Студопедия — Глава 3. Седьмое доказательство
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Глава 3. Седьмое доказательство






-- Да, было около десяти часов утра, досточтимый Иван Николаевич, --сказал профессор. Поэт провел рукою по лицу, как человек, только что очнувшийся, иувидел, что на Патриарших вечер. Вода в пруде почернела, и легкая лодочка уже скользила по ней, ислышался плеск весла и смешки какой-то гражданки в лодочке. В аллеях наскамейках появилась публика, но опять-таки на всех трех сторонах квадрата,кроме той, где были наши собеседники. Небо над Москвой как бы выцвело, и совершенно отчетливо была видна ввысоте полная луна, но еще не золотая, а белая. Дышать стало гораздо легче,и голоса под липами звучали мягче, по-вечернему. "Как же это я не заметил, что он успел сплести целый рассказ?.. --подумал Бездомный в изумлении, -- ведь вот уже и вечер! А может, это и не онрассказывал, а просто я заснул и все это мне приснилось?" Но надо полагать, что все-таки рассказывал профессор, иначе придетсядопустить, что то же самое приснилось и Берлиозу, потому что тот сказал,внимательно всматриваясь в лицо иностранца: -- Ваш рассказ чрезвычайно интересен, профессор, хотя он и совершенноне совпадает с евангельскими рассказами. -- Помилуйте, -- снисходительно усмехнувшись, отозвался профессор, --уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано вевангелиях, не происходило на самом деле никогда, и если мы начнем ссылатьсяна евангелия как на исторический источник... -- он еще раз усмехнулся, иБерлиоз осекся, потому что буквально то же самое он говорил Бездомному, идяс тем по Бронной к Патриаршим прудам. -- Это так, -- заметил Берлиоз, -- но боюсь, что никто не можетподтвердить, что и то, что вы нам рассказывали, происходило на самом деле. -- О нет! Это может кто подтвердить! -- начиная говорить ломанымязыком, чрезвычайно уверенно ответил профессор и неожиданно таинственнопоманил обоих приятелей к себе поближе. Те наклонились к нему с обеих сторон, и он сказал, но уже без всякогоакцента, который у него, черт знает почему, то пропадал, то появлялся: -- Дело в том... -- тут профессор пугливо оглянулся и заговорилшепотом, -- что я лично присутствовал при всем этом. И на балконе был уПонтия Пилата, и в саду, когда он с Каифой разговаривал, и на помосте, нотолько тайно, инкогнито, так сказать, так что прошу вас -- никому ни слова иполный секрет!.. Тсс! Наступило молчание, и Берлиоз побледнел. -- Вы... вы сколько времени в Москве? -- дрогнувшим голосом спросил он. -- А я только что сию минуту приехал в Москву, -- растерянно ответилпрофессор, и тут только приятели догадались заглянуть ему как следует вглаза и убедились в том, что левый, зеленый, у него совершенно безумен, аправый -- пуст, черен и мертв. "Вот тебе все и объяснилось! -- подумал Берлиоз в смятении, -- приехалсумасшедший немец или только что спятил на Патриарших. Вот так история!" Да, действительно, объяснилось все: и страннейший завтрак у покойногофилософа Канта, и дурацкие речи про подсолнечное масло и Аннушку, ипредсказания о том, что голова будет отрублена, и все прочее -- профессорбыл сумасшедший. Берлиоз тотчас сообразил, что следует делать. Откинувшись на спинкускамьи, он за спиною профессора замигал Бездомному, -- не противоречь, мол,ему, -- но растерявшийся поэт этих сигналов не понял. -- Да, да, да, -- возбужденно говорил Берлиоз, -- впрочем, все этовозможно! Даже очень возможно, и Понтий Пилат, и балкон, и тому подобное...А вы одни приехали или с супругой? -- Один, один, я всегда один, -- горько ответил профессор. -- А где же ваши вещи, профессор? -- вкрадчиво спрашивал Берлиоз, -- в"Метрополе"? Вы где остановились? -- Я? Нигде, -- ответил полоумный немец, тоскливо и дико блуждаязеленым глазом по Патриаршим прудам. -- Как? А... где же вы будете жить? -- В вашей квартире, -- вдруг развязно ответил сумасшедший и подмигнул. -- Я... я очень рад, -- забормотал Берлиоз, -- но, право, у меня вамбудет неудобно... А в "Метрополе" чудесные номера, это первокласснаягостиница... -- А дьявола тоже нет? -- вдруг весело осведомился больной у ИванаНиколаевича. -- И дьявола... -- Не противоречь! -- одними губами шепнул Берлиоз, обрушиваясь заспину профессора и гримасничая. -- Нету никакого дьявола! -- растерявшись от всей этой муры, вскричалИван Николаевич не то, что нужно, -- вот наказание! Перестаньте выпсиховать. Тут безумный расхохотался так, что из липы над головами сидящихвыпорхнул воробей. -- Ну, уж это положительно интересно, -- трясясь от хохота проговорилпрофессор, -- что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет! -- онперестал хохотать внезапно и, что вполне понятно при душевной болезни, послехохота впал в другую крайность -- раздражился и крикнул сурово: -- Так,стало быть, так-таки и нету? -- Успокойтесь, успокойтесь, успокойтесь, профессор, -- бормоталБерлиоз, опасаясь волновать больного, -- вы посидите минуточку здесь стоварищем Бездомным, а я только сбегаю на угол, звякну по телефону, а потоммы вас проводим, куда вы хотите. Ведь вы не знаете города... План Берлиоза следует признать правильным: нужно было добежать доближайшего телефона-автомата и сообщить в бюро иностранцев о том, что вот,мол, приезжий из-за границы консультант сидит на Патриарших прудах всостоянии явно ненормальном. Так вот, необходимо принять меры, а тополучается какая-то неприятная чепуха. -- Позвонить? Ну что же, позвоните, -- печально согласился больной ивдруг страстно попросил: -- Но умоляю вас на прощанье, поверьте хоть в то,что дьявол существует! О большем я уж вас и не прошу. Имейте в виду, что наэто существует седьмое доказательство, и уж самое надежное! И вам оно сейчасбудет предъявлено. -- Хорошо, хорошо, -- фальшиво-ласково говорил Берлиоз и, подмигнуврасстроенному поэту, которому вовсе не улыбалась мысль караулитьсумасшедшего немца, устремился к тому выходу с Патриарших, что находится науглу Бронной и Ермолаевского переулка. А профессор тотчас же как будто выздоровел и посветлел. -- Михаил Александрович! -- крикнул он вдогонку Берлиозу. Тот вздрогнул, обернулся, но успокоил себя мыслью, что его имя иотчество известны профессору также из каких-нибудь газет. А профессорпрокричал, сложив руки рупором: -- Не прикажете ли, я велю сейчас дать телеграмму вашему дяде в Киев? И опять передернуло Берлиоза. Откуда же сумасшедший знает осуществовании Киевского дяди? Ведь об этом ни в каких газетах, уж наверно,ничего не сказано. Эге-ге, уж не прав ли Бездомный? А ну как документы этилиповые? Ах, до чего странный субъект. Звонить, звонить! Сейчас же звонить!Его быстро разъяснят! И, ничего не слушая более, Берлиоз побежал дальше. Тут у самого выхода на Бронную со скамейки навстречу редактору поднялсяв точности тот самый гражданин, что тогда при свете солнца вылепился изжирного зноя. Только сейчас он был уже не воздушный, а обыкновенный,плотский, и в начинающихся сумерках Берлиоз отчетливо разглядел, что усишкиу него, как куриные перья, глазки маленькие, иронические и полупьяные, абрючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белые носки. Михаил Александрович так и попятился, но утешил себя тем соображением,что это глупое совпадение и что вообще сейчас об этом некогда размышлять. -- Турникет ищете, гражданин? -- треснувшим тенором осведомилсяклетчатый тип, -- сюда пожалуйте! Прямо, и выйдете куда надо. С вас бы зауказание на четверть литра... поправиться... бывшему регенту! -- кривляясь,субъект наотмашь снял жокейский свой картузик. Берлиоз не стал слушать попрошайку и ломаку регента, подбежал ктурникету и взялся за него рукой. Повернув его, он уже собирался шагнуть нарельсы, как в лицо ему брызнул красный и белый свет: загорелась в стеклянномящике надпись "Берегись трамвая!". Тотчас и подлетел этот трамвай, поворачивающий по новопроложенной линиис Ермолаевского на Бронную. Повернув и выйдя на прямую, он внезапноосветился изнутри электричеством, взвыл и наддал. Осторожный Берлиоз, хоть и стоял безопасно, решил вернуться за рогатку,переложил руку на вертушке, сделал шаг назад. И тотчас рука его скользнула исорвалась, нога неудержимо, как по льду, поехала по булыжнику, откосомсходящему к рельсам, другую ногу подбросило, и Берлиоза выбросило на рельсы. Стараясь за что-нибудь ухватиться, Берлиоз упал навзничь, несильноударившись затылком о булыжник, и успел увидеть в высоте, но справа илислева -- он уже не сообразил, -- позлащенную луну. Он успел повернуться набок, бешеным движением в тот же миг подтянув ноги к животу, и, повернувшись,разглядел несущееся на него с неудержимой силой совершенно белое от ужасалицо женщины-вагоновожатой и ее алую повязку. Берлиоз не вскрикнул, новокруг него отчаянными женскими голосами завизжала вся улица. Вожатаярванула электрический тормоз, вагон сел носом в землю, после этого мгновенноподпрыгнул, и с грохотом и звоном из окон полетели стекла. Тут в мозгуБерлиоза кто-то отчаянно крикнул -- "Неужели?.." Еще раз, и в последний раз,мелькнула луна, но уже разваливаясь на куски, и затем стало темно. Трамвай накрыл Берлиоза, и под решетку Патриаршей аллеи выбросило набулыжный откос круглый темный предмет. Скатившись с этого откоса, онзапрыгал по булыжникам Бронной. Это была отрезанная голова Берлиоза.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 332. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Измерение следующих дефектов: ползун, выщербина, неравномерный прокат, равномерный прокат, кольцевая выработка, откол обода колеса, тонкий гребень, протёртость средней части оси Величину проката определяют с помощью вертикального движка 2 сухаря 3 шаблона 1 по кругу катания...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия