Студопедия — СМЕШЕНИЕ ЛАДОВ. МОДАЛЬНАЯ ХРОМАТИКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СМЕШЕНИЕ ЛАДОВ. МОДАЛЬНАЯ ХРОМАТИКА






Ладовая переменчивость и нестабильность, свойственные модаль­ной системе, проявляются не только в последовании — как чередо­вание ладов (например, лидийского и миксолидийского В в песне Мусоргского «Спи, усни, крестьянский сын», фригийского и дорий­ского α в XIX вариации из «Рапсодии на тему Паганини» Рахмани­нова), но и в одновременности — как «врастание» друг в друга эле­ментов различных ладовых звукорядов либо как созвучание пластов ткани, каждый из которых в отдельности находится в своем ладу. В результате такого смешения возникает структура с хроматически­ми интервалами, природа которых, однако, диатонична — миксоди­атоническая модальная хроматика.

Предпосылки модальной хроматики и первичные формы ладово­го смешения находятся еще в пределах мажорно-минорной тональ­ности (XVII-XVIII вв.). Широкое распространение систематически разработанных форм ладового смешения приходится на XX в. (Стра­винский, Барток, Прокофьев, Хиндемит и многие другие композито­ры). В XIX в. встречаются лишь первоначальные формы смешения, однако уже явно оформившиеся в связи с интересом к модальным явлениям вообще.

Можно различить два типа смешения ладов и ладовых элементов.

1. Смешение однородных ладов (гомогенное смешение) — ионий­ский и фригийский, дорийский и лидийский; мажор и минор (см. так­же параграф о мажоро-минорных системах в главе 11) и т. д.

Пример: Римский-Корсаков, «Садко», 2-я картина, тема лебе­дей — общая тональность H-dur, мелодия в h-moll.

2. Смешение разнородных ладов (гетерогенное смешение) — ма­жор и пентатоника, мажор (или минор) и какой-либо из симметрич­ных ладов (о них см. следующий параграф главы 9) и т. д.

Пример: Римский-Корсаков, «Псковитянка», антракт к III акту («Лес, Царская охота, Гроза») — смешение h-moll и hmax (увели­ченный).

И переменность ладов на близком расстоянии (в пределах малой структурной единицы — фразы, предложения), и в особенности сме­шение ладов следует трактовать как проявление и различные гене­тические стадии полиладовости — ладоструктурного типа, получив­шего распространение в музыке XX в.

Помимо хроматизма альтерационного, субсистемного (связан­ного с отклонениями), модуляционного, вводнотонного, важен так­же тип хроматизма, возникающего из модальных явлений (миксо­диатонического по своей родовой сущности). Специфическая его особенность — избегание прямого хроматизма альтерируемых на­туральных ступеней (типа c-cis-d),избегание увеличенной примы. Возникающая таким образом полиладовая хроматика может на­зываться модальной, если она получается из перемешивания друг с другом натурально-ладовых звукорядных элементов. Существен­ный признак, отделяющий полидиатонический тип чередования целостных моноладовых структур от сложения их в хроматику, — отсутствие закрепления (стабилизации) данного звукоряда посред­ством его повторения. Поэтому к модальной хроматике следует относить и быстрое чередование различных однократно излагае­мых натурально-ладовых звукорядов, суммарно сгущающихся в полутоновый ряд (см. пример 129).

Лидийско-гемиольная последовательность в тактах 5-6 дает при­чудливый звукоряд (на узком участке без повторений звуков) h 1- a 1- ges1-f1-g1-asl, причем нигде не дается открытой хромы — альтерации натуральной ступени (альтерация есть в авторской записи — g1-gisl, но, по-видимому, более точной является запись варианта g1—asl—heses1 — по образцу такта 8, то есть как бы при четырех ключевых бемолях).

129 М. Мусоргский. «Детская», «В углу», т. 5-8 (модальная схема)







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 714. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Случайной величины Плотностью распределения вероятностей непрерывной случайной величины Х называют функцию f(x) – первую производную от функции распределения F(x): Понятие плотность распределения вероятностей случайной величины Х для дискретной величины неприменима...

Схема рефлекторной дуги условного слюноотделительного рефлекса При неоднократном сочетании действия предупреждающего сигнала и безусловного пищевого раздражителя формируются...

Уравнение волны. Уравнение плоской гармонической волны. Волновое уравнение. Уравнение сферической волны Уравнением упругой волны называют функцию , которая определяет смещение любой частицы среды с координатами относительно своего положения равновесия в произвольный момент времени t...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм.разновидности агностицизма Позицию Агностицизм защищает и критический реализм. Один из главных представителей этого направления...

Функциональные обязанности медсестры отделения реанимации · Медсестра отделения реанимации обязана осуществлять лечебно-профилактический и гигиенический уход за пациентами...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия