Студопедия — Часть 2. Модель продуктивного действия Б. Д. Эльконина.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Часть 2. Модель продуктивного действия Б. Д. Эльконина.






 

Под продуктивным действием Б.Д. Элькониным понимается особое значащее действие, предметом построения которого является пространство возможностей иного действия.

Это иное действие невозможно в наличной ситуации, в силу самого ее устройства. Субъект продуктивного действия ориентирован на такую переорганизацию пространства для своего будущего действия, что оно, будучи невозможным в наличной ситуации, становится возможным и осуществимым, если ее изменить. Создание продукта как раз обеспечивает преобразование действительности (устройства ситуации) в каких-то ее аспектах. То есть продуктивное действие оказывается двунаправленным. Во время творческого акта, «после произведения продукта ситуация, в которой он производился, становится иной, он «обратно» действует на нее саму» [25] и необратимо меняет два аспекта этой ситуации: реальную жизненную среду и способ её видения человеком.

Фактически продуктивное действие двупредметно: сначала предметом выступает продукт, затем ситуация его построения. Если субъект действия имеет в виду два эти предмета, то он совершает продуктивное действие. Иначе - репродуктивное. Последнее ничего не меняет, являясь действием, «для которого уже проторены пути». В этом смысле, «любое элементарное человеческое действие можно представить как творческий акт, т.е. представить действование как его же развитие, превращение в нечто, что меняет среду своего же протекания, становится её центром или, строго говоря, её субъектом» [25]. (С этой точки зрения творчество – не только прерогатива деятеля художественных практик).

Приведем пример из книги Б.Д. Эльконина «Психология Развития», раскрывающий элементарное действие как продуктивное. Если мы прочерчиваем линию на листе бумаги от одного ее края до другого (из точки А в точку Б), то мы получаем в точке Б, с одной стороны, результат окончания движения как бы самой точки А (например, движения конца карандаша по бумаге) — оставление следа в материале. А с другой, — разделение листа на две половины. То есть переорганизацию пространства. При этом действие черчения превращается в действующую вещь — отрезок. Отрезок ориентирует человека в его дальнейших действиях, дает ему новые возможности работы с переорганизованным пространством листа. Так что действие черчения переходит в действие деления пространства.

Но отрезок делит пространство листа (плоскость) не натурально. Продукту придана преобразующая функция. Он рассмотрен человеком так, как если бы он нечто делил. Прочерчивание линии символически и выразительно выступает как «разрезание». И отрезок, который мы начертили, есть в первую очередь знак произошедшего. Таким образом, продуктами являются не столько вещи (продукт может иметь материальную форму, но это не главное), сколько такие «живые вещи» как позиции и знаки. Позиции есть особые способы рассмотрения мира, а знаки - средства удержания этого рассмотрения. Специфика каждого способа рассмотрения заключается в том, что что-то в ситуации акцентируется, а что-то не рассматривается вовсе, игнорируется как несущественное. В приведенном примере лист воспринимается просто как пространство, не существенно, скажем, какого он качества или величины. Эти параметры никак не сказываются на возможностях того, кто, прочерчивая линию, совершает символическое «разрезание». В действительности, в этом случае действие происходит в рамках определенного смыслового поля – не исходной видимой ситуации, а ситуации уже переструктурированной на основании идеи. То есть некоторого содержания, существующего «над» ситуацией, которое и есть содержание позиции. «Смысловое поле — это акцентированное видимое — такое, где что-то выявлено, а что-то, наоборот, «затемнено» и как бы снято».

Вышеописанное действие, кажется простым, но если оно продуктивное, то для действующего это - «нетореный путь». Он создает для себя новую возможность, перестраивая пространство листа, а можно сказать, что элементарное или сложное действие есть творческий акт лишь в том случае, когда для самого действующего происходит реальная «подвижка», и он открывает возможность, которой доселе не было в его распоряжении. Не важно будет ли это возможность нового локального действия или возможность глобальной перестройки всей своей жизни.

В продуктивном действии по средствам построения особым образом устроенного продукта преобразуются условия и обстоятельства существования субъекта действия и его конкретного или абстрактного (всеобщего) адресата. Это происходит потому, что в нем выстраивается новый способ, новая схема действия. Они заключены в продукте (в самой его структуре).

Новый способ, выстраиваемый в продукте, — способ трудного или даже невозможного действия, которому в наличной ситуации всё сопротивляется. Но оно мыслится деятелем как более совершенное, открывающее возможность более совершенного существования, поэтому он и преодолевает все препятствия на пути создания условий для его осуществления.

Продуктивное действие имеет событийное устройство. Поскольку событие есть единственный способ существования идеальной формы действия, т.е. любого более совершенного, развитого и осмысленного способа существования и видения ситуации, который есть предмет желания и поиска субъекта продуктивного действия.

Событие можно определить как взаимопереход реальной и идеальной формы действия, либо как психологическую одновременность (координируемость) двух переходов: перехода от наличного к иному, который одновременно есть встреча идеи и реалии.

Реальная форма действия существует как инерция наличных и импульсивных способов действия. Если человеку приоткрывается какая-то возможность более совершенного существования, именно сила собственной инерции закрывает ему путь к ней, усложняет переход. Идеальная форма состоит из идеи некоего большего совершенства и условий, в которых эта идея может наиболее полно реализоваться, и между ними установлены напряженные отношения.

У любого действия есть идея, то есть то, каким образом нужно рассматривать ситуацию, чтобы это действие стало возможным, «она всегда и необходимо, явно или неявно присутствует в его построении и выполнении». Даже если действие реактивно, это говорит лишь о преобладании естественно сложившегося способа видения ситуации. Его можно реконструировать. Но идея более совершенного действия еще только должна быть предметно воплощена, поскольку то «облако смыслов», которым она сама по себе является, еще не достаточно ориентирует действие. Идея является содержанием позиции, которую еще необходимо закрепить знаком. Ни идея, ни условия ее осуществления не представлены субъекту как данность, но существуют как проблема, так что субъект продуктивного действия параллельно пытается проявить идею, которая открылась ему как намек, как смутная возможность и отыскать для нее подходящую знаково-образную предметность (вот в чем подлинная причина конструирования продукта). Через это идея перестает быть только идеей, становится реалией.

Например, топографическая карта есть продукт рассмотрения местности с (позиции) «птичьего полета», карта закрепляет разрешающую способность этого взгляда, реализуя его идею. Она выступает образом, задающим пространство возможностей иного действия - ориентировки на местности.

Событийность, таким образом, включает два перехода, обеспечивающих развитие действия. Первый — из пространства привычного функционирования в пространство, требующее иного функционирования. Граница в данном случае проявляет себя в действии сильного стимула, указывающего на присутствие иного, требующего изменения способа действия, но сам по себе стимул требует лишь остановки и замечания инаковости. Переход же через границу, в полном смысле слова, осуществляется, если при этом данное требование осмысленно субъектом в горизонте идеи. Т.е. «означает (символизирует и манифестирует) переход к реалии, «этости», какого-то совершенства и полноты и соответственно сам означен именно как таковой, т.е. переход к более полному и более совершенному «движению в мире».

Между наличной (реальной) и более совершенной (идеальной) формой действия лежит разрыв, который преодолевается в поиске предметности проясняющей и удерживающей идею. Зачастую задача, которую решает субъект продуктивного действия, не просто трудна, но даже невыполнима при натуральном способе видения ситуации. Поэтому-то он и пытается прояснить идею, ведь она есть содержание той позиции, находясь в которой только и можно подействовать.

Реализация этого невозможного перехода к более совершенному действию требует преодоления многих ограничений наличной ситуации, ее инерции. Напрямую осуществить переход нельзя, поскольку человек пытается воплотить нечто, чего еще не было вовсе, реализовать то, что является только смутной идеей некоторого совершенства (как писал Лосев, «идеальной выполненностью и идеальным пределом полноты всякого возможного ее осуществления и приближения к его собственным внутренним заданиям»), чему и сопротивляется ситуация, в которой он находится. Привычный способ действия в ней реализуем, а для более совершенного способа путей нет. И главный источник сопротивления - сам человек с его натуральной, несовершенной организацией, со сложившимся способом видения, с реактивностью собственных действий. Инерция куда более реальна, чем смутная возможность совершенства, приоткрывшаяся человеку. Не следует забывать: идеальной формы самой по себе не существует, она не предопределена, а появляется лишь как преодоление инерции наличного устройства аспектов ситуации в осмысленном, энергичном действии перехода от наличного — к совершенному.

Событие крепится на образно-выразительной, знаково-символической форме продукта. Б.Д. Эльконин поэтому называет продукт центром творческого акта. То есть переход осуществляется лишь по средствам построения особым образом организованной предметности идеи. Но при попытке ее построения всё (сырье, которое идет на построение продукта, инструменты, сами по себе, как они есть, организация этой ситуации, традиция и т.д.) сопротивляется этому, поддерживая уже сложившиеся способы действия. И, тем не менее, субъект чудесным образом реализует свое желание совершенства. Переход от наличного к совершенному есть «удивительное, никогда не следующее и ничего не продолжающее происшествие», а именно - Чудо (в понимании А.Ф.Лосева). «В точку перехода надо в буквальном смысле попасть, и попав, можно лишь удивиться и изумиться сделанному» и тем метаморфозам, которые с тобой произошли. Ведь в точке этого мощного столкновения идеальной и реальной формы бытия субъект продуктивного действия и возникает. Возникает через усилие быть, действовать, когда это невозможно. До этого акта субъекта просто не существует.

В культурно-исторической теории, из которой вышла психология развития под субъектом как раз и подразумевается «режим» жизни», акт развития собственного действия, а не данность. Например, акт воображения или акт отношения, в которых они трансформируются т.д.

Теперь перейдем к устройству продукта, ведь оно должно быть совсем нетривиальным, чтобы чудо осуществления невозможного действия произошло.

Б.Д. Эльконин называл продукт самодовлеющей предметностью. Идею самодовлеющей предметности Б.Д. Эльконин берет из работы А.Ф. Лосева, который называет так продукт художественного творчества. По А.Ф. Лосеву самодовлеющая предметность, во-первых, не есть механическое повторение уже существующих предметов, несводима к ним, оригинальна (не имеет аналогов), а во-вторых, не выводима из действия своего построения и меняет ситуацию построения, поэтому и из нее она не выводима тоже. То есть для объяснения творчества, а также появления и функционирования самодовлеющей предметности не подходит никакая цепь причин и следствий. Они для работы продукта не нужны. Он автономен, действует самостоятельно, не нуждаясь в дополнительной поддержке того, кто его создал.

«Лишь будучи действующим на ситуацию своего построения, продукт имеет место в ней, т.е. имеет определенность существования». Место есть «форма фиксации того, каким образом ситуация «претерпевает» действие продукта» (в приведенном примере с прочерчиванием линии претерпевание фиксируется метафорой разрезания). Оно не может быть дано a priori. Продукт нельзя считать действующим автоматически и естественно, «имеющим место» в силу самого его возникновения. «В том, чтобы обнаружить и утвердить свое место, состоит его задание, а не «естество». И это не просто, поскольку в ситуации построения, при ее нормальной структуре, места для него нет, нужен особый взгляд на ситуацию и организация особых усилий, чтоб ему его занять. Поскольку продукт образование самостоятельное, в его структуре место должно быть зафиксировано как задача. Он его выразительно-идейно представляет. И этой фиксацией задает значение своего действия — новый способ видения, смысл. Мы говорили, что продуктивное действие есть значащее действие. «Значение действия — образ и идея места действия в мире, т.е. того, как именно построение чего-либо преобразует или порождает ту среду, в которой это нечто строится, и ту персону, которая это строит». Значение есть способ действия продукта. Продукт преобразует среду и персону, именно удерживая новый смысл и новый способ видения, как основания для действия и возможности действия, доступные в рамках таких оснований. Таким образом, невозможный переход происходит не просто между двумя возможностями действия (более и менее совершенной), но между двумя смысловыми полями [2].

Идея реализуется не в любой предметности. Событие перехода от идеи к реалии существует лишь в символической форме. Символ – универсальная конструкция, удерживающая то, чего натурально нет, но эффект чего производится. Он существует как намек на некоторое единое, идеальное содержание, фигуру смысла стоящую за многообразием проявлений отдельных ее элементов в предметном мире. Содержание символа, согласно М.К.Мамардашвили и А.М.Пятигорскому объективно не определяемо, а существует как достраивание субъектом объективной действительности, данной ему в чувственном и практическом опыте через интерпретацию. За счет символической структуры продукта на нем может удерживаться событие, трансформирующее действительность и открывающее новые возможности.

Схематически творческий акт можно представить как пересечение линий двух действий: действия в ситуации (Д1) и действия на ситуацию (Д2), где точка «пересечения», конечный пункт Д1 есть «точка превращения Д1 в Д2 — движения в его место и значение, т.е. тот промежуток, где происходит метаморфоза действия» (точка "Икс").

Схема продуктивного действия Б.Д. Эльконина.

 

Чтоб продукт действовал, как точка перехода от выполнения действия к действию самого этого выполнения на нечто иное, удерживая в себе образ собственного воздействия и его идеи, в него должны быть «встроены» два одновременных и противоположных (реципрокных) преобразования:

1. акцентирование и "выпячивание" идеи получающегося предмета (должна быть проделана тщательная проектно-инженерная работа и ее выполнение в материале — соблюден момент выразительности, при построении продукта)

2. убирание и снятие («должна быть проделана специальная работа по убиранию, прятанию, «снятию» всего «инженерного» аспекта строительства», акцентирована как бы «самособойность» продукта, дабы он смог выполнять автономные преобразующие действия)

Б.Д. Эльконин называл это реципрокностью снятия — явления. Если «встройка» производится, то в своем бытии продукт подтверждает заявленный образ своего воздействия.

Поскольку идеальная форма натурально не существует, она не может однозначно ориентировать действия субъекта, и построение продукта разворачивается как пробно-поисковое действие. Б.Д. Эльконин вводит специальную категорию «поле пробного действия» («Икс поле»). В «икс поле» ткется образно-символическая ткань самого акта встречи замысла действия с его реализацией. Оно не существует натурально, да и пробным действие является не натурально, а по своему смыслу. Б.Д. Эльконин так пишет про построение формы продукта: «То, что в данный момент выступает как реализация и выполнение, в следующий – может выступить как вариант, гипотеза, одна из возможностей, открывающих то-то и ограниченных так-то. И, наоборот, то, что в данный момент выступает как опробование, испытание может выступить как удачная, хорошо «отлитая» и готовая форма».

Конечно, у субъекта продуктивного действия может быть какой-то исходный замысел. Но поскольку действие реализуется в определенной ситуации, замысел прикладывается к материалу, который под его реализацию не приспособлен, он осуществится всегда несколько иначе, чем задумано, корректируется, уточняется субъектом в процессе построения продукта. То есть с одной стороны, замысел′ переводится в замысел″, адаптируется, и, с другой, замысел переводится не в реализацию, а в действие-жест — пробу, которая и позволяет замысел трансформировать. Через пробы испытываются инженерные ходы, проверяются «сочленения конструкции», преодолевается инерция наличной ситуации.

Б.Д. Эльконин приводит несколько примеров, чтобы пояснить эту мысль: «Хорошими образами здесь могут являться, так называемые, творчески-продуктивные виды деятельностей. Например, живописец, накладывающий цветовое пятно на холст, делает это мерно, осторожно, как бы следуя всем «правилам» пробно-поискового действия. Но эта «проба» здесь же, а не после построения «полной ориентировочной основы», претворяется в продукт – цветовое пятно, которое, в свою очередь, станет или не станет элементом результата в зависимости от «попадания в закон» самого холста – форму композиции. Также, например, и я, когда пишу этот текст, попадаю или не попадаю «в мысль», в соответствие смысла и замысла, и в зависимости от этого текст оказывается черновиком или чистовиком. А если бы я этот текст произносил, то «холстом», на котором были бы отмечены попадания и непопадания, стала бы «выразительность» аудитории».

В своем выступлении на Научно-Практической Конференции Педагогика Развития в 2007 году Б.Д. Эльконин называл вещи, подобные реакции аудитории, «третьим моментом» - дополнительным контекстом действия, регулирующим его. Он приводил пример с футболом, рассуждая, что у тренера, конечно, есть замысел, а команде приходится выступать на конкретном поле в специфических условиях, которые на реализацию этого замысла накладывают свой отпечаток, но игра должна быть красивой. Игроки ориентированны на реакцию трибун, то есть на значащее действие, ведь выступают не ради того, чтоб матч состоялся как факт, а проводят именно такую красивую игру, которую публика от них ждет и скандирует. Матч, как продукт выстраивается исходя из соотношения футболистами проделанных проб с реакцией трибун и рамкой замысла. Действие по замыслу, таким образом, не поглощает все стремление, а вызывает новую интенцию, превращение замысла, как ответ на третий момент.

«Творческое действие, будучи не просто осуществлением стремления, а таким его осуществлением, которое преобразует ситуацию, непосредственно касается тех, в среде и среди кого оно происходит», всегда к ним обращено, поскольку «меняет их ситуацию, их способы и условия жизни, будь то изменение реальной жизненной среды или способа ее видения (например, в создании художественного или научного произведения)». А значит, всегда является «жестом», выражающим некоторое отношение к окружающим. Стало быть, они оказываются так или иначе причастными творческому акту, участвуют в его совершении. «Таким образом, творец — тот или те, кто осуществляет творческое действие, — вольно или невольно, но необходимо оказывается посредником между его замыслом и другими людьми».

Действуя, продукт порождает адресата. Он, сообразно заявленному им способу действия, использует продукт по назначению. «Живописное произведение тогда состоялось, когда порождает зрителя, т.е. определенный способ видения, дом — жильца и быт, т.е. свое в отличие от чужого, столовый прибор — ритуал еды».

Реципрокность снятия — явления выступает для других людей как метаморфоза. Но присущая продукту выразительность, которую эта реципрокность обеспечивает, в случае если когда-либо потом порождение продуктом адресата оказывается невозможным (в силу каких-то причин), приводит к тому, что продукт открывает всё прежде убранное и спрятанное. «Остов вещи, который теперь выступает как ее внутреннее, лежащее за бытием, т.е. сущность». Анализ строения остова может позволить начать его переделывать. Тогда весь цикл творчества повторяется сначала[3].

Сказав, что субъект продуктивного действия выступает посредником между его замыслом и другими людьми, мы получили возможность более полного описания субъекта, возникающего в продуктивном действии.

Посредничество, согласно постулатам психологии развития, – всегда культуротворческий процесс. Даже когда фактически происходит не становление связей идеи с ее предметностью (когда ни идея, ни предметность не даны явно и являются предметами поиска, прояснения), а восстановление этих связей. Речь идет о том, когда, несмотря на существование в культуре позиции рассмотрения мира, основанием которого и является уже явственно представленная идея, посредник ищет и опробует ту ситуацию, в которой представляемая и выражаемая им идея становится предметом обращения и опробования тех, на кого посредническое действие направлено.

Понятно, что у субъекта культуротворческого действия нет посредника, то есть он сам впервые пытается установить идею и отыскать ее реалию – предметность. Он прибегает к существующим культурным способам самоорганизации, которые ему еще необходимо приспособить под себя.

Субъект-посредник возникает как «режим» действия при решении проблемы несоотнесенности двух позиций (способов видения). Он возникает сначала как субъект принятия трудной, даже невыполнимой задачи, через приобщение к явившей себя идее, «как особой жизни, особой чувственно-образной реалии». Причем, если учитывать, что его действие всегда целенаправленно или невольно обращено к другим, то у него есть два адресата: деятель перевоплощается сам, но его действие в той или иной мере адресовано другим и инициирует их перевоплощение — вхождение в Мир Идеи. Перевоплощение строится как действие явления Мира Идеи при снятии инерции наличного функционирования (понимаемого как чистое реактивное претерпевание происходящего) и погруженности в него.

Затем субъект, различив идею и наличную действительность, в которой он только претерпевает, устанавливает для себя несовершенство последней и понимает первую как возможность более совершенного существования и принимает на себя задачу поиска той реалии (предметности), в которой полно реализуется идея. Он приобщает явившуюся ему смутную идею наличному бытию через построение продукта, который образно-выразительно удерживает тот идеальный способ видения мира, который открывает новые возможности для действий. Так он овладевает собственным поведением через то, что объективирует его, превращает в предмет рассмотрения с определенной точки зрения и, исходя из этого рассмотрения (как основания) трансформирует свое действие в сторону большего совершенства.

Включение в это рассмотрение «приводит к выделению другими собственной позиции и собственного способа действия, которые есть положительно-отрицательные образования». То есть могут являться как произвольным действием, так и произвольным недействием.

Построение продукта есть построение субъектом «экрана» или «зеркала» для иного действия, отображающего (экранирующего) процесс его протекания. Основанием создания образа ситуации и того, как удержан образ предмета действия субъекта, его усилие, является идея, потому этот образ не натурально отражает всё, что есть в ситуации, а, акцентируя и игнорируя отдельные ее моменты, задает возможности и ограничения построения действия в наличной ситуации.

Представленную в описанной модели продуктивного действия структуру творческого акта не следует понимать как жестко заданную последовательность, она представляется так лишь для удобства рассмотрения. «В реальном же, фактически выполняемом творческом акте оба действия — и метаморфоза и испытание самих «сочленений конструкции» являются психологически одновременными, т.е. координируемыми действиями».

Рассмотрев модель продуктивности, устройство продукта, мы еще раз подчеркиваем, что не имеет смысла говорить о его новизне, как о степени непредзаданности его содержания, ведь сама по себе новизна не решает задачу построения пространства новых возможностей, не дает преобразующего воздействия, которое этот продукт оказывает. Ключевым в организации продукта является именно его оригинальность, то есть несводимость к другим продуктам или материалам, из которых он был построен, которые сами по себе не давали субъекту необходимых ему возможностей. Продукт, построению которого сопротивляется сама ситуация этого построения своим устройством, конечно, преодолевает свойства материала.

Это очень важный момент для рассматриваемой нами темы. В отношении художественного творчества нередко ставится неадекватное требование новизны то к форме, то к содержанию произведения. Теперь можно утверждать, что произведение несет преобразующее воздействие и это его главный критерий. В плане же предзаданности произведения мы можем сказать, что автор всегда так или иначе впадает в зависимость, от всего, что уже высказано и осуществлено (и по содержанию и по форме), от развития языка искусства, художественной техники, традиционных сюжетов, тем, образов, приемов, композиции и т. п. Он творит внутри обширной традиции. Творит, преодолевая ее, но именно потому, что произведение решает задачу преобразования действительности. Создает оригинальный продукт.

Требования, представляемые Б.Д. Элькониным к продукту, не оставляют сомнений в том, что человеку приходится вкладывать немало усилий в его построение. И тем более серьезным должен быть подход, чем более сложной деятельностью он занимается. Каждая сложная практика (например, наука, искусство, социальная инженерия и т.д.) предоставляет субъекту набор инструментов, которым он может воспользоваться для построения сложного продукта. Естественно, если он работает в рамках одной из таких практик, ставит трудные задачи в ее рамках, он должен владеть в совершенстве теми инструментами, которые она предоставляет. Это необходимое, но недостаточное условие его успеха. Ведь, как мы выше писали, инструменты, сами по себе, как они есть – тоже часть сопротивляющейся ситуации. Традиция, в рамках которой они возникли, делает их ее частью. И значит, при решении невозможной задачи ими, возможно, не удастся воспользоваться, возможно, придется от них отказаться, построить другие. Это сочетание совершенного владения инструментом и преодоления его инерции при решении трудных, невозможных задач позволяет совершать большие открытия и научные революции, писать великие произведения или создавать новые направления искусства и т.д.

Если произведение решает задачу преобразования действительности на основании представления новых смыслов и новых способов в и дения, и мы учитываем все те описанные выше проблемы, с которыми на этом пути автору, как субъекту продуктивного действия, приходится столкнуться, значит, в художественном творчестве имеет место быть «задачное» мышление. Но ни в коем случае нельзя сказать, что всё начинается с постановки автором задачи преобразования действительности. Это противоречило бы и самой модели продуктивного действия, ведь принятию субъектом задачи предшествует явление ему смутной идеи, приоткрывающее некоторую идеальную реальность, таящиеся в ней возможности, которую нужно еще прояснить. И существующей феноменологии (интроспекциям самих авторов над их творчеством) тоже. Едва ли можно говорить, что в искусстве, как в проектировании, например, можно начать с глубокого анализа действительности, в которой скрыто напряжение, связанное с «разрывом», существующим в любом продуктивном действии. Возможно, это связано с особенностями этого напряжения в случае творчески-продуктивных видов деятельности (искусств).

Пока мы не описали, как специфически разворачивается творческий акт в художественном творчестве - как он разворачивается самим автором и для него самого (как инициируется творческая интенция, как у него возникает замысел, как замысел им развивается, как формируется та действующая целостность, которой является произведение), мы не можем ответить на вопрос о месте «задачного» мышления в работе автора. Нам нужно достигнуть максимальной приближенности нашего взгляда к тому, как нечто производится им самим в художественном творчестве и что происходит с ним (какое специфическое событие), чтоб понять можно ли такое событие сделать образовательным. Без этого мы не сможем перейти к проектированию педагогических средств организации условий самостоятельного действия в художественно-эстетическом образовании.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 775. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия