру, которое обнаруживается в ном действии, руководимом и направляемом словом, — все это вози кает. не в начале процесса развития и поэтому не учитывается вовсд:"







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 344. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия   Содержанием анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия является глубокое и всестороннее изучение экономической информации о функционировании анализируемого субъекта хозяйствования с целью принятия оптимальных управленческих...

Образование соседних чисел Фрагмент: Программная задача: показать образование числа 4 и числа 3 друг из друга...

Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия