Студопедия — Экспертная оценка антиквариата и деятельность государственных музеев
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Экспертная оценка антиквариата и деятельность государственных музеев






 

Во Франции музеи получают государственные дотации, их сотрудникам с антикварами запрещено работать вовсе. Напротив, в США подобных строгостей на государственном уровне нет, но есть частные прецеденты. Так, в Музее Метрополитен каждый сотрудник, поступая сюда на службу, подписывает трудовое соглашение, специально оговаривающее и этот пункт. В большинстве же американских музеев такого не требуется, но музейщики избегают сотрудничества с антикварными дилерами из-за опасения повредить музею в целом. У нас подобной регламентации нет. Но что более важно - нет свободных экспертов, которые могли бы удовлетворять потребности антикварного рынка. Эту нишу заняли специалисты из музеев, вытолкнутые на антикварный рынок. В результате - музейщики и антиквары у нас сотрудничают весьма плотно. Этот уникальный русский прецедент. В целом, работа музейных специалистов положительным образом влияет на качество атрибуции предметов, появляющихся на антикварном рынке, что способствовует его развитию. Ведь у профессионального историка искусств есть немало преимуществ перед экспертом-дилером. Здесь и навык в атрибуции произведений конкретной школы или периода, и знание произведений и архивов, и техническая база, а также теоретические и культурологические знания. Специалистам знакома ситуация, когда "не подлинность" предмета становится ясна еще до того, как его удастся детально изучить с точки зрения чисто формальных примет и технологии. Просто очевидно, что данный предмет не мог существовать в предполагаемом времени и культуре. Для примера можно вспомнить сливочник, претендующий быть произведением Императорского завода рубежа XVIII - XIX веков с портретами Екатерины II и Павла I в равновеликих овальных медальонах (сливочник издавна хранится как подделка в Кускове). В современной практике такие вещи встречаются чаще. Недавно, на закупочную комиссию в ГМИИ принесли терракотовую плакетку, которая по художественным достоинствам вполне могла бы претендовать на атрибуцию эллинистическим периодом, если не одно обстоятельство - было совершенно невозможно представить, для чего она могла служить. А как известно, античная культура не знала бесполезных вещей. Другой пример, на аукционе была выставлена чашка, атрибутированная Императорскому заводу николаевского периода. Еще до того, как удалось разглядеть и обнаружить явные погрешности в манере росписи, качестве красок и позолоты, стало ясно, что автор этого изделия современник. Чашку украшали орнаментальные розетты из арматуры. Из-под щита, увитого (или не увитого) дубовым или лавровым венком, выглядывают знамена, ружья, рогатины и прочее. На чашке все это было. Но щит находился не внутри венка. Впоследствии стало ясно, что умельцам не хватило техники, чтобы на его золоченом фоне еще выполнить сакраментальную дату "1812". Дата была - на пустом поле внутри венка. Однако там должны были оказаться древки ружей и знамен, чьи "вершки и корешки" исправно торчали сверху и снизу, возникшие в орнаменте ниоткуда: в настоящем старом орнаменте это просто невозможно.

Такие "профессиональные развлечения" антикварный рынок предоставляет довольно часто. Это иллюстрирует пользу антикварам от музейщиков и наоборот. О минусах: музейный сотрудник и антикварный эксперт две разные профессии. Цели у музея и рынка весьма различны. В первом случае - изучение и популяризация (что раньше называлось просветительской деятельностью), во втором - продажа. Во всем мире антиквар продает вещи "как есть", гарантируя их оценку и атрибуцию только своей репутацией. К консультациям специалистов прибегают только в случаях самых дорогих сделок (музейщики при этом специально оговаривают, что эта консультация в качестве аргумента при продаже использоваться не может). При продаже в качестве документов тогда выступают заключения известных исследовательских центров - авторитетов в той или иной области (например, экспертизу для Кандинского надо получать непременно в Мюнхене). Но хотя антикварный эксперт сам ведет антикварную практику и не менее музейного специалиста заинтересован в адекватности своих суждений, от него требуется не столько глубина знаний, сколько широта, умение мобилизовать их быстро, умение сразу, пусть даже по наитию определить уровень вещи. Особая статья - знание конъюнктуры и цен. Здесь музейные искусствоведы зачастую дают оценки, далеко не всегда соответствующие рыночным ценам. А это может повредить ситуации на рынке и пагубно сказывается на судьбе произведения, которое в результате долго не может найти нового хозяина и пропадает в никуда.

В литературе сохранились упоминания о том, как "учили" экспертов в начале нашего века: эксперт должен был гарантировать половину от называемой цены: о коммерческих вопросах мог говорить лишь тот, кто умел оперировать деньгами. Конечно же, за долгие годы экспертной практики музейные сотрудники весьма компетентны, их имена известны.

Есть мнение, что антикварный бизнес не менее музейного дела способствует сохранению памятников национальной культуры. Благодаря рынку даже пустячная вещь обретает некоторую цену, и никому не приходит на ум уже выбрасывать на помойку бабушкину чашку или дедушкино кресло. А сколько достойных вещей погибло у нас на свалках? Общий анализ аукционных продаж за последние четыре года свидетельствует, что музеи стали, чуть ли не самым "дорогим" покупателем на рынке. Например, продажа "Иоанна Крестителя" кисти Жоржа де ла Тура на аукционе в Монако.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 473. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия