Студопедия — Объем дисциплины и виды учебной работы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Объем дисциплины и виды учебной работы






Наименование По учебным планам основной траектории обучения
с максимальной трудоёмкостью с минимальной трудоёмкостью
Общая трудоёмкость дисциплины зач. единицы часы    
Изучается в семестрах    
Вид итогового контроля по семестрам    
зачет    
экзамен    
Курсовой проект (КП)    
Курсовая работа (КР)    
Вид итогового контроля самостоятельной работы без отчетностей расчетно-графические работы (РГР)    
Реферат (РФ)    
Домашние задания (ДЗ)    
Аудиторные занятия (час.):    
всего 36/14 36/14
В том числе: лекции (Л) 18/4 18/4
Лабораторные работы (ЛР)    
Практические занятия (ПЗ) 18/4 18/4
Самостоятельная работа (час.):    
общий объем часов (С2)    
В том числе на подготовку к лекциям    
на подготовку к лабораторным работам    
на подготовку к практическим занятиям    
на выполнение КП    
на выполнение КР    
на выполнение РГР    
на написание РФ    
на выполнение ДЗ    
на экзаменационную сессию    

Содержание дисциплины

 

Разделы дисциплины и виды занятий и работ

Разделы дисциплины Л ЛР ПЗ КП (КР) РГР ДЗ РФ С2
                   
1. Предмет, специфика и задачи культурологической науки. Ее практическое применение *   *     *    
2. Понятие, строение и функции культуры. Развитие представлений о культуре */и   *     *   *
3. Современные культурологические теории */и   */и     * * *
4. Проблема культурогенеза в современной науке */и   */и     *    
5. Динамика культуры */и           * *
6. Типология культуры *           * *
7. Исторические типы культуры *   */и     * * *
8. Культура и цивилизация     */и     * * *

Содержание разделов дисциплины

 

1. Предмет, специфика и задачи культурологической науки. Ее практическое применение. Специфика социогуманитарного знания. Культурология как интегративное знание, методологическая основа комплекса наук о культуре. Культурология как рефлексия к гуманитарным основаниям бытия. Целостность, системность и комплексность подхода к изучению культуры. Содержание общественной жизнедеятельности людей как предмет культурологии. Цели и задачи культурологического познания. Структура культурологии. Практическое применение культурологии. Методы анализа культуры (морфологический, цивилизационно-типологический, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, структуральный, семиотический и др.). Культурологическая составляющая социальной компетенции и профессиональной культуры личности.

2. Понятие, строение и функции культуры. Развитие представлений о культуре. Происхождение и история слова «культура». Подходы к определению культуры в современной науке. Понятие культуры. Смысл и сущностные характеристики культуры. Амбивалентность культурных явлений. Антикультура. Основные значения выражения «культурный человек». Бескультурье. Культура как система. Строение и функции культуры.

Развитие представлений о культуре на Древнем Востоке, в эпохи античности, средневековья, Возрождения, Нового времени и Просвещения (И.Г. Гердер). Критика культуры и цивилизации Ж.-Ж. Руссо и Ф. Ницше. Значение культурной антропологии XIX в. (эволюционизм, диффузионизм, функционализм) в становлении понятия «культура». Возникновение циклических теорий культуры (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер).

3. Современные культурологические теории. Игровая концепция культуры (Й. Хейзинга, Г. Гессе, Х. Ортега-и-Гассет, Э. Финк, Ф. Ницше и др.).

Символическая концепция культуры Э. Кассирера. Символические формы. Понятие символа. Значение символа в культуре.

Фрейдистская и неофрейдисткая концепция культуры. Культура как регулятор бессознательных желаний человека в учении З. Фрейда. «Недовольство культурой». Учение К. Юнга о коллективном бессознательном. Понятие архетипа. Социальная и культурная природа бессознательного в учении неофрейдизма (Э. Фромм, К. Юнг, А. Адлер, К. Хорни, Г. Маркузе,
С. Гроф и др.).

Ценностно-нормативная концепция культуры (Г. Риккерт,
В. Виндельбанд и др.). Понятие ценности и нормы. Классификация и иерархия ценностей. Культура как система ценностей. Динамика ценностно-нормативного комплекса. Кризис культуры и аномия. Идеи культурного релятивизма (М. Херсковиц).

Семиотическая концепция культуры (Ч. Моррис, Ч. Пирс, Ф. де Соссюр,
Я. Мукаржовский, К. Леви-Стросс, Р. Барт, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский
и др.). Понятие символа. Коммуникационная и знаковая природа культуры. Сущность и виды знаков. Знаковые системы, их свойства и виды. Понятие культурного кода. Язык и его функции. Классификация языков. Языковая картина мира. Специфика и сущность текста. Культура как текст. Герменевтика как теория и практика истолкования текстов. Проблема понимания.

4. Проблема культурогенеза в современной науке. Понятие культурогенеза. Креационизм и эволюционизм как подходы к объяснению возникновения человека. Основные факторы происхождения человека в орудийно-трудовой теории Ф. Энгельса. Социально-психологические концепции культурогенеза: фрейдистская, игровая (Й. Хейзинга), символическая (Л. Мамфорд, Э. Кассирер), магическая (Т. Роззак) и пр. Мутагенетическая версия происхождения культуры Т. Маккена.

5. Динамика культуры. Проблемы динамики культуры. Источники и типы изменений в культуре. Традиции и новаторство как механизмы развития культуры. Понятие культурной инновации. Прогресс и регресс в культурном развитии, проблема критериев.

Линейная (прогрессивная) модель развития культуры (просветители, позитивисты, марксисты и др.). Эволюционизм однолинейный и многолинейный. Неоэволюционизм. Теория культурного взрыва
Ю.М. Лотмана.

Циклическая модель социокультурных динамических процессов: теория круговорота в истории Д. Вико, теория культурно-исторических типов
Н.Я. Данилевского, теория «замкнутых» культур О. Шпенглер, концепция «локальных» цивилизаций А. Тойнби, теория этногенеза Л.Н. Гумилева.

Волновые модели социокультурной динамики (Н.Д. Кондратьев,
Й. Шумпетер, П. Сорокин).

Идеи синергетики (Г. Хакен, И.Р. Пригожин и др.) в культурологии.

6. Типология культуры. Типологизация как способ осмысления социокультурного пространства и научный метод исследования культуры. Теория «идеальных типов» М. Вебера. Критерии и основания для типологической классификации культуры.

Понятие субкультуры и ее значение в жизни общества и человека. Традиционная культура и субкультура. Молодежные субкультуры. Контркультура. Маргинальность в культуре. Культура и личность. Проблема культурной идентификации. Процессы инкультурации и социализации. Межкультурная коммуникация. Культурный шок. Культурный конфликт.

Пространственно-региональная типология культуры (западно-европейский, арабо-мусульманский, индийский, латиноамериканский и др. типы). Понятие национальной культуры. Противостояние культур «Север-Юг». Культурная дихотомия «Запад – Восток». Типологическая характеристика русской культуры.

Религиозная типология культур: конфуцианско-даосский, индо-буддийский, христианский, мусульманский типы.

Культура элитарная и массовая. Предпосылки появления и основные характеристики массовой культуры массовой культуры (З. Фрейд, Э. Фромм,
Г. Маркузе, Х. Ортега-и-Гассет, Д. Белл, М. Маклюэн и др.). Массовость как усредненность и унифицированность. Элитарная культура – антипод массовой. Понятие элиты и специфические черты элитарной культуры (А. Шопенгауэр,
А. Бергсон, Ф. Ницше, Г. Гессе и др.).

«Аполлоническое» и «дионисическое» начало в культуре (Ф. Ницше).

Матриархальный и патриархальный типы культуры (И.Я. Баховена,
Л. Фробениус).

Типы культур по способу передачи знаний: постфигуративные, кофигуративные, префигуративные (М. Мид).

Типология культур М. Маклюэна: дописьменная культура с устными формами коммуникации; письменная культура, завершающаяся «галактикой Гуттенберга»; современный этап («электронное общество», «глобальная деревня»).

Типология культур К. Ясперса: доистория и история. Схема мировой истории: «прометеевская» эпоха, эпоха «великих культур древности», эпоха «духовной основы человеческого бытия» («осевое время»), эпоха «развития техники».

Формационная типология культур К. Маркса: первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, коммунистический типы общества.

7. Исторические типы культуры. Историческая типология культур. Особенности первобытной культуры. Мифологическое сознание как феномен первобытной культуры, его смыслоорганизующее и социокультурное значение. Анимизм и тотемизм как основа духовного мировидения человека первобытной эпохи. Фетишизм. Шаманизм. Магия как способ воздействия на окружающий мир. Виды и типы магии. Культы, обряды и ритуалы первобытной культуры, ее синкретизм. Волшебная сказка – отражение особенностей первобытной культуры. Происхождение, особенности и назначение первобытного искусства.

Культура Древнего Востока. Условия возникновения и общие черты в культурах Древнего Востока. Город древнего мира и его культура. Представления о смерти и «мире ином» в культурах Древнего Востока. Обожествление стихийных сил природы в древневосточных религиях. Социальная организация древневосточных обществ. Ментальность человека древнего мира и ее варианты.

Античный тип культуры. Космоцентризм. Состязательный (агональный) характер древнегреческой культуры. Полис как образ мира. Представления о свободе в древнегреческой культуре. Эстетический идеал древних греков. Синтетическая сущность эллинизма. Рим и Византия. Влияние античной культуры на формирование национальных культур современных европейских народов.

Средневековый тип культуры. Место религии в культуры средневековья. Теоцентризм. Особенности средневековой картины мира. Место человека в мире и смысл его земного бытия. Общие черты и разновидности средневековой культуры. Социальная организация средневековой культуры. Смысл средневекового карнавала.

Ренессансный тип культуры. Предпосылки возникновения культуры эпохи Возрождения. Антропоцентризм и утверждение гуманистической системы ценностей. Обожествление человека в воззрениях гуманистов. Кризис гуманистического идеала и отражение его в культуре. Значение Реформации в культуре Западной Европы. Секуляризация общественного сознания. Первая научная революция (Кеплер, Галилей, Декарт, Ньютон). Формирование механистической картины мира.

Культура Нового времени и Просвещения. Характерные черты культуры Нового времени и Просвещения: деизм, сциентизм, рационализм, европоцентризм. Наука как движущая сила общественного развития. Культ разума. Культ чувства. Формирование универсальной картины мира. Рождение национальной идеи. Просвещение как эпоха в истории мировой культуры. Сущность рационализма просветителей, их социокультурная доктрина. Развитие промышленного капитализма. Тип «делового человека» и его критика. Проблема «отчуждения» в философских рефлексиях. Поиск новых концепций существования человека в культуре.

Культура постиндустриального общества. Типы производства и социальная структура современного общества. Понятие техники и техногенной цивилизации. Основные черты техногенной цивилизации: комфортность, высокий уровень социальной организации, отчуждение человека от результатов своего труда, самоотчуждение личности, кризис культуры и т.п. Проблема досуга. Возникновение «одномерного человека» (Г. Маркузе). Наука и глобальные проблемы человечества. Постмодернизм в культуре ХХ-ХХI вв.: идея исчерпанности человеческой культуры, истории, разума; игра старыми культурными смыслами как способ самореализации личности; распространение метода деконструкции в творчестве.

Отечественная культура. Геополитические характеристики и социодинамика русской культуры. Православие в отечественной культуре. Самодержавие как феномен русской культуры. Культура России и революция. Советская культура. Русское искусство и его значение в жизни общества. Культура России на современном этапе общественного развития.

8. Культура и цивилизация. Смысл понятия «цивилизация»: история и основные значения термина, основные характеристики, соотношение понятий «культура» и «цивилизация». Человек культурный и человек цивилизованный. Становление цивилизационного подхода в культурологии (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби и др.). Типы цивилизаций. Роль техники в техногенной цивилизации. Особенности современной цивилизации.


 







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 841. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия