Студопедия — О томъ, чтобы съ прилежанiемъ и вниманiемъ исполнять дѣла обители, какъ бы дѣла Божiя.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О томъ, чтобы съ прилежанiемъ и вниманiемъ исполнять дѣла обители, какъ бы дѣла Божiя.






Братiя мои честнѣйшiе и чада духовныя! Тѣ наставленiя, которыя хотѣлъ я преподать вамъ устно, рѣшаюсь передать чрезъ писанiе. Ибо преблагiй Богъ нашъ для того и далъ намъ даръ слова, какъ сказалъ Василiй Великiй, чтобы открывать другъ другу помышленiя сердецъ нашихъ. Итакъ, я открываю вамъ любовь, которую имѣю къ вамъ; ибо хотя я и грѣшный и отчаянный, но причинѣ множества грѣховъ моихъ, не смотря на это, оставивъ собственную бѣду и немощь, всячески и во всемъ забочусь о васъ, боюсь, трепещу и пекусь о всѣхъ васъ. Кто изнемогаетъ, и не изнемогаю, безмысленно говорю или: кто соблажняется, и не разжизаюся азъ, (2 Кор. 11, 29). Въ безумiи моемъ говорю, имѣя при всемъ томъ, какъ я сказалъ, множество грѣховъ. Кто заботится о своемъ спасенiи, тотъ не только чадо мое, но и господинъ, владыка и отецъ мой, и я душею у ногъ его лежу. Ибо ревностный и тщательный въ своемъ послушанiи — это мое спасенiе; смиренномудрый — это моя сила и мужество; трепещущiй словесъ Божiихъ — это моя душа, мое сердце, моя мысль. О праздномъ же и нерадивомъ я скорблю, потому что онъ недостоинъ ниже да ястъ (2 Сол. 3, 10), какъ говоритъ Божественный Павелъ; равнымъ образомъ и о томъ, кто не усерденъ и лѣнивъ, кто ропщетъ, кто сонливъ и дремлетъ при всякомъ добромъ дѣлѣ; ибо у такихъ пропадаетъ полжизни. Посему возстаньте со мною, чада и братiя, сподвижники и спутешественники на пути, ведущемъ насъ на небо. И прежде всего держитесъ духовныхъ подвиговъ съ усердiемъ и мужествомъ, и распаляйтесь подобно огню, ходя на ночныя пѣснопѣнiя и на дневныя молитвословiя; а потомъ будьте тщательны и во внѣшнихъ дѣлахъ, которыя вамъ поручаются. Вставайте рано, чтобы солнце не заставало васъ въ постели, какъ заповѣдалъ въ правилахъ великiй учитель нашъ блаженный Василiй; въ знойное время достаточно вамъ для сна одного часа и тотчасъ вставайте. Или ты не слышишь, что сказано въ Священномъ Евангелiи? Утру глубоку, говоритъ оно, прiидоша жены на гробъ. (Лук. 24. 1). Также зело заутра течаста Петръ и Iоаннъ (Iоан. 20, 4). Павелъ же и Сила въ нолунощи вставали на молитву (Дѣян. 16, 25); тоже и пророкъ Давидъ говоритъ о себѣ (въ Псал. 118, 62)[33]. А самъ Павелъ что о себѣ говоритъ? Нощь и день дѣлающе, да не отяготимъ кого отъ васъ (1 Сол. 2, 9). Посмотри на Апостола, посмотри на проповѣдника Евангелiя, на ловца вселенной, какъ онъ, послѣ такого служенiя словомъ, сидѣлъ за рукодѣлiемъ.

Итакъ, не будьте слышателями забывчивыми, но писанiю, но бывайте вмѣстѣ и слышатели закона, и творцы слова, какъ хочетъ сего Богъ. Имѣйте между собою соревнованiе, и побуждайте другъ друга, стараясь каждый скорѣе послушать, не дожидаясь втораго слова отъ повелѣвающаго; тотъ явится изъ васъ высшимъ во смиренiи, кто съ первымъ словомъ проситъ прощенiя съ поклономъ, и принимаетъ на себя всю вину. Если вы такъ дѣлаете, то я твердо увѣренъ, что вы находитесь въ радости и веселiи, возноситесь надеждою къ безстрастiю, и съ дерзновенiемъ восходите къ Небесному. Если вы чисты душею и уже чужды завистливаго рвенiя, дучше же сказать, если вы безстрастны, или хоть бы страсти искушали и смущали васъ, но вооруженные такими духовными доблестями, вы будете прогонять бѣсовъ, борющихъ васъ. И какой ратоборецъ допуститъ, чтобы не быть всегда вооруженнымъ, хотя бы онъ всегда побѣждалъ? И какъ такого не увѣнчаетъ Царь небесный, хотя бы онъ получилъ и тысячи ранъ, но только бы не былъ умерщвленъ отъ грѣха?

Будите милосерди, якоже и Отецъ нашъ Небесный милосердъ есть (Лук. 6, 36). Утробы нечестивыхъ, какъ говоритъ Писанiе, немилостивы; праведникъ же милуетъ души животныхъ своихъ (Прит. 12, 10). И прежде будьте милостивы къ себѣ, а потомъ и къ животнымъ, чтобы они не оставались ненакормленными и ненапоенными; но въ должное время давайте имъ и кормъ и воду И это бываетъ признакомъ монастырскихъ рабочихъ животныхъ, что онѣ сыты и сильны; а если онѣ не таковы, то это не монастырскiя животныя, но бѣднѣйшихъ, точнѣе же безумнѣйшихъ мiрянъ.

Итакъ, покажите, чада мои, рачительность о своемъ жительствѣ во всемъ, даже и въ самыхъ малыхъ вещахъ, и, какъ во всемъ тщательные, и зеленью не пренебрегайте, ни плодовъ не бросайте, не презирайте даже самаго малаго лоскутка, хотя бы онъ былъ ветхiй и не больше одной пяди, тѣмъ болѣе одежды; ибо иноку должно носить такую одежду какъ сказано въ Патерикѣ[34], что, если выбросить ее на три дня за ворота, никто не пожелалъ бы поднять ее. Какому же осужденiю подвергнутся тѣ, которые пренебрегаютъ какою-либо вещiю? И не это только; но даже и дровами не пренебрегайте, и не жгите ихъ безъ надобности, особенно, если они окажутся годными для подѣлокъ, ни частью доски, хоть бы съ собачью челюсть. Вина и масла никогда не проливайте на землю. Увы! отцы говорятъ, что вина мы не должны и обонять; а масла, вамъ извѣстно, сколько употреблялъ тотъ, кто провертѣлъ сосудъ иглою[35]? Мы же, вкушая ихъ въ изобилiи, отъ многаго насыщенiя, вѣрнѣе же отъ нашего невниманiя проливаемъ ихъ на землю и напаяемъ ее; а другiе, или по воздержанiю своему, или по бѣдности, желали бы хотя отвѣдать его. Можно привести и народную пословицу, если она относится къ дѣлу; говорится: когда дѣти мясника насытятся, тогда изъ кишекъ убитыхъ животныхъ дѣлаютъ кольца. Не дѣлайте такъ, чада мои, ибо, и въ духовномъ и въ тѣлесномъ, человѣкъ богатѣетъ понемногу.

Я не знаю, подверженъ ли кто изъ васъ гортанобѣсiю; но то знаю, что вы всякiй день приближаетесъ къ смерти, и что тогда предстанете предъ лице Божiе. Посему слезы ваши пусть проливаются, какъ источникъ день и нощь. Вспоминая сiе, излiяйте предъ Богомъ сердца ваша, и уповаю, что вы пройдете до скинiи дивной, даже до дому Божiя, живя во гласѣ радованiя, въ селенiи празднующихъ на небесахъ, въ шумѣ духовномъ. Итакъ, не скорбите и не смущайтесь отъ страстей, хотя бы онѣ и сильно бороли васъ. Но распрострите нарусъ души, и съ дерзновенiемъ переплывайте пучину жизни сей, помоществуемые молитвами отца нашего. И если будетъ входить вода чрезъ малыя скважины вашихъ чувствъ: или чрезъ зрѣнiе, когда посмотришь страстно или безъ страсти, или чрезъ слухъ, когда услышишь любодѣйный разсказъ, или чрезъ обонянiе какой-либо благовонной масти, когда помажется ею тѣло, или чрезъ вкусъ, когда насладишься какимъ-либо явствомъ, или чрезъ прикосновенiе и пагубнѣйшее осязанiе, когда коснешься своего тѣла, или другаго кого-либо съ намѣренiемъ, или безъ намѣренiя, по неосторожности: то все это изчерпай скорѣе исповѣдью и слезами. Если же страсть будетъ бушевать подобно бурѣ, то спусти парусъ, что означаетъ истинное смиренiе. Если сотрется вервь, т, е., крѣпость терпѣнiя, исправляйте ее силою ума. Такимъ образомъ вы войдете съ грузомъ вашихъ добродѣтелей въ тихое пристанище жизни, совершивъ счастливую куплю, обогатившись вѣчными сокровищами, и веселясь съ Господомъ нашимъ Iисусомъ Христомъ, Которому подобаетъ слава, честь и поклоненiе со Отцемъ и Святымъ Духомъ во вѣки. Аминь.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 370. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Правила наложения мягкой бинтовой повязки 1. Во время наложения повязки больному (раненому) следует придать удобное положение: он должен удобно сидеть или лежать...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия