Студопедия — Светопартитура для осветителя
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Светопартитура для осветителя






1. В 18.00 в кинолекционном зале постепенно гаснет свет.

2. Слева на авансцене пистолет № 1 высвечивает чтеца.

3. ("Спасенная солдатами весна...") Свет полностью гаснет.

4. (Фонограмма: "Германия полностью разгромлена..")

5. Свет включен на сцене. Прожектор — на ведущем, который сидит за столиком.

6. (Ведущий перечисляет фамилии ветеранов.) В зале и на сцене полный свет.

7. (Дети дарят ветеранам цветы.) Свет в зале гаснет. Прожек­тора высвечивают ветерана и ведущего. (Ветеран уходит.)

8. Прожектор № 2 высвечивает слева хор ветеранов. (Хор уходит.)

9. Прожектор № 2 гаснет, № 1 — на ведущего. (Ведущий: "И, особенно, этот день...")

10. Свет полностью гаснет. (Окончен фильм.)

11. Свет — на сцене, прожектора красного цвета наведены на ве­терана войны и ведущего. (Ветеран уходит.)

12. Прожектора направлены на мужской квартет слева. (Веду­щий: "И пошли с фронта письма...")

13. На сцене затемнение. Пистолеты высвечивают поочередно красным цветом чтецов. (Чтец: "20. 3. 43 г...")

14. Свет гаснет. (Проецируются слайды.)

15. Прожектор № 2 высвечивает в зале гитариста. (Песня спета, слайды снимаются.)

16. Прожектор № 2 гаснет, прожектор № 1 освещает чтеца на сцене, а также ведущего во время коротких вставок.

17. (Чтец: "Твоя дочь, Галя..."). Прожектора гаснут. (Проецирует­ся слайд.)

18. (Ветеран выходит на сцену.) Прожектора высвечивают его и ве­дущего. (Ведущий объявляет номер художественной самодеятельности.)

19. Пистолеты скрещиваются на солистке. (Исполняется номер, все со сцены уходят.)

20. Свет гаснет. (Демонстрируется фильм.) 21В зале — красный свет, который постепенно переходит в жел­тый. (Зотов принимает каску и проходит с ней на сцену.)

22. Включается свет на сцене. (Зотов уходит.)

23. Свет в зале гаснет, на сцене — полный свет, голубой. (Хорео­графическая картинка исполнена.)

24 Включен полный свет на сцене и в зале.

Сценарный план киноматериала для киномеханика

(Ведущий: "И, особенно, этот день..." Гаснет свет.)

1. Фрагмент из фильма "Великая отечественная" — "Первый день войны". (Песня "Зачем иа свет девчонкой родилась?" Гаснет свет.)

2. Фрагмент из фильма "Родион Щедрин" — "Вечный огонь", стоп-кадр на каске в цветущем поле.

Музыкальная партитура для радиста

1 В 17.30 по всем репродукторам транслируются песни военных лет.

2. (Чтец: "Спасенная солдатами весна...")

Звучит фонограмма акта безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил.

3. (Ведущий перечисляет фамилии ветеранов.) Звучит как фон песня В. Баснера и М. Матусовского "Как, скажи, тебя зовут?"

4. (Ведущий: "Это если считать по прямой...") Как фон звучит песня в записи "Эх, дороги!" До слов ведущего: "...которые никогда не изгладятся из памяти...".)

5. (Ведущий: "И, особенно, этот день...".) Звучит фонограмма №2 — 22 июня 1941 г. — голос Юрия Левитана.

Сценарный план диапроекцин

1. (Чтец "Спасенная солдатами весна..".) Проецируются слайды № 1. 2, 3 — "Салют".

2. (Чтец № 1: "20. 3. 43 г.".) Проецируются слайды № 4, 5 —фо­тографии бойцов.

3. (Чтец № 3: "Твоя дочь, Галя...".) На экране — слайд № 6 —фо­тография девушки-бойца.

Сценарный план концертных номеров

1. Хор ветеранов — песня А. Янова "Ветераны".

2. Мужской квартет — песня В. Сергеева и Ю. Саульского "Идут батальоны".

3. Группа чтецов — фронтовые письма разных лет.

4. В. Любимов — песня "Вспомните, ребята".

5. Н. П. Чурилова — песня В. Шаинского "Зачем на свет девчон­кой родилась?"

6. Младшая танцевальная группа — хореографическая картинка "На улице мира".

7. Дети — стих А. Суркова "Марш мира".

8. Сводный хор — песня С. Туликова "Мы все за мир!"

Организация творческой работы коллектива культурно-досуговой программы

Когда имеются сценарий и режиссерская разработка, планируется работа всего творческого коллектива и каждого в отдельности. Она начинается с организации штаба, где четко распределяются все обя­занности. Режиссер-постановщик возглавляет штаб и занимается творческой работой.

Начальник штаба стоит во главе всех организационно-хозяйственных задач, направляет работу всех лиц, отвечающих за определенные участки праздника. Основная ответственность и коор­динация всей деятельности по подготовке программы остается за директором учреждения культуры. Он не подменяет работу режиссе­ра и начальника штаба, а направляет, координирует и, в особых слу­чаях, принимает участие в решении наиболее важных вопросов.

Штаб на основе сценария и режиссерского плана разрабатыва­ет подробный план постановочной работы. На основе плана да­ются четкие задания всем ответственным лицам и участникам постановки:

Ответственному за рекламно-информационную работу: изготов­ление рекламы в художественной форме, создающей определенное настроение, зовущей на праздник.

Творческим работникам, ответственным за участие в различных культурно-досуговых программах: составление планов и проведение подбора участников художественной самодеятельности, активистов.

Сценаристу-режиссеру: составление сценарно-режиссерского плана — подбор текстов, игрового, музыкального репертуара и раз­работка театрализованных игр согласно тематике праздника с зада­чей активного вовлечения гостей праздника в игровое действие.

Главному художнику: составление плана художественного оформления программы, поиски художественного решения оформле­ния ДК согласно содержанию и стилю программы Продумывание динамики художественного оформления с учетом зрительного эф­фекта и действия исполнителей, активизации зрителей.

Административно-техническому работнику (радио, электроосве­щение, транспорт и другие технические службы): обеспечение наи­более эффективной работы всех служб учреждения культуры во вре­мя праздника.

Репетиционно-постановочная работа проходит следующие этапы:

а. Все репетиции с исполнителями, коллективами художественной самодеятельности, активистами, массовиками проводятся отдельно. Режиссер разъясняет задачи, выверяет текст, делает пробы.

б. Репетиции "на местах", где основные исполнители вводятся в действие, устанавливаются мизансцены, идет поиск выразительных средств, театрализации.

в. Монтировочные репетиции с ответственными и техническими работниками без исполнителей и коллективов. Здесь проверяется осваивается техники: радио, света, транспорта и т.д.

г. Прогонные репетиции, на которых делаются последние уточне­ния действий исполнителей, проверяется состояние костюмов.

В репетиционной работе с каждым исполнителем и коллективом особенно тщательно отрабатываются текстовый материал и внешний рисунок действия. Необходимым условием для всех исполнителей яв­ляются четкая и яркая подача текста, большая выразительность жестов и масштабность движения всех участников на сценических площадках. Большая роль в программе принадлежит ведущему. Как правило, веду­щий (или ведущие) является центральной, связующей фигурой в театра­лизованном празднике. Отсюда повышенные требования к посылу речи, пластичности движений, темпу и ритму выходов Для достижения этого требуется большой объем репетиционной работы с исполнителями.

На последнем этапе постановочной работы устанавливается ху­дожественное оформление, завершаются организационные работы, проводятся генеральные репетиции основных эпизодов. О готовности всех подразделений докладывается на совещании, где и утверждает­ся окончательный план проведения праздника. Нарушение плана проведения репетиций влияет на художественный уровень. Зачастую первые репетиции проводятся без должного технического обеспечения в расчете на генеральную, которая из-за этого проводится тоже с техниче­скими неполадками. Поэтому особое внимание следует уделять тому, чтобы все хозяйственные, оформительские работы делались своевре­менно. Чтобы не репетиции подгонялись к оформительской работе, а, наоборот: все делалось для успешного решения творческих задач.

Проведение культурно-досуговой программы — это реализация всего того, что подготовлено кропотливым творческим трудом. На­верное, эти два этапа можно сравнить с подготовкой и осуществле­нием боевой операции. Если программа подготовлена организован­но, своевременно, с учетом реальных возможностей и трудностей, то и результаты оказываются хорошими.

Опыт показывает, что при проведении программы необходимо строго соблюдать единоличие. Театрализованное действие — это праздник, где главным распорядителем является режиссер-постановщик. Ему в этот день подчинены все организационно-творческие работники. Часто бывает, что вмешательство администрации или проявление каким-либо работником излишней самостоятельности без ведома режиссера нарушает четкую организацию и отрицательно сказывается на каче­стве театрализованного действия. В момент проведения программы могут возникнуть различные непредвиденные обстоятельства, тре­бующие оперативного исправления того или иного момента дейст­вия. Поэтому всегда следует выполнять следующие условия:

1. Распоряжения режиссера или начальника штаба выполняются бес­прекословно. Если же работник вынужден оперативно внести изменения без согласования с ними, он должен сразу доложить об этом факте.

2. Связь режиссера, начальника штаба со всеми ответственными должна быть всегда четко налажена.

3. С каждым ответственным за участок работником заранее раз­рабатывается дополнительный план действия для непредвиденных случаев. Если, например, испортится техника — порыв ленты и т.д., наготове должен быть оркестр, который сможет подстраховать своих товарищей. Или участник программы из-за волнения не может выйти иа сцену — здесь радисты должны включить музыку и т.д.

Разумеется дополнительный вариант проходит хуже, чем первый, но зато нет срыва, растерянности, большой паузы, которые, как пра­вило, влекут за собой новые нарушения действия. Кроме того, суще­ствует много сложных организационных моментов, которые зависят от степени взаимосвязи всех служб программы, и, конечно, от дело­вых качеств режиссеров.

На следующий день нужно провести обсуждение программы с о всеми принимавшими участие в празднике. Поводится итог, учиты­вающий все плюсы и минусы. Высказываются мнения по тому или иному моменту проведения. Все это необходимо для того, чтобы следующая программа прошла на более высоком организационном и художественном уровне.

 

Вопросы для самопроверки

 

1 Как Вы понимаете, что такое режиссура культурно-досуговой про­граммы?

2. В чем специфика режиссуры культурно-досуговых программ?

3. Расскажите об основных методах режиссуры культурно-досуговых программ.

4. Что входит в структуру режиссерского плана праздника?

 

Список литературы

 

1 Буров А.Г. Режиссура и педагогика —М, 1987.

2 Генкин ДМ. Массовые праздники. —М, 1975.

3 Демин В.П. Труд актера. —М, 1984.

4 Довженко А. Собр. соч В 4 т. — М, 1969.

5. Жарков АД. Организация культурно-просветительной работы. — М,1989

6. Мейерхольд Вс. Статьи, письма, речи, беседы. — М, 1968 7'. Немирович-Данченко Вл. Из прошлого —М., 1936.

8. Триадский Д.В. Основы режиссуры театрализованных представлений — М,1985.

9. Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений. — М, 1986

 

 

Глава И. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Творческий метод занимает в культурно-досуговой деятельности одно из главных мест в ряду других категорий эстетики. В изолиро­ванном виде эта категория не может, естественно, отразить всего художественного богатства и многогранности возможностей в куль­ту рно-досуговой деятельности.

Искусство, художественное творчество вообще есть одна из форм познания и преобразования действительности, обусловленная много­вековой практикой человечества. Каждый писатель, художник, соз­давая произведение, руководствуется определенными принципами отражения действительности, выбирает в явлениях окружающего его мира наиболее существенное с его точки зрения и в процессе воспро­изведения этих явлений оценивает действительность.

Важным способом воспроизведения действительности в культур­но-досуговой деятельности является выбор художественного метода. Представители различных видов искусства всегда отбирают наибо­лее существенное-определяющее из случайного, которое можно най­ти разными методами. Процесс художественного отбора материала и ным обобщением, которое выражается в типизации. Типизация, метода в культурно-досуговой деятельности связан с художествеит.е. сплав общего и индивидуального, является основой технологическо­го процесса в учреждении культуры. Без обобщения действитель­ность в культурно-досуговой программе представляется не в ее суще­ственных закономерностях, а как набор случайностей, где всем деталям уделяется одинаковой внимание.

Исторически выработанный и художественно обусловленный спо­соб отражения, творческой переработки и художественного воспро­изведения действительности называется творческим методом. Метод в культурно-досуговой деятельности определяется принципами ху­дожественной практики специалистов учреждений культуры.

Творческий метод в культурно-досуговой деятельности —понятие конкретно-историческое, он возникает не по желанию и прихоти того или иного ученого или практика, а в процессе возникновения, разви­тия и сохранения традиций данного феномена. Возникновение каждого нового творческого метода — результат значительных изменений в

экономической, политической и культурной жизни общества, достиже­ний в области философии, социологии, педагогики, культурологии.

Понятие творческого метода в культурно-досуговой деятельности тесно связано с понятием художественного стиля. Сам термин "стиль" в применении к искусству имеет целый ряд значений. Одно из них используется для обозначения особенностей художественного творчества, присущих определенному художнику (индивидуальный стиль). В культурно-досуговой деятельности творчество коллектив­ное, оно отличается от творчества мастеров искусства и целой груп­пы художников, близких друг к другу по взглядам, манере, способам художественного выражения, совокупностью устойчивых образцов эстетики повседневности, сочетающими образ жизни, глубокое со­держание, национальные традиции и художественную форму. По­скольку художественный стиль непосредственно выражает формальные и уже через них содержательные аспекты культурно-досуговой програм­мы, он определяется и своеобразием художественного мышления.

Многообразие индивидуальных художественных стилей и стиле­вых течений существует в культурно-досуговой деятельности, по­скольку они выражают богатое и многогранное жизненное содержа­ние, открывают широкий простор для выявления специалистам своих индивидуальных творческих особенностей, для удовлетворе­ния многообразных эстетических запросов населения.

Стиль в культурно-досуговой деятельности — явление историче­ское, он изменяется с изменением образа жизни людей, общества в целом. Стиль — одна из специфических сторон художественного творчества, в конечном счете определяемый исторической действи­тельностью, социальными и эстетическими позициями специалистов учреждений культуры, их творческими индивидуальными особенно­стями, содержанием культурно-досуговой деятельности. Он базиру­ется на художественном образе. Известный кинорежиссер Л.В. Ку­лешов утверждал, что в каждом виде искусства должен быть, во-первых, свой материал и, во-вторых, свой метод организации этого материала. Материалом музыканта являются звуки, которые он ор­ганизует по времени. Материал художника — цвета, которые он сочетает в пространстве, на поверхности полотна. Материал для создания фильма — это куски планки, а их соединение в творчески найденном порядке является методом их организации. Великий реформатор театра К.С. Станиславский придавал огромное значение разработанному им творческому методу. Он отмечал: "Основой этого метода послужили изученные на практике законы органической природы артиста. Достоинство его в том, что в нем нет ничего мной придуман­ного или не проверенного на практике, на себе или на моих учениках. Он сам собой, естественно вытек из моего долголетнего опыта. "Систе­ма" принадлежит самой нашей органической природе, как духовной, так и физической. Мы родились с этой способностью к творчеству, с этой "системой" внутри себя. Творчество — наша естественная потребность, и, казалось бы, иначе, как правильно, по "системе", мы не должны бы были уметь творить'". В культурно-досуговой деятельности метод — важнейшая структурная единица. Сложность выбора творческого метода состоит в том, что в культурно-досуговой деятельности ис­пользуют и социологические, и педагогические, и психологические, и экономические, и правовые, и другие методы. Родовых режиссерских методов в культурно-досуговой деятельности только три: театрализа­ция, иллюстрирование и игра и один метод драматический — монтаж, имеющий различные виды: ассоциативный и конструктивны.

Природу родовых методов культурно-досуговой деятельности оп­ределяют специфика отношений субъекта и объекта в условиях досу­га и многообразные выразительные средства, позволяющие раскрыть творческие возможности личности в условиях учреждения культуры. Поэтому методы культурно-досуговой деятельности следует рассмат­ривать как определяемые целями способы воплощения содержания в доступной, интересной форме. Отсюда сложность в умении отобрать и использовать наиболее точные творческие методы культурно-досуговой деятельности.

Проведенный в 1996 г. опрос показал, что из трех родовых мето­дов культурно-досуговой деятельности специалисты учреждений культуры в городе в совершенстве владеют одним методом: театра­лизации— 53,8%, иллюстрирования — 29%, игры—16%, а двумя методами и более — 38% опрошенных. В сельской местности результа­ты следующие- театрализацией владеют 36,4%, иллюстрированием — 21,3%, игрой — 44,2%, а двумя методами и более — всего 27%.

Другие методы, используемые в культурно-досуговой деятельно­сти, условно следует разделить на две группы: обеспечивающие функционирование организаторской и методической деятельности.

Организаторскую деятельность обеспечивают прежде всего эко­номические и административно-правовые методы. Экономические методы (хозяйственный расчет, разные формы материального сти­мулирования и др.) занимают 12% в системе методов, используемых в технологии культурно-досуговой деятельности. Административно-правовые методы управления регулируют взаимоотношения органов управления и специалистов и сотрудников учреждений культуры. Эти методы направлены на создание оптимальных условий деятель­ности учреждений культуры.

Правовой метод — научный метод, основанный на равноправных и взаимовыгодных отношениях сторон. Анализ показывает, что ад­министративно-правовые методы являются пока тормозом в органи­заторской деятельности. Пока здесь наиболее широко используют метод логических рассуждений, структура которого включает: ясное понимание проблемы, требующей решения; учет различных альтер­нативных решений; сбор любых фактов, способных помочь в выборе конкретной альтернативы; взвешивание собранных фактов и здравая оценка их при выборе окончательного курса действий. Метод логических рассуждений — это системный, опирающийся на факты подход к решению стоящих перед учреждениями культуры проблем. Применение этого метода позволяет свести к минимуму количество неверно принимаемых решений.

В методической деятельности используются методы, органически вытекающие из ее природы. Наиболее эффективным считается риту­ально-обрядовый метод, на который пока приходится всего 28% удельного веса. Эффект этого метода в том, что в период подготовки и проведения праздников и обрядов он регулирует поведение участ­ников, способствует содержательно-эмоциональному подъему, соз­данию праздничной атмосферы..

К сожалению, пока существует целый ряд методов, выпадающих из практической деятельности учреждений культуры, и прежде всего метод ориентирующей ситуации. Этот метод может быть продукти­вен, ибо он характеризуется созданием условий для деятельности, в которой специалист учреждения культуры может непосредственно не участвовать в каком-то деле, а доверить его активистам.

Высока эффективность и у метода изменения или сохранения ро­левых элементов, который функционирует на основе исполнения роли, регулирующей деятельность и поведение людей, их исполняющих. Этот метод позволяет участвовать в работе учреждений культуры всем же­лающим, раскрывает новые качества личности, предъявляет к личности высокие требования, формирует новые интересы и потребности.

В специфических способах творчества в учреждениях культуры существенным образом отражается логика художественных идей. Это значит, что различные творческие методы, используемые в уч­реждениях культуры, имеют свои технологические корни.

При выборе творческих методов подготовки и проведения различ­ных культурно-досуговых программ следует опираться на различные модификации использования непосредственных методов, дополняющих палитру структуры технологии культурно-досуговой деятельности.

Наиболее эффективен в технологическом отношении сюжетно-ролевой метод, который функционирует на основе исполнения роли, определяемой сюжетной коллизией, которая регулирует деятельность и поведение людей, их исполняющих. С помощью этого метода мо­жет осуществляться эффективная подготовка программ практически всех типов, что позволяет вовлечь в работу учреждений культуры всех желающих, раскрыть их таланты в процессе культурно-досуговой деятельности.

Полученные в 1995 г. данные показывают, что 63,4% посетителей отвергают прямые методы воздействия на аудиторию, а 30,3% счи­тают, что они готовы ходить в учреждения культуры, если там будут использованы опосредованные методы воздействия. К последним следует отнести и видео, совершающее настоящую революцию в сфере досуга. Во всех крупных городах появились видеотеки. У населения находятся сотни тысяч индивидуальных видеомагнито­фонов, а с той поры, как социологи предприняли попытку доказать, что магистральный путь — коллективное использование видео, появились видеомагнитофоны и в учреждениях культуры. Преимущество видео — в способности сделать фильм для нескольких зрителей. "Тираж: один экземпляр' — вот его теоретический идеал, к которому стремятся, даже выпуская кассету для сотен тысяч. Принципы видео: "Избранное и для избранных", "Только для киноклубов". "Только для интуристов" (кассета-сувенир), "Только для автолюбителей" (кассета-тренажер), "Только для тех, кто живет в глубинке и не имеет возможности попадать на премьеры", "Только для любителей народного творчества" и т.д.

В результате дифференцированного подхода современному видео­зрителю доступны многие источники информации и искусства. На­пример, цикл "Мыслить и работать по-новому" необходим всем; "Уроки Шаталова" — для переподготовки педагогов; "Компьютер­ный либкез" или танцевальная игротека для дискотек—в помощь работнику культуры. Возможности выбора тематики безграничны. Это показывает, что в настоящее время видеопроизводство не учи­тывает специфики проката в учреждении культуры. В культурно-досуговой деятельности необходимы видеокассеты не вместо лекций, а в помощь лектору; не вместо учебных, экспериментальных, лабораторно-творческих, студийных занятий (в учебном заведении, кол­лективе, кружке, семинаре), а для этих занятий.

Так как у видео существенно иной, чем у телевидения и кинема­тографа, коммуникационный "код", то и в самой структуре видео­фильма должна быть претворена техническая возможность видео: нажатием клавиши остановить мгновение — эпизод, кадр, возмож­ность повторить его (особенно это актуально в научно-практическом, учебно-методическом аспектах), чего нет у кино- и телезрителя.

В настоящее время во многих учреждениях культуры "видео" за­нимает ведущее место по привлечению зрительской аудитории, не­смотря на огромное количество проблем, требующих его совершен­ствования, как содержательных, так и технических.

Опыт показывает, что для того, чтобы выбрать верный метод для культурно-досуговой программы, недостаточно только хорошо раз­бираться в законах ее драматургического построения, понимать спе­цифику той или иной конкретной формы программы, надо еще уметь использовать педагогический потенциал родовых режиссерских ме­тодов иллюстрирования, театрализации и игры, с помощью вырази­тельных средств которых создается зрелище—решается серьезная, актуальная социально-педагогическая и психологическая задача.

В научной литературе до сих пор есть разночтения в понятии этих методов. Д.М. Генкин неоднократно отмечал, что нередко под теат­рализацией понимают "иллюстрирование каких-либо положений, высказываемых в ходе тематического вечера песней, танцем, худо­жественным чтением и кинофрагментом, театральным действием", т.е. одно понятие подменяют другим.

Автор выяснил, что 2,5% специалистов учреждений культуры считают, что театрализация — это всего лишь декоративно-музыкальное оформление клубных мероприятий и праздников, ху­дожественная иллюстрация каких-либо положений, что допустимо внесение элемента театрализации и в практику деятельности оркест­ра народных инструментов, что элементы художественного иллюст­рирования или театрализации могут быть включены в структуру игровой клубной программы и т.д. По сути, во всех случаях ставится знак равенства между понятиями "театрализация", "иллюстрирова­ние", "игра". Поэтом)' и отсутствует единое понимание методики создания и проведения культурно-досуговых программ. Иллюстри­рование, театрализация и игра — способы художественного решения темы, их нельзя "ввести" в программу, ибо с их помощью она созда­ется, реализуется драматургический и режиссерский замыслы. Вот почему исследование этих методов имеет важное принципиальное значение для теоретического и практического осмысления всей мето­дики подготовки и проведения культурно-досуговых программ.

Художественное решение темы в культурно-досуговой программе осуществляется в виде образной совокупности из различных видов искусства и способов, позволяющих художественно организовать драматургический материал, соподчинив используемые выразитель­ные средства поставленной цели.

Д.М. Генкин считал, что именно "художественная пропаганда в клубе предполагает разработку драматургии театрализованных форм работы". Кстати, он же далее указывает на равнозначность для клубной методики и иллюстрирования и театрализации, отказывая почему-то игре в праве на драматургическую организацию. Методы иллюстрирования театрализации и игры совместно с драматургическим методом монтажом соединяют выразительные средства в соответст­вии с темой и творческим замыслом постановщика. Важно опреде­лить меру и порядок использования различных художественно-выразительных средств, составляющих "строительный материал" культурно-досуговой программы.

Выбор режиссером-постановщиком метода иллюстрирования или театрализации, или игры зависит весьма ощутимо от правильно най­денного вида метода монтажа (конструктивного или ассоциативно­го) Иллюстрирование, театрализация и игра как способы режиссер­ской организации материала имеют различную природу и специ­фические особенности. Однако они едины в своем предназначении с драматургическим методом монтажа добиться активизации аудито­рии, создать необходимые условия для участия максимального числа зрителей в программе.

Подробно рассматривая понятия режиссерских родовых методов культурно-досуговой деятельности, автор подчеркивает приоритетное значение содержания культурно-досуговой программы. Подлинная суть театрализации в современных досуговых программах — поиски художественного образа для передачи содержания. Художественный образ и подчиняет себе все используемые компоненты (выступления очевидца события, поэтические, прозаические и т.п.). Иллюстриро­вание т.е. показ содержания, его демонстрация в документальной, или схематически-предметной форме, это воспроизведение инфор­мации в какой-либо зримой форме восприятия.

Следовательно, в усилении звучания основной темы, ее воздейст­вии на зрителей и состоит суть иллюстрирования как одного из ве­дущих методов создания культурно-досуговых программ, особой организации содержания информационного материала. Под методом иллюстрирования подразумевается синтез различных эмоционально-выразительных средств, призванных сделать материал зримым, доступным, воздействующим через рациональное на эмоциональное начало личности. Во всех случаях в рамках однородного по содержа­ния информационно-развивающего материала иллюстрирование средствами документа и предмета создает зримый образ практически каждой формы культурно-досуговой программы. При этом оно не просто вносит элемент зримого восприятия содержания программы. а раскрывает, развивает, углубляет, конкретизирует тему. Одна и та

же тема может быть проиллюстрирована, т.е. показана, разнообраз­ными выразительными средствами по-разному.

Предпочтение, которое режиссер-постановщик отдает при подго­товке различных типов культурно-досуговой программы, эмоцио­нальной или рациональной стороне зависит от содержания програм­мы, от характера контакта с аудиторией. Одна группа аудитории учреждения культуры предпочитает театрализованные формы, дру­гая — иллюстрированные методы подачи материала, а третья — участие в игре. Например, в лекции, которая является методом распространения знаний и формой культурно-досуговой деятельности, использовался метод иллюстрирования в единицах: книжных выставок, фотостендов или экспозиций репродукций и художественного чтения, музыки.

В основе своей эти же принципы относятся и к театрализации. Поэтому в следующем разделе пособия мы осветим их в несколько ином ракурсе.

Родовые методы в учреждениях культуры приобретают "много­мерную конфигурацию", которая обусловливает их особую слож­ность, неоднозначность и противоречивость многих тенденций, значительный "поисковый разброс", затрудняющий видение общей перспективы развития. Главное здесь то, что родовые методы прони­зывают всю деятельность учреждений культуры, органично соединяя информацию, искусство и публицистику, превращая их в эффектив­ный инструмент эмоционального воздействия на аудиторию.

За последние годы культурология добилась определенного при­ращения знаний о художественности в деятельности учреждений культуры. Расширились представления о закономерностях творчест­ва, о структуре, общественно-инициативном характере художествен­но-эмоционального воздействия на зрителей-слушателей в художест­венно-публицистической программе.

Метод театрализации наиболее близок художественно-публи­цистической программе, потому, что располагает теми же выразитель­ными средствами, но главное — это наличием композиции, которая ставит все выразительные средства на принципах художественности. Метод театрализации призван создать зрелищно-активную ситуа­цию, при которой каждый присутствующий на художественно-публицистической программе будет уже не просто пассивным созер­цателем, а активно реагирующим зрителем. В такой ситуации чело­век в массе, вместе с другими, проникается общим настроением, его увлекают единый порыв, коллективное устремление и действие.

Методы иллюстраций и театрализации в синтезе используются в различных комплексных формах, как праздник, обряд, ритуал, тема­тический вечер и т.д.

Следующий режиссерский родовой метод культурно-досуговой деятельности — игра, который слабее разработан теоретически и чаще применяем на практике.

Л. С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружаю­щим предметам.

Переход действия в воображаемую ситуацию действительно ха­рактерен для развития специфических форм игры. Однако создание мнимой ситуации и перенос значений не могут быть положены в основу понимания игры. Главные недостатки этой трактовки игры таковы. Первое: она сосредотачивается на структуре игровой ситуа­ции, не вскрывая источников игры. Перенос значений, переход в мнимую ситуацию не является источником игры. Попытка истолко­вать переход от реальной ситуации к мнимой как источник игры — это лишь отклик психоаналитической теории игры. Второе: интерпре­тация игровой ситуации как возникающей в результате переноса значения и тем более попытка вывести игру из потребности мыслить значениями является сугубо интеллектуальной. И наконец, третье: превращая хотя и существенный для высоких форм игры, но произ­водный факт действий в мнимой, т.е. воображаемой, ситуации в исходный и потому обязательный для всякой игры, эта теория, не­правомерно суживая понятие игры, произвольно исключает из нее те ранние формы игры, в которых ребенок, не создавая никакой мни­мой ситуации, разыгрывает какое-нибудь действие, непосредственно извлеченное из реальной ситуации. Исключая такие ранние формы игры, эта теория не позволяет описать игру в ее развитии.

Д.Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций этого действия. Она представляется как продукт развития, притом опере­жающего потребности практической жизни. Серьезный дефект этой теории состоит в том, что она рассматривает игру как действие со­зревших функций, а не деятельность, рождающуюся во взаимоотно­шениях с окружающим миром. Такое объяснение "сущности" игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.

Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигро­вой деятельности и усложняясь в своем сюжетном содержании, при­нимает новые специфические формы и черты. При этом сложность сюжетного содержания и, главное, совершенство, которого требует на более высоких уровнях развития его воплощение в действии, придают игре особый характер. Игра становится искусством. Это искусство требу­ет большой особой работы над собой. Искусство становится специально­стью, профессией. Игра здесь переходит в труд. Играющим, дейст­вующим в игре —искусстве актером являются лишь немногие люди.

Феномен игры становится наиболее понятным, если рассматри­вать его как явление личностное: потребность личности в игровом поведении, способность "входить" в игровой режим обусловлена особым видением мира и связана с силой творчески-преобразующей потребности. Умение играть — это обязательно показатель культуры как личности, так и общества в целом. Мир игры действует по своим законам, нормам и отношениям.

Стремление "человека играющего" к максимальному творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала становится возможным при обеспечении индивидуализации, через которую лич­ность и проявляет свое "я" в игре. На теоретическом уровне исследова­ния игрового знания определились в том, что игровое поведение лично­сти обладает двумя потенциалами: проявления своей индивидуальности и социализации. Это значит, что движущей силой игры является ситуа­ция противоречия: регламентируемые традицией социокультурные ценности и неповторимо индивидуальный способ их освоения.

Для более точного научно-теоретического понимания сущности по­тенциала игровой культуры личности, самой возможности проявления

этого потенциала в услов







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1415. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Эндоскопическая диагностика язвенной болезни желудка, гастрита, опухоли Хронический гастрит - понятие клинико-анатомическое, характеризующееся определенными патоморфологическими изменениями слизистой оболочки желудка - неспецифическим воспалительным процессом...

Ученые, внесшие большой вклад в развитие науки биологии Краткая история развития биологии. Чарльз Дарвин (1809 -1882)- основной труд « О происхождении видов путем естественного отбора или Сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь»...

Этапы трансляции и их характеристика Трансляция (от лат. translatio — перевод) — процесс синтеза белка из аминокислот на матрице информационной (матричной) РНК (иРНК...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.015 сек.) русская версия | украинская версия