Студопедия — III этап — обучение нотной грамоте
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

III этап — обучение нотной грамоте






Цель: формирование навыка «комплексного» чтения (алгоритмического навыка); освоение многозначности музыкального текста.

Необходимо постепенно осваивать «язык» нот.

1. Чтение ритмических записей песенок, попевок с помощью ритмослогов (та, ти-ти) и хлопков (пауза — «не хлопается», а ручки разводятся в стороны — «слушается тишина»).

2. «Аппликатурные диктанты» внутри пятипальцевой позиции; отдельно и вместе руками:

а) вариант: чтение аппликатуры в пьесе на закрытой крышке;

б) «слепой музыкант»: игра трихордов, тетрахордов, гексахорд + пентахорд «без света» или не глядя на клавиатуру (ориентировка по черным).

3. Чтение разноцветных бус-нот (без длительностей!):

а) на линейках (Т35) правой рукой, следующие три звука другого цвета — левой рукой;

б) «между линейками» — по трезвучиям (смена цвета — смена руки);

в) цветные трихорды, тетрахорды, пентахорды;

г) «обманки» — 7 нот одного цвета — «в чем секрет?» (одна или две ноты повторяются);

д) смешанные «бусы» — трихорд + терция (смена цвета — смена руки).

4. Чтение двойных «бус-нот» двумя руками:

а) терции, кварты, квинты;

б) октавы, децимы;

в) чтение «бус-нот» по тетради другого ученика;

г) чтение трезвучий одной рукой; по очереди;

д) чтение секстаккордов одной рукой; по очереди (смена цвета — смена руки).

5. Чтение размеров.

— Понятие тактовой черты усваивается через запись стихов и выставление тактовой черты перед сильным ударением:

| Заинька, | Зайка, зайка

| Выйди в сад, | Выйди в сад,

| Серенький, | Серый, серый,

| Выйди в сад | Выйди в сад.

 

— Знакомство с различными жанрами; ребенок подчеркивает хлопками сильную (вытянутую, «с заглавной буквы») долю.

— Такт - «квартира, где живут доли — шаги», и верхняя цифра размера показывает сколько жильцов в такте, нижняя — какие это жильцы.

— Чтение размеров по карточкам (хлопками).

— Самостоятельно расставить тактовые черты в знакомых песенках.

— Чтение «полифонических» ритмических «партитур» сначала по очереди каждой рукой, затем одновременно:

а) правая рука — четверти, левая рука — восьмые, и наоборот;

б) правая рука — четверть с точкой, левая рука — восьмые, и наоборот;

в) правая рука — половинки, левая рука — восьмые, затем четверти, вновь восьмые; и др. варианты;

г) правая рука — четверти, левая рука — восьмые-триоли, и наоборот и т.д.;

д) чтение ритмической партитуры двуручной пьески: Роули «Акробаты», Кессельман «Вальс» и др.

6. Принцип «одиннадцатилинейной системы чтения»:

— нотный стан для правой руки (красные линейки) и ключ «соль»;

— нотный стан для левой руки (синие линейки) и ключ «фа»;

— нота «пограничник» (в шляпе») - «до»;

— понятие «зеркальности» нотных станов (басовый ключ — если его продолжить — похож на ключ «соль» и наоборот), необходима карточка, которую можно перевернуть и увидеть ту же картину.

Первые песенки читаются сразу в двух ключах; на 2-х нотных станах:

(— «Тоника со стражниками» или «пограничник» с часовыми, помощниками:)

а) «до ре до си до» (сначала 2-мя руками!);

б) «до ре ми ре до си ля си до» (2-мя руками);

в) «до ре ми фа ми ре до си ля соль ля си до» (Винни-Пух идет гулять; Пятачок рядом с ним).

7. Важно иметь карточки с записью звукорядов, интервалов, трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов, хроматической гаммы, попевок (2-4 такта), антифоновых попевок, попевок на квинте, с легким контрапунктом для игры, викторин и контрольных проверок.

8. Самостоятельное чтение сформировать: психологический стереотип «вижу — слышу — играю» (вижу — знаю — слышу — играю):

а) прохлопать ритм пьески (ритмослоги);

б) спеть мелодию с названием нот (с хлопками);

в) определив мотивное строение, определяем интервальный состав, самый верхний и нижний звуки для аппликатурного устройства руки на клавиатуре;

г) осознание сильных долей (готовность большего замаха руки);

д) играем не глядя на клавиатуру (педагог может накрыть руку платком, держать лист бумаги над рукой ребенка);

е) «разведка глазами» не ноты, а мотива.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 435. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Опухоли яичников в детском и подростковом возрасте Опухоли яичников занимают первое место в структуре опухолей половой системы у девочек и встречаются в возрасте 10 – 16 лет и в период полового созревания...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия