Студопедия — Краткий обзор основных аспектов
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Краткий обзор основных аспектов






I. Сонатно-симфонический цикл и инструментальная соната представляют собой высшую форму гамофонно-гармонического мышления конца XVIII и начала XIX века.

Период формирования гамофонно-гармонического мышления можно условно очертить с 1580 года — годы творчества композиторов «Флорентийской камераты». К концу XVIII века возникли первые оперы — «драма на музыке» — Люлли, Куперен Луи, Перголези

Утвердились три типа гамофонии:

— аккордовый (моноритмичный, хоральный);

— мелодия плюс аккорд или его фигурация;

— полифонизированный («оркестровый», «кончерто гроссо»).

На формирование сонатного жанра повлияли:

а) традиции народных («венецианских») комедий с 2-4 лицами, с введенными речитативами, а не разговорами, как во французской комической опере;

б) спектакли Бомарше, Мольера, и французская комическая опера с определенным сюжетом и «набором» героев: «слуги», «молодая любовная пара» — лирические герои; «комические старики»; сюжетная схема особенно ярко проявилась а операх Перголези «Служанка-госпожа» (1732) и Моцарта «Свадьба Фигаро» (1786);

в) высокие традиции ансамблевого музицирования «Мангеймской школы» (братья - Ян, Карл Стамицы, Рихтер, Фильц, Каннабих):

— их ансамблевая сыгранность, непревзойденная в Европе;

— эмоциональность, яркость музыкальных образов;

— характерные мелодические обороты — «Мангеймские вздохи», задержания;

— динамические контрасты «соло-тутти», эффектные длительные крещендо и диминуэндо;

— определившийся контраст тонального сопоставления главной и побочной тем Т—Д — в экспозиции.

Сформировавшийся к концу XVIII века гамофонно-гармонический тип мышления обладает специфическими особенностями музыкального языка.

1. Устоявшиеся тональные связи внутри формы сонатного аллегро: Т—Д—Т, либо Т—IIIн—Т;

2. Строгое метроритмическое соподчинение музыкального материала, как внутри такта, так и внутри предложения, периода, всей части; единство пульса и темпа;

3. Кадансирование — как способ структурирования формы;

4. Способ изложения — аккорд, как вертикальное «единство» звуковой волны:

— фактурное;

— ритмическое;

— ладофункциональное;

— акустическое,

даже при его ритмической или фактурной разработке.

Свертывание многоголосия в аккорды рождает новую идею — гармонического развития, опирающуюся на иной тип формообразования - на единство всех голосов:

— при нарастании напряжения и спада;

— общность кульминаций (точка «золотого сечения»);

— одновременность цезур, дыханий;

— симметричность структур, как чередование устоя и неустоя, напряжения и покоя.

5. Выделение, вычленение мелодии, ее индивидуализация, выразительность ведет к яркой декламационности и, следовательно:

— к обилию «оттенков речи» - артикуляционных обозначений;

— к обилию различных украшений - мелизмов (эстетика галантного стиля);

6. Специфические традиции оркестрового мышления композиторов «Венской школы» требуют от исполнителя хорошего знания тембров и специфики штрихов струнных и духовых инструментов при исполнении эффектов «эхо», «соло-тутти», «перекличек», «диалогов», «вопросов-ответов»;

7. Характерное наличие признаков композиционной драматургии (формообразования) и связь их с элементами оперной музыкальной драматургии:

а) наличие ясно выраженного центрального конфликта (контраста), раскрывающегося в тональном и интонационном противопоставлении 2-х партий (высокий уровень обобщения), либо 4-х партий (с развитыми связующей и заключительной) — в этом случае усиливается элемент театральности, конкретизации образов-состояний (4-темперамента). Например: Бетховен Соната №20 I часть, №21 I часть;

б) последовательность раскрытия замысла или этапы: экспозиция (Т-Д) – завязка драмы, содержит Главную партию (Т) – преимущественно активный, внутренне контрастный характер - символ мужества, энергии; связ. п. – которая построена на материале гл.п. – развивает или завершает её, модулируя в доминанту – в Поб. п.(Д). Побочная п. – лиричность, жанровость образа - символ женственности, изящества – контрастна главной. Далее Заключительная партия – завершает Экспозицию, содержит элементы побочной партии.

разработка (развитие) — мотивно-тематическая, на материале главной и побочной тем. Тональная неустойчивость, структурная незавершенность. Различные масштабы разработки в ранних сонатах Гайдна, и в поздних Бетховена. Кварто-квинтовые, секундовые, терцовые тональные планы в модуляциях. «Эпизод» вместо разработки, его драматургический эффект.

реприза (развязка). Наличие «органных доминантовых придыктов» — особый случай нагнетания кульминации. Появление нового качества: тональное сближение между партиями; возможность изменения тем, масштабов, варьирование, перестановки. Виды реприз: «ложная», «статическая», «динамическая», «зеркальная», «субдоминантовая».

кода (послесловие, эпилог, заключение). В некоторых случаях - новая фаза развития, разработка. На материале экспозиции, либо на новом материале.

8. Классический концерт — жанр соревнования солиста с оркестром. Особенности формы: двойная экспозиция, сольная каденция («монолог») — как кульминация сонатного аллегро.

Драматургическое единство, сквозное развитие на основе интонационного родства партий, на системе «лейтмотивов».

Классические, ранние сонатины К.Ф. Баха, Д. Скарлатти, Чимароза, Бенда — подготовительный этап к сонатам Гайдна, Моцарта, Бетховена.

II. Воплощение произведений крупной формы классического стиля требует знания особенностей музыкально-выразительных средств «венских классиков» (стилевых навыков).

1. Изменение образного содержания музыки по сравнению с «барокко». В центре — человек, его духовный мир, размышления, поэтическая лирика (песня, танец), героическое начало.

Звучность стала более пластичной, гибкой, красочно изысканной. «Счастливое сочетание рисунка и краски» (К. Тиме о Моцарте).

Моцарт — мастер психологических состояний, настроений.

Бетховен — мастер драматического нагнетания, развития, столкновения и взаимопроникновения, показал процесс становления образа.

Гайдн — в лучших своих произведениях достигает и того и другого, давая полную, объемную картину мировосприятия жизни, поднимая простое, повседневное, здоровое начало до уровня философских обобщений.

2. При выборе динамики произведения важно помнить об:

— оркестровом мышлении классиков (камерный состав Гайдна, Моцарта; и полный состав оркестра Бетховена);

— о тембральных контрастах, перекличках, сопоставлениях различных групп оркестра;

— об особенностях звучания молоточкового клавира Моцарта (фортепиано Вальтера у Моцарта весило 60-70 кг, вес пружины 20-30 г, без стальной рамы);

— фортепиано Штейна у Бетховена. Увеличение веса пружины, расширение регистрового диапазона. Появление стальной рамы в 1825 году;

— принципе авторской «фактурной» динамики, при скупости авторских указаний Гайдна, Моцарта, (прием «светотени»);

— употребление сфорцандо в качестве интонационной выразительности, (fp), контрастная динамика Гайдна, Моцарта;

— акцентирование слабых долей такта, внезапное пиано после крещендо, принцип волнообразной динамики у Бетховена, как сильное драматургическое средство.

3. Артикуляция.

Дробное членение, мелкие мотивы, короткое дыхание, ямбические и хореические структуры, короткие лиги, лиги-штрихи - исполняются пальцевыми приемами (Моцарт, Гайдн). Принцип «речитации» — расчленения (нон легато). Технология звукоизвлечения по принципам классической «механической школы»:

— игра круглыми цепкими пальцами («коготками»);

— низкое положение запястья, что дает возможность быстро отскакивать пальцу от клавиши;

— игра «близко к клавиатуре» при живом гибком запястье (система тренажа в XVIII-XIX вв. — «хиропласты», «рукоставы»);

— соотношение рук в «пользу» правой: главенство мелодического начала. (Бетховенская артикуляция — основана на ином принципе — «легато», «объединяющие лиги»);

— разнообразие штрихов; легато, портаменто, стаккато - тембровая основа их воплощения.

4. Выбор темпа зависит от жанровых особенностей сочинения:

— от артикуляционных подробностей и обозначений;

— от обилия мелизмов и их сложности;

— от указанного размера и ритмической пульсации.

Важно помнить об отличии размера 4/4 от «С» и от C  — разница в определении «единицы движения» внутри такта, единицы дирижёрского жеста:

В размере 4/4 - единица движения — это четверть q - это характерно для умеренных темпов;

В размере «С» — единица движения - это половинная: h - характерно для подвижных темпов;

В размере C  — единица движения - это целая w, как «Алла брэвис» - W - характерно для очень быстрых темпов.

Для исполнения сочинения в едином темпе (I части) необходима специальная работа над внутридолевой пульсацией, над единой долевой пульсацией (дирижирование одной рукой, другой — играть, и наоборот).

Для выявления крупных структур (фразировки, предложений, периодов) полезно объединить такты (на основе гармонического тяготения) в «сильные» и «слабые».

5. Усвоение учеником характерных фактурных формул требует от педагога раскрыть координационное соотношение рук в горизонтали и вертикали:

- барабанные басы, (один повторяющийся звук)

- «маркизовы» басы, (ломанные октавы)

- «альбертиевы» басы (разложенное трезвучие, аккорд)

- «ломанные 4-х звучные арпеджио»;
Динамизация, усложнение, уплотнение фактурных формул у Бетховена (техника мартелато, унисонные пассажи, ротационные виды, разложенные Д7, каденции и др.).

6. Педализация. Важно помнить о реальном «звучании» и образном значении пауз, фермат, штрихов у классиков. Возможно ритмическое применение педали, динамическое, (сфорцандо), артикуляционное, элементы гармонической педали. Педализация у Бетховена более обильная, чем в произведениях Гайдна (ранних) и Моцарта. Обертональные эффекты в 17 сонате Бетховена – это новаторское применение колористической педализации.

7. Выбор сонаты для ученика определяется характером, содержанием музыкального образа, насыщенностью и многообразием тематического материала и метроритмическими трудностями.

На ранних этапах развития ребёнка приемлемы «мажорные» сочинения, с контрастной драматургией (в отличие от конфликтной). Полезно начинать с сонатин Клементи, Бетховена, Диабелли, К.Ф. Баха, Мелартина, Бенды;

Важен особый жанровый настрой ученика к исполнению концерта - где требуется масштабность, яркость, отвага, виртуозный блеск, дух лидерства и т.д.

8. Соната - обязательный жанр в развитии пианиста на всех этапах его обучения.

Классическая крупная форма способствует развитию диалектического мироощущения — как единства и борьбы противоположностей; развивает чувство пропорции и соразмерности; волю, навык быстрых эмоциональных переключений в едином потоке времени, организует, дисциплинирует личность и развивает функциональный гармонический и архитектонический слух.







Дата добавления: 2015-04-19; просмотров: 2480. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Определение трудоемкости работ и затрат машинного времени На основании ведомости объемов работ по объекту и норм времени ГЭСН составляется ведомость подсчёта трудоёмкости, затрат машинного времени, потребности в конструкциях, изделиях и материалах (табл...

Гидравлический расчёт трубопроводов Пример 3.4. Вентиляционная труба d=0,1м (100 мм) имеет длину l=100 м. Определить давление, которое должен развивать вентилятор, если расход воздуха, подаваемый по трубе, . Давление на выходе . Местных сопротивлений по пути не имеется. Температура...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия