Студопедия Главная Случайная страница Задать вопрос

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ХРОМАТИКА





Термин «хроматика» (греч. χρωματική — хроматический, подра­зумевается γένος — род; от χρώμα — цвет, краска, первоначаль­но — цвет кожи) относился греческими теоретиками к тетрахорду, в составе которого были два полутона подряд (типа e1 des1 с1 h). Такое скопление полутонов носило название «пикн» — «скучен­ность». Впоследствии значение термина необратимо изменилось. Современное понятие хроматики — полутоновая система, незави­симо от трактовки интервальных отношений (по А. Веберну — «дви­жение полутонами»).

Хроматика в современном смысле логически предполагает нали­чие включенной в нее диатоники вместе со свойственной диатонике двухкомпонентностью (то есть наличием двух строительных интер­валов — квинты и терции — и вытекающей отсюда двухслойностью структуры).

Хроматика как интервальный род представляется очередным расширением звукового состава системы, прежде всего за счет даль­нейшего действия коренного, исходного принципа — продления квин­товой цепи (пример 93).

Отсюда ряд новых, хроматических интервалов, специфика кото­рых связана с большим, чем шесть, числом содержащихся в них квинт (пример 94).

Хроматические интервалы заключают в себе новые возможно­сти повышенной экспрессивности, патетики, хроматической дей­ственности:

♦ ув. 6 (10 квинт) — в аккорде с увеличенной секстой;

♦ ув. 2 (9 квинт) — в уменьшенном септаккорде;

♦ ув. 5 (8 квинт) — в альтерации доминантсептаккорда;

♦ ув. 1 (7 квинт) — в энергии хроматических смен, отклонениях, модуляциях;

♦ ув. 3 (11 квинт) — предельный диапазон контрастов между не­аполитанским секстаккордом и вводным тоном двойной доми­нанты.

Так же как большее число всегда содержит в себе все меньшие, интервалы хроматической системы (с числом квинт 7, 8, 9, 10, 11) предполагают наличие в системе более простых интервалов с мень­шим числом квинт (6, 5, 4, 3, 2, 1), то есть интервалов диатониче­ских. Таким образом, к коренным свойствам хроматического рода принадлежит базирование на диатонике как ядре, фундаменте и смешение с диатоническими интервалами в любых пропорциях. На­личие диатонических элементов не только не противоречит сущно­сти хроматики, но является одним из коренных ее свойств. В числе новых интервалов хроматической системы — множество диатони­ческих, находящихся на иных ступенях, чем в диатонике; напри­мер, в хроматической системе C-dur (пример 93А) — большие терции на des, as, es, b, d. Такие интервалы принято считать диатоническими по существу, но хроматическими по положению (диахроматически­ми; см. у Г. Л. Катуара в «Теоретическом курсе гармонии», часть I; в свою очередь Катуар использует здесь идеи из книги Ф. О. Геварта «Трактат о гармонии <...>». Т. 1-2, 1905-1907. Термин «диа­хроматика», соединяющий свойства диатоники и хроматики, введен

и широко использован Л. А. Карклиньшем в его книге «Гармония Н. Я. Мясковского»).

В результате хроматический род имеет три вида интервалов:

1) диатонические (в пределах квинт 1-6);

2) диахроматические (диатонические по существу, хроматические по положению в системе);

3) хроматические (содержание квинт 7, 8, 9, 10, 11). Соответ­ственно вся хроматика может быть представлена состоящей из ряда диатоник (пример 95).

Пределом, регулирующим количество тонов хроматической ин­тервальной системы (а вслед за этим и наше восприятие возникаю­щих новых звукоотношений), является число 12, связанное с дове­дением до логического конца процесса заполнения системы полуто­нами.

Барьер, который замыкает хроматический ряд двенадцатью по­лутонами и препятствует дальнейшему росту числа ступеней, — это появление принципиально нового типа величин — микроинтерва­лов. Если двигаться по цепи чистых квинт дальше, то двенадцатым шагом мы приходим не к унисону (октаве), а к другой высоте, нахо­дящейся над унисоном на расстоянии в 23,5 цента (точнее

Комма, равная разнице между двенадцатью пифагорейскими квинтами и семью октавами (соответственно, между данной ступе­нью и ее энгармоническим унисоном), в пифагорейском строе назы­вается Пифагоровой (например, feis, с his). Если допустить Пифагорову комму (а следовательно, и прочие микроинтервалы), то теряется возможность стабильного строя, возникает интервалика, к которой наше сознание явно еще не готово, оно воспринимает ее как фальшь. Сама возможность существования хроматической системы зависит от замыкания энгармоническим унисоном и исключения микрохроматических ступеней. Полутоновое заполнение вплотную подводит к замыканию круга квинт двенадцатым шагом на этот интервал, что уже начинает регулировать внутренний интервальный режим системы, создавая новые действующие факторы, обусловлен­ные свойствами ее материала.

Новые факторы структуры хроматической системы следующие.

1. Энгармоническое замыкание цепи квинт возвращением к ис­ходному тону, возможное при условии наличия равномерной темпе-

рации; тем самым звук 12-й квинты оказывается функционально тождественным исходному (в числах равен единице), соответственно предваряющий его звук 11-й квинты — аналогичным 1-й квинте, звук 10-й — звуку 2-й и т. д.

2. Выделение тритона (6-й квинты — ровно половины от полного числа двенадцати квинт, иными словами, наипростейшего «полуок­тавного» отношения от октавы 2:1 = √2) как звука, равноудаленно­го от «краев», а поэтому являющегося своеобразным центром сим­метрии интервальных отношений и — благодаря этой симметрии (функциональному тождеству самотождественных тритонов с + + fis = fis + с) — приобретающего парадоксальным образом свойства замещать главный (исходный) тон.

3. При тритоновой симметрии звуки, образующие (посредством квинтовых шагов) пентатонику между исходным тоном и тритоном к нему, «отражаются» в звуках аналогичной пентатоники, распола­гающейся между этим тритоном и энгармонически замыкающим конечным звуком квинтовой цепи; такие же тритоновые «отраже­ния» возникают между двумя симметричными диатониками (полу­чающимися, если те же звуки рассматривать вместе с исходным, тритоновым и энгармонически замыкающим звуками). Отсюда три­тоновая полярность всех симметричных друг другу отношений в хроматике (на схеме ниже симметрия вокруг исходного тона указа­на изогнутыми линиями) (пример 96).

(Одно из следствий тритоновой полярности — образование функ­циональных дублей, например, «второй доминанты» в виде структур­но идентичного доминантсептаккорду аккорда увеличенной сексты на нII ступени, тритоновой по отношению к V ступени; хроматические «аккорды-двойники», то есть «отражающие» аккорды увеличенной сексты, строятся по образцу структуры «отражаемых» аккордов ма­лой септимы, например в системе C-dur: des-f-as-h — как отражение g-h-d-f; as-c-es-fis — как отражение d-fis-a-c.)

Хроматические интервалы (7-11 квинт) вследствие названных свойств хроматической интервальной системы оказываются не только полярно симметричными диатоническим, но и близкими им по вели­чине: они отличаются друг от друга на тот же интервал, что и краевые тоны — исходный и замыкающий (в нашем примере — f и eis), то есть на энгармонический унисон. Следующая схема, сделанная на

основе предыдущей (пример 96), ясно демонстрирует это (цифрами указаны интервалы в полутонах).

Близость по величине (то есть расстоянию-интервалу) темпери­рованных симметричных интервалов выражается, например, в том, что к диатонической большой септиме f1-e2(исходный звук f) при­равнивается хроматический интервал f1-fis — оба равны одиннад­цати полутонам. То же касается всех прочих отмеченных в приме­рах 96 и 97 симметричных интервалов. Этим подготавливается воз­можность уравнивания в правах симметричных интервалов (подобно уравниванию двух видов терций — пифагорейской и натуральной, что послужило главным техническим средством структурной реор­ганизации диатоники) с соответствующей последующей внутренней реорганизацией интервального рода хроматической системы.

Если же хроматическая интервальная система вопреки ее функ­ционированию в условиях равномерной темперации сохраняет цент­рализованный и незамкнутый характер (подобно диатонике), то не­равноправие диатонических и хроматических интервалов выражается в принципиальных различиях между ними, как между интервалами автономными и контекстуальными. Диатонические интервалы (до 6-й квинты; см. схемы в примерах 94, 95) являются автономными (или реальными, действительными), а хроматические (квинты 7-11) — контекстуальными (согласно акустической теории П. Н. Мещанино­ва; см.: Музыкально-теоретические системы. С. 54-56). Это значит, что диатонические интервалы воспринимаются сами по себе, в своем специфическом качестве (октава, кварта, малая терция), в зависи­мости лишь от своих собственных свойств; для их выявления не требуется настройка или соответствующее окружение. Напротив, хро­матические интервалы для самого своего существования нуждаются в соответствующей настройке в контексте; вне контекста (в особенности при равномерной темперации) они имеют тенденцию восприниматься как энгармоничные им автономные интервалы:

Увеличенная прима превращается в малую секунду
Увеличенная квинта -»- малую сексту
Увеличенная секунда -»- малую терцию
Увеличенная секста -»- малую септиму
Увеличенная терция -»- чистую кварту

 


При равномерной темперации хроматические интервалы как та­ковые не слышатся реально, а лишь воображаются, представляются в связи со своим окружением. В этом смысле диатонические интер­валы — реальны, а хроматические — контекстуальны.

Но вместе с тем в рамках хроматической системы все интервалы обладают свойством реальной ступенности. Это значит, что каж­дый звук системы занимает свое собственное положение на лестнице звуковысот и переход данного звука в соседний ощущается как пере­мещение в высотном пространстве, смена качественной высоты, то есть как перемещение на другую ступень. Это касается не только диатонических интервалов (f-g, f-e), но — в такой же степени — и хроматических (f-fis, a-as).

Двухслойность структуры хромати­ческого рода обусловливается пронизан­ностью интервальной системы, квинто­вой по своей первооснове, также и тер­цовыми отношениями, составляющими как бы «второй этаж» (или «второе из­мерение») хроматики. И с точки зрения терцовости (которая может существовать лишь только как квинто-терцовость), хроматика есть дальнейший рост акусти­ческой ткани, вводящий еще одну тер­цовую ступень и как бы «уплотняющий» диатонические отношения. Схематиче­ски (по Мещанинову; см. рис.).

Подобная система возможна лишь в условиях высокоразвитого многоголосия. Она примерно соответствует ситуации романтической гармонии.

Однако в соответствии с указанными выше общими особенностя­ми хроматической структуры, сущность этого рода органически свя­зана с диатонической подосновой хроматической интервалики и с многообразными взаимодействиями между диатоническими и соб­ственно хроматическими элементами. Поэтому явления хроматизма свойственны мажорно-минорной тональной системе с XVII в.; встре­чаются и в более ранние эпохи. Так, доминантовый ответ в фуге, связанный с отклонением в V ступень, уже дает легкий хроматиче­ский эффект, даже если хроматические варианты одной и той же звукоступени следуют друг за другом не подряд, а на расстоянии. По Другую сторону — как результат процесса реорганизации структуры (совершающегося и в данном интервальном роде) — находятся в хроматике явления абсолютной двенадцатиполутоновости, которые мы находим в гемитонике А. Веберна. Эта полутоновая система функционирует вне связи с диатонической подосновой, будучи на­сквозь пронизана энгармонизмом, о чем речь будет идти в § 12 этой главы. Для своего существования как целого (что предусматривает наличие связи, родства между всеми частями системы) эта структура

требует такого центра, который «заходит» и в бемольную, и в диез­ную стороны. Отсюда логическая необходимость в мажоро-минорной тонике, которая если и не объединяет минорную терцию с мажорной в одном аккорде, то, по крайней мере, предполагает наличие в соста­ве центра системы и мажорного, и минорного вариантов тоники в качестве равноправных.

Таким образом, раскрывается структурная мотивировка смеше­ния ладов и образования нового типа ладовой структуры — мажоро-минора (например, C-dur-moll), a далее и иных хроматизированных, собственно хроматических ладовых структур. Как и интервалы, ак­корды хроматической интервальной системы по роду подразделяют­ся на диатонические, диахроматические и хроматические. Напри­мер, в пределах des-f is (с центром с) (пример 98).






Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 231. Нарушение авторских прав

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2017 год . (0.095 сек.) русская версия | украинская версия