Студопедия — Реконструкция конкретно-исторической модели
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Реконструкция конкретно-исторической модели






Помимо выявления форм и видов состязаний, вопрос о применяемой технике представляется весьма важным для создания полноценной картины явления. По классификационной схеме техники традиционных рукопашных состязаний, предложенной выше, будут описаны приемы состязаний и прикладного боя. При этом будет введена современная терминология для названия технических действий. Это позволит создать фотографический образ традиционных рукопашных состязаний и прикладного рукопашного боя. Главным образом, источники, на основе которых предпринято описание техники состязаний и прикладного боя, относятся к XIX - первой половине XX в.

Описание конкретно-исторической модели кулачного боя необходимо начать с характеристики традиционной терминологии техники боя. После определения традиционных названий для каждого приема и всестороннего анализа описания технического элемента в источнике будут даны названия, соответствующие уровням введенной выше классификации. Это даст фотографический образ изучаемого компонента функциональной модели. Под термином "функциональная модель" понимается совокупность приемов, тактических решений и принципов ведения боя, поддающихся достоверному восстановлению на основании исторических источников и свидетельств очевидцев, а затем идентифицированных по классификационной схеме техники русского рукопашного боя. Аналогичным образом нами будет рассмотрена и техника борьбы[183].

Как показывает анализ массива данных, народные названия приемам кулачного боя давались по названию места, в которое наносится удар (под дых, в рожество и т. д.), по ассоциации, которую вызывает прием (розуму до головки нагнати, бить дух дослухывая и т.д.), а также по описанию траектории или какого-либо характерного действия (перевертыш, тумак и т. д.).

I. Прямые удары пястно-фаланговой частью кулака. Эти удары наносились в голову и корпус. Традиционные названия прямых ударов в голову: "подставь фонарь"[184], "дать в хлебово"[185], "по сопатке"[186], "в рожество", "в личность", "фонари зажигать", "подколотить глаза в смятку", "во всю ширь", "в переносье", "чвакнуть промеж глаз", "засмалить у зубы, у морду", "дать в торец", "в пику дати", "дати бухана", "губки дати", "носа втерети", "носа вкрутити", "вставь окуляри", "в кадык"[187]. Традиционные названия прямых ударов в корпус: "чушку рубить", "с плеча"[188], "под душу"[189], "в душу", "под дых", "в живот", "положить гриба в живот", "штыком", "в подвздох", "бодком", "совком", "в здуховину", "в плеча", "в грудь", "тычок"[190], "туз" - удар кулаком (дать кому туза). Тузоклин, то же"[191].

Приведенные выше традиционные термины характеризуют удары, название которых мы приводим по классификационной схеме:

1) прямой удар (ближней или дальней рукой, в голову или корпус). Удар аналогичен прямому удару, использующемуся в технике бокса;

2) прямой удар с локтем, поднятым вверх (ближней или дальней рукой, в голову или корпус). Удар изображен на лубке конца XVIII в. (см. приложение 6). Этот удар очень популярен и присутствует в рассказах всех опрошенных нами информаторов. Удар отсутствует в технике бокса;

3) прямой удар с подачей плеча вперед (ближней или дальней рукой, в голову или корпус). Подобный удар отсутствует в технике бокса.

II. Боковые удары пястно-фаланговой частью кулака. Эти удары наносились в голову и корпус. Традиционные названия боковых ударов в голову: "затрещина", "оглоушина", "заушать - бить, давать затрещину"[192], "смазать по сусалам"[193], "свернуть салазки", "заехать по мусалам"[194], "справа по уху"[195], "с размаха по виску"[196], "пустить звонаря"[197], "височный"[198], "намылить сусалы"[199], "салазки подбить", "салазки своротить", "салазки вертеть", "загибать салазки", "сворачивать чавки", "поушина", "свистнуть по уху", "дать пляцки, плюху", "лечить зубы", "чесать зубы", "проехаца по зубам", "поднести завизжуху", "утереть кабаки", "стусана дати", "ляпаса дати"[200].

Традиционные названия боковых ударов в корпус: "отмачалить, настрочить, отвалять, отмять бока"[201], бока погреть"[202], "дать блоху"[203], "дать пирога", "отсочать бока", "отмочить бока", "обручи ломать", "шемнуть у бик, по ребрах", "дац кухталя", "под ребра"[204], "под мышку", "с размаха в левый бок"[205].

По классификационной схеме в этих традиционных названиях отражен следующий прием:

1) боковой удар (ближней или дальней рукой, в голову или корпус). Этот удар аналогичен ударам (свинг и хук) в боксе, в зависимости от того, с какой дистанции выполняется;

2) боковой удар с размаха вытянутой рукой (ближней или дальней рукой, в голову или корпус). Этот удар был заимствован отечественной школой бокса и исключен из обучения в тридцатых годах XX в. В современной тактике боя этот удар (только левой рукой) применяется лишь как ложный при подготовке к атаке[206]. Удар известен всем опрошенным информаторам. Удар изображен на акварели Ф. Г. Солнцева (этот элемент выполняется бойцом справа - правой рукой) (см. приложение 7). Для сравнения приводим изображение этого удара в учебнике по французскому боксу Ж. Шарлемона (см. приложение 10).

III. Удары снизу вверх пястно-фаланговой частью кулака. Удары этой группы наносились в корпус и голову, преимущественно в подбородок. Традиционные названия ударов снизу вверх: "под дых", "поддать духу", "дать под микитки", "под дыхло", "под девятое ребро", "штыка под жабры", "под сердце", "под ложечку", "поднять на воздуся", "пид груды", "дати духопелу, духопелкив, духу", "пiд ребро", "лiчить ребра", "пыд духи", "подъехать под микитки", "считать ребры", "бить дух дослухывая", "под бок"[207], "ткнул его в подбородок снизу вверх"[208].

Название по классификационной схеме: удар снизу (с ближней или дальней руки, в голову или корпус.). Удар аналогичен апперкоту в боксе.

IV. Удары сверху молотом кулака. "Чермер сшибать", "розуму до головки нагнати", "по лбу сверху вниз","сверху по плечу"[209], "по ключице", "с наскока наотмашь по становой жиле..."[210], "словно топором рубит, бьет по головам горожан", "...сверху, словно заколачивая его в лед"[211].

Название по классификационной схеме: удар сверху вниз молотом кулака с передней или задней руки, в голову или корпус. Аналогов этому удару в боксе нет.

V. Удары локтем. Традиционные названия: "хлещи с локтя ребром под самую чушку"[212].

Название по классификационной схеме: удар локтем (снизу вверх, с боку, сверху вниз, с ближней или дальней руки).

VI. Удары головой. Традиционные названия ударов: "ударом головы в грудь"[213].

Название по классификационной схеме: удар головой вперед (в голову, грудь или живот).

VII. Защиты от ударов уходами и подставками. В технике русского кулачного боя активно использовались защиты от ударов подставками и уходами. "Защищался при помощи подставок, нырков и уклонов"[214], "освирепев, Базунов бросился на противника, яростно махая кулаками, а ловкий подросток, уклоняясь от ударов..."[215], "голову оберегай, руку посвободней держи, чтоб маленько пружинила"[216]. Описание ухода от удара нырком находим у М. Горького в произведении "Жизнь Матвея Кожемякина": "Городской боец размахнулся, ударил - Мишка присел и ткнул его в подбородок снизу вверх..."[217]. В классификационной схеме на основе изучения техники выполнения уходов от ударов информаторами мы выделили следующие ключевые действия, характерные для этих элементов боя: уход отрывом от удара, уход нырком, уход уклоном. Анализ показывает, что в России использовались все уходы от ударов и подставки, характерные для бокса.

VIII. Комбинации технических элементов. В технике русского кулачного боя активно применялись комбинации ударов. Приведем некоторые из них: "перевалить со щеки на щеку", "...согнувшись, сбил его с ног ударом головы в грудь и кулака в живот - под душу", "быстрыми ударами... с уха на ухо", "бьет одной рукой под мышку, другой - по зубам", "...подняв их (руки) на уровне плеч, он страшно быстро сует кулаками в животы и груди людей и опрокидывает, расталкивает, перешибает их надвое"[218], "в сусалы да под никитки"[219], "с наскока наотмашь по становой жиле да затем по ключице"[220], "...бей с плеча напересек ходовой жилы в правую руку. Который обезручеет, хлещи с локтя ребром под самую чушку"[221].

Приведем несколько интересных описаний тактики кулачных бойцов.

Сенатор В. А. Инсарский описывает бой "один на один": "Один (боец), предпринимающий сделать нападение, старается обмануть противника относительно того, с какой стороны и в какой форме он намерен произвести нападение, и, устремляя усиленное внимание на один пункт, по-видимому, угрожая нападением, избирает другой пункт, на который производит действительное нападение"[222].

Не менее красочное описание техники и тактики кулачного бойца оставил К. В. Градополов в своих воспоминаниях: "Манера этого самобытного спортсмена, принесшего на ринг навыки кулачного бойца, не была тронута никакой школой. Он обладал тяжелым ударом и мог сам переносить самые сильные удары. Никто и никогда не сбивал его на пол. В бою Анкудинов стоял на несколько согнутых ногах, не стараясь особенно много передвигаться по рингу. Придерживаясь обычно средней дистанции и не любил отходить назад от противника. Он отлично рассчитывал боевую дистанцию и с большой точностью наносил свои излюбленные удары сбоку и снизу. Защищался при помощи подставок, нырков и уклонов. Бои его проходили в размеренном темпе, без излишней суетливости"[223].

Анкудинов был одним из первых советских боксеров, который прослыл великолепным кулачным бойцом. Он никогда в своей жизни не занимался боксом, тем не менее, весьма успешно выступал на ринге (см. приложение 11).

Анализ техники кулачного боя и сопоставление с техникой бокса подтверждает тезис К. В. Градополова о том, что "русским боксерам начала века (которые в основной массе кулачники) были известны все удары и защиты современного бокса"[224]. Для сравнения мы приводим некоторые изображения технических элементов английского бокса по учебнику XVIII в. (см. приложение 12). Нами отмечено, что в технике русского кулачного боя использовались технические элементы, не известные технике современного бокса. В целом кулачный бой отличает жесткая работа. Бойцы стремились наносить сильные удары, которые должны сшибать противника с ног, так как одна из задач боя - повергнуть соперника на землю. Технике кулачного боя, как справедливо замечает К. В. Градополов, неизвестна "игра ног", характерная для бокса, но это, как мы показали выше, не значит, что бойцы не использовали активные перемещения. Стойка бойца несколько принижена, одна нога выставлена вперед, руки вытянуты или согнуты. Из такой позиции удобно как биться на кулаках, так и бороться. Эта позиция в дальнейшем перекочевала в армейские прикладные комплексы времен Великой Отечественной войны.

При анализе массива данных, описывающих конкретно-историческую модель борьбы, мы пришли к выводу, что в России были известны практически все ключевые действия современной спортивной борьбы. Это условие позволило нам создать классификационную схему техники русского рукопашного боя, опираясь на новейшие достижения в области классификации и систематики техники. Правильный сравнительный анализ источника позволяет воспроизвести двигательный образ приема. Основоположником этого метода можно по праву считать А. Харлампиева. Им предпринят метод сравнительного анализа некоторых элементов техники борьбы самбо с народными видами борьбы. Проанализируем технические элементы на уровне подгрупп.

I. Броски наклоном - группа приемов борьбы в положении стоя, при выполнении которых атакующий отрывает атакуемого от поверхности перед собой и, наклоняясь вперед, бросает его спиной о поверхность. Бросок может выполняться с падением и без падения проводящего, с захватом ног, с действием ногами. Бросок наклоном проводят задней подножкой, отхватом, подсечкой изнутри, зацепом, обвивом, захватом ног, подседом[225].

1. Бросок наклоном захватом рубахи на спине и бедра с выведением ног в стороны описан в песне о Кострюке:

Потанька хроменький,

На ножку справился,

За рубашку сграбился.

Был Кострюк на ногах -

Поставил на голову[226].

2. В былине "Илья Муромец и Идолище" описывается применение приема, который сейчас известен как бросок наклоном захватом двух ног.

Старый казак ведь Илья Муромец...

Хватил как его да за ноги,

А трапнул его да о кирпичный пол[227].

3. Бросок наклоном с захватом туловища. Традиционные названия этого броска следующие: "на сторону"[228], "с подвала", "подвальцем", "наотмашь", "кидьок у сторону"[229]. Б. В. Горбунов приводит описание этого броска по сообщению информатора. Борец, когда его прижимает к себе соперник, "поддается ему, причем подгибает ноги в коленях и изгибается в спине"; в то время как противник "готов уже подмять его под себя, он неожиданно расправляет ноги, быстро поворачивается направо и валится на него всей тяжестью тела"[230].

4. Бросок наклоном с задней подножкой. "Я левой ногой задел его правую и надавил ему в грудь, чтобы на спину свалить"[231].

5. Бросок наклоном с отхватом. Этот прием называли "подножка"[232].

II. Броски подворотом - группа приемов, выполняемых за счет поворота к противнику спиной с последующим наклоном вперед в сторону направления броска. Броски подворотом проводятся через спину или бедро, с передней подножкой, с подхватом, обвивом, зацепом[233].

1. Бросок подворотом. Народные названия этого броска: "ударить о свое бедро"[234], "схватить на косу бедра"[235], "через бедро", "с холки", "з стегна", "через стегно"[236].

2. В следующем былинном отрывке, по мнению А. Харлампиева, изображен бросок подворотом с подхватом под правую ногу захватом одноименной руки.

Поступал-то Патанечка все скорехонько,

Он ведь брал-то его скоро за праву руку,

Он бросал-то к себе на ножку правую,

Он выкидывал его вверх высокехонько...

Он спускал Кострюка-то все на сыру землю[237].

3. Бросок подворотом с падением на колени захватом руки под плечо. Описание броска приводим по Б. В. Горбунову, записанному им от информатора: "Бросок "через плечо", "кидьок через плечо". Здесь борец двумя руками "охоплюе праву руку суперника, потiм швидко повертаеться лiворуч i, нагинаючись вперед, пiдставляе свое стегно i падае на колiна, рухом перекидаючи його"[238]. Этот же элемент приводит В. Даль: "...припадая на колено, перекидывают через себя"[239].

III. Броски поворотом - это броски, выполняемые движением туловища в сторону броска с предварительным подставлением плеч под атакуемого (с одновременным захватом за руку, за руки и ногу, голову и ногу, одежду и т.п.)[240].

1. Бросок поворотом. Бросок "меленка", "завертеть мельницей"[241], "взять на мельницу". М. Кистер приводит описание этого броска: "А. притягивает О. к себе как можно ближе, быстро поднимает его на руках вверх насколько возможно выше и, поворачиваясь сам на месте, начинает вертеть О. Завертев О., А. сразу прерывает мах, бросая О.... в противоположную верчению сторону"[242].

2. Бросок поворотом с колена захватом ноги и руки. Бросок описан Б. В. Горбуновым. При броске "с крутой метать", "пад ноги кидать" борец пятит соперника и, используя его сопротивление, "быстро приседает, встает на левое колено, а правым плечом и рукою подхватывает противника за ноги около живота" и быстро встает. "Противник, выкинутый на воздух, с силой летит через плечо врага и, перевернувшись в воздухе падает на спину"[243].

IV. Броски прогибом. При выполнении их атакующий, падая назад, прогибается и перебрасывает атакуемого через себя. Характерным движением завершающей части приема является разворот атакующего грудью к поверхности[244]. Народные названия этого броска: "через себя"[245], "через голову"[246], "на себя", "передний пояс", "на подъем", "кидьок назад", "через себя"[247]. Выше, в приведенном отрывке из романа М. Горького "Дело Артамоновых", был описан этот бросок, полное название которого выглядит следующим образом: бросок прогибом захватом обеими руками пояса. Описание этого броска приводит Б. В. Горбунов. "Быстро подступи к противнику, согнув ноги, и крепко обхвати его руками. Выпрямляясь, резко оторви его от земли, сам бросайся спиною назад, поддав его силою своего тела и, главное, рук. Увлекаемый этим движением, противник перелетит через тебя"[248].

V. Броски сбиванием объединяют в себе два различных приема: бросок (выведением из равновесия) толчком и бросок подсечкой. В первом случае бросок выполняется толчком рук и туловища, во втором - за счет подбивания ноги противника подошвенной частью стопы[249].

1. Бросок сбиванием подсечкой. Существовали следующие названия этого приема: "бить с носка", "московский"[250], "метать с носка", "с носка спускать", "взять на косой носок", "подпинывать носком", "подшибать ногой", "пiдсiчка", "кидьок через ногу"[251]. Приведем описание этого приема Д. А. Ровинским: "Практиковался и особый способ - "московский", при котором борец, покосив противника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ноги его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног на землю; с этой борьбы пошла и народная поговорка: "матушка Москва бьет, родимая, с носка"[252].

Описание этого элемента характерно для былин:

А как мастер был Никитич со носка спускать[253]!

или

Изучал Добрынюшка боротися,

Изучал он с крутой, с носка спущать...

Прошла про него слава великая,

Мастер был Добрынюшка боротися,

Сшиб осударя Илью Муромца на сыру землю...[254]

Этот бросок изображен на гравюре 1800 г., принадлежащей Х. Г. Гейслеру и известной под названием "Драка на постоялом дворе" (см. приложение 13).

2. Бросок сбиванием толчком. Этот прием описан Б. В. Горбуновым: "хватать вперед", "штурхаць", "толчок": "Притянуть сильно противника на себя, отступая назад; он станет упираться, присаживаться и тогда толкай его в противную сторону - сразу упадет на лопатки"[255].

VI. Броски седом - это приемы, при выполнении которых борец садится на ковер, перекатывается по спине и перебрасывает противника через себя[256].

Бросок седом с передней подножкой захватом шеи под руку. Этот бросок называли "согнув кочаргою", "согнув в бараний рог": борец захватывает соперника за голову сверху, "сильно прижимает под мышкой, отставляет правую ногу и через нее перекидывает своего противника"[257].

VII. Переводы в положение борьбы лежа - приемы, в результате выполнения которых атакуемый оказывается в положении нижнего. Характерный элемент переводов этой группы - рывок атакуемого руками за руку, шею, туловище, ногу. В результате выполнения рывка резким движением на себя в сторону вниз или под себя атакующий выводит атакуемого из устойчивого положения: поворачивает его к себе спиной или боком; сваливает его на землю или опускает на колени[258].

1. Переводы рывком. Эти приемы осуществлялись посредством захватов за руки ("рвануть за руку"), ноги ("хватать за ноги", "хапаць за ногi")[259], шею, туловище[260].

VIII. Сваливания. Характерным элементом этой группы является опрокидывание атакуемого на землю, в результате прямолинейного силового воздействия. При этом атакующий, не отрывая атакуемого от поверхности, толкает его плечом или грудью, а также скручивает тело атакуемого по продольной оси[261].

1. Сваливание сбиванием захватом туловища. Народное название этого приема: "подламывать под себя", "ломать"[262], "сламывать", "ломати на силу", "подкомсить под сибе", "подмять", "смять под себя"[263].

2. Сваливание скручиванием захватом за плечо и шею. Этот прием зафиксирован у информаторов[264].

На уровне подгрупп могли применяться всевозможные захваты и действия ногами, которые могли существенно разнообразить круг технических элементов, приведенных выше. Практика спортивной борьбы свидетельствует о возможности выполнения ключевых действий, изложенных на уровне групп, практически с любыми элементами уровня подгрупп. Приведем некоторые традиционные термины, служившие для обозначения действий ногами: "подножка"[265], "валять через ногу", "подбарывать ногою", "поднога", "подножку дать"[266], "подставлять ножку", "подплетать ногой", "с пятки", "с крюку", "пiднiжка", "даваць под ножку", "падбив"[267]. Об активном применении в борьбе ног пишет в конце XVIII в. Г. Виет в берлинской энциклопедии, описывая борьбу русских: "Они... стремятся схватить друг друга и повалить, подставляя друг другу ноги, что является одним из основных приемов для победы над противником..."[268]

В борьбе лежа активно применялись удержания. Об этом пишет Е. А. Покровский: "Противники старались повалить друг друга на землю... Однако сваленного противника надо было еще удержать известное время под собой и большей частью до тех пор, пока он признавал себя побежденным. Для этого одолевший старался удержать своего противника на спине"[269]. О применении удержаний находим былинные свидетельства.

Государя-то ножка подломиласе,

Еще права-то ручушка окатиласе,

Да упал-то государь тогды на сыру землю;

Да садился молодец ему на белы груди...

У его прибыло силы, втрое больше стало-то,

Он спихнул-то богатыря, как овсяный сноп,

Еще сам он садился на белы груди...[270]

Если описанные действия перевести на современную спортивную терминологию, то это будет выглядеть так: один борец провел удержание верхом, второй - уход от него и ответное удержание[271]. Удержание верхом изображено на прорисовке с гравюры Х. Г. Гейслера (см. приложение 13). В борьбе "в крест" активно применялись болевые приемы скручиванием (узлы) - "заломы", болевые приемы разгибанием (рычаги) - "вытягивания руки" и удушения[272].

Есть свидетельства об использовании в борьбе самостраховок при падении и страховок соперника. "Некоторые из этих борцов обладали необыкновенной силой, но их способ борьбы не вызывал несчастных случаев; не обнаруживалось ни переломов рук или ног, ни сильных ушибов"[273].

Так, в схватке между Петром I и силачом-драгуном видна явная подстраховка падающего:

Выходили они с молодым драгуном сухватилися...

Левой рукой молодой драгун побарывал,

Правой рукой молодой драгун подхватывал,

Не пущал царя на сыру землю[274].

С современной точки зрения, чтобы так поступить, драгун должен был иметь навыки не только в проведении бросков, но и в страховке бросаемого[275].

Встречается упоминание об использовании подготовок к броскам. Этнограф А. И. Терещенко писал: "Искусные борцы берут не силой, а ловкостью: противник старается схватить своего противника так, чтобы он потерял равновесие, - тогда смело может повалить или бросить его на землю, как игрушку"[276]. Выведение бросаемого противника из равновесия до начала броска и по сей день является самой распространенной подготовкой к броскам.

Следует заметить, что в большинстве описанных поединков побеждали менее сильные или, по крайней мере, борцы меньшего веса и роста. В русской борьбе исстари наряду с силой ценились ловкость, быстрота и умение применять различные приемы. Обычно борцы владели двумя-тремя любимыми приемами, доведенными до совершенства. Вместе с тем применяли их комбинации[277].

Подводя итоги, скажем, что в функциональной модели борьбы русских присутствовали все основные элементы, характерные для современной спортивной борьбы.

Конкретно-историческая модель прикладного рукопашного боя. Выше был изложен тезис о том, что в прикладном рукопашном бою применялись навыки, выработанные в традиционных рукопашных состязаниях. По своей сути рукопашные состязания находятся на уровне обучающей деятельности, а прикладной бой - на уровне трудовой (практической) деятельности. В. И. Даль характеризует прикладной бой следующим образом: "Рукопашь, рукопашка, рукопашье, рукопашный бой, драка, схватка, ручной бой, холодным оружием или дубинами и кулаками"[278]. Таким образом, в рукопашном бое применялись элементы борьбы, кулачного и палочного боя. Отмечено применение технических элементов, запрещенных правилами традиционных состязаний. Это удары ногами, открытой ладонью, захваты за волосы и бороду и т. д. Эти приемы, видимо, в силу своего травматизма не использовались в состязаниях, однако сохранялись в структуре знаний о рукопашном бое и его воздействии на соперника.

Прежде всего охарактеризуем основные группы ударов ногами. В традиционных состязаниях эти удары были запрещены - "пинком не бить", "лытками не бить"[279], "с подножкой не бить"[280]. Удары ногами будут охарактеризованы нами на материале, полученном от информаторов.

Удары ногами по ключевому воздействию разделены на опорные, проникающие и рубящие. В России зафиксированы удары ногами, которые наносились стопой, носком (пыром), голенью и коленом (удары ногами, характерные для прикладного боя отражены в классификационной схеме).

I. Проникающие удары ногами. Эти удары выполняются хлестким движением носком или коленом, подобно удару по мячу. Удары наносятся в пах, подреберья, по предварительно наклоненному корпусу или голове, а также могут наноситься по голени и бедрам:

1) проникающий удар носком передней или задней ногой. Традиционные названия этого удара - "пыром", "пинком". Этот удар описан в одном из стихотворений Кирши Данилова: "а пнул… под гузно"[281];

2) проникающий удар коленом передней или задней ногой, спереди или сбоку. Традиционные названия этого удара - "с колена", "коленцем", "коленом".

II. Рубящие удары ногами. Это удары, выполняемые голенью преимущественно по бедрам снизу по диагонали или по горизонтали, в пах снизу вверх, реже в область ребер. Традиционное название - "лыткой".

III. Опорные удары ногами. Это удары с характерной опорой на ударную поверхность. Удары обычно наносятся в живот или грудь, задача - сбить противника с ног:

1) опорный удар стопой задней ноги;

2) опорный удар двумя ногами в прыжке. Традиционное название этого удара - "петушиный скок"[282].

Нами показаны основные удары ногами, однако необходимо отметить, что эти удары могут варьироваться, наноситься с разными траекториями и являться переходными формами. Неизменно лишь сохранение общей структуры удара ногой. Во-первых, корпус не отклоняется назад, подобно тому, как это происходит в восточных единоборствах. Во-вторых, удар ногой всегда рассматривается как вспомогательный элемент, позволяющий осуществить удачный захват или сбить противника с ног для закрепления преимущества и подавления соперника. Также есть свидетельства о том, что удары ногами наносятся уже поверженному сопернику: "...веселый, большой мужик Михайло, высоко поднимая ногу, тяжелыми ударами пятки, черной точно лошадиное копыто, бухал в его спину..."[283]. Удары ногами, как правило, не наносили выше солнечного сплетения[284].

Приведем описание рукопашной схватки лейтенанта Винокурова с японцами, опубликованное в газете "Правда" в 1938 г.: "Камыш раздвинулся, выглянули ехидные наглые глаза. Сверкнул выстрел, и японец упал. Второй японец замахнулся штыком, но тов. Винокуров отразил его удар пистолетом. Удар был настолько сильным, что штык слетел с винтовки японца. Одновременно выпал пистолет из рук тов. Винокурова. Но герой не растерялся, ринулся всем туловищем вперед, сбил врага с ног, прижал его к земле. Завязалась борьба. Голова врага была прижата к земле, но руки у него были свободными, и он пытался задушить тов. Винокурова. Собрав последние силы, тов. Винокуров ударил врага коленом (в пах), японец потерял сознание..."[285]. В этом описании советский воин выполняет сваливание сбиванием - элемент, характерный для традиционных состязаний в борьбе, и дальнейшее удержание (видимо, со стороны ног), после чего следует удар коленом в пах.

В прикладном бою применялись и броски с захватами, не характерными для состязаний. В материалах Тамбовской архивной комиссии встречается описание захвата за волосы: "...ухватя прикащика за волосы и ударя об землю..."[286]. Хорошо известна пословица: "В драке волос не жалеют", видимо ее происхождение можно связать с производимыми в прикладном бою захватами за волосы. Вероятно, традиция применять в реальном бою захваты за волосы очень древняя. В приложении 14 приведен фрагмент скифского серебряного горита, где изображен захват за волосы.

Еще одно характерное описание прикладного боя мы находим у М. Горького: "Около него старательно возилась тесная кучка людей, они кряхтели и взмахивали руками, точно молотя зерно. Над забором, между гвоздей, торчали чьи-то головы, оттуда падали одобрения и советы:

- Сади под душу!

- Между крылец - то, эй, черный!

... коренастый, добродушный Иван, стоя на коленях, истово ударял по шее Савки, точно стараясь пробить голову, красным кулаком"[287]. В этом отрывке внимание необходимо обратить на то, что зрители советуют участникам боя наносить удары, которые известны в традиции кулачного боя.

В реальных столкновениях применялись и комбинации ударов: "Заседатель был человек не робкий и двум впереди стоявшим крестьянам дал по пощечине, а третьего, соседа их, ударил кулаком по голове и вырвал у него несколько волос из бороды"[288]. "Пощечина" в данной цитате, скорее всего, удар, известный под названием "с леща". Интересно объяснение названия этого удара. Один из информаторов сравнивал удар ладонью с ударом леща хвостом. Удар должен наноситься хлестко, с небольшой концентрацией в конце движения. Рука должна быть сложена лодочкой с пальцами, плотно прижатыми друг к другу. Удар наносится в область уха и троичного нерва[289]. Необходимо отметить, что этот удар под названием "с леща" повсеместно был известен в г. Мичуринске Тамбовской области еще в послевоенное время.

Приведем примеры комбинаций разных элементов, известные от информаторов. "За голову об колено и в пах пыром", "лыткой по бедру и головой об колено", "пинком в пах и коленом под микитки", "пинком в пах и с леща по голове", "взять "на кумпол" и по виску рукой". От информаторов известно применение болевых приемов в стойке - "вытянуть руку", "заломать руку"[290].

В целом подобных описаний можно приводить много, но необходимо отметить, что во всех описаниях прикладного боя мы будем встречать ключевые действия, характерные для традиционных рукопашных состязаний в борьбе или кулачном бое. Это, в свою очередь, подчеркивает выраженную военно-прикладную функцию состязаний.

На основе традиционных рукопашных состязаний и отечественных традиций прикладного боя формировались прикладные комплексы рукопашного боя (см. приложение 15). В эти комплексы включались преодоление полос препятствий, штыковой бой, бой с ножом и саперной лопаткой и, конечно, бой безоружных. С 1943 по 1947 г. проводилось Первенство СССР по рукопашному бою[291]. Анализ техники прикладного боя, используемой в это время, показывает, что в бою применялись практически все ключевые действия, описанные нами для борьбы и кулачного боя. Активно применялись прямые и боковые удары руками, уходы и защита от ударов, броски всех групп с элементами уровня подгрупп (зацепы, подхваты, подножки, подсечки), применялись различные удары ногами, в бою на земле применялись удержания, болевые и удушающие приемы.

Говоря о конкретно-исторической модели техники боя в Тамбовской губернии XIX - начала XX в., применяемой в рукопашных состязаниях и прикладном бое, можно сказать, что в целом ей характерны все основные ключевые действия известные в этот период в России. Анализ видеоматериалов и свидетельства информаторов дали достаточно полное представление о технике традиционных состязаний этого региона. Более четкие данные получены о технике кулачного боя. Это, вероятней всего, связанно с тем, что кулачный бой, в изучаемый период, имел практически повсеместное распространение на территории нынешней Тамбовской области и пользовался большей популярностью по сравнению с состязаниями в борьбе.

Кулачный бой обычно велся в левосторонней или правосторонней стойке, в зависимости от того, кем был боец (левшой или правшой). В бою применялись все удары, описанные выше. Защищались в большей степени подставками, из уверток особо отмечается уклон назад. Особой популярностью пользовался боковой удар с размаха вытянутой рукой. Обычно он выполнялся в сочетании с захватом другой рукой одежды соперника. В бою основную ставку делали на силу удара. В боях "один на один", как правило, стремились обмануть соперника и нанести сильный удар. В газете "Тамбовские губернские ведомости", которая поместила в середине XIX в. материалы по этнографии региона, находим интересные названия традиционных ударов кулачного боя: "тумак - кулачный удар по голове" (прямой удар в голову); "зашеина - удар по шеи, взашей, в тыл", "зуботрещена - оплеуха, пощечина", "плюха - пощечина, оплеуха" (боковой удар в голову)[292]. Особый интерес представляет упоминание технического действия под названием "перевертыш", газета поясняет, что это "удар или толчок, от которого перевернется всякий, кому он дан"[293]. Описание этого действия встречалось в данных, полученных от информатора села Атманов Угол Кочетова Петра Ионовича: "Били перевертыш обоими кулаками сразу в грудь, и он падал оземь". С точки зрения классификации, это удар двумя руками в грудь. Это техническое действие в настоящее время удалось зафиксировать только в Тамбовской области. Также от информаторов получены названия ряда ударов: "по виску", "по кумполу", "по калгану", "по сопатке" (боковые и прямые удары в голову), "удар цепом" (удар молотом кулака сверху вниз), "локоточком", "с локтя" (боковые удары локтем), "кумполом", "взять на калган" (удары головой, как правило, в лицо соперника)[294]. Необходимо отметить, что в кулачном бою допускалось применение ударов головой. В борьбе на уровне подклассов и классов применялись ключевые действия, которые часто выполнялись с действиями ногами уровня подгрупп (подножки, подсечки, зацепы). В борьбе на земле активно применялось удержание верхом (особенно в борьбе "в крест"), а также болевые приемы скручиванием и разгибанием суставов, их называли "заломами" и "вытягиваниями", соответственно. О болевых приемах информаторы говорят так: "он ему руку заломал" или "и тогда наш ему руку вытянул"[295]. В прикладном бою, по словам информаторов, применялись навыки кулачного боя и борьбы в сочетании со специфическими приемами, описанными на тамбовском материале выше.

Для формирования полноценной картины особый интерес представляет выяснение вопроса хронологического появления упоминаний о технических элементах рукопашных состязаний и прикладного боя в исторических источниках, заявленных нами ранее. Можно с уверенностью сказать, что наиболее полное представление о технике можно сделать только на основе источников XIX - середины XX в. До этого встречаются лишь отдельные свидетельства. Одно из первых упоминаний техники в исторических источниках можно отнести к летописному упоминанию X в. Известный бой Кожемяки с печенежским богатырем дает представление о формировании захвата в борьбе "и почаста ся крепко держати" и выполнении броска "и удари им о землю". Следующее летописное свидетельство XI в. рассказывает о бое Мстислава Удалого с косожским князем Редедей. Видно, что в борьбе того периода известны броски. Мстислав уложил соперник







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 643. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Характерные черты немецкой классической философии 1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры. 2. Исследовались не только человеческая...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия