Студопедия — ПОТЕНЦИАЛЫ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ В контексте личностного становления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ПОТЕНЦИАЛЫ ГУМАНИТАРНОЙ КУЛЬТУРЫ В контексте личностного становления






Охарактеризованные в предыдущих разделах потенциалы гуманитарной культуры в совокупности обеспечивают два взаимосвязанных вектора человеческого становления: сохранение и изменение. Эти сущностные процессы определяют основу личности, которая есть “неизменность в изменении” (Н.А.Бердяев). С одной стороны, личность как субъект жизнедеятельности (субъект изменения) остается “одним и тем же лицом”. Для нее разрушительно, если она “застывает, останавливается в своем развитии, не возрастает, не обогащается, не творит новой жизни”. Но для личности также разрушительно, когда изменение в ней становится “изменой” - в таком случае она перестает быть сама собой. “Личность есть единство во множестве. Она не составляется из ча­стей. Она имеет сложный, многообразный состав. Но целое о ней предшествует частям”[114].

Становление личности как “единства во множестве” осуществляется в процессе социальной интеграции и индивидуализации - процессе, носящим противоречивый и конфликтный характер. Предпосылкой и результатом социальной интеграции и индивидуализации являются определенные личностные образования - ценности, смыслы и соответствующие жизненные стратегии и образы жизни человека. Однако чтобы стать компонентами внутреннего мира личности, ее жизненной стратегии, эти образы, смыслы, ценности, нормы и цели, во-первых, должны существовать и сохраняться в формах внесубъективной, надличностной реальности; во-вторых, они должны быть идентифицированы личностью и приняты ею в качестве исходных условий жизнедеятельности. Именно в процессе освоения выработанных человечеством всеобщих способов духовно-практической деятельности, определяющих возможности и условия социализации и самореализации человека, снижается степень конфликтности взаимодействия процессов и механизмов социального и индивидуального самоопределения молодого человека.

Гуманитарная культура, являясь формой накопления, сохранения и проявления “идеальных” моделей и способов деятельности (т.е. совокупностью идеальных способов и результатов освоения и преобразования природы, общества, человека), концентрированным выражением духовной энергии человекаи человечества, и выступает в качестве того пространства, где осуществляется деятельная “встреча” личности с объектом идентификации (образом, смыслом, ценностью, идеалом и т.д.). Аккумулируя исторически выработанные человечеством всеобщие способы деятельностии являясь аксиологическим и семантическим пространством целостного человеческого существования, гуманитарная культура содержит в себе бесконечное множество смыслов и экзистенций, которые актуализируются в новой культурной ситуации в форме индивидуального, “авторского” построения картины мира и человека.

Возможности гуманитарной культуры в оптимизации процессов социальной интеграции и индивидуализации молодежи определяются ее смыслоориентационным, идентификационным и самореализационным потенциалами, которые являются производными от сущностных функций гуманитарной культуры в системе “общество-человек”: ценностно-ориентационной, нормоориентирующей, идентификационно-консолидирующей и индивидуализирующей. Эти потенциалы востребуют основные составляющие человеческой экзистенции, сущностные силы человека, обеспечивая тем самым гармоничное становление человеческой личности. “Встречаясь” с текстом культуры, человек целостным образом самопроявляет свою сущность, котораяразворачивается и объективируется в процессе диалога.

Особая роль в решении проблем социальной интеграции и индивидуализации принадлежит отечественной гуманитарной культуре, которая содержит идеи, ценности и смыслы, в максимальной степени раскрывающие внутренние ресурсы индивидуальности, принадлежащей к данной культуре.

Возможности гуманитарной культуры в социально-культурной интеграции молодежи обусловлены ее сущностной природой - она является прежде всего идеальной формой закрепления, хранения, накопления, трансляции и трансформации социального и духовного опыта, а, следовательно, универсальным способом обеспечения исторической преемственности - как на уровне индивидуального человеческого бытия, так и на уровне исторического бытия социального организма[115].

Процесс социализации начинается с потребления субъектом духовных продуктов, содержание и объективированная форма которых определяют и сам способ присвоения их предметной сущности. Духовное потребление выступает одновременно и как духовное воспроизводство тех общественных отношений, в которых воплощена культурная преемственность поколений.

Функция социальной интеграции отражает способность гуманитарной культуры гармонизировать духовный мир человека, а также оптимизировать взаимодействие человека с миром, социумом, с другим человеком (способность не только определять собственную жизненную среду, но и принимать во внимание то общее, находящееся за ее пределами, частью которой являются; способность соотносить элементы собственной жизненной среды с более широким социальным, культурным, природным контекстом; учитывать их возможные взаимные воздействия, предполагать последствия этих воздействий). В текстах гуманитарной культуры содержится бесконечное множество жизненных смыслов, ценностных ориентиров, способов самореализации, образцов разрешения жизненных ситуаций и проблем. Не случайно в педагогической практике уже на протяжении некоторого времени активно используется методика, состоящая в дифференцированном отборе текстов гуманитарной культуры, потенциально содержащих в себе актуальные для конкретного человека способы выхода из сложных ситуаций, оптимального вхождения в социум посредством отождествления себя с тем или иным образом (персонажем, героем и т.д.).

Индивидуализирующая функциягуманитарной культуры вытекает из ее сущностных характеристик - духовной универсальности, свободы, проективности. Гуманитарная культура есть особый универсум, воплощающий для представителей данной культурной общности всю полноту человеческого бытия, поэтому ее можно рассматривать в качестве универсального способа самоопределения человека. В максимальной степени выражая сущность культуры вообще как “второй реальности”, она тем самым “дополняет” мир реальности первой, вводит человека новое измерение бытия - идеальный мир фантазий, замыслов, надежд. Как отмечает В.Г.Иванов, опыт преподавания в вузе убеждает его в том, что “использование междисциплинарных связей и предоставление возможности проявить самостоятельность мысли при обращении к конкретному — философско-историческому, этико-эстетическому, этико-психологическому, этико-правовому материалу не только вызывают интерес, но и оказываются действительными способами, пробуждающими самостоятельную мысль студентов, способствуют развитию их духовной культуры. В свою очередь, опора на духовную культуру (в данном случае — классику философии и классику литературы) стимулирует проявление самостоятельности мысли личности”[116].

И это вполне естественно - человеческая индивидуальность, “самость” обнаруживает себя “внутри” культуры, в процессе самоидентификации, она не является “абсолютной внутренней собственностью” человека. Лишь в системе культурных коммуникаций, в процессе постижения и освоения культурных смыслов индивид получает от других “подтверждение и признание и как вообще личность, и как эта индивидуальная личность”[117].

Индивидуализирующий потенциал состоит также в ее проектности. Сам текст гуманитарной культуры выступает воплощением свободы человеческого духа, он есть результат индивидуально переживаемого творцом понимания справедливости, истины, идеалов и смыслов человеческой жизни.

Индивидуализирующая функция гуманитарной культуры проявляется на нескольких уровнях жизнедеятельности личности, осуществляясь в процессах духовного самоопределения человека (определения смысла жизни и призвания); самоопределения человека в социально-культурной среде, которая выступает для него “пространством” непосредственной жизнедеятельности и условием личностного развития и в процессе самореализации человека посредством присвоения инновационного потенциала культуры. Являясь сферой (процессом, результатом) идеального, духовного производства, гуманитарная культура предоставляет максимальную возможность самоосуществления человеческой сущности, которая наиболее полно обнаруживает себя в сфере человеческого духа, ибо только здесь человек обретает ту свободу, которой нет в других сферах общественной практики.

Как уже отмечалось, гуманитарная культура содержит в себе в концентрированном виде идеальные модели и смыслы человеческой жизни. Идентификация с образом (идеей, смыслом, способом самореализации) оснащает человека способностью сформировать собственную жизненную среду и организовать оптимальное взаимодействие с миром “других”, не приводящее к утрате собственной индивидуальности, а именно: способность теоретически ипрактически выделить непосредственную предметную и социальную среду как жизненное пространство, поле деятельности и самореализации; способность выделять значимые элементы среды как объекты целенаправленной деятельности, уделяя внимание устойчивым, как тем, которые устанавливают границы поля приложения усилий, и изменчивым, как тем, которые можно произвольно видоизменять или использовать с инструментальной целью; способность выбрать цель деятельности и подчинить ее достижению объекты окружения и собственные действия; способность соотносить поставленные цели, выбранные для их достижения средства и полученные результаты с точки зрения соответствия их друг другу и собственным потенциям; способность делать выбор и оценку в отношении собственной активности и элементов окружения.

Каждой из названных способностей соответствуют определенные виды активности, которые, в свою очередь, производны от потенциалов гуманитарной культуры. Так, способность выделить поле индивидуальной самореализации из непосредственной жизненной среды проявляется в формах рационального познания. Способности к практической преобразовательной деятельности, соотнесению ее целей – средств – результатов соответствует креативный и инновационный потенциал гуманитарной культуры. Способность ценностного ориентирования в среде является проекцией соответствующего потенциала культуры - ценностно-ориентационного.

Обозначенные взаимосвязи человеческих способностей и потенциалов гуманитарной культуры являются фундаментальными для становления личности, структурирования ею своего жизненного пространства и овладения социально приемлемыми и индивидуально эффективными формами самореализации. При этом обнаруживается связь между соответствующими личностными образованиями и структурными элементами гуманитарной культуры. В частности, образному упорядочению и оценке среды жизнедеятельности соответствует эстетическое формообразующее отношение, которое как выделяется в специализированную сферу гуманитарной культуры - искусство, так и воплощается в обыденной эстетике. Рациональному осмыслению и освоению ближайшего окружения на специализированном уровне соответствует наука. Рационально-образно-оценочное осмысление “жизненного мира выражается в форме народных верований и мудрости, в специальных сферах гуманитарной культуры - философии и религии. Характер взаимоотношений людей, оценка последствий их деятельности в задается моралью и нравственностью, а на специализированном уровне – правом.

Есть еще одна особенность гуманитарной культуры, которая определяет диапазон индивидуальных вариаций личности - ее инновационный потенциал.Культура каждого общества представляет собой сложное образование, где в определенной пропорции сосуществуют элементы традиционные (константные) и инновационные. Если традиционные элементы культуры обеспечивают преемственность духовного опыта, то инновационный потенциал стимулирует индивидуальные проявления личности, творящей культуру заново.

Культурные инновации обусловлены как объективными (технические возможности, организационные условия, содержание труда) так и субъективными (социально-психологическими, психофизиологическими) факторами.

Инновации можно обнаружить в каждой составляющей феномена культурной деятельности. В процессе производства культурных ценностей, норм, идеалов, смыслов и т.д. инновационная составляющая либо представлена в чистом виде, либо доминирует. В процессе сохранения культурных ценностей инновации связаны не с содержанием сохраняемого, а скорее всего, с поиском технических средств реставрации, охраны, консервации тех или иных культурных объектов. Такая же ситуация обнаруживается в системе распространения и потребления культурных норм, ценностей. Соотношение инновационных и традиционных элементов (и поддерживающих их процессов) определяет характер и специфику культуры конкретной исторической общности. Преобладание того или иного типа инновационной деятельности, определяемого степенью радикальности изменений (поэлементное совершенствование, соответствующее эволюционной форме, или радикальное обновление, чему соответствует революционная форма) обусловливает состояние, направленность, тип культуры, а также условия развития инновационных способностей личности.

Сочетая в себе ценностно-ориентационный, нормативно-регулирующий и инновационный потенциала, гуманитарная культура обеспечивает баланс между сохранением и изменением - устойчивым и ситуативным, вечным и повседневным. Причем, это осуществляется как в специализированных сферах гуманитарной культуры (философия, искусство, идеология), так и на уровне повседневного бытия (нравственность, эстетика).

Однако потенциалы гуманитарной культуры не всегда востребуются в полной мере в силу объективного противоречия между ее возможностями и уровнем личностного развития. Речь идет о том, что формирование личности осуществляется в процессе распредмечивания индивидами “культурных сущностей”, адекватность которого находится в прямой зависимости от способностей человека востребовать и понять подлинный смысл текста культуры. Реализация потенциалов гуманитарной культуры зависит также от этапа личностного становления и доминирующего вида деятельности. На этапе первичной социализации культура предоставляет человеку возможность интериоризации всеобщих способов деятельности и общения, перевода их в индивидуальные свойства и качества личности. Затем гуманитарная культура позволяет человеку в идеальной плоскости проиграть социальные роли, посредством которых человек интегрируется в социум. Этап личностной смыслоориентации обеспечивается инновационным потенциалом гуманитарной культуры, ее возможностями реализации творческих способностей личности. Кроме того, субъект, понимающий текст, принадлежит определенной исторической эпохе, которая и определяет специфику и уровень понимания смыслов текста. Данное противоречие разрешается путем целенаправленных усилий общества (его социальных институтов, и прежде всего образования) по включению индивидов в предметно-деятельностное освоение всеобщих форм гуманитарной культуры.

Залогом личностной значимости контакта (и условием реализации соответствующего потенциала культуры) является адекватное понимание и интерпретация текста гуманитарной культуры, что предполагает не только соответствующий уровень личностного развития, но и владение специфической техникой работы с “текстами культуры” на основе герменевтического подхода. Специфика понимания гуманитарного текста заключается в том, что процесс познания и его адекватность во многом определяются способностью человека к эмпатии, интуитивно-эмоциональному проникновению в его подлинный и сокровенный смысл, недоступный обычным рациональным способам извлечения содержащегося в естественных науках знания.

Искусство истолкования гуманитарных текстов включает различные уровни анализа: тематический (сюжет, фабула); концептуальный (понимание смысла текста с позиции авторского замысла, мировоззрения автора, его системы ценностей); контекстуальный анализ - выявление скрытого смысла, выходящего за пределы того, что хотел сказать автор. Специфика и сущность понимания и интерпретации в рамках герменевтического подхода заключается в том, что понимается сам текст, а не предпосылки и истоки его возникновения. Определяющим здесь является собственный “горизонт” интерпретатора, который служит контекстом, внутри которого раскрывается смысловое богатство текста. Вступая “в-беседу-с-текстом”, он горизонтами вопроса вводит текст в определенную смысловую перспективу, переводит его в явление живой культуры.

Этапами постижения текста являются: восприятие, т.е. прочтение текста в форме непосредственного “отображения образа”; переживание, предшествующее рациональному постижению текста и представляющее собой непосредственное и индивидуальное восприятие образа в соответствии с собственным жизненным опытом и включение его в свое “смысловое поле”; понимание и интерпретация переживаемого “текста-образа” путем разложения его на определенные смысловые единицы, перевод его из застывшего и объективированного продукта в духовную активность, из которой он и произошел. В зависимости от уровня развития личности и характера мотивов обращения к тексту гуманитарной культуры в процессе работы с текстом “высвечивается” лишь некоторая часть его смысла. “Исторический” подход предполагает понимание смысла текста, “освобожденного” от субъективности автора. Текст в данном случае воспринимается как часть в ее принадлежности к некоему завершенному культурному целому, как документ для познания более широкой историко-культурной взаимосвязи. “Филологический” подход означает понимание текста как художественного явления - с точки зрения его замысла, композиции и т.д. “Психологический” подход интерпретирует текст с позиции его автора - путем отождествления его с авторской социо-психодрамой, системой ценностей и мировоззрения. Переживаемое событие в данном случае воспринимается как актуальное и значимое для индивидуальной биографии личности. Таким образом достигается единство интеллигибельности, экспликации и аппликации, т.е. понимания текста, его истолкования и применения[118].

Специализированные области гуманитарной культуры неоднородны с точки зрения их ориентированности на константные и релятивные компоненты связи человека и социума. Устойчивое, универсальное, “абсолютное” являются объектом внимания философии, религии, идеологии, которые определяют тот своеобразный “фон”, на котором осуществляется выбор личностью своего жизненного мира. Мораль регулирует сферу человеческих отношений, ориентируя человека на соответствие его поведения культурной норме. Вектор изменения доминирует в сферах научного познания и творчества. Важной специализированной сферой гуманитарной культуры, где это соотношение рационально определяется и приобретает социально нормативную форму, является сфера идеология и ее практическое воплощение в политике. Преобладание изменения или сохранения в искусстве является производным от соотношения этих начал в других сферах духовно-практической деятельности. Искусство в этой связи выполняет компенсаторные функции, специфическим образом реагируя на дисфункциональность других сфер гуманитарной культуры. Именно функциональная и смысловая взаимодополняемость различных сфер гуманитарной культуры побуждает общество и отдельного человека, в зависимости от фазы общественного развития и этапа индивидуальной биографии, обращаться к специализированным областям гуманитарной культуры как к культурному фонду, содержащему в себе варианты настоящего и модели будущего.

Максимальные возможности в оптимизации процессов социальной интеграции и индивидуализации содержатся в искусстве как специфической форме духовного производства “человека целостного”. Не случайно сущность искусства ассоциируется с категорией творчества как изменения реальности, выхода за рамки данного. Н.А.Бердяев по этому поводу писал, что “в известном смысле можно было бы сказать, что любовь к творчеству есть нелюбовь к «миру», невозможность оставаться в гра­ницах этого «мира». Поэтому в творчестве есть эсхатоло­гический момент. Творческий акт есть наступление конца этого мира, начало иного мира. Иллюзия классицизма за­ключается в том, что будто бы результаты творческого акта могут быть совершенными в этом мире, могут нас оставлять и не притягивать к иному миру. Но так называ­емые «классические» в смысле совершенства продукты творчества в сущности всегда говорят о мире ином, чем эта мировая действительность, и упреждают преображе­ние. мира. В этом упреждении преображения мира смысл искусства. Поэтому искусство имеет катарсическое и освобождающее значение. Но творчество не всегда бывает истинным и подлинным, оно может быть ложным и иллю­зорным. Человеку свойственно и лжетворчество. Человек может давать ответ не на призывы Бога, а на призыв Сатаны. Но проблема демонизма в искусстве мне представляется очень сложной. Нельзя написать драмы, романа, лирического стихотворения, если нет конфликта, столкновения с нормой и законом, нет «незаконной» любви, внутренних сомнений и противоречий, нет всего того, что представляет­ся недопустимым с точки зрения «закона», установившегося ортодоксального мнения. Невозможна творческая мысль, если нет сферы проблематического, нет мучительных усилий разрешить новые вопросы, нет искания исти­ны, которая не падает сверху в готовом и застывшем виде, нет борений духа”[119].

Социализирующий и индивидуализирующий потенциал искусства обусловлен сущностными функциями искусства в системе “человек-общество”. Существует множество концепций, теоретических построений, гипотез о природе и специфических функциях искусства, их обусловленности социальными отношениями и человеческими потребностями. В частности, Э.В.Соколов выделяет две основные функции - функцию преобразования и освоения мира и коммуникативную функцию[120]. Ю.Б.Борев, раскрывая полифункциональную природу искусства, выделяет девять функций[121]. Генеральная цель искусства, по его мнению, заключается в социализации личности и утверждении ее самоценности. Л.Н.Столович систематизирующим признаком для определения функции искусства рассматривает его структуру[122]. ”Система функций художественной деятельности обусловлена структурой этой деятельности, функции искусства - структурой художественного произведения”. Каждый элемент этой структуры имеет определенное функциональное значение. Автор устанавливает определенную последовательность перехода от одной функции к другой. Познавательная функция неразрывно связана с оценочной благодаря специфике художественного познания. Прогностическая занимает промежуточное положение между познанием и ценностных ориентаций. Способность искусства идеально восполнять то, что необходимо человеку для удовлетворения его потребностей, лежит в основе его компенсационной функции, которая связана с катарсической, снимающей духовное напряжение личности. Выполняя свою гедонистическую функцию, искусство может являться также средством отдыха и развлечения. Одновременно искусство может пробуждать высшие способности и силы человека, побуждая его к творчеству. Также искусство выступает как средство общения между людьми, что составляет его коммуникативную функцию. Далее следует социально-организаторская, социализирующая, воспитательная и просветительская, которые также взаимообусловлены и взаимосвязаны. М.С.Каган рассматривает искусство в его взаимодействии со средой, в которой и по отношению к которой проявляются функции искусства[123].

Определение социализирующих и индивидуализирующих потенциалов искусства требует системного рассмотрения, по крайней мере, двух его составляющих:

а) художественной деятельности как специфической сферы духовного производства, включенной в художественную культуру общества. Ее содержание, процесс, результат обусловлен общественными потребностями, социально-экономическими условиями, которые искусство, в свою очередь, стремится преобразовать по своим законам. Система производства охватывает не только процесс создания художественных произведений, но и те социальные институты, которые являются условием создания, воспроизведения и распространения художественных ценностей;

б) личности создателя или исполнителя, их психологические характеристики, обусловленные и обуславливающие характер художественной деятельности. Именно во взаимодействии человека с искусством слагаются основные составляющие социально-психологической и духовно-нравственной сферы личности, которые “откликаются” в процессе восприятия художественного произведения и благодаря развитию которых меняется личность в целом. Эти составляющие можно представить в виде личностных потенциалов, которые являются как предпосылкой, так и результатом взаимодействия человека с искусством.

М.С.Каган личностные потенциалы (и соответствующие виды человеческой деятельности) выводил из системы субъектно-объектных отношений: “Активность субъекта, направленная на объект, приводит либо к его изменению, преобразованию, трансформации, либо сохраняет объект в целостности и неприкосновенности”, в этом случае активность субъекта может вернуться к нему “в виде знания, т.е. информации о качествах объекта, об объективных связях, отношениях, законах реального мира, и может выразиться в придании объекту ценности, т.е. вернуться в виде информации о значении этого объекта для субъекта”[124]. Но человек есть еще и существо социальное, поэтому в процессе труда, познания или выработки системы ценностей он вступает во взаимодействие с другими людьми (субъектами), налаживает с ними определенные коммуникации. Таким образом, теоретически возможны четыре вида человеческой деятельности: преобразовательная (созидательная, творческая), познавательная (гносеологическая), ценностно-ориентационная (аксиологическая) и коммуникативная (общение). Для осуществления этих видов деятельности человеку надо обладать определенными психическими свойствами: способностями к созиданию, познанию, оценке и общению. Эти четыре вида сложных способностей, названные духовными или личностными потенциалами человека, и составляют его духовный мир и социально-психологический “слой”, проявляясь и формируюясь в деятельности людей.

Органическое слияние четырех видов деятельности рождает пятый вид - художественную деятельность. Овладение языком “второй” действительности предполагает синтезированную способность личности к познанию, созиданию, общению, ориентации в ценностях. Эта интегративная способность является выражением художественной культуры как важнейшей составляющей гуманитарной культуры личности. Владение языком “второй” действительности - художественной - характеризует степень сформированности художественного потенциала личности. По своей целостности оно аналогично способности ориентироваться в действительности “первой” - реальной, ибо. Развитая способность адекватно воспринимать отображаемую искусством жизнь (либо творить искусство) позволяет человеку целостно осваивать окружающую действительность, развивать свой духовный мир в гармоничном единстве и взаимодополнении основных личностных потенциалов: познавательного, созидательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного и художественного.

Анализ художественной деятельности как специфической сферы духовного производства в неразрывной связи с субъектом этой деятельности позволяет, во-первых, сформулировать основную функцию искусства в системе “человек-общество”, а именно: создание специфического духовного продукта, в концентрированном виде содержащего в себе противоречия индивидуального и общественного развития, во-вторых, художественную деятельность представить как производство и воспроизводство человека, как способ саморазвития, самореализации личности.

Для того, чтобы искусство могло реализовать свои сущностные функции и потенциалы, человек должен понимать его “язык”. Язык искусства представляет собой отдельную для каждого художественного жанра знаковую систему, посредством которой и происходит “общение” искусства и человека. Существует ряд определений понятия “знак”. В.Медушевский предлагает следующее определение: “Знаком называется предмет или любая форма его психологического или психофизиологического отображения, которые выполняют или способны выполнять следующие основные функции (одну или все вместе) - пробуждение представлений и мыслей о явлениях мира (включая сюда и процессы психической жизни), выражение оценочного отношения, программированное воздействие на механизм восприятия или мышления, указание на связь с другими знаками».[125] Такое определение достаточно близко определению, даваемому Л.Резниковым для общей теории знаков: “Знак есть материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя (заместителя) другого предмета (предметов) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.”[126]

Можно сказать, что язык искусства - это система образов, с одной стороны, отражающих существующую реальность, с другой стороны, создавая особый художественный мир, искусство посредством влияния на реципиента (слушателя, зрителя и т.д.) преобразует эту реальность. Искусство действует не на какую-нибудь одну человеческую способность, эмоции или интеллект, а на человека в целом. Овладение языком искусства позволяет человеку целостно осваивать окружающую действительность и воспроизводить себя в единстве всех сущностных составляющих человеческой экзистенции.

Не менее значимые функции в социальном и индивидуальном становлении личности выполняет философский пласт гуманитарной культуры, который, как уже отмечалось в предыдущих разделах, содержит в себе актуальнейшую для современного этапа развития общества проблематику, наиболее сущностные “вопросы” и “ответы: поиск духовно-нравственных устоев человеческого бытия; анализ политико-идеологических реалий российской общественной жизни, проблем исторического призвания России; соотношение биологического и духовного в будущей цивилизации; проблема взаимоотношений различных культур в условиях глобальной интернационализации жизни; проблемы взаимоотношений общества с природой; исследование причин и условий революционного движения вРоссии, способов реализации идеала социальной справедливости; оценка перспектив русской государственности; характеристика специфических функций и нравственного долга русской интеллигенции и др.

В системе социальных институтов, транслирующих ценности отечественной культуры, свое место занимает и церковь, которая может “научить человека ставить вопросы перед самим собой и обществом”, а “ответы на эти вопросы человек потом найдет сам”. Она “ни в коем случае не должна сегодня предлагать обществу готовые ответы на его вопросы или какие-либо другие готовые рецепты”, ибо это неминуемо приведет к возрождению тоталитаризма в области мысли. “Ее задача лежит скорее в области не мысли, а сердца, и заключается в том, чтобы пробудить в человеке стремление к духовной свободе, к полному освобождению от мышления по предложенной схеме, ибо только в этом случае он будет развиваться как личность — это необходимо как верующим, так и неверующим; пробудить в человеке совесть, которая есть голос Иисусов, звучащий из глубин “Я” каждого из нас, побуждающий нас делать доброе и, наоборот, останавливающий на путях зла не потому, что одно рекомендовано, а другое запрещено, а только в силу внутренней потребности. Именно Церковь сегодня “может дать импульс для блестящего развития именно этих возможностей и для личного роста каждого из нас”[127].

Однако важнейшим институтом трансляции гуманитарной культуры является образование как важнейший механизм духовной преемственности, сохранения и развития культурного достояния нации и всего человечества.

Специфика гуманитарной культуры в контексте проблемы социальной интеграции и индивидуализации заключается в том, что каждый из ее элементов полифункционален и способен обеспечить обе составляющих указанного процесса личностного становления. Противоречия процессов социальной интеграции и индивидуализации снимаются в ходе активного деятельностного освоения явлений гуманитарной культуры во всем их многообразии (ценностей, идеалов, идей, преданий, образов, моделей мира и т.д.). Причем, “деятельность опредмечивания получает в качестве симметричного ее дополнения деятельность распредмечивания”, благодаря чему “ креативная энергия культуры оборачивается ее рецептивной энергией, и деятельностный потенциал, выявляющийся в способах созидательной активности человека, обретает вторую ипостась в способах его присваивающей активности”[128].

М.С.Каган отмечает изоморфно-симметричную систему “ансамбля” человеческой деятельности, в которой каждый специфический способ опредмечивания требует соответствующего ему способа распредмечивания: “если многообразны формы продуктивной деятельности, то разнородными должны быть и способы распредмечивания – история культуры отбирает оптимальный способ рецепции для каждого способа креации. Так, фундаментальное различие между научным и художественным творчеством, связанное с разными соотношениями объективного и субъективного в вырабатываемой тут и там информации, порождает аналогичные различия в способах распредмечивания научных и художественных творений: первый предстает как усвоение той информации, которая содержится в научном сочинении, безотносительно к индивидуальности усваивающего субъекта, второй – как совместная с художником (и исполнителем) выработка информации, благодаря сотворчеству воспринимающего. Точно так же различия между творческой и репродуктивной модификациями созидательной деятельности «отпечатываются» на восприятии их продуктов: усвоение новой информации, порожденной творчеством (о какой бы сфере деятельности ни шла речь), требует особой активности воспринимающего ее психического аппарата, гораздо большей, чем усвоение повторяющегося, привычного, лишенного неожиданности. Готовность восприятия к такой напряженной работе по улавливанию и перевариванию оригинального, нового, необычного или же установке на следование известному правилу «повторенье – мать ученья» – продукты культуры, воспитания личности в том или ином духе”[129].

Деятельность по присвоению и производству явлений гуманитарной культуры имеет специфическое содержание - это прежде всего идеальная, духовная деятельность, в результате которой преодолевается противоположность опредмечивания и распредмечивания, внутреннего и внешнего, «чужого» и «своего», индивидуализации и социализации.Содержанием духовного труда является идеальное присвоение и воспроизводство результатов духовной деятельности другого человека, которое одновременно выступает процессом индивидуального самопорождения человека путем присвоения его общественной сущности. Духовный труд – это превращение общественного в индивидуальное и индивидуального в общественное, это субъективные «роды» обьективной общественной сущности человека, восхождение человека по пути умопостижения “истинной сущности и собственной истины”[130], это последовательное и закономерное присвоение человеком родовой общественной природы, история которой составляет подлинную историю человеческого духа (К.Маркс).

Как известно, формирование личности осуществляется не только в результате воздействия на нее “социальной среды”, “социального окружения” или социальных институтов воспитания, но и в результате активного вхож







Дата добавления: 2015-06-15; просмотров: 530. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Виды сухожильных швов После выделения культи сухожилия и эвакуации гематомы приступают к восстановлению целостности сухожилия...

Тема 2: Анатомо-топографическое строение полостей зубов верхней и нижней челюстей. Полость зуба — это сложная система разветвлений, имеющая разнообразную конфигурацию...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия