Студопедия — Как изменился мир игры современного дошкольника?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Как изменился мир игры современного дошкольника?






 

Жизнь современного ребенка заполнена телевидением, компьютерными играми, общением со взрослыми, кружками и секциями. На игру у ребенка остается крайне мало времени и дома, и в детском саду. Между тем дети хотят играть, считают игру, самым любим видом деятельности. Существуют игры, которые остаются в игровом репертуаре многие десятилетия «Больница», «Магазин», «Семья», «Гости». У дошкольников XXI века появились новые игровые роли: банкир, агент, клиент, визажист, дизайнер и тд.) и новые игровые сюжеты «Салон сотовой связи», «Агентство недвижимости», «Банк», «Макдональдс» и тд. Дети старшего дошкольного возраста играют в военных и спасателей, в шоу «Танцы со звездами» и «Танцы на льду». Игры детей отражают ориентацию на новые ценности, в том числе и на материальное благополучие семьи и человека, новые социальные роли взрослых («Бизнесмен», «Телезвезда», «Модель»). Можно констатировать, что в играх детей часто присутствуют трудности, присущие современному периоду (например, необходимость зарабатывания денег).

Существует неоднозначное отношение взрослых к играм современных дошкольников, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее. Характерной особенностью субкультуры современного детства происходит под формирующим влиянием средств массовой информации. Телевидение оказывает наибольшее влияние на воображение дошкольников, что приводит к стереотипизацию образов. (Человек-паук, Барби и Кен, Бетмен, телеведущая и тд.) На выбор ролей и игровых сюжетов оказывает влияние, происходящее в окружающей действительности.

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.

Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, покемонов в детской субкультуре считается престижным.

Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры». Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада, но как уже установлено, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится сам воспитатель, т.е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения.

 

Игра включает в себя бесконечное многообразие структурных и содержательных компонентов: и реальность, и мнимую ситуацию, и общение с взрослыми и сверстниками, и аффект, и символ. Ребёнок, играя, познаёт мир, забавляется, исследует границы дозволенного, открывает правила взаимодействия и присваивает социальный опыт. Между тем культура игры и игровая культура в современном мире теряют свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития – живое общение и игра. Суть в том, что современное дошкольное воспитание всё больше ориентируется на ускорение развития в ущерб его обогащению. Развитие при этом отожествляется с формированием знаний, умений и навыков, что приводит к явному его упрощению.

Современный ребёнок всё реже включён в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнёрства. Большая часть выпускаемых игрушек ориентирована на индивидуальное пользование, очень мало игрушек, направленных на развитие совместных способов действия, на развитие общения ребёнка с взрослыми и сверстниками. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Современная система воспитания и обучения не только выделила детей из мира взрослых, но и отделила их друг от друга. Телевизор или компьютер стали ныне лучшими друзьями ребёнка. Получается, что общество ориентирует своих членов на индивидуальность и потребление, а не взаимосвязь и творчество.

Взрослые – в своём стремлении предусмотреть все линии развития ребёнка – не оставляют времени для игры. Зачем игры-упражнения, если есть занятия физкультурой и спортом? Зачем игровое замещение, если индустрия игрушек создаёт уменьшенные копии абсолютно всех предметов мира взрослых? Зачем воображение, когда фильмы, мультфильмы предлагают фантастические, небывалые образы, которые легко принять и понять? Отсутствие игры приводит к тому, что период формирования основ личности, базовых психических функций обедняется.

Сегодня крайне редко можно увидеть игру такой, какой описывал её Д. Б. Эльконин. Сюжетно-ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием, ограниченностью сюжета. Крайне редко удаётся наблюдать в играх детей полноценный сюжет, логически развивающийся и отражающий определённую социальную сторону действительности. Развёрнутая форма сюжетно-ролевой игры предполагает сплочённую группу. Формируется она преимущественно в дошкольных учреждениях. Однако и здесь возможности детей ограничены. Как правило, недостаточно времени, а порой, что не редкость, и нежелание воспитателя играть вместе с детьми. Возникают вопросы: играют современные дети или нет? Какие виды деятельности приходят на смену игре? Какие сюжеты предпочитают разворачивать современные дети?

Ответ на эти вопросы дают исследования учёных (Е. О. Смирновой и О. В. Гударевой). Так, при наличии времени, пространства, игрушек, партнёров, т. е. всего необходимого для игры, почти 40 % детей 4–5 лет не играют. В ответ на наводящее предложение взрослого «поиграть» они ограничиваются дидактическими играми. Среди «играющих» дошкольников популярностью пользуются традиционные бытовые сюжеты: больница, магазин, парикмахерская (30 %). Далее следуют игры, объединённые сюжетной линией «дочки-матери»: различные варианты ухода за куклой и семейные отношения. Сюжеты игр мальчиков традиционно отличаются воинственностью: «Полицейские и воры», «Бандиты и наши», «Погоня» и др.

Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появился совершенно новый пласт сюжетов, заимствованный из мультфильмов и телепередач (17 %). Очень популярны игры в супер-героев, человека-паука – поведение героев представлено выразительно, эмоционально привлекательно. Героя мультфильма можно изобразить типичным для него набором простых действий или фраз; причём лёгкость изображения позволяет использовать подобный сюжет с минимальным уровнем развития игровой деятельности. При этом сюжет можно ограничить простой «погоней» или бытовыми подробностями. Но в целом отношения между персонажами очень скудны, примитивны, что накладывает соответствующий отпечаток на игру. С другой стороны, дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. «Социальная жизнь взрослых перестаёт быть содержанием игр, как это предполагалось в отечественной психологической концепции детской игры. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи».

Содержание игры и степень её развития, характер игровой деятельности каждого ребёнка соотносят с одним из уровней игры и квалифицируют его в зависимости от содержания как игру-действие, игру- роль, игру-отношение. Результаты исследования игровой деятельности дошкольников показали:

у 4–5 летних детей преобладает игра-действие (47 %), характерная для первого уровня развития игровой деятельности (простые, повторяющиеся сюжеты и лаконичные реплики). Более того, дети даже не всегда чётко обозначают, во что они играют. Игра-роль (с характерным проговариванием замысла и устойчивым, развёрнутым представлением роли) встречается реже (около 30 %); мало того, с возрастом число детей, чью игру можно отнести ко второму уровню развития, последовательно снижается. Игра-отношение у современных детей – редкость. Наблюдается лишь в 18 % случаях. Число неиграющих детей с возрастом увеличивается: от 16 % в средней группе, до 36 % в подготовительной группе. Это свидетельствует о нежелании и неспособности, а значит, о неразвитости игровой деятельности. Если сравнивать эти данные с результатами исследований Д. Б. Эльконина, очевидно: уровень развития игры у современных дошкольников, ниже, чем у их сверстников середины XX века. Однако деятельность современных дошкольников ещё побуждается мотивом «быть как взрослый», но дети отражают в игре внешние атрибуты и ориентируются на материальные привилегии позиции взрослого: «Поеду на работу – денежки зарабатывать. Вот приехал, поработал». Отсутствие игр на «профессиональные сюжеты», которые в наибольшей мере способствуют вхождению ребёнка в мир взрослых, свидетельствует о том, что игра перестаёт быть способом освоения социальных отношений.

Игровая деятельность сворачивается, современное дошкольное воспитание всё больше ориентируется на акселерацию развития в ущерб его обогащению – амплификации. Что стоит за этим? Если игра не развивается, то утрачивается роль зоны ближайшего развития. Общее снижение уровня развития сюжетно-ролевой игры, отсутствие в деятельности дошкольника её развитых форм приводят к растворению развивающего потенциала игры. Только ролевая игра, включающая построение отношений, может принципиально влиять на психическое развитие ребёнка. А это вновь подтверждает: нельзя ждать от игры некоего чуда: купил ребёнку игрушки – и его развитие стало набирать обороты. С ребёнком надо играть, в процессе игры он должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, иметь возможность общаться со сверстниками и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. Обратный результат в плане психического развития: дети будут продолжать играть в школе. Личностно незрелые, не доигравшие дошкольники пойдут в школу, не научившись регулировать своё поведение, оценивать себя и контролировать свои желания. А ведь именно самостоятельное регулирование своих действий делает поведение ребёнка осознанным и произвольным.

Игра перестаёт быть способом вхождения ребёнка в мир взрослых и освоения социальных отношений – «из игры уходит «правилосообразность», которая непосредственно связана с осознанностью и ответственностью поведения»[5]. Нынешние дошкольники всё меньше ориентируются на образ взрослого и нормативные модели поведения, предлагаемые обществом, не всегда выделяют правила социального взаимодействия, присваиваемые в ролевой игре. Правила не становятся для них органичной частью поведения. Среди прочих причин разрушения сюжетно-ролевой игры исследователи выделяют и такие, как исчезновение выразительных форм упорядоченности семейной жизни, наглядность профессиональных занятий, а также современная индустрия детских игр и игрушек, замещающих взрослого.

Распространённая родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития, а не как к образу жизни ребёнка, нивелирует собственно психологическое содержание игры. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностного общения и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается, вследствие чего нарушается естественный механизм передачи игры от одного поколения детей к другому.

Фактически ребёнок вынужден осваивать игровые действия самостоятельно, ориентируясь только на игровой материал-игрушки, которые ему покупают родители. Но внешний вид игрушки не всегда позволяет понять способы игры с ней и уж точно не объяснит, какой сюжет выбрать для игры и как его реализовывать. Здесь необходим взрослый, который поможет ребёнку не только овладеть предметными действиями, но и освоить игровые действия, приёмы замещения, построение сюжета, обыгрывание ситуации взаимодействия. Необходимо использовать разработанные в педагогике приёмы эффективной передачи ребёнку всё более сложных способов построения игры, а именно: не объяснять правила, а играть совместно, выбирая позицию партнёра; помогать своевременно, переходить к более сложным способам игры, развёртывая сюжет, пояснять свои действия и согласовывать их с действиями партнёров по игре.

Обедняется в игре и развитие эмоциональной сферы в силу ограниченности возможностей ребёнка проникнуть в чувства взрослых, скрывающих свои переживания. Мир социальных связей представлен для многих детей фактически единственным вариантом отношений с единственным родителем. Социальный мир, с одной стороны, всё сложнее и требует от ребёнка дополнительных усилий в своём освоении, а с другой – этот мир всё более закрыт. Бедность и примитивность игры пагубно отражается и на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра (её правила, сюжет, распределение ролей) – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с различных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности. В такой ситуации значение игры увеличивается.

В развитии игры, несмотря на объективную сложность прогнозов, исследователи отчётливо выделяют две актуальные тенденции, которые потенциально будут иметь большое значение в будущем. Первая тенденция – это интенсивное развитие технологий, меняющих весь образ жизни людей: компьютерные средства связи, расширение информационных потоков. Вторая тенденция – это рост знаний в психобиологии и ориентация на качество жизни человека; ценность психического здоровья, понимание социальных причин развития личности. Обе тенденции выражено влияют на будущие позиции игры в жизни ребёнка

Суть первой тенденции. Технологии вошли в современную жизнь и оказывают влияние на детскую игру. Наиболее яркий пример – видео- и компьютерные игры. Увлечённость видеоиграми вносит серьёзный риск в психическое развитие детей. Прежде всего, нарушается коммуникативная сфера в связи с тем, что игрок погружён в индивидуальную деятельность и стремится превзойти самого себя, а его контакты всё более сужаются, что в итоге ведёт к социальной изоляции. Видеоигры ограничивают выбор ребёнка и предоставляют мало возможностей для воображения, в видеоиграх отсутствуют ценностные образцы и моральные оценки действий.

Суть второй, противоположной тенденции – внимание к психическому здоровью и эмоциональному благополучию детей, что способствует не только сохранению традиционной игры, но и её более широкому признанию. Детство – это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека, Это и период наиболее интенсивного формирования личности. То, что не сложилось в детские годы, уже не восполнить взрослому человеку. И кому, как ни дошкольным работникам, необходимо поддерживать игру в её разнообразных формах, оказывать помощь родителям в организации игровой деятельности детей. Нас тревожит, что дети стали меньше играть? Настораживают сюжеты игр? Да, это серьёзный повод для размышлений. Только «педагогически воздействовать» в этом случае надо не на саму игру – ведь она лишь отражает то, чем наполнена душа ребёнка. То, что мы видим в играх наших детей – это отражение мира, созданного взрослыми. Это мы так разговариваем друг с другом, так укладываем спать малышей, так играем с ними, покупаем для них такие игрушки, это мы создаём и смотрим такие телепередачи и видеофильмы... Мир детских игр бесконечно разнообразен, как и миры окружающих взрослых. Давайте же наберёмся мужества увидеть в играх детей отражение нашей взрослой жизни. И если это отражение нам не нравится, то, как известно, на зеркало нечего пенять... Фраза «учить детей играть» напоминает изречение «...как если бы свече внушали правила свечения».

Что же делать? Обеспечить детей игрушками и материалами для игры; освободить время в режиме дня и понаблюдать, во что и как каждый из них свободно играет. Уделить детям внимание и стать партнёром по игре, если они сами этого захотят. Приглашение взрослого в игру – знак величайшего доверия ребёнка. Об этом надо постоянно помнить, очень осторожно и мягко ступать на эту суверенную землю его мыслей и чувств, не входить со своим уставом в этот особенный мир, не спешить перестраивать его по своему разумению – в этом и заключается мастерство и компетентность воспитателя. Надо понимать и помнить: заставляя ребёнка учиться, мы отнимает у него игру, а значит, крадём мир детских переживаний, стремлений, отношений.

Дискуссия о значении игры для детей дошкольного возраста не закрыта и ждёт новых исследований, оценок, но ясно одно: «игровая дистрофия остаётся на всю жизнь», а состояние естественной детской игры можно считать индикатором здоровья общества. Нам, педагогам, нужно чаще думать, какими красками мы рисуем страну детства для приходящих к нам детей. Она полностью в наших руках, и мы по- настоящему за неё в ответе.







Дата добавления: 2015-03-11; просмотров: 2394. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Тема 5. Анализ количественного и качественного состава персонала Персонал является одним из важнейших факторов в организации. Его состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности организации.

Билет №7 (1 вопрос) Язык как средство общения и форма существования национальной культуры. Русский литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка Важнейшая функция языка - коммуникативная функция, т.е. функция общения Язык представлен в двух своих разновидностях...

Патристика и схоластика как этап в средневековой философии Основной задачей теологии является толкование Священного писания, доказательство существования Бога и формулировка догматов Церкви...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия