Студопедия — Емократия, ее сущность и основные признаки проявления
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Емократия, ее сущность и основные признаки проявления






Понятие «демократия» усилиями лидеров многих политических партий, общественных организаций и движений в настоящее время превращено в своеобразную ширму, которая позволяет им довольно часто скрывать свои корпоративные интересы, прикрываясь интересами народа. Ныне политические деятели всех рангов и различных идеологических ориентации подчеркивают свою приверженность демократическим принципам, заявляют о готовности отстаивать интересы народа, многие из них понятием «демократия» обозначают такие явления, которые не только ничего общего не имеют с подлинной демократией, но и нередко исключают ее полностью. При этом даже происхождение термина «демократия» некоторые из них толкуют превратно. Так, бывший президент США Д. Буш в одной из речей при приеме бывшего президента СССР М. Горбачева заявил, что он рад тому, что английское слово «демократия» все чаще употребляется в русской речи.

Слово «демократия», как известно, родилось на площадях древнегреческих городов. Впервые его, как считают многие исследователи, употребил древнегреческий историк Геродот. В переводе с греческого слово «демократия» означает народовластие. В историю политической мысли оно вошло благодаря работам выдающегося древнегреческого мыслителя Аристотеля. В настоящее время это слов вошло в языки практически всех народов.

Аристотель, как показано в третьей главе данного учебного пособия, отнес демократию к «неправильным формам» государственного правления. В последующем понимание содержания понятия «демократия» изменилось. Демократия стала пониматься как правильная форма государственного правления, при которой политическая власть принадлежит всем свободным гражданам. «Такое представление о демократии сохранялось вплоть до конца XVII века, а со времен Великой французской революции понятие демократии стало применяться не к формам, а к принципам политического устройства» (Введение в политологию. — М., 1993. — С. 119).

В настоящее время термин «демократия» вместе с тем используется для обозначения государственного правления, для характеристики деятельности политических институтов. Одновременно этот термин нередко употребляется и как синоним прав и свобод граждан.

Демократия — это такая форма политической и социальной организации общества, организации политических институтов, такой способ их деятельности, которые, признавая народ в качестве источника власти, основываются на принципах равенства и свободы граждан, обеспечивают доминирование управляемых над управляющими.

Демократия прошла длительный путь развития. Она присутствовала практически па протяжении всей истории человечества после появления политической жизни. Па протяжении всей истории обнаруживалась борьба между гак называемой элитарной демократией, основанной на привилегиях и кооптации, и массовой демократией, базирующейся па равноправии и выборах снизу. В научной, учебной литературе охарактеризованы прямая первобытная, общинная демократия, военная племенная демократия предгосударственных этапов развития общества, различные виды демократии Древнего мира, демократии эпохи Возрождения, Нового времени и т. д.

Многие авторы, говоря о демократии, подчеркивают что она осуществляется там, где реализуется выборность в органы государственной власти. С этими утверждениями можно согласиться лишь со значительными оговорками. Выборность сама по себе ни о чем не говорит. Она может осуществляться при наличии подлинной демократии, демократии, говоря словами Платона, законной и насильственной, а может наличествовать и. в условиях полного отсутствия демократии. Все зависит от того кто организует и проводит выборы, за чей счет и как проводятся выборы и т. д., и т. п. Авторам, которые из наличия выборности государственных органов в той или иной стране делают вывод о существовании в ней демократии не мешало бы вспомнить известное, хотя и высказанное более ста лет назад замечание Бернарда Шоу: «Демократия — это, конечно, выборы. По непросвещенное большинство выбирает именно тех, кого коррумпированное меньшинство при отсутствии всякой демократии назначило бы». Правильность этого замечания многократно подтверждена реальной действительностью различных стран.

Выборы в органы государственной власти свидетельствуют о наличии демократии и способствуют ее утверждению тогда, когда при их проведении обеспечивается реализация основных демократических принципов — свободы и равенства, когда они обеспечивают действительную передачу воли народа представительным органам государственной власти и ее последующее исполнение. Последнее достигается при выполнении следующих условий:

1) все основные социальные слои и группы конкретного общества имеют равные возможности для выдвижения своих кандидатов в законодательные органы государственной власти;

2) депутаты представительных органов государственной власти избираются большинством взрослого населения страны;

3) избиратели имеют реальные возможности в любой момент лишить полномочий тех депутатов, которые не оправдывают их надежд.

Демократия может утвердиться лишь тогда, когда обеспечивается разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, когда представительные органы государственной власти подконтрольны народу, исполнительные — представительным органам государственной власти, судебные органы действуют только на основе законов, признанных народом и подтверждаемых им путем участия абсолютной части его в регулярно проводимых выборах. В современных условиях основным «механизмом, обеспечивающим процесс формирования воли народа, его осмысленный выбор и влияние па правительство, являются политические партии» (Меркл Петер. Каковы сегодняшние демократии?»// Международный журнал социальных наук. — 1993. — № 3. — С. 141).

Политические партии, являясь авангардными частями социальных слоев, помогают им осознавать свои интересы. Они организуют и мобилизуют социальные слон и группы, которые представляют, а тем самым помогают им активнее участвовать в политическом процессе. Из этого, однако, не следует, что демократии становится реальностью в тех странах, па территории' которых за государственную власть борятся несколько партий.

Утверждению демократии деятельность политических партий способствует тогда, когда она обеспечивает реализацию интересов абсолютной части народа. Это достаточно убедительно подтверждено практикой ряда индустриально развитых стран в последние десятилетия. Партии, как правило, две которые попеременно сменяют друг друга у руля высшей государственной власти в этих странах, фактически представляют один и тот же социальный слой — средний класс, хотя и являются организациями его разных «крыльев». Эти партии, как правило, социал-демократические, социалистические, поддерживаемые профсоюзами, выражают интересы большинства населения названных стран, предотвращают утверждение плутократии.

Объективным признаком проявления демократии в той или иной стране является обеспечение прав и свобод граждан- Демократическое государство не только провозглашает, но и гарантирует своим гражданам социально-экономические, политические и личные права и свободы вне зависимости от каких бы то не было различий.

Обеспечение личных прав и свобод предполагает защиту гражданина от произвола со стороны государственных органов и частных лиц. Каждый человек имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. В совокупности политических прав и свобод важное место занимают права гражданина избирать и быть избранным в государственные органы власти, объединяться в общественные организации, проводить митинги, демонстрации и т. д. Среди социально-экономических прав и свобод первостепенную роль играет обеспечение прав каждого человека на труд, справедливое вознаграждение за труд, на жилье, отдых, охрану здоровья, медицинское обслуживание, социальное обеспечение, образование.

Ряд зарубежных, например, Токвиль, Липсет и отечественных исследователей считает, что показателем демократичности политического строя стран является их богатство, величина ВНП на душу населения. Если согласиться с этим утверждением, то тогда надо признать, во-первых, что в современных.условиях самыми демократическими являются некоторые нефтедобывающие страны, представляющие собой фактически неограниченные монархии, во-вторых, что демократия стала известна человечеству с появлением «богатства», достижением относительно высокого уровня экономического развития, что она растет и расширяется но мере роста богатства. Это опровергается как историей развития человечества, так и реалиями современности.

Как уже отмечалось, у демократии долгая история. Она свидетельствует, что народовластие может обеспечиваться в странах с относительно невысоким уровнем экономического развития, п может полностью отсутствовать в странах, достигших в определенное время наивысшего уровня в экономическом развитии.

Показателем демократичности политического строя стран является не величина ВНП, а его доля, расходуемая на удовлетворение потребностей, социальных нужд абсолютной части населения, величина затрат на общее благо людей. Показателями степени проявления демократии пли ее отсутствия в той или иной стране в условиях современности является следующее: величина имеющих постоянную работу из числа трудоспособного населения, уровень доходов большей части населения, степень участия населения в управлении производственными и государственными делами, расходы на образование, здравоохранение, охрану здоровья, социальное обеспечение, доступность здравоохранения, образования преобладающей части населения, уровень грамотности населения, степень обеспеченности его жильем и т. д.

О демократии в подлинном значении этого термина не может быть и речи, если основная доля ВНП потребляется меньшинством населения, если имеется значительный разрыв в доходах меньшинства богатых и большинства бедных, если многие трудоспособные лишены работы, если значительная часть населения не имеет реальных возможностей в получении образования, квалифицированной медицинской помощи, если отсутствует охрана здоровья и т. д.

Анализируя указанные показатели с целью определения демократичности политического строя той или иной страны, следует иметь в виду, что официальные данные далеко не всегда отражают реальное положение. «В США, например, кампания за грамотность выявила, что по крайней мере 20% взрослого населения неграмотны, а по некоторым оценкам — до трети, что резко контрастирует с официальными сообщениями начала 70-х годов, согласно которым 99% американцев грамотны, и с данными 1987 г. 94% грамотного населения» (Меркл Петер. Каковы сегодняшние демократии? //Международный журнал социальных паук. — 1993. — № 3. — С. 157).

Признаком проявления демократии является не только провозглашение и обеспечение прав и свобод граждан, по и ограничения, исключающие превращение свободы во вседозволенность, прав одних в бесправие других, наказуемость антиобщественных действий. В этой связи вряд ли можно согласиться с утверждением о демократичности тех господствующих политических-систем, при которых процветают преступность в ее,различных видах и формах, наркомания, порнография и т. д., поощряется мошенничество, жульничество, пропаганда насилия, распространение так называемой массовой культуры и пр. Не являются демократическими в подлинном смысле слова страны, па территории которых средства массовой информации манипулируют общественным сознанием. В современном обществе не может быть подлинной демократии, если она не всеобща, существует для одной части населения и не существует для другой. Демократия не может быть полноценной, если она допускается в одних сферах общественной жизни, ограничивается в других и Исключается в третьих (см.: Политология: Энциклопедический словарь. — М.. 1993. — С. 96).

Демократия развивается вместе с эволюцией общества.

. Демократия, ее сущность, критерии и принципы
Демократия - (от древнегреческого DEMOS - народ и CRUTOS - власть) - народовластие - это одна из основных форм устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в управлении и принятии в ней решений по большинству; идеал общественного устройства: свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность и т.д.; социальное и политическое движение за народовластие[1]. С момента возникновения демократия связана с государством, а значит с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, а чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу.
Демократический режим - характеризуется высокой степенью политической свободы человека, реальным осуществлением его прав, позволяющим ему оказывать влияние на государственное управление обществом. Политическая элита, как правило, довольно узка, но она опирается на широкую социальную базу.
Характерные черты демократического режима:
1) Суверенитет народа: именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их. Выборы должны быть честными, соревновательными, регулярно проводимыми.
2) Периодическая выборность основных органов государства. Правительство рождается из выборов и на определенный, ограниченный срок. Для развития демократии недостаточно регулярно проводить выборы, необходимо, чтобы она опиралась на выборное правительство.
3) Демократия защищает права отдельных личностей и меньшинства. Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это лишь необходимое условие демократии, однако, отнюдь не недостаточное. Лишь сочетание правления большинства и защита прав меньшинства составляют один из основных принципов демократического государства. Если же в отношении меньшинства применяются дискриминационные меры, режим становится недемократическим, независимо от частоты и честности выборов и смены законно избранного правительства.
4) Равенство прав граждан на участие в управлении государством: свобода создания политических партий и других объединений для выражения своей воли, свобода мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.
Демократические государства различны, но все они имеют общие объединяющие черты: народовластие - т.е. признание народа источником власти, сувереном; правительство основано на согласии управляемых; правило большинства; правило меньшинства; гарантии основных прав человека; свободные и честные выборы; равенство перед законом; справедливое судопроизводство; конституционное ограничение правительства; социальный, экономический, идеологический и политический плюрализм; ценности сотрудничества и компромисса.
Современная демократия - это представительство интересов, а не сословий[2]. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни равны. Равенство это двоякого рода - равенство перед законами и равенство политических прав. Современное демократическое государство - это государство правовое, в котором на практике осуществлено разделение трех властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан.

2. Основные разновидности демократических режимов
Различают следующие основные разновидности демократических режимов[3].
Либеральные демократии исходят из приоритета прав личности над правами государства. Поэтому они первостепенное внимание уделяют созданию институциональных, правовых и иных гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих любое подавление личности властью. В этих целях либеральные демократии стремятся создавать механизмы, позволяющие обеспечивать права индивида за счет ограничения власти большинства. Сфера деятельности государства здесь сводиться, главным образом, к охране общественного порядка, обеспечению безопасности и юридической защите прав граждан. Важное значение при такой форме демократии придается разделению властей, совершенствованию механизмов их взаимного сдерживания и уравновешивания с целью предотвращения злоупотреблений властью, создания условий для проявления автономии личности.
Следует отметить, что либеральные демократии в действительности есть весьма редкое явление. К такой форме демократии тяготеют, например, Соединенные Штаты Америки. Однако и здесь попытки ее осуществления в “чистом” виде постоянно наталкиваются на необходимость преодоления противоречий между индивидуальными, групповыми и общими интересами. Современное государство призвано выступать не только гарантом индивидуальных прав и свобод, но и регулировать экономические и социальные процессы с целью гармонизации интересов различных общественных групп.
Плюралистические демократии, которые характерны для большинства западноевропейских стран, исходят из того, что главными субъектами политики являются не индивиды и не народ, а различные группы людей. При этом считается, что только с помощью группы личность получает возможность политического выражения и защиты своих интересов. И именно в группе, а также в процессе межгрупповых отношений формируются интересы и мотивы политической деятельности индивида. Народ же рассматривается как сложное, внутренне противоречивое образование, и он поэтому не может выступать главным субъектом политики. В плюралистических демократиях основное внимание уделяется созданию такого механизма политического взаимодействия, который обеспечивал бы возможность всем гражданам открыто выражать и отстаивать свои интересы. Доминирующая роль в этом механизме отводится независимым группам политического влияния. Здесь действует множество группировок - партий, общественных объединений и движений, - стремящихся участвовать в реализации власти или оказывать влияние на деятельность правящей группы. Важное значение придается также обеспечению баланса интересов различных социальных групп, созданию противовесов узурпации власти наиболее могущественными общественными группами или большинством граждан.
Коллективистские демократии, известны также под названием Народные демократии, напротив, исходят из того, что именно народ как целостность, а не отдельные индивиды или группы людей обладает неделимым и неотчуждаемом правом устанавливать законы и определять деятельность правительства. Коллективистские демократии, так или иначе, признают приоритет народа или отождествляемого с ним крупного социального субъекта в выражении общей воли и осуществлении власти. Такие демократии фактически исходят из однородности народа как социального субъекта, непогрешимости его воли, и поэтому они абсолютизируют принцип подчинения меньшинства большинству, а также отрицают автономию личности. Попытки осуществить коллективистскую демократию в “чистом” виде приводили на деле к правлению от имени “народа” узкой группы лиц, к подавлению политических прав и гражданских свобод, к жестоким репрессиям против иного инакомыслия. Опыт их реализации в ряде стран показывает, что власть народа не может быть реальной без одновременного признания и институционально-правового закрепления личности в качестве важнейшего субъекта политики.
Прямые демократии исходят из того, что сам народ должен принимать важнейшие политические решения, а представительные органы власти следует свести к минимуму и сделать полностью подконтрольными гражданам. При тенденции развития в стране прямой демократии, как это имеет место, например, в Швейцарии, постоянно расширяется круг вопросов, решаемых непосредственно гражданами. Это и принятие важнейших законодательных актов, и выбор политических решений стратегического характера, и принятие решений местного значения. Нетрудно видеть, что плебисцитарная демократия позволяет развивать политическую активность граждан, обеспечивать прочную легитимность власти, осуществлять эффективный контроль за деятельностью институтов государства и должностных лиц.
Представительные демократии напротив, исходят из того, что воля народа может выражаться не только непосредственно им самим во время голосований, но и его представителями в органах власти.
При таком подходе демократия понимается как компетентное и ответственное перед народом представительное управление. Участие граждан в принятии политических решений при этом в целом не отвергается, но оно ограничивается весьма узким кругом вопросов. Отношения между народом и его представителями строятся на основе доверия и контроля в форме периодически проводимых выборов, Конституционного ограничения компетенций органов власти и должностных лиц при их полной независимости в пределах закона.
При оценке в соответствии с ее первым, важнейшим принципом - суверенитетом народа - демократия классифицируется в зависимости от того, как понимается народ и как осуществляется им суверенитет. Такое, казалось бы, очевидное и простое понятие как “народ” трактовалось в истории политической мысли далеко не одинаково. В отличие от современного понимания как всего населения страны, примерно до середины ХIX века демос, народ отождествлялся либо со свободными взрослыми мужчинами, либо с собственниками, обладающими недвижимостью или другими немалыми ценностями, либо лишь с мужчинами.
Ограничение народа определенными классовыми или демографическими рамками дает основание характеризовать государства, подвергающие политической дискриминации определенные группы населения и, не предоставляющие им избирательных прав, как социально ограниченные демократии и отличать их от всеобщей демократии - государств с равными политическими правами для всего взрослого населения.
Вплоть до начала ХХ века ни одна из ранее существовавших демократий не представляла всему взрослому населению страны равных политических прав. Это были преимущественно классовые и патриархальные демократии. В истории политической мысли преобладала трактовка народа как простого люда, неимущих нижних слоев, черни, составляющих большинство населения. Такое понимание демоса встречается еще у Аристотеля, который считал демократию неправильной формой государства, трактовал ее как власть демоса, черни, не способной к управлению, взвешенным, рациональным решениям, учитывающим общее благо. В современной политической теории такой тип правления отражает понятие “охлократия”, что в переводе с греческого означает “власть черни, толпы”.
Итак, в зависимости от понимания состава народа его власть может выступать всеобщей или же социально (классово, этнически, демографически и т. п.) ограниченной демократией, а также охлократией.

30.--------------

 







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 999. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия