Студопедия — Бронзовые изде­лия конца II — начала I тыс. до н. э. из Осетии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бронзовые изде­лия конца II — начала I тыс. до н. э. из Осетии







товарами. Потери, которые претерпевало народное искусство, были издержками развития экономики и индустриального производства, развития, имевшего положительное значение для технического прогресса. В наше время мы снова вни­мательно обращаемся к искусству прошлого, стремясь по возможности восстановить утраченное: если оно не имеет значения для материальной культуры, то существенно для культуры духовной.

Не сегодняшняя реальность, а история раскрывает перед нами картину народного искусства Осетии. В погребениях у селения Кобан, а затем и в других местах были найдены замечательные бронзовые изделия — боевые топоры с выгравированными на них рисунками, пряжки с рельефными изображениями, амулеты, подвески, бляхи, фигурные булавки и другие предметы, изготовленные людьми, которые жили здесь три тысячи лет тому назад. Культура, о которой свидетельствуют эти вещи, была назва­на, как это принято в археологии, по месту первых находок кобанской. Эта культура охватывала всю территорию нынеш­ней Северной Осетии, а также значительные части примыкаю­щих к ней земель — Южной Осетии, Кабардино-Балкарии, Чечено-Ингушетии; она типологически родственна одновре­менной ей культуре западного Закавказья. Кобанская бронза отличается высоким техническим и художественным совер­шенством для той эпохи.

Все культуры всех времен и народов так или иначе связаны с другими, ни одна не развивалась в вакууме. Это отно­сится и к кобанской. Однако она не была привнесенной или заимствованной. Ее истоки прослеживаются в предшест­вующую эпоху на этой территории. Племена — носители кобанской культуры были кавказскими аборигенами. Они яв­лялись далекими предками осетин; их орнаментальные моти­вы, обнаруживаемые на изделиях, которые лежали три тысячи лет в земле, продолжали, однако, жить в узорах осетинского народного орнамента.

На протяжении тысячи лет, от античного времени до татаро-монгольского нашествия, на северокавказской равнине пре­обладали аланы, многочисленный народ, потомки древних обитателей южнорусской степи. Их культура в значительной степени влияла на культуру кавказских аборигенов, с кото­рыми они непосредственно соприкасались, особенно в пред­горьях Чечено-Ингушетии, Северной Осетии, Балкарии. Что касается гор, то аланское влияние особенно ощутимо было в тех районах, куда они переселялись,— главным образом в Осетии. Это влияние отразилось, как обычно, главным обра­зом на формах и характере изделий, которые, в отличие от архитектуры, в силу специфики своего применения пере­мещаются, в результате торговли или грабежа, на большие


расстояния — прежде всего оружия и конского снаряжения, украшений и одежды. Кроме того, на таких изделиях в большей мере, чем на утвари и архитектуре, сказываются заимствования. Аланы в период раннего средневековья за­давали тон моде на Северном Кавказе, особенно в Осетии, в результате чего (а также в результате позднейших ка­бардино-черкесских и тюркских влияний) в предгорных об­ластях Северного Кавказа и в горной Осетии сложилась художественная культура, в которой проявляется переплете­ние разных истоков — горских и равнинных. В силу этих условий декоративное искусство осетин и со­седних им вайнахов сходно: та же техника аппликаций из кожи и войлока, выкладка узора шнуром и тесьмой, шитье нитью. Разве что у осетин узорочье более пышно и в боль­шей мере характерно растительными элементами. В осетинской орнаментике, которая в значительной степени сформировалась под влиянием алан, проявляются одновре­менно, помимо древних мотивов, восходящих еще к эпохе

кобанской культуры, также общие горско-кавказские черты. Они сказываются прежде всего в традиционном виде приклад­ного искусства северокавказских горцев — резьбе по дереву. Осетины в этом деле достигли изумительного технического мастерства и виртуозности. В музее краеведения мое вни­мание привлекла большая, величиной с каску, чаша, кото­рую я принял за сделанную из меди. Взяв ее в руки, я убедился, однако, что она деревянная. Ее стенки, толщиной всего в несколько миллиметров, были тщательно отполиро-



 


 


162—163. Осетинские орна­менты: у зо ры, выпо лн яе-мые аппликацией и шитьем (из собрания худ. А. Хохова)


ваны и не имели на своей поверхности ни единой трещинки. Некоторые чаши представляют собой замысловатые скуль­птурные композиции; но орнамента на них почти не бывает. Иногда ручки чаш украшены стилизованными головками рога­тых животных — наследие вкусов древних кобанцев. Большие деревянные чаши характерны на Северном Кавказе для осе­тин. Они предназначались для пива и на праздничном пиру передавались по кругу — древний скифо-сармато-аланский обычай.


В старых жилищах горной Осетии, как и у других кав­казских горцев, имелась некоторая мебель. Скамья для муж­чин и кресло для главы семьи украшались резьбой. Глав­ный и почти исключительный орнаментальный мотив этой резьбы — косой крест, заключенный в квадрат или круг. Это — древний символ мужчины, он же — одна из эмблем солнечного божества. Резной орнамент в виде ленты косых



 


 


164. Деревянная чаша I тис. до н. э. из Северной Осетии


крестов украшал иногда и деревянные строительные элемен­ты интерьера. Все же у осетин старая утварь (деревянная, ке­рамическая, металлическая) бывает орнаментована редко. Искусство орнамента и мелкой пластики у древних кобанцев оперировало в некоторой мере геометрическими, но в основ­ном зооморфными мотивами, что сближает его стилистически с памятниками древнего искусства Закавказья. В дальнейшем исторические судьбы горских племен, являвшихся предками осетин, сложились так, что эти художественные традиции



 



1 65—166. Застольные осе­тинские чаши; старинная и современной работы (Севе-ро-Осетинский республи­канский краеведческий му­зей)


были в значительной степени ослаблены за счет другой струи, происходившей от степной культуры и выразившейся в орнаментации мягких изделий — одежды, обуви, разнооб­разных чехлов и т. п.

А. Л. Зиссерман так описывает условия горной Осетии в старину: «Большей частью все переходы между аулами приходилось делать пешком по тропкам и без них, караб­каясь и цепляясь за что попало. Застигнутый метелью в одном из жалких аульчиков, я трое суток провел в темном, полном дыма, грязном логовище, вместе с несколькими осе­тинами и их животными, имея постелью бурку, а пищею несколько ячменных, в золе испеченных лепешек с куском соленого сыра. Но хуже всего было трое суток провести в бездействии, в невозможности даже походить. Я выскаки­вал, наглотавшись дыма и тяжелого воздуха, на двор, чтобы вдохнуть свежего, совершенно как кочегары на пароходах, но больше двух-трех минут нельзя было оставаться: неистовый ветер крутил густые тучи снега, застилавшие свет, засыпав­шие всякий попадавшийся предмет сухим, твердым, как песок снегом; кругом полумрак, в нескольких шагах ничего не видно, только гул и вой, то как будто утихающий, то уси­ливающийся, меняющий тоны — визжащие на глухие, да по временам вдали какие-то раскаты (вероятно, шум обрушив­шихся завалов). Такова была приблизительно картина, ко­торая могла бы дать материал для самого поэтического эффектного описания и в чтении производила бы отличное впечатление; испытывать же ее на себе было не совсем приятно»30.

При таких условиях жизни трудно создавать искусство. Трудно думать о красоте и поэзии людям, задавленным пов­седневными тяготами бытия и ведущим тяжелую борьбу за существование. Судя по свидетельствам прошлого века, ре­мёсла здесь тогда ограничивались умением сложить саклю и башню из камня без извести, делать косы, топоры, ножики, седла, медные пуговицы и пряжки для конской сбруи и т. п. мелочи, обычно грубого качества.

Бедность не способствует развитию искусства, так же как и раздробленность населения на малочисленные группы. При­мером может служить Чечено-Ингушетия: ингуши жили в лучших природных условиях, чем чеченцы, и население у них было сосредоточено в компактной массе селений, имев­ших оживленные сношения между собой; в результате этого у них получило развитие архитектурное мастерство, одно из самых высоких на всем северо-восточном Кавказе. Резьбы по камню горная Осетия в старину почти не знала. Может быть, потому, что необходимый для этого стальной инструмент был крайне дорог в этом горном краю. А может быть, просто в силу особенностей местной культуры: за



 


 


167. Кресло главы семьи в старом осетинском жилище (Севере-Осетине кий рес­публиканский краеведче­ский музей)


исключением нарядного шитья, искусство оформления быто­вой вещи в Осетии, как и в Чечено-Ингушетии, не отличалось декоративностью. А это уже связано с особенностями нацио­нальной психологии. Старый обычай горцев требует сдержан­ности в проявлении чувств; мужчине не подобает выказы­вать на людях ни радость, ни горе. Такой человек, суровый и сдержанный в силу своего воспитания и условий жизни, будет сдержан и в эстетических формах своего самовыра­жения.


Конечно, не только нужда лимитировала развитие искусства у горцев. Главной причиной этого была народная психология, складывавшаяся в условиях жестокой борьбы за существо­вание. Окружение не вселяло в души людей умиротворение и радость бытия. Угрюмая природа, жизнь в мрачных башнях, постоянный военный быт у мужчин и постоянный тяжкий труд у женщин. Народ не знал ласки: проявить нежность даже к своему ребенку (не говоря уже о жене) значило подвергнуть себя насмешкам. Обычай требовал суровости. А это было неспроста; люди должны были быть стойки в борьбе за существование. И если человек не проявляет неж­ных чувств по отношению даже к близким людям, он не будет нежничать в искусстве.

Условия жизни в лесистых горах предопределили то, что основным материалом для бытовой утвари были не металл, не керамика и не камень, а дерево. Все, что можно было сделать из дерева, делалось из дерева. Утилитарное произ­водство изделий из дерева привело к распространению и мелкой пластики в виде деревянной скульптуры, украшающей некоторые предметы быта. Уже в последнее время отдельные мастера-резчики стали обращаться к камню. К ним отно­сится, например, скульптор-самоучка С. М. Эдзиев, изго­товлявший резные каменные надгробия и украшавший скуль­птурами дома, что уже выходит за рамки старых осетинских традиций. В музее изобразительных искусств г. Орджони­кидзе есть каменные скульптуры его работы, выполненные в духе подлинного примитива. Особенно хорош «Автопортрет», заставляющий остановиться и долго вглядываться в него. Национальный осетинский художник М. С. Туганов писал красочные полотна на темы осетинской истории, народного быта, эпических сказаний и произведений Косты Хетагурова. Его картины, отличающиеся патетикой, монументальностью, сочностью форм, имеют некоторый налет экзотики. Многие из них — например, «Посвящение коня покойнику», «Народ­ный суд», «Триумф»,— не оставляют зрителя равнодушным. Туганов — это в своем роде осетинский Васнецов. Но такое можно сделать только единожды.

В городе Алагире была выставка работ учащихся местной детской художественной школы. Впечатляют богатство и смелость красок, живость изображения, свойственная дет­скому рисунку, острое ощущение впервые увиденного. Труд­но поверить, что это — дети народа, в прошлом не знавшего живописи. Конечно, ничего специфически национального в этих рисунках нет. Наверное, и быть не может. Мир идет к единой культуре. Не хочется верить, что она будет столь уныло единообразной, как одежда представителей разных стран на заседаниях международных конгрессов. Может быть, разнообразие культуры в будущем будет проявляться не в


различиях национальных, т. е. групповых культур, а в ду­ховном богатстве и нестандартности индивидуальностей.

Осетины по своему антропологическому облику в общем сходны с другими кавказцами. Но все же они несколько отличаются от своих соседей — вайнахов на востоке, кабар-



 


 








Дата добавления: 2015-08-31; просмотров: 1718. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМНОГО СОСТАВА СЛОВА В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ В практике речевого общения широко известен следующий факт: как взрослые...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия