Студопедия — Акафист святому преподобному Дионисию, игумену Глушицкому, Вологодскому чудотворцу
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Акафист святому преподобному Дионисию, игумену Глушицкому, Вологодскому чудотворцу

Чуваши и горные марийцы, мирно, по челобитью, вошедшие в состав России, в 1552 г. радушно встречали русские полки, строили для них мосты и дороги, снабжали их продовольствием, чувашско-марийский полк в 4000 воинов, десятки чувашских добровольных отрядов мужественно сражались в боях за взятие Казани. Чуваши и горные марийцы вовсе не участвовали в антимосковском движении 1552-1557 годов.

Из параграфа 4 «Присоединение Казанского ханства к России» видно, что Москва до марта 1552 г. стремилась присоединить левобережную часть Казанского ханства к России также мирным путем. Но провал этой попытки показал, что без волеизъявления народа такое присоединение чужой территории к России невозможно.

А.Г. Бахтин считает, что политика России в отношении Казанского ханства вплоть до всены 1552 г. не являлась захватнической. По его мнению, крушение Казанского ханства стало конечным итогом развязанной им же при поддержке других мусульманских стран агрессии против Русского государства. Допустимо говорить об экспансии Русского государства на востоке, т.к. это понятие (от лат. expansio – распространение) означает расширение сферы господства, влияния.

В главе 5 – «Причины и идеологическое обоснование присоединения Казанского ханства к России» автор отвергает распространенные в историографии ХХ в. объяснения причин присоединения Казанского ханства к Российскому государству. Он приходит к выводам, что «среди причин завоевания Среднего Поволжья и Приуралья экономические мотивы – заинтересованность в земле, волжском торговом пути, холопах и увеличении налогоплательщиков или совсем не играли никакой роли, или оказывали несущественное влияние. Завоевание Поволжья было вызвано военно-политическими причинами. России требовалось ликвидировать очаг постоянной агрессии на своих восточных границах, освободить десятки тысяч пленных и устранить возможность объединения ханств и орд в антирусскую коалицию под эгидой Крымского ханства и Османской империи». Автор считает, что установление протектората над Казанским ханством не привело к желаемому результату, политика заключения мирного договора с ханством не увенчалась успехом. «Исчерпав возможные варианты мирного решения проблемы, русское правительство встало перед необходимостью ликвидации Казанского и Астраханского ханств военным путем».

В главе 6 – «Казанский вопрос» во второй половине ХVI в.» в особых параграфах исследуются вопросы: 1) Восстание 1552-1557 гг. Попытка восстановления Казанского ханства; 2) Борьба России, Крыма и Турции за Казань и Астрахань в 60-е гг.; 3) Турецко-крымский поход на Астрахань 1569 г. и борьба за Поволжье в 70-е гг.; 4) Борьба за Поволжье в последней четверти ХVI в. Исследование перечисленных вопросов проведено объективно, на основе всей сохранившиеся источниковой базы. Выводы автора в основном объективны. Невозможно согласиться с характеристикой антимосковского движения 1552-1557 гг. в левобережной части бывшего ханства. А.Г. Бахтин приходит к такому выводу: «Восстание 1552-1557 гг. являлось национально-освободительным по своему характеру. Его движущимися силами выступили широкие слои марийского, татарского и удмуртского населения, организованные и возглавленные татарскими феодалами и марийско-удмуртской родовой старшиной. В условиях борьбы с захватчиками имевшиеся противоречия отступили перед общей задачей освобождения родины… Несомненно, что среди причин, вызвавших восстание, главной является стремление вернуть утраченную независимость. Свободолюбивые поволжские народы взялись за оружие, чтобы отстоять свободу и право жить по-своему». Такое заключение диссертанта появилось отмеченным мною выше его непониманием социально-экономической и политической сущности подчинения казанским военно-феодальным деспотическим, террористическим государством. По мнению диссертанта, свободолюбивые луговые марийцы и удмурты боролись за свою свободу, независимость, родину и т.п. Выше было указано, что в ханстве была установлена деспотическая, свирепая воинская повинность и дисциплина: беспрекословное подчинение марийских и удмуртских сотных, пятидесятных и десятных князей (они – не розовые старшины!) казанскому военачальнику и администратору, беспрекословное подчинение рядовых (ясачных) марийцев и удмуртов своим сотным, пятидесятным и десятным князьям. Только по этой причине ясачные луговые марийцы и удмурты участвовали в антимосковском движении. Они в ханстве не могли быть и не были свободными и независимыми. У них не было причин и смысла вести борьбу за «независимость и свободу». Чувашские и горномарийские князья, ясачные чуваши и марийцы Горной стороны еще в 1546 г. отвергли указанную деспотическую, свирепую систему воинского подчинения и действительное боролись за национальное освобождение.

К справедливости ради следует сказать, что диссертант правильно считает 1557 год завершающим годом борьбы за присоединение Казанского ханства к России (западные историки, в частности А. Каппелер, утверждают, что присоединение Казанского ханства к России завершилось только в 90-х гг. ХVI века).

В заключении диссертант правильно подытожил содержание своего крупномасштабного исследования.

Докторская диссертация А.Г. Бахтина, несмотря на неполное преодоление в ней влияния казанской исторической школы и встречающиеся противоречия, является оригинальным фундаментальным исследованием, проведенным на основе использования всей совокупности сохранившихся письменных и отчасти устных (фольклорных) источников (правда, без учета лингвистических источников, чувашизмов в марийском и удмуртском языках) по историко-генетическому методу. Основная проблема – исследование межгосударственных отношений между Русским государством и Казанским ханством выполнено на высоком научно-методологическом уровне, объективно, оригинально. Диссертант хорошо владеет современной научной методологией, методикой и логикой исторического исследования, аргументированно прослеживает причинно-следственную связь исторических фактов, явлений и событий. Научный слог, стиль и язык автора безупречны. Диссертация представляет собой существенный вклад в современную отечественную историческую науку, в исследовании истории России, татарского, чувашского, марийского и удмуртского народов. Результаты исследования могут быть использованы при создании обобщающих трудов по истории России, истории дипломатии, военного дела, курсов истории, учебников и учебных пособий по истории татарского, чувашского, марийского и удмуртского народов. Надеюсь, что молодой ученый в дальнейшей своей научной деятельности преодолеет искажения казанской исторической школы, расширит источниковую базу своих исследований использованием лингвистических и археологических источников.

Основное содержание диссертации опубликовано в монографии «ХV – XVI века в истории Марийского края» (Йошкар-Ола, 1998), более 20 научных статьях.

Считаю, что диссертация безусловно заслуживает присуждения автору ученой степени доктора исторических наук по специальности 07.00.02 – Отечественная история.

 

Доктор исторических наук, профессор,

академик государственной Национальной

академии наук и искусств Чувашской

Республики В.Д.Димитриев

 

 

Адрес: 428032, г. Чебоксары, ул. Урицкого, д.1/15, кв.13

Димитриев Василий Димитриевич

 

 

Акафист святому преподобному Дионисию, игумену Глушицкому, Вологодскому чудотворцу

Кондак 1
Избранный воеводо воинов духовных, в пустыни обители возградивый и множество инок собравый, святостию жития и чудесы просиявый и Богу добре угодивый, преподобне отче Дионисие! Восхваляем тя с любовию, заступника нашего. Ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу, молитвами твоими от всяких нас бед свободи, да зовем ти:
Радуйся, Дионисие, великий чудотворче.

Икос 1
Ангел земный и человек небесный был еси, преподобне отче Дионисие, утаивый от нас по смирению твоему род твой и родители твоя, да уверимся, яко от Бога к нам пришел еси, равноангельнаго жития добрый учителю, приведый ко Господу многия душы человеческия образом жития твоего святаго и учением твоим божественным. Темже ублажаем тя и поем ти сице:
Радуйся, звездо пресветлая, полунощную страну духовно просветившая.
Радуйся, светильниче немерцаяй Божия благодати.
Радуйся, Евангелиа Христова верный послушателю.
Радуйся, яко взем крест твой, во след Христа усердно от юности и до старости маститыя ходил еси.
Радуйся, подвижническое духовное житие возлюбивый.
Радуйся, стопы твоя на путь спасения неуклонно направивый.
Радуйся, усиленно единаго на потребу взыскавый.
Радуйся, блага нетленная и вечная паче тленных и скорогибнущих возжелавый.
Радуйся, тесноту и скорбь иноческаго жития избравый.
Радуйся, сожительства с преподобными искавый.
Радуйся, смирением святым благоукрашенный.
Радуйся, терпением крепким вся искушения вражия отразивый.
Радуйся, Дионисие, великий чудотворче.

Кондак 2
Видев преподобный игумен Дионисий, прозорливыми очесы своими благоплодную доброту душы твоея, преподобне отче, егда пришел еси к нему во обитель Спасо-Каменскую, прият тя с любовию и наставляше богомудре на подвиги духовныя; ты же, преблаженне, вся словеса его слагал еси в сердце твоем, и явился еси добрый ученик добраго учителя, зовый купно с ним Небесному Учителю Христу немолчную песнь: Аллилуиа.

Икос 2
Разумев тя сосуд избран Божия благодати быти, игумен Дионисий возлюби тя, отче преподобне, и постриже во святый иноческий образ, наименовав тя в пострижении именем своим Дионисий, да будеши ему подражатель именем и делы преподобными. Сие воспоминающе, с любовию тебе зовем:
Радуйся, иноче боголюбезный, волю твою воли Божией повинувый.
Радуйся, по Бозе послушание совершенное настоятелю твоему явивый.
Радуйся, за кротость нрава всею братиею любимый.
Радуйся, тяготы ближних твоих с любовию носивый.
Радуйся, во трудех и подвизех иноческих преуспевый.
Радуйся, вся послушания монастырская без ропота исполнявый.
Радуйся, праздность душегубительную возненавидевый.
Радуйся, молитвы и бдения всенощныя возлюбивый.
Радуйся, первый на молитву во храм Божий приходивый.
Радуйся, последний по скончании богослужения из него исходивый.
Радуйся, приметавыйся усердно в дому Божии.
Радуйся, яко душу твою в дом Духу Святому уготовал еси.
Радуйся, Дионисие, великий чудотворче.

Кондак 3
Силою Всевышняго укрепляемый, вся искушения диавольская бодренными молитвами твоими победил еси, отче Дионисие, и в новоначалии иночестем велик подвижник показался еси, о немже игумен Дионисий и братия его радовахуся и славляху Бога, поюще Ему: Аллилуиа.

Икос 3
Имея помысл чист и непорочну душу, и видев себе почитаема в Спасо-Каменстей обители, отче Дионисие, яко смирения рачитель, умыслил еси бежати оттуду в безмолвие пустыни, да не превозношением суетным уловлен будеши. Темже, получив благословение твоего настоятеля, вкупе со другом твоим, преподобным Пахомием, удалился еси из обители в пустынное место, на святую Луку, и тамо безмолвно пребывал еси в постех и молитвах, идеже, аки сретающа тя, земнаго ангела и небеснаго человека, благоумиленно вопием ти:
Радуйся, безмолвия рачителю, пустыню духовно уплодоносивый.
Радуйся, подвижническим житием твоим сию прославивый.
Радуйся, древо благоплодное, при водах пустынных возрастшее.
Радуйся, плоды многия Христу принесый.
Радуйся, сладость безмолвия пустыннаго вкусивый.
Радуйся, постом и воздержанием плоть твою духу покоривый.
Радуйся, молитвами слезными пламень страстей в себе угасивый.
Радуйся, безстрастие благодатное стяжавый.
Радуйся, богомыслием непрестанным ум твой просветивый.
Радуйся, трезвение молитвенное преобретый.
Радуйся, божественнаго имене Иисус Христова немолчный призывателю.
Радуйся, заповедей Христовых ревностный хранителю.
Радуйся, Дионисие, великий чудотворче.

Кондак 4
Буря искушений диавольских не поколеба твоего терпения и мужества в пустыни, преподобне отче, но яко крепкий адамант, не изменился еси от приражений древняго змия человекоубийцы, и сия крепкими молитвами твоими победоносно отразил еси, во смирении глубоцем пребывая и со слезами вопия ко Господу: Аллилуиа.

Икос 4
Слышим тя, преподобне отче, храм Божий во имя великаго святителя и чудотворца Николаа в пустыне твоей, на святей Луце, люботрудно создавшаго, к немуже во иереа посвящен был еси от руки архиепископа Ростовского Григориа, и яко храмоздатель благословенный и священнотаинник Божия благодати, достойно слышиши от нас сицевая:
Радуйся, храм Божий в души твоей создавый.
Радуйся, жертвы непорочныя Богови принесый.
Радуйся, преподобно и праведно поживый.
Радуйся, дерзновение многое ко Господу стяжавый.
Радуйся, молитвами твоими знамения и чудеса совершаяй.
Радуйся, благодати Божия преисполненный.
Радуйся, блаженный храмоздателю.
Радуйся, обители пустынныя основателю.
Радуйся, многая чада духовная собравый.
Радуйся, ко спасению их добре руководивый.
Радуйся, правило преподобнаго иноческаго жития.
Радуйся, образе богоугождения истиннаго.
Радуйся, Дионисие, великий чудотворче.

Кондак 5
Богомудре управлял еси, отче Дионисие, обителию пустынною на святей Луце, яже крин в пустыни, процвете духовно: обаче, стужив си молвою человеческою, настоятельство в ней вручил еси спостнику твоему, преподобному Пахомию, сам же удалился еси в пустыню глубочайшую, на реку Глушицу, да тамо един Единому Богу возможеши невозбранно пети ангельскую песнь: Аллилуиа.

Икос 5
Видев красоту места пустыннаго в лесной дебри, на реце Глушице, отче преподобне, и слышав на нем звон церковный, познал еси волю Божию, тамо тебе вселитися и обитель возградити; темже помолився со слезами, келию малу под древом черемховым тамо себе построил еси, освятив место оное во обитель во имя Пресвятыя Богородицы, честнаго и славнаго Ея Покрова, идеже мы ныне тя ублажаем и поем:
Радуйся, пустынножителей славо и похвало.
Радуйся, дивный избранниче Божий, дебрь пустынную иноки населивый.
Радуйся, лавру преславную тамо соорудивый.
Радуйся, изрядный слуго Пресвятыя Богородицы.
Радуйся, верный угодниче Сына Ея и Бога.
Радуйся, присный радетелю о душах человеческих.
Радуйся, сотворивый свое спасение труды и молитвами, и иныя томужде научивый.
Радуйся, велий нареченный во Царствии Небеснем.
Радуйся, горлице пустыннолюбивая, Глушицкую дебрь пением молитвенным огласившая.
Радуйся, в пустыни славословии непрестанными Бога славивый.
Радуйся, слез твоих теченьми безплодную землю духовно напоивый.
Радуйся, прозябения богоугодная на ней возрастивый.
Радуйся, Дионисие, великий чудотворче.

Кондак 6
Проповедает пустынная Лавра твоя, отче Дионисие, труды и подвиги твоя, при устроении ея подъятыя, како сооружая в ней храмы Божия, рукама твоима ко труду делателей прикасался еси, иконы же святыя для них благолепно написал еси, искусный иконописец быв. Темже ныне во храмах небесных почиваеши и лицезрения Божия наслаждаешися, зовый всех Творцу со ангелы и святыми: Аллилуиа.

Икос 6
Возсиял еси яко солнце пресветлое в пустыни Глушицтей, отче Дионисие, и сиянием добрых дел твоих привлекл еси во обитель твою многи ревнители богоугождения истиннаго, иже стекахуся к тебе отвсюду, да руководствуеши их ко спасению; и тако многая чада о Христе стяжал еси, преблаженне, от нихже угодницы Божии, преподобнии ученицы твои, Амфилохий, Макарий, Тарасий и Феодосий, вкупе с тобою в лице святых прославлени суть от Господа. С ними убо тя восхваляем и зовем:
Радуйся, авво богомудрый, инок множество собравый.
Радуйся, даров Святаго Духа сосуде непорочный.
Радуйся, ученики святыя и богоугодныя духовно воспитавый.
Радуйся, купно с ними на небеси и на земли прославленный.
Радуйся, общежитие братское во обители твоей учредивый.
Радуйся, уставы его сам верно всегда хранивый.
Радуйся, послушание имети братии твоей законоположивый.
Радуйся, непослушание в них грозно наказавый.
Радуйся, яко милостыню убогим неоскудно подавал еси.
Радуйся, яко во дни глада во обители твоей многи препитал еси.
Радуйся, татем похитившым достояние обители твоея, не мстивый.
Радуйся, добром за зло им воздавый.
Радуйся, Дионисие, великий чудотворче.

Кондак 7
Хотя враг спасения человеческаго устрашити тя, преподобне отче, привидении своими смущаше тя во время нощныя твоея молитвы, и дважды биением лютым урани твое тело, яко быти на нем язвам многим; обаче ты непоколебим в подвизе твоем пребыл еси, и язвы сия доблественне носил еси, яко воин Иисус Христов и мучеников сострадалец. Темже власть велию на духи нечистыя от Господа получил еси, яко прочее не дерзати им приступити к тебе, внегда пел еси Богу: Аллилуиа.

Икос 7
Новую обитель иноческую в пустыни Сосновецтей возградил еси, преподобне отче, и в ней храм Божий, во имя Предтечи Господня Иоанна, создал еси, в нюже из лавры твоея на безмолвие уединился еси, и заповедал еси, да тамо по кончине твоей погребен будеши, да не запустеет место сие, тобою возлюбленное. Поминающе убо таковое твое о безмолвии рачение и благое ко смерти приуготовление, зовем ти:
Радуйся, маслино благоплодная, в пустыни возрастшая.
Радуйся, елеем добрых дел твоих душы верных умастивый.
Радуйся, древних великих преподобных отец дивный подражателю.
Радуйся, Фиваиды Российския основателю.
Радуйся, до старости маститыя Богу неленостно послуживый.
Радуйся, хлеб сух единожды в день вкушавый.
Радуйся, в посте суровем и молитвах непрестанных всю жизнь твою препроводивый.
Радуйся, покой телесный возненавидевый.
Радуйся, книги и иконы святыя трудолюбно писавый.
Радуйся, сна и отдохновения мало приимавый.
Радуйся, вся творивый во славу Божию и на пользу душевную ближних твоих.
Радуйся, всего себе в жертву благоприятну Богови принесый.
Радуйся, Дионисие, великий чудотворче.

Кондак 8
Странника и пришельца в мире сем помышляя себе быти, преподобне отче, о часе смертнем непрестанно памятовал еси, и могилу себе в Сосновецтей обители твоей рукама ископал еси, над неюже молитвенно плакал еси, воспоминая смерть и суд Божий. Молим тя, угодниче Божий, примером твоим святым научи и ны грешныя не забывати грознаго часа смертнаго, но присно готовитися к нему и благоумиленно пети Богу: Аллилуиа.

Икос 8
Весь в Бозе быв, преподобне отче, о Бозе и благоугождении Ему беседовал еси со ученики твоими, со слезами умолял их верно хранити заповеди Христовы. Темже, яко возшедый на высоту совершенства духовнаго, видений и откровений божественных сподобился еси, и прозорливства дар свыше получил еси, да и мы тебе поем:
Радуйся, врачу благоискусный недугов душевных.
Радуйся, будущая яко настоящая провидевый.
Радуйся, ангела Божия видети сподобивыйся.
Радуйся, о умножении братии во обители твоей извещение от него приемый.
Радуйся, благоволением Пресвятыя Богородицы осененный.
Радуйся, храм Божий прекрасен во имя Ея Святое соорудивый.
Радуйся, многия храмы Божия не токмо во обителех твоих, но и во окрестных весех люботрудно построивый.
Радуйся, о славословии Божии зело поревновавый.
Радуйся, нищий духом, но многия духовно обогативый.
Радуйся, кроткий сердцем, с ненавидевшими тя мирен бывый.
Радуйся, истинный Христов подобниче.
Радуйся, ангелонравный человече.
Радуйся, Дионисие, великий чудотворче.

Кондак 9
Вси ученицы твои, преподобне отче, горце плакаху, егда собрав их, поведал еси им приближение твоея кончины, и настоятеля им, вместо себе, преподобнаго Амфилохиа поставил еси, заповедав тому блюсти устав общежительный во твоих обителех и верно руководити братию твою ко спасению, да благоприятно поют Богу: Аллилуиа.

Икос 9
Ветии человечестии не довлеют ко изглаголанию любве твоея святыя, преподобне отче Дионисие, еяже ко ученик




<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Казанской исторической школы | Кресло для персонала СН-300AXSN

Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 527. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия