Студопедия — О сошествiи Святаго Духа, и о смерти несчастнаго Евтропiана.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

О сошествiи Святаго Духа, и о смерти несчастнаго Евтропiана.






Братiя и Отцы! По благодати Пресвятаго Духа мы сподобились праздновать святую Пятидесятницу, т, е., сошествiе Святаго Духа; ибо Христосъ сказалъ Апостоламъ: уне есть, не только вамъ, но и всему мiру, да Азъ иду, — да прiидетъ Духъ Святый Аще бо не иду Азъ, Утѣшитель, т, е. Духъ Святый не прiидетъ къ вамъ. Аще ли же иду, послю Его къ вамъ: и пришедъ Онъ, наставитъ вы на всяку истину (Iоан. 16, 7, 8, 13). О великое чудо обѣтованiя и дара! Не Ангела и не человѣка обѣтовалъ послать, но Самаго соестественнаго Духа, Который исходитъ отъ Отца, Вины сына и Духа. Единородный Сынъ и Слово Божiе, исполнивъ отеческое дѣло Бога и Отца, возшелъ на небеса; и тогда сошелъ Духъ Святый, не иной Богъ (да не будетъ), но, какъ сказано, иной Утѣшитель.

Неизреченна и неизъяснима милость и любовь, которую имѣетъ Богъ къ человѣкамъ. Утѣшенiе наше Богъ. Утѣшаетъ Богъ Духъ Святый душу скорбящую и огорченную, дабы она не изнемогла въ случающихся съ нею скорбяхъ, какъ объ этомъ свидѣтельствуетъ и Апостолъ, говоря: внѣуду брани, внутрьуду боязни: но утѣшаяй смиренныя утѣши насъ Богъ пришествiемъ Титовымъ (2 Кор. 7, 5–6). Утѣшаетъ Онъ и укрѣпляетъ сердце устрашенное бѣсами, возводя оное чрезъ благонадежiе и дерзновенiе къ непобѣдимому мужеству, какъ говоритъ Давидъ: яко Ты, Господи, помоглъ ми и утѣшилъ мя еси (Пс. 85). Онъ увѣщеваетъ мятежливый[90] умъ къ миру и тишинѣ, какъ и Апостолъ свидѣтельствуетъ, говоря: по Христѣ убо молимъ, яко Богу молящу нами, молимъ по Христѣ: примиритеся, т, е., имѣйте миръ съ Богомъ (2 Кор. 5, 20). Видишь ли безмѣрное и неизслѣдованное снисхожденiе и смиренiе? Видишь ли несравненный и невмѣстимый даръ? Горѣ на небесахъ Единородный Сынъ молится за насъ Отцу, какъ написано: Христосъ Iисусъ, Иже и есть одесную Бога, Иже и ходатайствуетъ о насъ (Рим. 8, 34). Подобнымъ образомъ и Духъ Святый долу на землѣ многообразно утѣшаетъ насъ. Итакъ, что воздамы Господеви о всѣхъ сихъ дарованiяхъ, яже воздаде намъ (Пс. 115. 4)? Не то ли, о чемъ говоритъ Псаломъ: вся кости моя рекутъ: Господи, Господи, кто подобенъ Тебѣ, избавляй нища изъ руки крѣпльшихъ его, и нища и убога отъ расхищающихъ его (Пс. 34. 10)? И еще: помощь моя отъ Господа, сотворившаго небо и землю (Пс. 120, 2). И: аще не Господь помоглъ бы ми, вмалѣ вселилася бы во адъ душа моя (Пс. 93, 17). И еще: Господь мнѣ помощникъ, и не убоюся, что сотворитъ мнѣ человѣкъ (Пс. 117, 6) Такъ какъ мы имѣемъ такого помощника и Утѣшителя, Святаго Духа, непобѣдимую силу, великаго поборника и Бога и спомощника, то не устрашимся и не убоимся, братiя мои, устрашенiя враговъ. Не убоимся враговъ нашихъ бѣсовъ; но имѣя помощникомъ своимъ Самаго Бога, будемъ опять день ото дня мужественно переносить подвиги иноческiе и исповѣдническiе; не убоимся прелести дiавола, не устрашимся всегдашнихъ его нападенiй, и угасимъ вожделѣнiе плоти, опаляющiе и сожигающее душевный домъ. Ибо грѣховное пожеланiе есть не наслажденiе и радость, но болѣзнь и лютая скорбь, не увеселенiе, но сумасшествiе и злое извращенiе. Это знаютъ тѣ, которые впали въ неистовство плотскаго похотѣнiя и любви, а потомъ покаялись и обратили любовъ и желанiе къ Богу. Сей Божественной любви что можетъ быть усладительнѣе и святѣе? Такой человѣкъ хотя и тѣло носитъ, но живетъ въ мiрѣ семъ подобно безплотному, пребывая выше видимаго; въ душѣ его тихо и кротко всегда волнуются волны благодати Св. Духа. Но почему похоть плотская и сладострастiе побѣждаетъ насъ всегда, и такъ измѣняетъ насъ и содѣлываетъ удобопреклонными (ко злу), что, приникнувъ долу къ землѣ, къ плоти и крови, чрезъ это вовсе удаляемся отъ благаго Бога?

Слышали ли вы, что потерпѣлъ жалкiй Евтропiанъ, о которомъ мы нынѣ узнали, что онъ умеръ? И умеръ онъ, горе моему окаянству, не временною (только), но и вѣчную смертiю; соплетшись съ Евою, извергнулъ свою душу. О что потерпѣлъ онъ окаянный! Вы знаете, какъ прежде надъ главою его сiялъ свѣтильникъ благовѣрiя и подвижничества. Не былъ ли онъ заключенъ со мною въ темницѣ, какъ исповѣдникъ? Не былъ ли возведенъ въ достоинство эконома въ Саккудiоновомъ монастырѣ? Не былъ ли дважды бiенъ и не подвизался ли за исповѣданiе Св. иконъ похвально и досточудно? Но послѣ что случилосъ съ нимъ? Такъ какъ онъ былъ экономомъ, и имѣлъ у себя всю монастырскую казну, и собиралъ приношенiя, то и прельстился золотомъ, увлекся сребролюбiемъ, и увы, подобно Iудѣ предалъ Христа; отрекся обѣта дѣвства и, какъ другой Гiезiй, купилъ поля и виноградники, водовъ и овецъ, и такимъ образомъ наслѣдовалъ не только его проказу, но и мученiе[91].

Видите, братiя мои, что сдѣлало сребролюбiе! Умоляю васъ, будемъ удаляться этой скверной страсти, которая есть корень всѣхъ золъ, содѣтельница предательства души. Видите, что содѣлало невѣрiе! Будемъ убѣгать тмы, которая отлучаетъ отъ единенiя и содружества съ нашимъ Владыкою. Христомъ Богомъ нашимъ. Будемъ убѣгать и всякой другой вредоносной страсти, которая боретъ окаянную душу, какъ-то: ярости, зависти и гнѣва. Евтропiанъ потерпѣлъ это за то, что по самолюбiю вѣрилъ своему мнѣнiю и не принималъ никакого добраго совѣта, и жилъ самочинно, не повинуясь другому брату. Избѣгайте особничества, если хотите убѣжать отъ угрожающаго гнѣва Божiя. Божественное Писанiе говоритъ: горе тому единому, егда падетъ въ нѣкiй грѣхъ, и не будетъ втораго воздвигнути его (Еккл. 4, 10). Этому и подвергся окаянный Евтропiанъ, о которомъ мы говоримъ; ибо если бы онъ имѣлъ друга, то хотя бы онъ и палъ, былъ бы восставленъ имъ отъ паденiя, покаялся бы и оплакалъ бы грѣхъ свой. А такъ какъ онъ не имѣлъ никого, кто бы помогъ ему, то и погибъ душевно и тѣлесно, пошелъ въ то мѣсто, которое возлюбилъ. Печальна и плачевна повѣсть эта, братiя; она достойна повѣданiя, какъ примѣръ страшный и ужасный. Посему и Писанiе говоритъ: мняйся стояти добрѣ, что онъ дѣвственникъ и святъ, да блюдется въ умѣ своемъ да не падетъ (1 Кор. 10, 12). Кто скоро идетъ, остерегайся, чтобы не преткнуться и не пасть, видя сего сначала успѣшно совершавшаго теченiе, а послѣ павшаго въ пропасть. Его считали Ангеломъ летающимъ, а не братомъ; однако онъ воздремалъ и палъ; а что этому причиной? — сребролюбiе. Если бы не было на насъ, братiя, гоненiя, то и я не бесѣдовалъ бы о сребролюбiи, но такъ какъ мы бываемъ гонимы одинъ тутъ, а другой тамъ, и намъ необходимо бываетъ имѣть попеченiе о своей жизни: то намъ внимательно должно блюстись, чтобы не впасть въ обольщенiе сребролюбiя. Ради сего сребролюбiя сребролюбецъ, чтобы умножить тлѣнное[92] сребро, не хочетъ имѣть сожителя. Отъ этой скверной страсти приверженный къ деньгамъ не имѣетъ любви къ братiямъ своимъ. Отъ сего и ноги его не знаютъ отдыха и покоя, но обходятъ и бѣгаютъ туда и сюда, какъ малые псы въ надеждѣ получить пенязь отъ какого-либо христолюбца. Отъ сего одни прiобрѣли рабовъ, сами будучи рабами страстей, и потеряли правое достоинство владыкъ; другiе сверхъ потребности прiобрѣтаютъ вещи и одежды; а иные занимаются куплею и продажею, дѣлаютъ торгашескiе прибытки.

Видите, братiя, судъ Божiй. Видите всевидящее, неусыпное око Божiе, отъ котораго никто не утаится, хотя бы что помышлялъ и въ тайнѣ сердца, тѣмъ болѣе, что совершаетъ но внѣшнему человѣку. Видите, братiя мои, посѣченiе смертное; ибо и нынѣ двое умерли, — Тимилъ и Варнава, а нѣкоторые прежде, и одинъ по одному отходятъ. Посему умоляю васъ, чтобы не застала кого смерть неготовымъ и неисправнымъ; ибо не малое горе и ужасъ отпасть отъ Бога и царства небеснаго. Судъ и воздаянiе вѣчное тому, кто не сотворитъ угодныхъ Богу дѣлъ, каковаго суда не перенесетъ никакая плоть; ибо и помыслить о семъ въ умѣ своемъ, прежде нежели подвергнуться истязанiю, есть уже мученiе. Дабы и намъ, смиреннымъвозможно было избѣжать гнѣва Божiя, грядущаго на сыны непокорливыя (Ефес. 5, 6) будемъ совершать добрыя дѣла, да возвеселится Господь о дѣлахъ своихъ (Псал. 103, 31). Хотя отныпѣ и впредь будемъ очищатъ себя, обновляя свои души по волѣ Божiей. Близь Господь всѣмъ призывающимъ Его во истинѣ (Псал. 144, 18). Будемъ всякiй день каяться, и Богъ проститъ намъ грѣхи, утѣшитъ насъ и даруетъ намъ жизнь вѣчную, которую да сподобимся получить, о Самомъ Христѣ Господѣ нашемъ, Ему подобаетъ слава и держава съ Отцемъ и Св. Духомъ, нынѣ и присно и во вѣки вѣковъ. Аминь.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 305. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия