Студопедия — Рукопашных состязаний
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Рукопашных состязаний






Классификация, систематика и терминология

Работа над темой данного исследования, как любого другого исторического исследования, в первую очередь предполагает определение некоторых основных терминов.

Б. В. Горбунов впервые ввел в научный оборот понятие " традиционные рукопашные состязания или народные способы борьбы ". Под этим термином он понимает традиционные соревнования соперников посредством ударов или захватов без применения оружия, зародившиеся в глубокой древности и длительное время отвечавшие насущным потребностям человека[65]. Нам видится необходимым для более масштабного изучения предмета на общелогических основаниях дать более широкую трактовку этого понятия. Традиционные рукопашные состязания - общественно-исторический феномен, возникающий в любом аграрном обществе и влияющий на различные сферы жизни социума. Они являются частью национальных способов физического воспитания, и их суть состоит в прямом противодействии соперников посредством ударов или захватов, а также предметов (палок, холодного оружия и т. п.).

Наряду с термином " традиционные рукопашные состязания " в этой работе широко используется понятие " рукопашный бой ". Всевозможные способы физического противодействия, как игрового - состязательного, так и реального - прикладного, русские называли рукопашным боем. В. И. Даль в "Толковом словаре живого великорусского языка" объясняет народное понимание этого словосочетания: "Рукопашь, рукопашка, рукопашье, рукопашный бой, драка, схватка, ручной бой, холодным оружием или дубинами и кулаками"[66]. Впервые этот термин упомянут в древнерусском произведении XIII в. "Моление Даниила Заточника", где говорится "борется рукопашь с лютым зверем"[67]. Рукопашный бой в широком смысле слова - это прикладной бой (как способ выживания в экстремальной ситуации) и состязательная традиция (борьба, кулачный бой и палочное фехтование).

Под термином " функциональная модель традиционных рукопашных состязаний "понимаются как непосредственные способы противодействия соперников в рукопашных состязаниях (кулачном бое, борьбе, палочном фехтовании), так и форма (условия, правила, модель) самих состязаний.

Определив основные понятия, используемые в этой работе, необходимо структурировать изучаемый предмет народной культуры. Поэтому прежде всего остановимся на классифицировании и систематизировании исследуемых элементов народной культуры. Большое количество описаний разнообразных видов рукопашных состязаний и технических приемов при отсутствии классификации представляет собой материал, который трудно изучать. Классифицирование основных элементов русского рукопашного боя позволяет создать строгую, монолитную конструкцию, все элементы которой взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Разделение на классы с учетом исторических данных, группировка отдельных объектов и систематизация их путем сравнения характеризуют классификацию и систематику как объективный метод исследования. Их задачей является отражение сущности русского рукопашного боя, в результате создана научно обоснованная терминология русского рукопашного боя.

Это позволяет получить фотографический образ техники рукопашного боя и традиционных состязаний, понять место каждого элемента в системе, сделать правильные выводы о генезисе и эволюции явления, обнаружить общие и различные черты с аналогичными видами состязаний у других народов. Тем самым закладываются основы сравнительного анализа традиционных рукопашных состязаний различных народов. На основе классификаций, предложенных в данной работе, можно классифицировать и систематизировать технику боя и виды традиционных рукопашных состязаний, сложившиеся у разных народов.

Классификация и систематика не могут быть созданы без предварительной работы по определению понятий (удар, увертка, перевод, бросок, сваливание и т.д.). Следует заметить, что в истории русского рукопашного боя процесс формирования отдельных названий (положений, приемов) имел место до появления понятия классификации и тем более систематики. Так, по свидетельству Г. И. Фомина, "у кулачников" существовала "своя терминология, свой жаргон"[68]. Другой современник сообщает, что для обозначения ударов "среди кулачных бойцов существовал даже особый язык, лаконический и понятный лишь тем, кто считался заправским мастером"[69]. Б. В. Горбунов, развивая эту мысль, пишет: "бытовали общие и локальные термины, причем число последних очень велико"[70]. Опросы участников состязаний, осуществленные нами на территории Тамбовской области, также говорят о существовании народной терминологии для обозначения как непосредственно видов состязаний, так и для техники, тактики и различных ситуаций боя.

Для нас основными предметами классифицирования и систематизации являются традиционные рукопашные состязания как явление, а также двигательный образ - техника рукопашного боя. Поэтому нами будут представлены вниманию две классификации. Первая - традиционных видов рукопашных состязаний, вторая - техники этих состязаний.

Классификация и систематизация видов традиционных рукопашных состязаний. Первую классификацию традиционных форм русского рукопашного боя мы обнаруживаем в работах В. И. Даля. Хотя она не описана как таковая, сущность ее становится понятной из определения терминов. Анализ статей "Толкового словаря живого великорусского языка" показывает, что распространенные в России формы состязаний в народном сознании были представлены в виде системы. Ее основой была народная классификация. Объединяющим термином здесь является понятие "рукопашный бой" (драка), который складывается из элементов состязательной традиции (кулачного боя, борьбы и палочного фехтования). Далее идет конкретизация видов: кулачный бой - один на один, стенка на стенку, сцеплялка-свалка; борьба - в одну ручку, в схватку, на поясах; фехтование (палочный бой) - не конкретизируется. Эта классификация имеет только уровни классов и подклассов. Она не отражает всего регионального многообразия форм состязаний, однако дает наиболее общую характеристику изучаемого явления, показывая его функционирование на игровом и прикладном уровнях. Ниже приведены определения, данные В. И. Далем для различных терминов.

Кулачки - кулачный бой, драка кулаками, для забавы, из молодечества, англ. бокс. Наши кулачные бои были: одиночные, один на один и стена на стену.

Сцепная драка, сцепной кулачный бой или сцеплялка - свалка врассыпную; кулачный бой бывал один на один, единоборство; стенка на стенку, где не выходили из ряда, а старались сбить, попятить и погнать весь противный строй; сцеплялка, рассыпной, где всякий схватывался в одиночку, и это самый жестокий.

Бороть, барывать кого, осиливать в борьбе, одолевать борючись: валять, ломать, бросать наземь, пытая силы и ловкость, или же в драке. - ся с кем, борухаться зап., борюкаться юж. схватясь с противником, шутя или в бою, в драке, один на один, стараясь повалить его, свалить наземь... Борение, борьба - вообще, усилие одолеть противника, состязание двух сил; единоборство без оружия и без побоев и драки, где противники только стараются побороть друг друга, свалить с ног[71] (см. приложение 2).

Серьезные попытки классификации традиционных состязаний, но уже только в борьбе, были предприняты исследователями в XX в. Так, в учебнике под редакцией Н. М. Галковского[72] представлена классификация, где в качестве объекта исследования взяты состязания различных народов. Эта классификация делит существующие виды борьбы на семь групп, в основу положен основной признак каждого вида борьбы - разрешенные правилами действия и приемы, направленные на достижение победы над противником. Приведем эти группы:

1) борьба в стойке без действий ногами и захватов ниже пояса;

2) борьба в стойке с действием ногами и без захватов ниже пояса;

3) борьба в стойке с действием ногами и захватами ниже пояса;

4) борьба в стойке и партере без действий ногами и захватами ниже пояса;

5) борьба в стойке и партере с действиями ногами и захватами ниже пояса;

6) борьба в стойке и партере с действием ногами, захватами ниже пояса и болевыми приемами;

7) борьба в стойке и партере с действием ногами, захватами выше и ниже пояса, болевыми и удушающими приемами.

Некоторые из групп, в свою очередь, делятся на несколько подгрупп. На наш взгляд, классификацию трудно использовать в исследованиях из-за того, что она не отражает всего многообразия форм народных видов борьбы. В ее основу положены разнородные признаки, которые говорят не в пользу ее объективности. По своей сути классификация как научный метод познания должна стимулировать исследовательскую работу, представляя новые данные. Схема Н. А. Галковского имеет рамочный характер и дает лишь описательное представление о состязаниях в борьбе.

Интересна классификация традиционных рукопашных состязаний, предложенная Б. В. Горбуновым (см. приложение 3)[73]. Она имеет много общего с народной схемой В. И. Даля, однако более детально рассмотрены виды состязаний на третьем уровне, где описываются различные региональные варианты. Например, для борьбы описана возможность применения различных захватов и действий ногами. На уровне классов состязания, как и в работе В. И. Даля, делятся на два основных вида: кулачный бой и борьбу, что в общем представляется правильным. Уровень подклассов представлен в виде деления собственно на виды состязаний с народными названиями. Отсутствие уровня подгрупп также свидетельствует о том, что классификация не отражает всего многообразия форм и имеет описательно-демонстрационный характер, что не способствует более глубокому анализу явления. Она по своей сути закрытая, то есть не дает возможности ее расширения в случае обнаружения новых видов состязаний. К тому же ее затруднительно применить к состязаниям других народов, что демонстрирует узость ее функциональных возможностей.

Прикладной рукопашный бой является практическим навыком, выработанным в состязательной традиции. Он включает в себя все технические действия, используемые в состязаниях. Следовательно, основным предметом классификации должны стать мужские игры.

Описанные выше классификации не отражают всего многообразия конкретных форм народных видов борьбы и кулачного боя, так как сами состязания обладают множеством конкретных функциональных различий в правилах и условиях, что затрудняет их однозначную характеристику.

Процесс работы показывает необходимость дальнейшего совершенствования классификационных схем. Поэтому мы предлагаем следующую типологизацию видов состязаний, применимую к изучению этого элемента народной культуры любых народов. Все многообразие конкретных форм состязаний, взятое в качестве объекта исследования, на основании изученного массива данных может быть сведено к минимальному количеству фундаментальных типов. В плане методологическом это означает, что все многообразие форм традиционных рукопашных состязаний объединяется емким и наиболее широким понятием, чтобы представить его как единичное целое. Таким понятием и является термин "традиционные рукопашные состязания". При исследовании этого единства необходимо выделить в нем наиболее существенные отличительные признаки и именно их положить в основу классификации традиционных рукопашных состязаний как логическое основание.

Таким образом, полученное абстрактное единство будет дифференцировано и конкретизировано на логических основаниях. А это означает, что состязания могут быть продифференцированы по трем фундаментальным типам. Ими являются борьба, кулачный бой, фехтование (бой на палках). Необходимо отметить, что при использовании этой классификации для исследования традиционных рукопашных состязаний других народов термин "кулачный бой" может быть заменен на термин "ударные виды". Это будет актуально при изучении состязаний, где используются удары ногами.

В приложении 4 наглядно показано, как традиционные рукопашные состязания конкретизируются, проявляя себя в трех фундаментальных типах, причем каждый включает в себя состязательный (учебный) и прикладной аспекты рукопашного боя. Каждый тип традиционных рукопашных состязаний функционирует на двух уровнях: состязательном - уровне учебной деятельности и прикладном - уровне трудовой деятельности.

Каждый из трех фундаментальных типов традиционных рукопашных состязаний обладает собственным, присущим лишь ему одному способом целенаправленного воздействия на соперника. Так, в борьбе таким воздействием является совокупность действий (или приемов), приводящих к изменениям положения борцов по отношению к земле. В кулачном бое (ударном виде) таким воздействием является совокупность ударных действий, в фехтовании - совокупность ударных воздействий предметом (палкой, дубиной и т. д.).

Отсюда становится ясным, что критерием, по которому разделяются традиционные рукопашные состязания, является именно воздействие на соперника, присущее тому или иному типу. Оно и является логическим основанием для классификации традиционных рукопашных состязаний. А так как сейчас просматриваются лишь три специфических способа воздействия на соперника во время состязательного поединка, то и фундаментальных типов, на которые дифференцируются традиционные состязания, тоже три. Таким образом, на уровне классов нами выделяется фундаментальный тип состязаний.

На уровне подклассов выделяется ключевой признак, характеризующий фундаментальные типы состязаний. Для кулачного боя и фехтования - это коллективные и одиночные состязания, для борьбы - борьба с предварительным формированием захвата и без формирования захвата.

На уровне групп нами выделяются собственно виды состязаний с характеристикой основного отличительного признака (бой с построениями стенками, один на один, захватом в обхват и т.д.). Как правило, на этом уровне традиционные названия закрепляют в быту и народной речи различия между видами состязаний.

Подгруппы закрепляют особенности проведения состязаний в том или ином виде, характеризуют правила. Этот уровень, как и предыдущий, может закрепляться народными терминами ("удар на удар", "на одну ручку", "через бревно" и т. д.). Расшифровкой могут служить особенности проведения состязаний в разных районах, так как традиционные правила нередко содержат положения, расширяющие или сужающие круг действий и условий конкретного вида этих народных игр.

Подобная классификация традиционных рукопашных состязаний по своей сути является естественной (в противоположность искусственным классификациям), поэтому позволяет дать характеристику всем видам состязаний, включая региональные особенности их проведения. В случае обнаружения новых видов состязаний их можно включить в классификационную схему, расширяя тот или иной раздел.

Прикладной рукопашный бой является объединяющим для всех фундаментальных типов, так как является полигоном для применения навыков, полученных в рукопашных состязаниях. Таким образом, традиционные рукопашные состязания являются обучающей деятельностью, а прикладной рукопашный бой - применением выработанных навыков на практике, или трудовой деятельностью.

Классификация и систематизация техники русского рукопашного боя. Следующим предметом классификации для нас стала техника традиционных состязаний и прикладного боя. Что же является объектом классифицирования в технике русского рукопашного боя? Это совокупность действий (или приемов), приводящих к изменениям положения бойцов по отношению к земле, если речь идет о борцовской технике, и характер ударного воздействия, если речь идет о кулачной технике или фехтовании. В свою очередь, приемы борцовской, кулачной и фехтовальной техники в полном объеме составляют арсенал прикладного боя. Также классификации подлежат удушающие и болевые приемы. Задачей классификации в данном случае является распределение огромного разнообразия технических приемов, описанных в источниках, на классы и приведение классифицируемого материала в систему, которая будет способствовать дальнейшему целенаправленному исследованию основ русского рукопашного боя.

Одной из первых классификаций действий, применяемых в борьбе, стала работа, предложенная А. А. Харлампиевым в 1937 г. на Всесоюзном сборе тренеров[74]. Основным недостатком, как и типологизации 1952 г., отраженной в работе Н. М. Галковского, А. З. Катулина, Н. Г. Чионова "Борьба"[75], стало то, что они не отражали всего многообразия действий, применяемых в борьбе.

При классифицировании техники боя нами использован опыт, приведенный в работе А. П. Купцова[76]. Здесь вводится описание технических действий, используемых в борьбе, где основой служит характеристика основного ключевого действия атакующего. Эта классификация нами существенно расширена. В нее включена характеристика всех возможных ударных действий ногами и руками. Таким образом, предлагаемая нами схема является единой для всех возможных технических действий, которые могли или могут применяться в традиционных рукопашных состязаниях или прикладном бое. Основные положения этой работы свидетельствуют о возможности использования данной классификации для анализа техники борьбы русского рукопашного боя, причем как его исторической функциональной модели, так и современной адаптированной схемы. К тому же основные принципы и методы классифицирования, изложенные в этой работе, позволяют говорить о возможности создания единой классификации для борцовской и ударной техники русского рукопашного боя (см. приложение 5).

В основе классификации техники русского рукопашного боя, предложенной нами, лежит принцип характеристики основного, ключевого действия атакующего, причем в единой схеме классифицируются ударная и борцовская техника как взаимодополняющие и взаимосвязанные элементы прикладного боя. При этом необходимо учитывать, что в народных состязаниях по борьбе или кулачному бою ограничивалось то или иное ключевое воздействие, в зависимости от характера состязания. Например, в стеношном бое не применяются удары ногами и элементы борьбы.

Следуя за сложившейся в современном спорте схемой и опираясь на исследования традиционных рукопашных состязаний, технику боя делят на применяемую в стойке (бой стоя) и лежа (бой лежа), далее следуют удары, броски, переводы и т. д. Таким образом, нами определены два уровня классификации из четырех.

Правильность созданной классификации проверяется систематикой. Систему в данном случае представляют собой уровни классификации, расположенные определенным образом, где более значительные подразделения находятся на более высоком уровне. Мы пользуемся названиями уровней, принятыми в биологических классификациях. Важно, чтобы более высоким уровням давались названия более высокого ранга. Кроме схемы в целом, системой является и каждый из уровней классификации.

Классы объединяют технические действия, выполняемые в бою стоя или бою лежа (I уровень).

Подклассы объединяют действия бойцов - удары, броски, переводы, перевороты и т. п. (II уровень).

Группы объединяют понятия, характеризующие основное действие атакующего бойца: прямой удар рукой, опорный удар ногой, бросок прогибом, бросок наклоном, бросок поворотом и т. п. (III уровень).

Подгруппы объединяют по общим признакам те приемы, которые входят в одну группу, но отличаются по постановке ног, захватам, действиям ногами и другим особенностям выполнения, т. е. представляют собой варианты технических действий (IV уровень).

Пользуясь этим построением системы, можно образовать названия всех приемов (технических действий) и выстроить их в порядке возрастания сложности проведения, что также является системой. Предварительный эмпирический анализ показывает, что любое техническое действие, известное из исторических источников, укладывается в данную классификационную схему.

В данной классификации наблюдается иерархическое деление, т. е. последовательное деление множества объектов на подчиненные подмножества. Любой из уровней классификации при необходимости и в связи с развитием теории русского рукопашного боя может быть расширен. Например, на уровне групп могут появиться новые группы бросков, новые группы ударов и т.п. Этот связано с возможным привлечением новых исторических данных и т. д.

После того как в классификации были определены положения боя стоя и боя лежа, а те, в свою очередь, разделены на удары, броски, переводы и т.д., был поставлен вопрос о том, как выполнено то или иное техническое действие - бросок или переворот: прогибом, наклоном, прямой или боковой удар рукой и т. д. Необходимо было выделить следующую по значению категорию классификации - характеристику основного действия атакующего.

Затем следует уровень, который определяет захват и действие ног, а также перемещения бойцов. В этом проявляется субординация классифицируемых объектов, т. е. бросок подворотом может быть с различными захватами, с подножкой и без подножки; бросок прогибом может быть с подсечкой и без подсечки; прямой удар рукой может быть выполнен с передней или задней руки, со смещением с осевой линии вышагиванием или зашагиванием, однако неизменными останутся движения атакующего: поворот спиной, прогиб или прямое ударное движение рукой. Это дает им право занимать более высокий уровень в классификации.

Таким образом, четыре вышеуказанных уровня, будучи подразделениями классификационной схемы, помогают получить представление о сущности техники русского рукопашного боя, которое позволяет квалифицировать приемы боя, выявленные в ходе исторического исследования традиции. Это делает возможным реконструировать функциональную модель русского рукопашного боя для различных периодов, а также способствует достижению положительных результатов в обучении и в спортивной практике. Подобная работа важна как для становления теории русского рукопашного боя (выявления генезиса и эволюции явления, обнаружения инноваций), так и для практического использования этих данных при подготовке показательных программ.

Терминология техники русского рукопашного боя. Научная терминология техники рукопашного боя необходима для целенаправленного изучения функциональной модели, характерной для различных исторических периодов. Народные названия затрудняют научное обоснование проблемы и становятся непреодолимой преградой при классифицировании и систематизации техники русского рукопашного боя. Классификация и систематика предполагают чистоту терминологии. Вместе с тем исторические названия приемов необходимо накапливать и систематизировать и после тщательного изучения относить к определенным классификационным группам.

Образование названий приемов, познание сущности русского рукопашного боя потребовало создания многоуровневой классификационной схемы, без которой невозможно было бы отразить суть функциональной модели, описать и систематизировать исторические данные. Классификация создается в интересах изучения основ русского рукопашного боя, являясь источником обогащения наших знаний. Терминология является конечным результатом классификации. Так, после определения понятий каждого из уровней классификации появилась возможность образовать названия всех приемов, известных из источников. В названии приема, как правило, не указывается класс, к которому относится прием, т. е. к бою стоя или бою лежа. Поэтому название каждого приема начинает формироваться с подкласса. В каждом полном названии приема должны быть три основные части, указывающие на его место в классификации:

1) к какому подклассу относится прием (удар рукой, удар ногой, бросок, переворот, удержание и т.д.);

2) к какой группе относится прием, т. е. характеристика основного действия атакующего спортсмена (прямой удар, боковой удар, бросок прогибом, бросок вращением, бросок скручиванием и т. д.);

3) к какой подгруппе относится прием, т. е. какой в данном случае имеется в виду вариант приема, определяемый захватом руками, действиями ног и другими деталями выполнения.

Возьмем пример, показывающий порядок образования названий приема на основе анализа исторического источника.

А схватил Илья да за резвы ноги,

Да бросит Илья да о кирпитцян пол...[77]

- Что описано в источнике?

- Бросок.

- Как он был выполнен?

- Наклоном.

- С каким захватом или деталями выполнен?

- Захватом обеих ног.

В целом название приема выглядит следующим образом: бросок наклоном с захватом обеих ног.

Или другой пример: "... метко бил его с размаха в левый бок"[78].

- Что описано в источнике?

- Удар.

- Какой удар?

- Боковой.

- С какими деталями выполнен?

- С размахом, вытянутой рукой под ребра. Видимо, дальней рукой.

В целом название приема выглядит следующим образом: удар боковой с размахом, вытянутой дальней рукой под ребра.

Описание приемов осуществляется в определенном порядке в соответствии с классификационной схемой сверху вниз: например, бросок прогибом захватом руки и туловища.

Данные описания показывают, что после двух слов, означающих подкласс и группу приемов, обязательно следует описание захвата, траектории удара, затем других действий рук или ног, а в заключение указываются такие детали приема, которые могут применяться, а могут не применяться в данном приеме: зашагивание, завис, приставной шаг и т. д. Если описывается удар, то в конце указывается зона, в которую он наносится: "под ребра", " в солнечное сплетение" и т. д.

Предлог "с" перед описанием захвата и характеристикой удара везде опускается. Союз "и" используется в тех случаях, когда кроме одного основного захвата, который описывается первым, данный прием производится дополнительно с другим захватом (например, переворот забеганием захватом руки и дальней голени). "Бросок захватом руки и туловища" означает, что захват руки и захват туловища выполнены отдельно друг от друга и руки атакующего не соединены. В тех случаях, когда различные части тела атакуемого борца захватываются единым захватом, употребляется предлог "с". Например, бросок прогибом захватом туловища с рукой. Кроме того, предлог "с" употребляется, когда требуется показать, что основное атакующее действие (подворот, прогиб или прямой удар) употребляется с такими деталями приема, как "подножка", "подсечка", "зашагивание", "завис", "передняя или задняя рука" и др. Если в названии приема указано действие ногами ("подножка", "подсечка" и др.), то слова "зашагиванием", "подшагиванием", "зависом" пишутся через запятую.

Для удобства описания захватов руки и ноги спортсменов называются одноименными и разноименными. Когда атакующий правой рукой захватывает правую руку или ногу атакуемого, то говорят "захват одноименной руки (ноги)", если правой захватывает левую руку (ногу), то "захват разноименной руки (ноги)". С целью конкретизации направления основного действия атакующего бойца в описании некоторых приемов вводятся слова "за себя", "от себя" и др. Дополнительно конкретизация захватов обеспечивается словами "снизу", "снаружи", "снизу - изнутри" и др.

Названия сокращаются по единым правилам. Если мы говорим "переворот скручиванием" или "прямой удар", то даем общую характеристику приема без деталировки. Такое обозначение соответствует названиям старой французской терминологии (если мы говорим о приемах борьбы) - "супле", "нельсон", "тур де бра" и др. или современной рабочей терминологии - бедро, мельница, вертушка, прямой удар, прямой с плеча и т. д.

Таким образом, мы, вслед за спортивной борьбой, указываем на возможность и необходимость использования трех способов передачи информации о технике боя:

1) полные названия приемов, которые образуются на основе классификационной схемы и обязательно состоят из трех частей. Эти части указывают на принадлежность данного приема к определенному подклассу, к определенной группе приемов внутри подкласса и на подгруппу, определяющую захват и другие детали приема. Полные названия призваны создавать "фотографический образ" технического действия;

2) неполные названия указывают только на принадлежность данного приема к подклассу и группе;

3) технические действия обозначаются историческими терминами - словами.

Таким образом, нами классифицированы и систематизированы следующие объекты исторического исследования: формы традиционных рукопашных состязаний и совокупность технических элементов, применявшихся в рукопашных играх и прикладном бою. Необходимо отметить, что предложенные нами классификации являются естественными и в случае обнаружения новых форм состязаний или технических элементов они могут быть внесены в соответствующие разделы. Метод классификации и систематики, как мы увидим далее, впервые дает возможность полноценно исследовать исторические источники и сделать вывод обо всей совокупности форм состязаний, а также создать фотографический образ применяемых в них технических действий. Анализ методом классификации и систематизации видов традиционных рукопашных состязаний предполагает возможность сравнить изучаемый элемент народной культуры с аналогичными формами, существующими у других народов, причем на строго обоснованной теоретической базе. Это, в свою очередь, максимально позволит избежать возможных неточностей, так как у разных народов существовало огромное множество состязаний, причем различных форм и видов. К тому же это будет способствовать более планомерному и детальному изучению этих народных игр русских. Исследователи неоднократно ставили вопрос о технике традиционных состязаний. Однако полноценный ответ на этот вопрос можно получить, только проанализировав технические действия, описания которых встречаются в исторических источниках. В этом случае метод классификации и систематизации представляется наиболее оптимальным. Нами рассматривается не абстрактное количество элементов, а конечное в рамках предложенной схемы. В результате появляется возможность судить о развитии технической базы состязаний в различные периоды истории. Представляется, что использование метода классификации и систематизации при изучении исторических источников по данной теме значительно обогатит наши знания и позволит сделать новые интересные выводы.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 387. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Типология суицида. Феномен суицида (самоубийство или попытка самоубийства) чаще всего связывается с представлением о психологическом кризисе личности...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка...

Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма...

Словарная работа в детском саду Словарная работа в детском саду — это планомерное расширение активного словаря детей за счет незнакомых или трудных слов, которое идет одновременно с ознакомлением с окружающей действительностью, воспитанием правильного отношения к окружающему...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия