Проблема неоромантизма. Неоромантизм в английской литературеСуществуют в литературоведении разные точки зрения по поводу неоромантизма. Само это понятие зарождается в середине 80 гг в Германии. Одна из точек зрения: вообще неправомерно использовать это понятие применимо к концу 80-х гг. Это продолжение романтизма на позднем его этапе развития. Вторая точка зрения: неоромантизм - это некий симптом какого сдвига в культуре (переход от старого к новому) на рубеже веков. Это не литературное направление (не было ни лидеров, ни манифестов). Неоромантизм можно сблизить с модернизмом символизмом. Есть точка зрения что есть неоромантизм только в англ литературе. Неоромантики хотели найти идеал в действительности (не как у романтиков- двоемирие). Приключения, авантюры -попытка реализации идеалов. Это понятие, а не термин Можно казать, что это название некой тенденции литературы. Это попытка на новом этапе развития литературы возродить некоторые идеи и приемы романтизма. Например, идея двоемирия, концепция сильной демонической личности, острый напряженный сюжет, экзотика, фантастика. Авантюрно приключенческий роман (Остров сокровищ), исторический роман, детективный роман (Шерлок). Эстетическая художественная реакция на натурализм, декаданс, бытописательство. Болезненность декадентства противопоставлена здоровой личности. Импульс к сил е, энергии задан Ницше. Ницше - "философия жизни". Жизнь и дух, жизнь и культура - оппозиции его философии. Отдает предпочтение стихийному жизненному дионисскому началу. Культура (избыточная, т е которая над жизнью) заглушает в современном человеке "волю к власти". Воля к власти - это воля к творчеству, к переоценке всех ценностей. Это творческое непосредственное отношение к жизни. Оппозиция двух начал - Дионис и Апполон. Дионисское начало- опьяняющее, оргическое, вакхическое начало. Апполонийское – рациональное, гармонизирующее. Еще одна фигура которая повлияла на неоромантиков - тот же Ибсен с его сильными, волевыми героями, который поставил ту же проблему (дух и жизнь0). Ярче всех неоромантизм завил о себе в Англии. Стивенсон, Конрад, Киплинг, Конан Дойл. Остров Сокровищ Стивенсона - приключенческий роман "для мальчишек", поэтому нет психологизма, стилистических изысков. Своеобразие Стивенсона проявилось в том, что он вроде в детском произведении ставит важные проблемы (нравственно-философская проблематика). Поиск клада - поиск жизненных нравственных ценностей (эволюция героя). Мир детства как особый мир (из романтизма). Ребенок как маленький взрослый. Романтизм открывает самоценность детства, ребенок как носитель тех ценностей которые противопоставлялись ценностям взрослых (ограниченность рациональность). "Странная история доктора Джекила и мистера Хайда". Ученый проводит эксперименты. Периодически превращается в злого двойника Хайда и творит всякую хрень. Перекличка с Двойником Достоевского и Портретом Дориана Грея
|