Студопедия — Дарий I и скифы
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Дарий I и скифы






Тяжелым и решающим испытанием крепости скифского военно-политического образования в конце VI в. до н.э. стала скифо-персидская война. В 521 г. до н.э. престол Персии, которая к тому времени превратилась в огромную державу, занял один из представителей династии Ахеменидов - Дарий I Гистасп (Рис. 19). Он осуществил административные реформы, обеспечившие целостность его владений, реорганизовал и усилил армию и, со временем, приступил к реализации своей главной цели - достижению для Персии власти над всем окружающим миром (естественно, с учетом тогдашних представлений о его пределах). Уже тогда было ясно, что главным противником Персии являются государства материковой Греции.

Одним из этапов этой напряженной борьбы за мировое господство и стали драматические события далекого похода в Скифию, осуществленного персидским владыкой около 514 г. до н.э. Это был первый военный конфликт на территории Украины, о котором мы имеем, благодаря Геродоту, довольно подробные свидетельства.

Поводом для начала войны, по крайней мере официальным, стали события довольно далекие – господство скифов в Азии и вторжение скифов в Мидию. Понятно, что с позиций распространенного тогда правового принципа «око за око, зуб за зуб», версия о мести скифам была очень удобной. Однако вполне очевидно, что подлинные причины похода Дария I не имели ничего общего с защитой интересов уже не существующей Мидийской империи, к гибели которой в немалой степени были причастны и сами персы. Не вызывает сомнения, что попытка Дария I покорить Скифию была частью большого стратегического плана.

Касаясь причин этой масштабной военной акции, М.И.Артамонов, в частности, допускал в том числе и стремление Дария захватить контроль над черноморской торговлей и лишить Грецию столь необходимого ей скифского хлеба. Близкую точку зрения высказал и Б.А.Рыбаков.[180]

К тому же, удачная военная экспедиция на какое-то время могла бы усмирить кочевников и обеспечить тылы Персии - ведь память о тяжелой власти скифов в Передней Азии была еще слишком свежей, чтобы оставить на произвол судьбы свои северные границы в предвидении нелегкой войны на западе.

Мы расскажем о ходе самой войны очень кратко, поскольку ее события красочно описаны в IV книге Геродотовой «Истории». Итак, войско Дария было огромным и многоязыким, ибо в состав персидской империи входило свыше 80 народов. Главной ударной силой этой разномастной армии была гвардия Дария - 10-тысячный отряд «бессмертных», сформированный из знатных персов. Всего же, по данным Геродота[181], Дарий вел на скифов 700 тыс. воинов. Цифра эта явно завышена, ибо управлять такой огромной армией в тех условиях было практически невозможно. Так, по расчетам историков,[182] на марше такое войско должно было бы растянуться на 500 км, а при движении несколькими параллельными колоннами была бы затруднена координация их действий. Для перевозки необходимого для такой армии провианта понадобилось бы около 100 тис. повозок, что абсолютно нереально.

Несомненно, в основе рассказа Геродота о численности персидского войска лежит скифское историческое предание, т.е. такого вид устного творчества, который в своей основе не содержит ничего чудесного.[183] Но эту легенду передавали Геродоту не сами победители Дария, а, в лучшем случае, их престарелые сыновья или, скорее, их внуки и правнуки. В этом случае, желание преувеличить силы врага было вполне естественным, ибо это возвеличивало подвиг их предков.

Что касается численности скифского войска, то определенными данными на этот счет мы не располагаем. Попробуем лишь прикинуть его хотя бы приблизительно.

Так, численность ногайцев, в большинстве своем вассалов Крымских ханов, определяется, примерно в 500 тыс. человек (95 тыс. кибиток х 5 членов семьи в каждой). Они могли выставить от 60 до 70 тыс. воинов (без учета независимой Буджакской орды).[184] Но следует учесть, что кочевья скифов занимали значительно большую территорию – в частности большую часть Степного Крыма (по авторитетному свидетельству немецкого автора ХVIII в. Тунманна,[185] общая численность населения Крыма составляла около 400 тис., часть которых жила в степной части полуострова), а также срединные и северные области северопричерноморских степей, которые во времена ногайцев составляли «вольности» запорожских казаков. Таким образом численность степных скифов должна была составлять более 500 тыс. человек. Учитывая, что у кочевников воином был каждый четвертый член племени, полностью мобилизованное для войны с Дарием скифское войско могло достигать 150-200 тыс. бойцов. С учетом помощи союзников, прежде всего савроматов, его численность колебалась где-то около 250 тыс. Это была грозная сила.

Однако, то ли персидская армия все же превышала скифское ополчение по численности, то ли скифы благоразумно решили избегать кровопролитных сражений, они все же избрали «стратегию непрямых действий», т.е. стратегическое отступление, которое в 1812 г. успешно применил и М.И.Кутузов в войне с Наполеоном, с целью измотать персов длительными переходами по незнакомой местности, выжигая на его пути степную траву и уничтожая колодцы. При этом скифы нападали на мелкие отряды персов, направляемые на разведку или заготовку продовольствия и фуража (рис. 15). Скифы же в родных степях чувствовали себя дома: не случайно Иданфирс на призыв Дария остановится и принять бой ответил, что он делает то же, что и в мирное время, т.е кочует в пределах своей страны. Скифы при этом были полностью уверены в своей конечной победе, о чем свидетельствуют символические дары Иданфирса Дарию I.

Вопрос о глубине проникновения скифов в глубины Скифии всегда был достаточно спорным. М.И.Артамонов и Б.Н.Граков считали, что он достиг лишь Буджакской степи.[186] Б.А.Рыбаков считает, приводя при этом убедительные расчеты, что персидская армия достигла района современного Бердянска, где Дарий I и приказал построить укрепленный лагерь (Рис. 23). Однако его войско было уже очень ослаблено, поэтому скифы решили дать персам решающее сражение. Накануне него и произошел известный эпизод с охотой на зайца. Мы не знаем, был

Рис. 23. Поход Дария І в Скифию. Карта Б.А.Рыбакова.

ли заяц на самом деле (хотя не исключаем, что заяц был отловлен заранее и выпущен в нужную минуту), в любом случае ясно, что скифы нашли впечатляющую возможность продемонстрировать свое презрение к противнику. После этого и начался бесславный исход остатков персидской армии на запад (Рис. 24).

Рис. 24. Бегство персидского войска. Офорт В.Бехтова.

Эта война не только принесла скифам славу непобедимого народа, но и небывало повысила военно-политический приоритет скифов в этом регионе и оказала большое влияние на консолидацию Северопричерноморской Скифии.


[1] Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч.Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы.-Тбилиси, 1984.

[2] Мерперт Н.Я. Об этнокультурной ситуации IV – III тысячелетий до н.э. в Циркумпонтийской зоне // Древний Восток: этнокультурные связи. - М., 1988; Черных Е.Н. Циркумпонтийская провинция и древнейшие индоевропейцы // Там же; Даниленко В.Н. Энеолит Украины. – К., 1974. – С.301-309.

[3] Етнічна історія Давньої України. К., 2000. – С.31-33.

[4] Генинг В.Ф., Зданович Г.Б., Генинг В.В. Синташта. Археологические памятники арийских племен Урало-Казахстанских степей. – Челябинск, 1992.

[5] Абаев В.И. Скифо-европейские изоглоссы. – М., 1965.

[6] Смирнов К.Ф., Кузьмина Е.Е. Происхождение индоиранцев в свте новейших археологических открытий. – М., 1977; Кузьмина Е.Е. Древнешие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. – Фрунзе, 1986. – С.74-93.

[7] Комиссаров С.А. Комплекс вооружения Древнего Китая. Епоха бронзы. – Новосибирск, 1988. – С.102, Рис. 87; Худяков Ю.С. Предметы искусства звериного стиля из провинции Ганьсу и проблема генезиса скифоидных культур Центральной Азии // Евразия: культурное наследие древних цивилизаций. – Вып. 2. – Горизонты Евразии. – Новосибирск, 1999.

[8] Ковалев А. Древние кочевники на границах китайских государств // MIRAS. – Ашхабад, 2001. -№2. – С. 124.

[9] Дьяконов И.М. Ассиро-вавилонские источники по истории Урарту // ВДИ – 1952. - №2. – С.257-356; №3. – С.205-252.

[10] Латышев В.В. Известия древних писателей, греческих и латинских, о Скифии и Кавказе. – Спб., 1992. – Вып. 1. – С. 65-286; Геродот. История в девяти томах. Перевод и примечания Г.А.Стратановского. – М., 1999; Геродот. Історія в дев'яти книгах. Переклад, передмова та примітки А.О.Білецького. – К., 1994.

[11] Jakoby F. Herodotos // PW RE. Suppl. II.

[12] Лурье С.Я. Геродот. – Л., 1947.

[13] Armayor O.K. Did Herodotus ever to the Black Sea? // Harward Studies in Classicfl Philogy. – 1978. – N2. – P.45-62; Armayor O.K. Did Herodotus ever go to Egipt? // Jornal of American Research Center in Egypt.- 1980/ - N15.- P.59-71; Armayor O.K. Sesostris and Ierodotus’ Autopse of Thrace, Colchis, Inland Asia Minor and Levant // Harward Studies in Classicfl Philogy. – 1980. – N84. – P.51-71.

[14] Мурзін В.Ю. Чи знали греки скіфський фольклор? // Культурологічний вісник. – Вип.19. – Запоріжжя, 2007. – С.29-31.

[15] Виноградов Ю.Г. Политическая история Ольвийского полиса VII – І вв. до н.э. Историко-этнографическое исследование. – М., 1989. – С.104.

[16] Цицерон. О законах, I,1,5.

[17] Геродот. История. - IV, 103.

[18] Геродот. История. - I, 106.

[19] Мурзин В.Ю. Скифская архаика Северного Причерноморьчя. – К., 1984. – С.12-20.

[20] Геродот. История. - IV, 101.

[21] Геродот. История. - IV, 17-20.

[22] Диодор. - XX, 24.

[23] Страбон. География. - VII, 3, 18.

[24] Фронтин, II, 4, 20.

[25] Клемент Александрийский - V, 31.

[26] Помпей Трог, ХII, 2.

[27] Куббель Л.Е. Очерк потестарно-политической этнографии. – М., 1988. – С.58-59.

[28] Лукиан Самосатский. Долговечные, 10.

[29] Мурзин В.Ю. Ролле Р. Гибель великой Скифии и царь Атей // Скифы и сарматы в VII – III вв. до н.э. – М., 2000.

[30] Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. – М., 1987. – С.201-202.

[31]Черненко Е.В. Скифские лучники.- К., 1985.

[32] Граков Б.Н. Техника изготовления металлических стрел у скифов и сарматов // Труды секции археологии Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук. – Т. 5. - №78. – М., 1930.

[33] Яркий пример: Кочевые хунну, орда которых насчитавала около 300 тыс. человек, нуждавшиеся в шелке, муке и железных изделиях, вели на равных борьбу с населением Древнего Китая, численность которого сотавляла около 50 млн. челевек (Гумилев Л.Н. От Руси до России. – Лениздат, 2008. – С.25).

[34] Бунятян Е.П. Методика социальных реконструкций на материале скифских могильников IV – III вв. до н.э. – К., 1985. – С.70.

[35] Wooley C.L. Carchemish. – London, 1921. – Vol. 2. – P.130

[36] Coghlan H.H. Casting moulds made in metal. – Man, 1952. – Vol. 52. – P. 162-163.

[37] Undrwood L. Bronze age tehnology in Western Asia and Northen Europe. – Part 1. – Man, 1958. – Vol. 58. – P. 17-22.

[38] Ролле Р. О фризе чертомлыкской амфоры. Отв. Редактор В.Ю.Мурзин. – К., 1999.

[39] Публий Овидий Назон. - Письма с Понта, 1, 2, 75-78.

[40] Кн. Урусов С.П. Книга о лошади. - СПб, 1911. – С.197.

[41] http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-31177/

[42] Цитируется по изданию: Геродот. История в девяти томах. Перевод и примечания Г.А.Стратановского. – М., 1999.

[43] Геродот. История. - IV, 7.

[44] Геродот. История. - IV, 8-10.

[45] Геродот. История. - IV, 16-20

[46] «Скалистый Херсонес» – Крымское побережье до совр. Керченского пролива.

[47] Геродот. История. - IV, 11.

[48] Геродот. История. - IV, 81-82.

[49] Геродот. История. - IV, 13-14.

[50] Здесь Черное море.

[51] Ворон – священная птица Аполлона.

[52] Геродот. История. - I, 73.

[53] Увахшатра (греч. Киаксар) — царь Мидии в 625 — 585 до н. э. (Бикерман Э. Хронология Древнего мира. – М., 1976. – С.193). Увахшатра был сыном царя Фравартиша. Геродот описывает Увахшатру как гораздо более воинственного, чем его предшественники на мидийском троне. Он первым разделил мидийское войско по видам оружия и каждому отряду — копьеносцам, лучникам и всадникам — приказал действовать отдельно (до этой реформы войско мидийцев было смешанным). Укрепив таким образом войско, Увахшатра приступил к завоеваниям. Он выступил против Ассирийского царства, чтобы отомстить им за смерть отца — Фравартиша и разрушить Ниневию, столицу ассирийцев. Но когда Увахшатра начал осаду Ниневии, в пределы Мидии неожиданно вторглись из-за Кавказского хребта полчища скифов под предводительством их царя Мадия. Мидийское войско было разбито, и Увахшатра был вынужден на несколько лет подчиниться Мадию. Скифы полностью разграбили страну и наложили на мидийцев тяжёлую дань.

[54] И.М.Дьяконов (Дьяконов И.М. История Мидии. – С.229) датирует скифское господство между 652 – 625 гг. до н.э. В.А.Белявский (Белявский В.А. Война Вавилона за независимость (627 605 гг. до н.э. и и гегемония скифов в Передней Азии // Исследования по истории стран Востока. – Л., 1964) – между 623/22 – 595/94 ггю до н.э. К одной из этих точек зрения, обычно не аргументируя своего выбора, присоеденяются и другие специалисты.

[55] Геродот. История. - I, 103-106.

[56] Геродот передает здесь древнее скифское сказание. “Слепые рабы” – вероятно, название покоренных скифами народностей.

[57] Геродот. История. - IV, 1-4.

[58] По мнению В.Ю.Мурзина (Мурзин В.Ю. Происхождение скифов…. – С.61) в этом рассказе, преобретшим ко времени Геродота характер свободной от исторических деталей легенды, могла быть отражена борьба скифов с населением Лесостепи за контроль над торговыми путями, связывавшими Лесостепь и древнешую греческую колонию на северном побережье Черного моря – Ольвию. Эта торговля к середине VI в. до н.э., т.е. к моменту возвращения скифов из Передней Азии, стала серьезным фактором в экономическом развитии Северного Причерноморья.

[59] Сюжет об использовании батогов является традиционным для мифологии степняков. Например, у тюрко- и монголоязычных народов существовало убеждение, что кнут является оружием, которым убивают врагов, недостойных почетного удара клинком (Липец Р.С. Образ батыра и его коня в тюрко-монгольском эпосе. – М., 1984. – С.81). И по убеждению запорожцев, живших через 2000 лет после описанных Геродотом событий, саблю можно было применять лишь против «честного» противника, а против «бусурман» необходимо было действовать батогами (Яворницький Д.І. Історія запорізьких козаків. – Т.1. – К., 1998. – С.218).

[60] Геродот. История. - IV, 46-58.

[61] Озеро, из которого вытекает, по Геродоту, Тирас, – болотистая область в истоках совр. р. Припяти. Эту область считали огромным озером.

[62] Быть может, белуга (Acipenser huso), достигающая иногда огромных размеров.

[63] Днепровский лиман (куда впадает совр. Днепр и Южный Буг), отделенный от моря Кинбурнской косой.

[64] Т.е. к западу от Киммерийского вала.

[65] Одиссея IV, 85.

[66] Геродот. История. - IV, 59-75.

[67] Акина́к (греч. akinakes) — короткий (40—60 см) железный меч, применявшийся скифами.

[68] Геродот, IV, 74-75.

[69] Изображенный здесь обычай являлся частью культового обряда. Сжигаемые в юрте стебли конопли производили дым, вызывавший опьянение. Находившиеся в юрте люди (и среди них шаманы) приходили в экстаз. «Вопли от удовольствия» – это, вероятно, песни шаманов.

[70] Кровь убитого врага пьют для того, чтобы вместе с кровью всосать его “силу” (ср.: Дж. Фрэзер. Золотая ветвь. II. М., 1928, стр. 85).

[71] Данный обучай сохранялся и во времена средневековья. Так болгарский полководец Крум поступил с головой византийского императора Никифора І. Печенежский Каган Куря из головы великого киевского князя Святослава І Славного, оковав ее золотом, сделал чашу и пил из нее. На чаше была сделана надпись: «Пусть наши дети будет похожи на него».

[72] Геродот, IV, 67-69.

[73] Связки прутьев употреблялись также в культовом ритуале мидян и персов.

[74] Геродот, IV, 70; VI, 84.

[75] Под Фасисом имеется в виду р. Аракс. Скифы всякий раз вторгались в Мидию через проход у Дербента.

[76] Геродот, IV, 71-72.

[77] Этот способ бальзамирования засвидетельствован также у алтайцев (Хиунг‑ну). Кипер – растение Cyperus rotundus. Селерей – Areim graveolens. Анис – Pimpinella anisum.

[78] Геродот, IV, 76-77.

[79] Геродот, IV, 78-80.

[80] Геродот. История. - IV, 16-27.

[81] Греческий город Ольвия.

[82] Геродот. История. - IV, 20.

[83] Геродот. История. - IV, 21, 110 – 117.

[84] Долгое время воинственность савроматских женщин ученые объясняли наличием пережитков матриархата у савроматов. Однако впоследствии выяснилось, что воинственные женщины были присущи всем кочевым обществам. Например у скифов число женских погребений с оружием составляет около 29% всех женских захоронений. Стало ясно, что наличие воительниц в кочевых обществах объясняется не пережитками матриархата, а особенностями кочевого быта – когда мужчины уходили в дальние походы, защита семьи и основного его богатства – скота, ложилась на женские плечи. Тем и объясняется своеобразный «брачный ценз» у савроматов – прежде, чем выйти замуж девушка должна была доказать свое умение владеть оружием. Поскольку защита внешних рубежей была обязанностью молодежи, могли существовать отдельные девичьи дружины, в которых девушки набирались боевого опыта. Рассказ об одной из таких дружин, руководимой богатыршей Гулайым сохранился в каракалпакском эпосе (Толстова Л.С. Исторические предания Южного Приаралья. М., 1984. – С.191-195). Вероятно «лагерем амазонок», упоминаемого Геродотом, и был подобный же отряд савроматских девушек, охранявший свою землю на границе со Скифией.

[85] Геродот. История. - IV, 21, 108 – 109.

[86]. Эта ошибка Геродота возникла, быть может, оттого, что в названии племени содержалось слово “белка”, которая называлась на языке племени “поедатель сосновых шишек”. “Белка” как имя племени встречается у алтайских народностей.

[87] Здесь ошибка переписчика: вместо τετράγωνος (четырехугольный) надо читать τάρανδος (лось).

[88] “Бобровая струя” получалась вовсе не из яичек бобра. Являясь продуктом особой железы (как самца, так и самки бобра), она служила средством против судорог.

[89] Геродот, IV, 105.

[90] Вероятно, волк – тотемное животное невров, с которым они считали себя в родстве. Сообщение об оборотничестве относится к культовому празднику, участники которого носили волчьи шкуры и маски.

[91] Геродот, IV, 22.

[92] В соленых степях (древнее морское дно) на почве лежит кора, которую Геродот изображает твердой как камень.

[93] Вероятно, Prunus padus L. (подорожник). Джунгары в северном Китае и теперь еще едят с молоком плоды этого дерева.

[94] Рассказ об убиении массагетами и исседонами стариков вряд ли заслуживает доверия

[95] Имя Абариса связывается с апарнами (кочевое племя на Алтае, впоследствии называвшееся аварами). Абарис жил якобы во времена Креза и обходил всю землю со стрелой – символом Аполлона.

[96] Геродот, IV, 93-94.

[97] Т.е. восточное побережье совр. Керченского полуострова и западный берег Азовского моря до устья Донца и Дона.

[98] Богиня Дева обычно отождествляется с Артемидой.

[99] Геродот. История. - I, 103-106.

[100] Ассирийские «логосы» Геродота до нас не дошли. Возможно, что Геродот их не успел написать.

[101] Геродот, I, 215-216.

[102] Геродот, I, 205-213.

[103] Геродот имеет в виду здесь знаменитые по мифу об аргонавтах скалистые островки у выхода из Боспора, которые сталкивались и разбивали корабли, попадавшие между ними.

[104] Северный вход в Боспор шириной в 4,7 км. Самое узкое его место, где Дарий велел построить мост, лежит у совр. Румели‑Хиссар (ширина здесь 660 м); длина Боспора 31,7км.

[105] Длина Геллеспонта приблизительно 60 км, а ширина в самом узком месте 1350 м.

[106] Т.е. клинописным письмом, которое употреблялось для царских надписей на эламском, аккадском и древнеперсидском языках.

[107] Геродот. VІІ, 61-80.

[108] Геродот перечисляет персидское войско по родам оружия. Персидские военные силы делились (не по региональному принципу) на пехоту, кавалерию и флот. В пехоте были лучники, копьеносцы и метатели дротиков; в кавалерии – всадники, всадники на верблюдах и боевые колесницы. Этот принцип деления, впрочем, при отсутствии единого языка для команды весьма затруднял перегруппировку отдельных войсковых соединений в рамках тактического движения и приводил к поражению персов.

[109] Имеется в виду так называемая “акинака” – оружие персов и скифов.

[110] Имя персов произошло от области Персиды (перс. “парса”, акк. “парсуа”), которую персы завоевали между 675 и 640 г. до н.э.

[111] Игра слов, основанная на сходстве имен.

[112] Повязка на лбу, концы которой свешивались по обеим сторонам лица.

[113] Вероятно, золотая статуя богини Анаиты, черты лица которой напоминают царицу. Само слово Анаита, по Гесихию, означает “золотая”.

[114] Здесь соединены племена из различных стран по их одинаковому вооружению в одну военную единицу.

[115] Греки сирийцами называли также каппадокийцев, живших на каппадокийском берегу Понта.

[116] Геродот сообщает здесь о переселении фригийцев из Фракии. Это переселение стояло в связи с движением на юг дорийских племен и армянским переселением в Переднюю Азию и привело к падению хеттского царства.

[117] Имеется в виду мисийский Олимп (совр. Кешиш‑даг).

[118] Речь идет об островах в Персидском заливе.

[119] Здесь совр. Донец.

[120] Финикийские корабли, вероятно, подстерегали Мильтиада при выходе из Сардонического залива.

[121] Имброс не был еще тогда захвачен персами.

[122] Бикерман Э. Хронология Древнего мира. – М., 1976. – С.188.

[123] Ковалевская В. Конь и всадник. – М., 1977. – С.81.

[124] Дьяконов И.М. История Мидии. – М.; Л., 1956. – С.235-237.

[125] Кобылина М.М. Милеет. – М., 1965. – С.24.

[126] Скржинская М.В. Древнегреческий фольклор и литература о Северном Причерноморье. – К., 1991. – С.76.

[127] Дьяконов И.М. История Мидии. – С.237.

[128] Геродот. История. - IV, 12.

[129] Подробнее см.: Мурзин В.Ю. Происхождение скифов: основные этапы формирования скифского этноса. – К., 1990.

[130] Клочко В.И., Мурзин В.Ю. О взаимодействии местных и привнесенных элементов скифской культуры // Скифы Северного Причерноморья. – К., 1987; чной Европы // Ист. Чтения пам. М.П.Грязнова: Тез. конф. – Омск, 1987.

[131] Алексеев В.П., Бромлей Ю.В. К изучению роли переселений народов в фрмировании этнических общностей // СЭ. – 1968. - №2; Генинг В.Ф. Этнический процесс в первобытности. – Свердловск, 1970. – С.101-103; Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., М., 1983. – С.280-283.

[132] Геродот. История. - IV, 11-12.

[133] Мурзин В.Ю. Происхождение скифов… - С. 26-28.

[134] Генинг В.Ф., Павленко Ю.В. Институт племени как орган зарождающейся политической надстройки // Ф.Энгельс и проблемы истории кочевых обществ. – К., 1984.

[135] Аверкиева Ю.П. Индейское кочевое общество ХVIII - ХIХ вв. – М., 1970. – С.120; Стратанович Г.Г. Военная организация триадного типа и ее судьбы // Проблемы алтаистики монголоведения: Мат-лы Всесоюзн. конф. – Вып. 1.-: Серия лит., фольклора и истории. – Элиста, 1974.

[136] Лашук Л.П. Социальная организация средневековых кочевников // СЭ. – 1967. - №4. – С.33.

[137] Противопоставление правого и левого «крыльев», а также различия в их функциях происходит от универсального, характерного для разных народов, противостояния правой и левой рук, основанных на физиологических особенностях человека. При этом правая рука ассоциируется с активным началом, благополучием, безопасностью, тогда как левая олицетворяет пассивность. См. Гамкрелидзе Т.В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. – С.784-785. Именно поэтому, по мнению этих авторов, скифы отрубали правую руку у убитых врагов.

[138] Карагодин А.И. Дуальная организация у приволжских калмыков // СЭ. – 1984. - №5. – С. 2634.

[139] Материалы по истории древних кочевых народов группы дунху. – М., 1984. – С.33; Бичурин Н.Я. (Иакинф). Собрание сведений о народах, обиташих в Средней Азии в древние времена. – Т.1. - М.-Л., 1950. – С. 155, 233.

[140] Савинов Д.Г. Синташта и Аржан // Элитные курганы Евразии в скифо-сарматское эпоху. – СПб., 1994.

[141] Черников С.С. Загадка Золотого кургана. Где и когда зародилось «скифское искусство». – М., 1965; Грязнов М.П. Аржан. Царский курган раннескифского времени. – М., 1980; Исмагилов Р.Б. Погребение Большого Гумаровского кургана в Южном Приуралье // АСГЭ. – 1988. – Вып. 28.

[142] Ковалев А.А. Каменные изваяния Черного Иртыша (еще раз о джугарской родине скифов) // Скифы, Славяне, Древняя Русь. К 100-летию со дня рождения М.И.Артамонова. – СПб., 1998.

[143] Галанина Л.К. Раннескифские уздечные наборы (по материалам Келермесских курганов) // АСГЭ. – 1983. – Вып. 24.

[144] Раевский Д.С.Основы идеологии скифо-сакских племен. – М., 1977. – С.136-137.

[145] Диодор Сицилийский. - II, 43.

[146] Лашук Л.П. Социальная организация средневековых кочевников // СЭ. -1967. - №4. – С. 26-29; Марков Г.Е. Кочевники Азии: Структура хозяйства и общетвенные организации. М., 1976. – С. 55-56.

[147] Лашук Л.П. Указ. соч. – С. 26; Давыдов А.А. Афганская деревня. – М., 1969; Генинг В.Ф. Указ соч. – С. 97; Марков Г.Е. Указ. соч. – С. 69.

[148] Геродот. История. - IV, 106, 107, 117.

[149] Хазанов А.М. Социальная история скифов. - М., 1975. – С.94-95.

[150] Гумилев Л.Н. Древние тюрки. - М., 1967. – С.57-58.

[151] http://ru/wirlopedia.org/wiki

[152] Фрай Р. Наследие Ирана. – М., 1972. – С.246, 260.

[153] Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. – М., 1979.

[154] Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. - Л., 1974. – С.80.

[155] Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. – С. 112-116, 141.

[156] Яворницький Д.І. Історія запорізьких козаків. – Т.1.- Львів, 1990. – С.26-29.

[157] Яворницький Д.І. Історія запорізьких козаків. – Т.1.- Львів, 1990. – С.66.

[158] Яворницький Д.І. Історія запорізьких козаків. – Т.1.- Львів, 1990. – С.59.

[159] Де Боплан Гійом Лавассер. Опис України. – В кн.: Гійом Лавассер де Боплан. Опис України. Проспер Мериме. Українські козаки та їх останні гетьмани. Богдан Хмельницький. - Львів, 1990. С.93-94.

[160] Подосинов А.В. Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. – М., 1985. – 118.

[161] По свидетельству средневекового автора, сын Чингизхана Джучи, увидив впервые северопричерноморские степи, занятые в то время половцами, воскликнул, что во всем мире не может быть земли, приятнее этой, воздуха, лучше этого, воды, слаще этой, и таких огромных пасбищ. См.: Сборник материалов, относящихся к истории Золотой Орды. – Т.2. –Извлечения из персидских авторов. – М.-Л., 1941.

[162] Ростовцев М.И. Эллинство и иранство на юге России. – Пг., 1918; его же. Скифия и Боспор. – Л., 1925.

[163] Граков Б.М. Скіфи. – К., 1947. – Рис.1; Аотамонов М.И. Этногеография Скифии // УЗ ЛГУ. – 1949. – Т.85; Археологія УРСР. Т.2. – К.,1971. – Карта 3.

[164] НАА. 1980. - №5. – С.130.

[165] Яворницький Д.І. Історія запорізьких козаків. – Т.1.- Львів, 1990. – С.320.

[166] Мельниковская О.Н. Племена южной Белоруссии в раннем железном веке. – М., 1967.- С.167-171.

[167] Рыбаков Б.А. Генодотова Скифия. – С.149-152.

[168] Рыбаков Б.А. Генодотова Скифия. – С.152-166.

[169] Шрамко Б.А. Бельское городище (город Гелон). – К., 1987.

[170] Ильинская В.А. Может ли Бельское городище быть городом Гелоном? // Скифы и сарматы. К., 1987.

[171] Черников С.С. Поселение эпохи бронзы в Северном Казахстане // КСИИМК. – 1954. –Вып. III.

[172] Руденко С.И. Культура населения Центрального Алтая в скифское время. – М.-Л., 1960. – С.176; Полосьмак Н.В. «Стерегущие золото грифы». – Новосибирск, 1994.

[173] Подробнее см.: Археология СССР. Степная полоса Азиатской части СССР в скифо-сарматское время. – М., 1992.- С.14-15.

[174] Геродот. История. - І, 201, 202, 204.

[175] Страбон. География. - ХІ, 8,8.

[176] Геродот. История. - І, 202.

[177] http://w ww.eda-server.ru/books/pohlebkin_turkmen.htm.

[178] http://kungard/com/history/pohod/mar/mar4/

[179] Яблонский Л.Т. Саки Южного Приаралья. – М., 1996. – С.86-87.

[180] Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. – С.77; Рыбаков Б.А. Геродотова Скифия. – С.169.

[181] Геродот. История. - IV, 87.

[182] Черненко Е.В. Скифо-персидская война. – К., 1984. – С.19-20.

[183] Азбелев С.Н. Соотношение предания, легенды и сказки к действительности // Славянский фольклор и историческая действительность. – М., 1965.

[184] Яворницький Д.І.Історія запорізьких козаків. - Львів, 1990. – С.238-239.

[185] Тунманн. Крымское ханство. – Симферополь, 1991. – 21.

[186] Артамонов М.И. Киммерийцы и скифы. С.77; Граков Б.М. Скіфи. – К., 1947. – С.23.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 861. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия