Студопедия — Русский» марксизм
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Русский» марксизм






 

Первым российским марксистом в точном смысле этого слова принято считать Георгия Валентиновича Плеханова (1856-1931 гг.).Это был наиболее подготовленный теоретически профессиональный революционер. Он знал несколько иностранных языков, изу­чал философию, историю, естественные науки, литературу. Мировоззрение и политическая деятельность Плеханова пре­терпели сложную эволюцию. В молодости он примыкал к ба­кунинскому течению народничества, был сторонником кресть­янской революции. Сельскую общину рассматривал как осно­ву будущего безгосударственного устройства страны и пола­гал возможным развитие России по некапиталистическому пути. Кризис народничества в 80-е гг. в связи с неудачами его ре­волюционных планов, провалом террора, становление рабоче­го движения подтолкнули Плеханова к разрыву с народниче­ством, переходу на позиции марксизма. Именно ему выпала роль критика идеологии народничества с использованием мар­ксисткой социально-политической философии и методологии. В своих работах «Социализм и политическая борьба» и «Наши разногласия» он развенчивал народнические доктрины, дока­зывая связь дальнейшего развития российского революцион­ного движения с рабочим классом. Главной движущей силой российской революции он считал пролетариат, возглавляемый социал-демократической партией. С этой целью им была со­здана первая российская марксистская организация – группа «Освобождение труда».

Пропагандируя марксистское учение о социализме, Плеха­нов вместе с тем не питал иллюзий относительно политической зрелости российского пролетариата. Предупреждал об опасно­сти преждевременной пролетарской революции. Он понимал, что экономическая и культурная отсталость России, «азиатчи­на» и деспотизм ей присущие, – серьезное препятствие для со­циалистических преобразований.

Плеханов полагал, что отсталость, незрелость России бу­дет подталкивать революционеров к насилию, к диктатуре, чрез­мерной концентрации власти. Через пять лет после революции, предостерегал он, в России будет установлена диктатура од­ной партии, через десять лет – единоличная диктатура её вож­дя.

Социалистическую революцию Плеханов считал возмож­ной на той стадии развития капитализма, когда материальное производство достигает высокого уровня и пролетариат соста­вит большую часть населения. К Великой Октябрьской социа­листической революции отнесся отрицательно. «Не надо было начинать», – считал он.

Первоначально Плеханов полагал, что власть рабочего класса будет осуществляться посредством прямого народного законодательства, но вскоре от этой мысли отказался. В авгус­те 1903 г. на II съезде РСДРП Плеханов выступил с якобинским программным лозунгом «Благо революции – верховный закон» и с откровенным оправданием революционного произвола. «Революционный пролетариат, – говорил он, – мог бы ограни­чить политические права высших классов подобно тому, как высшие классы ограничивали когда-то его политические пра­ва...» И далее: «Если бы в порыве революционного энтузиазма народ выбрал очень хороший парламент - своего рода introvable (фр. «незаменимая палата»), – то нам следовало бы стремиться сделать его долгим парламентом; а если бы выборы оказались неудачными, то нам нужно было бы стараться ра­зогнать его не через два года, а если можно, то через две неде­ли».

К сожалению, тезис Плеханова о том, что диктаторская власть государства выше права и не может быть связанной его требованиями и предписаниями, был реализован в русской по­литической истории. Как известно, в начале века перед стра­ной открылась перспектива перехода к правовым демократи­ческим формам политической жизни. Но этот шанс реализо­вать не удалось. Демократическим нормам не желало следовать царское правительство. Не были заинтересованы в их станов­лении и развитии и противостоящие правительству революци­онеры. Парламентарии яростно атаковали друг друга и прави­тельство, отвергая какие бы то ни было формы политического сотрудничества. Затем в ход пошли методы насилия, физичес­кого устранения политических противников. Народ вначале безмолствовал, потом стал действовать по-своему, в результа­те же страна оказалась ввергнутой в кровопролитную граждан­скую войну.

В начале XX в. Плеханов перешел на позиции социал-ре­формизма, выступив одним из лидеров и теоретиков россий­ского меньшевизма. Но весной 1917 г. он разошелся и с мень­шевиками, переключившись с текущей политики на историчес­кие исследования и философию. Тем не менее Плеханов до кон­ца жизни сохранил личную преданность марксизму и делу ра­бочего класса.

Другой разновидностью российского марксизма является большевизм. Его основу и содержание, как и меньшевизма, со­ставлял марксизм. Но меньшевизм – это реформаторское тече­ние в русском марксизме, а большевизм – революционно-ради­кальное.

Основателем и вождем большевизма был Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924 гг.). В вопросах политики, государства и права он, как и Плеханов, был последователем Маркса, т. е. основывал свою политическую и правовую концепцию на ма­териалистическом понимании истории, на признании эксплуа­таторского и антинародного характера буржуазного государ­ства и права, на убеждении в том, что социалистическая и пра­вовая диктатура пролетариата исторически неизбежны и несут за собой социальный прогресс, который со временем завершится переходом к коммунистическому обществу, к отмиранию в силу этого государства и права.

Вместе с тем он гибко применял его общие принципы к ана­лизу российской действительности, при выработке своих теоретических положений и организационно-тактических идей. К тому же Ленин имел возможность использовать опыт европей­ской социал-демократии, а также традиции освободительного движения: традиции Н.Г. Чернышевского, народовольцев, П.Н. Ткачева, особенности исторического развития России.

Как и народники, Ленин в теории в конечном счете исхо­дил из идеи самобытного пути России к социализму, а в поли­тическом действии ориентировался на восстание, захват влас­ти, диктатуру.

С учетом новых исторических условий Ленин изменил не­которые теоретические позиции К. Маркса, а в ряде случаев развил и дополнил их. К числу таких новаций следует прежде всего отнести ленинскую идею о возможности победы социа­листической революции в одной стране (или группе стран) и при том, что эта страна находится на «средней» ступени разви­тия буржуазного общества. Такая революция и была осуще­ствлена в России в 1917 г.

Среди теоретических положений, характеризующих вклад Ленина в социально-политическую теорию марксизма, нужно выделить учение о роли революционной теории в рабочем дви­жении, о гегемонии пролетариата в демократической револю­ции и развитие в связи с этим учения о революционно-демокра­тической диктатуре пролетариата и крестьянства как переход­ной форме власти в период между буржуазно-демократической и социалистической революциями, раскрытие революционных возможностей крестьянства в борьбе против капитализма.

Разумеется, арсенал идей Ленина гораздо более разнооб­разен. Это проблема союзников пролетариата в революции (кре­стьянства, национально-освободительного движения и т.п.), проблема соотношения диктатуры и демократии, стратегии и тактики международного рабочего и коммунистического дви­жения, проблема партии – передового отряда рабочего класса в борьбе за революцию и др.

Предметом особого интереса Ленина было учение о госу­дарстве. В работах дооктябрьского периода он обосновывал отмену государства в связи со строительством социализма и коммунизма. «При социализме, – писал он, – все будут управ­лять по очереди и быстро привыкнут к тому, чтобы никто не управлял». Поэтому пролетарское государство он представлял как «полугосударство», отмирающее государство. Но практика государственного строительства после прихода большеви­ков к власти не подтвердила ленинские выводы, сделанные в предшествующий этому период.

По Ленину, государство является организацией насквозь классовой, вернее организацией господствующего класса. Это машина осуществления политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающая его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам.

Ленин обосновывает необходимость слома буржуазной го­сударственной машины и замены её социалистическим государ­ством – диктатурой рабочего класса, которая должна быть го­сударством типа Парижской Коммуны.

В дальнейшем Ленин пришел к выводу, что «искомой и най­денной» государственной формой диктатуры пролетариата могут стать советы депутатов трудящихся – учреждения, кото­рые одновременно и законодательствуют и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует республика Советов на основе демократичес­кого централизма, что означает выборность всех органов влас­ти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сме­няемость депутатов и т.д.

Ленин полагал, что диктатура пролетариата не исключает, а, наоборот, с необходимостью предполагает установление де­мократии для подавляющего большинства населения, для всех трудящихся. Однако эта диктатура предполагает и допускает политические и правовые ограничения для эксплуататоров и их «пособников».

В послеоктябрьских трудах, учитывая обострение классо­вой борьбы, он уточняет понятие диктатуры пролетариата: «На­учное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опира­ющуюся власть». Естественно поэтому, что, по Ленину, не мо­жет быть ни действительного разделения властей, ни тем более правового государства. И то и другое определялись им как юри­дические функции, присущие буржуазной правовой и полити­ческой науке и практике, выгодные лишь эксплуататорским классам.

Вместе с тем такие институты политической системы, как всеобщее избирательное право, парламентаризм, формальное юридическое равенство признавались им как явления истори­чески прогрессивные, могущие быть использованными рабо­чим классом в его политической деятельности.

В итоге попытки двигаться по пути, ведущему к отмира­нию государственности, созданию системы коммунистическо­го самоуправления привели к формированию в советском об­ществе такой негосударственной структуры, как компартия, которая создала организацию тоталитарной власти и сама ста­ла её центром. Ленин к 1921 г. пришел к выводу, что диктатура пролетариата «невозможна иначе как через коммунистическую партию». Руководящее положение компартии он называл ос­новой Советской Конституции – юридической и фактической.

В свете современной политической конъюнктуры многие сегодня считают деятельность Ленина и большевиков, вольно или невольно допустивших большой разрыв между теорией марксизма и реальной политической практикой, совершивших Октябрьскую революцию «во имя Маркса, но не по Марксу» (Н. Бердяев), безоговорочно негативной. Но вот что говорит тот же Бердяев, непосредственный участник и свидетель тех исторических событий: «Никогда в стихии, и особенно в рево­люции, созданной войной, не могут торжествовать люди уме­ренных, либеральных, гуманитарных принципов. Принципы демократии годны для мирной жизни, да и то не всегда, а не для революционной эпохи. В революционную эпоху побежда­ют люди крайних принципов, люди, склонные и способные к диктатуре. Только диктатура могла остановить процесс окон­чательного разложения и торжества хаоса и анархии... Боль­шевизм, давно подготовленный Лениным, оказался единствен­ной силой, которая, с одной стороны, могла докончить разло­жение старого и, с другой стороны, организовать новое. Толь­ко большевизм оказался способным овладеть положением, толь­ко он соответствовал массовым инстинктам и реальным соот­ношениям».

Многие противники большевиков, побежденные, изгнан­ные, уже в начале 20-х гг. пересмотрели свое отношение к рево­люции, к той власти, которая утвердилась в России после Ок­тября 1917 г. Прежде всего это были «сменовеховцы», сторон­ники движения, получившего название от вышедшего в Праге в 1921 г. сборника «Смена вех» и журнала под тем же названи­ем, издававшегося в Париже. Один из авторов сборника Н.В. Устрялов писал: «С точки зрения русских патриотов рус­ский большевизм, сумевший влить хаос революционной весны в суровые, но четкие формы своеобразной государственности, явно поднявший международный престиж объединяющейся России и несущий собой разложение нашим заграничным дру­зьям и врагам, должен считаться полезным для данного перио­да фактором в истории русского национального дела».

С середины 20-х гг. почти на три последующих десятиле­тия продолжателем и толкователем дела и учения Ленина был Иосиф Виссарионович Сталин (1879-1953 гг.). Для него были ха­рактерны предельный догматизм в интерпретации марксизма, абсолютизация одних его положений (диктатура пролетариа­та, теория насилия в первую очередь) и игнорирование других, извращение диалектического метода, неприятие демократичес­ких норм и процедур политической жизни. Свой взгляд на при­роду государства Сталин формулировал так: «Государство есть машина в руках господствующего класса для подавления со­противления своих классовых противников».

Абсолютизируя теорию насилия, Сталин сделал вывод о том, что «сопротивление классового врага будет принимать тем более острые формы, чем больше успехов будет у социализма». Эта теория стала идейным основанием репрессивной модели общественного устройства не только в отношении к людям иных взглядов и убеждений, но и советского народа в целом.

Применение силовых методов реализации социальных про­блем стало рассматриваться и как основное средство социалис­тических преобразований. В Советском Союзе были свернуты такие механизмы общественного прогресса, как многообразие форм собственности и хозяйствования, конкурентные начала экономической жизни, товарно-денежные отношения, матери­альное стимулирование труда. Их место заняли главным обра­зом прямые командные методы организации производства и общественной жизни в целом.

Все это привело к утрате главного, что было в марксовой концепции социализма: понимание человека как цели, а не сред­ства. Вместо этого сложилось представление о человеке как «вин­тике» в государственно-бюрократической машине. Негативные последствия такой практики известны: советское общество в кон­це концов было доведено до кризисного состояния. В таком же положении оказался и большевизм, марксизм-ленинизм в целом.

Почему в нашем обществе утвердились большевизм, лени­низм и так называемый сталинизм? Дело тут, как представляет­ся, не только в Ленине или Сталине. Дело в тех специфических условиях, в которых зрела и осуществлялась российская рево­люция.

Об этих специфических условиях вели речь многие анали­тики уже накануне первой русской революции 1905-1907 гг. и особенно после её поражения, когда в кругах интеллигенции был поставлен вопрос о том, каким путем пойдет Россия, каков будет её общественно-политический строй.

Так, авторы сборника «Вехи», выходившего в 1908-1909 гг., Н. Бердяев, С. Булгаков, М. Гершензон, А. Изгоев, Б. Кистяковский, П. Струве и С. Франк, поставив задачу исследовать психологию и идеологию русской интеллигенции, её отноше­ние к революции, личности, морали, государству и праву, по­казали, что традиционно русской, кружковой, интеллигенции присущи слабость теоретических интересов, низкий уровень философской культуры, склонность оценивать культурное твор­чество по критериям политическим и утилитарным, а не с по­зиций его абсолютных ценностей.

Б. Кистяковский и П. Струве подчеркивали, что русскую интеллигенцию характеризует слабая индивидуальная и со­циальная дисциплина. Они объясняли это отсутствием у нее правового самосознания, понимания значения прав личнос­ти и правового государства, неизбежно основанного, как и всякая общественная организация, на компромиссе. Кистя­ковский в статье «В защиту права» справедливо обвинил зна­чительную часть русской интеллигенции в недооценке важ­ности закона и порядка для нормального развития государ­ства и общества.

Вместо конституционных преобразований политического строя России интеллигенция, отрицавшая воспитание и само­воспитание в политике и ставившая на их место возбуждение масс прививала радикализм своих идей к радикализму народ­ных инстинктов, аппетитов и ненавистей. Все это неизбежно вело к разнузданию и деморализации.

Высший идеал, доказывал Струве, – это свобода личности. Но подлинная свобода достижима лишь на основе связи чело­века с государством. А в России государственная власть всегда стремилась произвольно, безраздельно распоряжаться жизнью общества и человека, что в свою очередь порождало безразли­чие к праву и со стороны революционной оппозиции.

Государство призвано соединять власть, основанную на идее права, и общественность, народное мнение, опирающиеся на идею свободной, личной ответственности, носителями ко­торой являются средние слои общества – не буржуа, а культур­но наиболее зрелые элементы народа. А этого слоя в России как раз и не было. Если же в обществе отсутствует среднее со­словие, то, по Струве, получается государство, состоящее из рабов и господ, а не из свободных людей, государство, где одни исполнены зависти, а другие – презрения.

Порождало ожесточение, нетерпение, стремление самым ра­дикальным способом разрешить «социальный вопрос» и то обстоятельство, что российский капитализм был отягощен кре­постническими пережитками, самодержавием. В России отсут­ствовало или во всяком случае было неразвито гражданское общество, существовали резкая социальная поляризация, ост­рые социальные противоречия. Важные последствия имел так­же тот факт, что революция фактически родилась из империа­листической войны.

Истоки, питавшие большевизм в его ортодоксально-клас­сических (сталинизм) или необольшевистско-модернистских формах (хрущевско-брежневский и горбачевский периоды со­ветской истории), питают идеологию и российского политичес­кого руководства, пришедшего к власти в 1990-х гг. Все содер­жание его политического курса основано на сугубо большеви­стских приемах, перенесенных в формирующиеся рыночные от­ношения.

Рыночный большевизм, изменив свою форму, исповедует, в сущности, прежние базовые социальные и нравственные цен­ности: он до основания разрушил прежние социальные устои и отношения, как это сделали большевики-ортодоксы в октябре 1917 г., обеспечил тотальное отчуждение широких масс трудя­щихся от экономической, социально-политической и духовной жизни, вновь расколол общество на противостоящие части, облегчил власти политическое маневрирование (ранее проти­востояние осуществлялось по линии красные – белые, социаль­но свои и социально чуждые, теперь: демократы – патриоты). Человек, как и прежде, не защищен от произвола власти, госу­дарства.

Наконец, рыночные большевики даже в меньшей мере, чем их многие предшественники, занимаются развитием производ­ства, сосредоточившись в основном на совершенствовании рас­пределительных отношений (денежных и природных ресурсов, льгот, привилегий и т.п.), и так же не заинтересованы в разви­тии законодательной базы реформирования.

В отношении к таким непреходящим ценностям, как куль­тура и образование, рыночный большевизм далеко обогнал со­ветский большевизм: разрушение этих ценностей, уничтожение духовных корней русского народа идет особенно интенсивно.

И самое опасное: утвердилась полная безответственность и безнаказанность за проступки, ошибки, преступления режи­ма против народа, который держат в состоянии полной поли­тико-правовой неопределенности. В отличие от советских лю­дей граждане современной России не имеют пока политичес­ких, духовных и нравственных оснований и ориентиров, кото­рые помогали бы им и стране выйти на дорогу полного про­цветания, социального комфорта.

 







Дата добавления: 2015-04-16; просмотров: 641. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.036 сек.) русская версия | украинская версия