Студопедия — Сказочный образ Бабы Яги
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сказочный образ Бабы Яги






Цель: формировать представление о художественном образе Бабы Яги. Задачи:

— учить определять настроение и характер художественного образа Бабы Яги посредством восприятия произведений изобразительного и музыкального искусства;

— учить различать средства музыкальной и изобразительной выразительности на примере образа Бабы Яги;

— учить сравнивать музыкальные и изобразительные произве­дения с похожими названиями, находить черты сходства и различия;

— формировать умение выражать характер сказочного образа в продуктивной деятельности: через игру на музыкальных инструментах, двигательную импровизацию, изобразительную деятельность;

— развивать мышление, воображение и творческие способности.

Предварительная работа: знакомство с произведениями В. Вас­нецова; рисование на темы: «Лукоморье», «Избушка на курьих нож­ках», «Сказка»; прослушивание музыкальных произведений по те-


мам: «Сказочные персонажи», «Юмор в музыкальных произведе­ниях», «Настроение».

Материалы: художественные произведения: «Руслан и Людми­ла» (А. Пушкин), «Народные русские сказки» (А. Афанасьев); му­зыкальные произведения: «Сказочка» (А. Прокофьев); «Баба Яга» (П. Чайковский, А. Лядов); «Избушка на курьих ножках» (М. Му­соргский); изобразительные: «Избушка на курьих ножках», «Баба Яга» (В. Васнецов); клубок, свечи и перо с чернильницей, портреты композиторов и художников, краски, карандаши, альбомная бума­га, музыкальные инструменты.

* * * Дети входят в зал под музыку А. Прокофьева «Сказочка».

Воспитатель по изодеятел ьности. Ребята, посмотри­те, что у меня в руках?

Дети. Клубок.

Воспитатель по изодеятел ьности. Скажите, для чего в русских народных сказках использовался клубок?

Дети. Чтобы показать правильную дорогу, не заблудиться.

Воспитатель по изодеятельности. Правильно,давай­те и мы попросим показать нам верную дорогу. Катись-катись, клу­бок, покажи нам дорогу. (Клубок катится к столу, на котором ле­жит книга с красивой обложкой.) Посмотрите, какая красивая кни­га. В ней, наверное, живут сказки. Ребята, а вы любите сказки?

Дети. Да!

Воспитатель по изодеятел ьности. Когда я была ма­ленькой, я тоже любила сказки. Сказки придумывались русским народом давным-давно. Из поколения в поколение люди переда­вали их друг другу. А вы знаете, как они их передавали?

Дети. Люди рассказывали их своим детям, а дети — своим де­тям, а позже сказки стали печатать в книгах, а теперь снимаются фильмы и мультфильмы.

Воспитатель по и зодеяте л ьности. Правильно, а еще сказки можно писать стихами. Послушайте отрывок из сказки А. Пушкина «Руслан и Людмила». (Читает под музыку М. Мусорг­ского «Избушка на курьих ножках». Демонстрирует иллюстрацию картины «Избушка на курьцх ножках» В. Васнецова.) Посмотрите, ребята, сказку можно написать не только в прозе, стихах, изобра­зить в мультфильмах, но и представить в произведениях живописи. Эта картина называется «Избушка на курьих ножках», а написал ее уже известный нам художник В. Васнецов. Какое настроение хотел передать нам художник?


 




Дети отвечают.

Художник передал страшное, настороженное и в какой-то степе­ни нереальное, сказочное настроение. А давайте посмотрим, как художник добился этого. Какой лес изображен на картине?

Дети отвечают.

Я согласна, избушку окружает густой дремучий лес. Деревья пова­лены. Даже нигде листик не шелохнется, птица не пропоет, зверь не пробежит. Этот лес сразу создает настроение настороженности. А какие краски использовал художник? Как он передал сказоч­ность, необычность избушки?

Дети отвечают.

Ребята, как вы думаете, кто живет в этой избушке?

Дети. Баба Яга.

Воспитатель по изодеятел ьности. Какой характер у Бабы Яги описывается в русских народных сказках?

Дети отвечают.

Музыкальный руководитель. Ребята, сказочный образ можно передать и в музыке. К образу Бабы Яги обращались раз­ные композиторы. Послушайте пьесу П. Чайковского «Баба Яга».

Дети слушают пьесу.

Какая была музыка и как в ней изображена Баба Яга?

Дети отвечают.

Композитор П. Чайковский пытался передать злой, неприятный образ. В начале музыки можно понять, что она еле идет, ковыляет. Как вы думаете, что у нее в руках?

Дети отвечают.

А во второй части Баба Яга ворчит, что-то замышляет, колдует. В тре­тьей — появляются резкие звуки. Баба Яга улетает, поднимается все выше и выше. На чем она может подняться высоко вверх?

Дети отвечают.

А теперь послушайте, она спускается вниз, ругается, ворчит. А в конце мелодии композитор изображает исчезновение Бабы Яги. Музыка это очень ярко показывает. О Бабе Яге написал музыку и другой русский композитор — А. Лядов. Он писал музыкальные картинки для исполнения оркестром.


Звучит фонограмма.

Как вы думаете, какой Баба Яга изображена в этой музыке, с ка­ким характером?

Дети отвечают.

В этой музыке есть оттенок юмора, смешливости. Эта музыка уже не такая страшная. А теперь давайте попробуем ее исполнить вме­сте с оркестром на детских музыкальных инструментах.

Дети выполняют.

Понравилось вам ваше исполнение?

Дети. Да!

Музыкальный руководитель. Хороший был оркестр. Вы постарались слушать музыку, реагировали на громкость звучания, интонацию. Композитор М. Мусоргский написал немного другую пьесу. Он назвал ее «Избушка на курьих ножках». А история созда­ния ее была такая: композитор был на выставке у своего друга художника Бартмана. Этот художник нарисовал эскиз, где изобра­жены часы в форме избушки на курьих ножках. Но эта избушка выглядит очень доброй. И вот Мусоргский решил рассказать в му­зыке о том, какая настоящая Баба Яга, какая она может быть, что она по-настоящему чувствует, когда ее никто не видит. А сейчас мы с вами попробуем изобразить под музыку избушку, Бабу Ягу и де­ревья. Слушайте внимательно музыку, она вам подскажет, когда дол­жна появиться Баба Яга, что должны делать избушки и деревья.

Выбираются четыре избушки, четыре Бабы Яги, остальные дети — де­ревья. Двигательная импровизация детей.

А сейчас послушайте, как сказочник А. Афанасьев описал свою Бабу Ягу: «Баба Яга вышла во двор, свистнула. Перед ней появи­лась ступа с пестом и помелом. Баба Яга села в ступу, выехала со двора, пестом погоняет, помелом след заметает да как закричит: "Фу-фу, здесь русским духом пахнет! Кто здесь?"». А сейчас от­ветьте, пожалуйста, в каком из трех музыкальных произведений Баба Яга самая злая и страшная?

Дети отвечают.

Воспитатель по изодеятел ьности. Ребята, вы послу­шали и обсудили, как композиторы изобразили образ Бабы Яги. А теперь давайте вернемся к произведениям живописи. Я хочу

ам показать еще одно произведение В. Васнецова — «Баба Яга».

кажите, что делает Баба Яга на этой картине? Какая она?


 




Дети. Злющая.

Воспитатель по изодеятельности. Как вы догадались, что она злющая?

Дети отвечают.

А как художник помог нам понять, что Баба Яга злая?

Дети отвечают.

К какому музыкальному произведению больше всего подойдет эта картина?

Дети отвечают.

Ребята, мы сегодня много говорили об образе Бабы Яги в музы­кальных произведениях и произведениях живописи, как изобра­жали ее поэты, сказочники. А теперь я предлагаю пройти в изосту­дию и нарисовать свой образ Бабы Яги, каким он вам запомнился и каким вы его представили.

Дети выполняют.

Ребята, давайте посмотрим, все ли сумели передать образ и харак­тер злой Бабы Яги?

Дети отвечают.

А теперь вам домашнее задание: представьте себе, что случилось волшебство, и Баба Яга стала доброй. Нарисуйте ее в этом образе.

Планы-конспекты интегрированных занятий

по познавательному развитию

(Авторы: Л.И. Пономарева, В.Л. Строкина, НА. Каратаева, СМ, Зырянова)







Дата добавления: 2015-08-27; просмотров: 1055. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия