Студопедия — Основные черты права средневековой Индии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Основные черты права средневековой Индии






 

Источники права. Правовая система средневековой Индии подверглась значительным изменениям под влияни­ем мусульманского права, привнесенного в страну мусуль­манскими завоевателями. После установления мусульманс­кого господства в Индии сфера применения местного пра­ва, права дхармашастр была сужена как по кругу лиц, так и по кругу отношений, регулируемых нормами этого пра­ва. Уголовные дела должны были рассматриваться мусуль­манскими судьями на основе норм мусульманского права, которое в этой своей части приобрело территориальный характер, т. е. применялось ко всем жителям завоеванных территорий. Действие норм мусульманского уголовного права с его архаическими концепциями, искусственной, малоэффективной системой доказательств продолжалось до 1832 года, когда колониальными властями был принят за­кон об отмене применения его норм ко всем немусульма­нам.

Все то, что считалось непосредственно связанным с религией, — брачно-семейные отношения, наследование, деятельность религиозных учреждений — регулировалось персональными правовыми системами: мусульманским пра­вом, если речь шла о мусульманине, и индусским правом, если дело касалось индуса. Кроме того, мусульманское за­воевание мало затронуло кастовые и общинные порядки, где продолжали действовать панчаятные, кастовые суды, рассматривающие и преступления на основе местного обыч­ного права.

В средневековой Индии начался интенсивный процесс переосмысления, критического исследования, истолкова­ния древнего права дхармашастр, его приспособления к новым условиям. Результатом этого процесса было появле­ние многочисленных правовых трактатов, комментариев к тем или иным дхармашастрам или сборников высказыва­ний индусских религиозных авторитетов по тем или иным предметам правового регулирования (нибандх). Коммента­рии и нибандхи стали со временем играть роль главных источников индусского права. Устранение авторами дигест (нибандх) и комментаторами противоречий, неясностей, пропусков в праве дхармашастр привело к тому, что не­посредственное толкование дхармашастр в судах не при­знавалось впоследствии достаточно надежным и авторитет­ным.

Одним из ранних комментаторов был Асахайя (приблизительно VII в.), перу которого принадлежит са­мый популярный комментарий к дхармашастре Нарада — Нарадабхазиа. Особенно часто переписывались и коммен­тировались Законы Ману. До нашего времени дошли такие комментарии к Законам Ману, как Бхаруччи (VIII в.), Медхатитхи (IX в.), Гавиндараджи (XII—XIII вв.) и др.

Неоднократно комментировалась и другая известная дхармашастра — Яджнавалкья. Митакшара — самый рас­пространенный комментарий на Яджнавалкью, написанный в XI в. Виджнанешварой, дал название одной из двух глав­ных школ индусского права, которая наиболее распрост­ранена в Индии. Основателем другой школы индусского права — Даябхаги, получившей распространение в Бенга-лии и Ассаме, был Джимутавахана, создавший в XII в. нибандху, в которой по-иному, чем в Митакшаре, решались некоторые вопросы наследственного права и раздела иму­щества в большой индусской неразделенной семье.

Комментарии в период индийского средневековья, так же как дхармашастры в древности, не были вытеснены го­сударственными узаконениями. Этой особенности развития индусского права можно найти ряд объяснений. Следует от­метить, что некоторые комментарии писались по поруче­нию правителей и действовали с их санкции. Среди коммен­таторов было много официальных лиц высокого ранга.

В средневековой Индии до прихода мусульманских завоевателей в XIII в. не было государственного единства, что предопределяло партикуляризм права. Литература нибандх — тематических сборников цитат по определен­ным институтам права — была продиктована в значитель­ной мере стремлением согласовать, привести к единому знаменателю положения различных авторов дхармашастр, что могло быть достигнуто путем создания новых право­вых произведений. Комментаторы вслед за составителями дхармашастр стремились к унификации права, отвечаю­щей прогрессивным тенденциям объединения индийского общества.

Индия на протяжении длительного времени отлича­лась особой устойчивостью философских, этических и пра­вовых представлений индуизма. Особые представления были и о путях развития традиционного права, рассматривае­мого в качестве священного. Деятельность комментаторов соответствовала этим представлениям, так как они не пре­тендовали на создание законов, ставя своей целью лишь истолковать предписания дхармашастр, объявить их уста­новленными.

При всем стремлении к унификации права мнения ком­ментаторов не могли совпадать по всем вопросам, хотя бы потому, что писались они в разное время, основываясь на обычном праве. Более поздние комментарии часто упоми­нали предыдущие только для того, чтобы опровергнуть их толкования. В различных частях средневековой Индии при­знавался авторитет одних комментаторов и отвергался ав­торитет других, что и привело к возникновению двух вы­шеназванных правовых школ.

Как и в древности, в средневековой Индии обычай ос­тавался одним из важных источников традиционного ин­дусского права. Широко используя нормы обычного права, комментаторы приспосабливали теоретически неизменное «священное» право дхармашастр к новым условиям. Мно­гие обычаи были введены в действующее индусское право комментаторами.

Индусское право могло выполнять на протяжении ве­ков важную интегрирующую роль в многоязычной, этничес­ки разнородной, раздробленной на протяжении столетий Индии, только приспосабливаясь к местным обычаям, спе­цифическим нормам поведения людей. Особая роль обычая в правовой системе Индии прямо подчеркивалась авторами дхармашастр. Например, в одной из поздних дхармашастр (VI в.) Брихаспатисмрити утверждалось, что древние обы­чаи легализуют всякую практику, основанную на них, и что судебное решение не может быть вынесено только на осно­вании предписаний дхармашастр. Если дхармашастры про­тиворечат смыслу права и древним обычаям, они могут на­нести ущерб правосудию (II, 26—28). Медхатитхи в коммен­тариях к Законам Ману также писал о возможности несоблюдения тех предписаний дхармашастр, которые находятся в резком противоречии с местными обычаями.

Место, которое занимал обычай в источниках средне­векового индусского права, определялось особенностями развития Индии в это время. Раздробленность, войны, по­рождаемые главным образом столкновением политических элит, конфликтами на почве их гегемонистских притяза­ний, не затрагивали или затрагивали в малой мере общин­ную основу традиционного права с его глубокими религи­озно-идейными корнями. Теоретически неизменные рели­гиозные правовые системы обходными путями приспосаб­ливались к нуждам общественного развития. Если в мусульманском праве использовался метод сравнительно­го права, когда одна школа заимствовала институты дру­гой школы мусульманского права, то индусское право при­спосабливалось к нуждам общественного развития путем широкого включения в свою систему обычаев, что делало его жесткие религиозные рамки весьма растяжимыми.

Модификации традиционных концепций каждодневной практикой в значительной мере способствовала и возмож­ность применения «принципов справедливости» как допол­нительных указателей дхармы.

Обращение к религиозному авторитету дхармашастр, к их традиционным правовым темам определило основные направления комментаторской деятельности по линии раз­работки частного права: брачно-семейного, наследственно­го, права личного статуса. И Даябхага и Митакшара посвя­щены регулированию отношений в больших индусских не­разделенных семьях, а также отношений членов этих се­мей с другими лицами и с государством.

Институт большой индусской неразделенной (объеди­ненной) семьи определял в той или иной мере содержание почти всех норм средневекового индусского права. В это время в Индии продолжали существовать как патрилинейные, так и матрилинейные семейные, домовые общины, характеризующиеся двумя главными чертами: коллектив­ным трудом членов большой семьи и последующим уравни­тельным распределением продуктов труда между ними. Совместное владение собственностью и совместное веде­ние хозяйства — основа большой (неразделенной) семьи, а главный принцип традиционного права — недвижимость, земля должна оставаться в семье.

Из этой установки вытекало, что отдельные члены се­мьи не признаются ее собственниками, что отчуждение семейной собственности ограничено, а ее непосредственным распорядителем является глава, управитель семьи, власть которого основана на авторитете старшего, на выполнении им обрядов, связанных с культом предков. Культ предков был религиозной основой, большесемейной общины, ее свя­зующим началом. С ним был связан и культ брака, рассмат­риваемого как священный акт, совершаемый между семья­ми жениха и невесты, делающий нерасторжимым их союз.

Институты брака, усыновления, наследования призва­ны были служить главной цели — непрерывности процесса почитания предков, совершения обрядов, богослужений, посвященных им, как главного условия материального и духовного благосостояния семьи. Так, собственность боль­шой семьи по Даябхаге и раньше и ныне безраздельно принадлежит отцу, который имеет неограниченное право распоряжаться ею по своему усмотрению: продавать, зак­ладывать, дарить и пр. Сыновья по праву Даябхаги не при­обретают никаких прав на семейную собственность при жизни отца, у них отсутствует право требовать у отца от­чета об отчуждении семейной собственности, требовать ее раздела и пр. После смерти отца семейная собственность передается прямым потомкам главы семьи — сыновьям.

Правовую основу наиболее распространенной и в со­временной Индии большой неразделенной семьи по праву Митакшары составляет институт собственности и сонаследования, выражающийся в правах сына, внука и прав­нука на семейную, унаследованную отцом, дедом и праде­дом от своих предков собственность.

В такую семью входят не только сонаследники, но и их матери или мачехи, жены, дети (исключая замужних дочерей), вдовы, незамужние дочери умерших сонаслед­ников, незаконнорожденные сыновья от длящегося сожи­тельства при условии согласия других сонаследников и если нет своих детей. Эти лица, однако, имели лишь право на содержание из семейной собственности. Ни одному из сособственников не предоставлялось право на большую долю в семейной собственности, размеры которой были неустой­чивы и зависели от рождений или смертей других сонас­ледников, их общего числа. На живых сонаследников пере­ходили права в семейной собственности умерших.

Традиционное право Митакшары также исключало возможность индивидуального отчуждения большесемейной собственности сонаследниками, не санкционированно­го управителем семьи, даже в пользу другого сонаследни­ка. Не могли получить прав сонаследника и третьи лица. Но не имея права отчуждать семейную собственность, сонас­ледники пользовались правом оспаривать отчуждение се­мейной собственности не только другими сонаследниками, но и управителем семьи. Они могли требовать раздела се­мейной собственности и отчета управителя в период разде­ла о ее состоянии. Сонаследник мог стать управителем се­мьи, а следовательно, и неразделенной собственности, если это место было вакантно и другие сонаследники не выс­казывали по этому поводу возражений. Права всех сонас­ледников в принципе были равны, кроме «дисквалифици­рованных сонаследников», которые в силу врожденного слабоумия, идиотизма или уродства не имели права требо­вать выделения их доли из сонаследственной собственности или управлять делами большой семьи.

С областью семейных отношений был тесно связан дей­ствующий в средневековой Индии ряд других традицион­ных норм вещного права. (Эти нормы не были затронуты кодификацией права, прове­денной в колониальной Индии в XIX в. Сохраняют они свое значение и в настоящее время.) К числу таких институтов отно­сится, например, собственность «бенами», которая имеет много общих черт с английским институтом доверительной собственности. Бенами — это собственность, приобретен­ная за свои деньги, но от имени другого лица или от своего имени, но переданная другому лицу без каких бы то ни было намерений создать выгоду для этого лица. Как и в доверительной собственности, в основе бенами лежат не только вещные, но и определенные фидуциарные отно­шения, при которых одно лицо, как правило находящееся или в определенной зависимости от учредителя бенами, или в родственных отношениях с ним, принимает на себя иму­щественные права в интересах другого. При этом положе­ние лица — учредителя бенами схоже с положением учре­дителя доверенной собственности, а положение лица, при­нявшего собственность (бенамидара), схоже с положением доверительного собственника. При учреждении собственности бенами учредитель выступает бенефициарием, так как управление осуществляется в его интересах.

Собственность бенами в средневековой Индии призва­на была служить ширмой, скрывающей действительное благосостояние собственника. Она использовалась против чрезмерных притязаний родственников, сонаследников или алчных правителей.

Другим традиционным институтом имущественного права, тесно связанным с областью семейных отношений, был институт неделимой семейной собственности — «раожъя». Эта собственность передавалась по наследству одно­му члену семьи. При этом исключались права на нее всех других членов. Неделимая собственность, развившаяся в условиях роста частного землевладения средневековой Индии, длительное время существовала с другой, более древней, конкурирующей формой собственности — соб­ственностью большой неразделенной семьи. Различие меж­ду неразделенной собственностью, собственностью большой индусской семьи и неделимой семейной собственностью зак­лючалось главным образом в том, что неделимая собствен­ность не являлась сонаследственной. Члены большой семьи (сонаследники) не могли требовать ни ее раздела, ни пользо­вания ею, то есть не могли запретить единственному дер­жателю неделимой собственности беспрепятственно распо­ряжаться ею, если обычай конкретной социальной группы прямо не запрещал такое распоряжение. Под влиянием большесемейной неразделенной собственности, в силу обы­чая некоторых каст, сонаследники, однако, могли требо­вать содержания за счет неделимой собственности. Этим правом могли воспользоваться преимущественно сыновья держателя неделимой собственности. Особые правила со­держались в обычаях и по поводу наследования неделимой собственности. Она наследовалась главным образом по прин­ципу майората, то есть старшим родным сыном умершего собственника.

Специфическим институтом, развившимся в традици­онном праве Индии, была собственность идолов (богов), религиозных и благотворительных учреждений, храмов, возникающих благодаря пожертвованиям. При этом цели религиозных и благотворительных пожертвований совпа­дали, ибо благотворительность в Индии рассматривалась как сугубо религиозное дело. Распространению форм религиозной собственности способствовал ряд обстоятельств: отсутствие иерархически организованной индусской церк­ви, многобожие индуизма, распространение конкурирую­щих религий: джайнизма, буддизма, — деятельность мно­гочисленных религиозных сект. Это обстоятельство не ме­шало укреплению религиозно-культурного единства сред­невековой Индии, так как индуизм, наряду с жесткими правилами сословно-кастовой организации, отличается, осо­бой веротерпимостью, гибкостью, относительно легкой при­способляемостью к новым условиям. Религиозные секты, как правило, приобретали кастовые формы и включались в общую систему четырех варн.

Вместе с тем учреждение благотворительной религи­озной собственности служило и практическим целям обес­печения потомков или других родственников после смерти учредителя вопреки общему порядку наследования, а так­же сокрытию действительных размеров собственности и пр.

Аномальный характер этого института выражался в том, что здесь не учреждалось доверительной собственно­сти, а само божество, идол (простой «священный» камень, например) становился собственником, реализуя свои права через законных представителей — шебаитов. Эта собствен­ность была вечной, постоянной. Пожертвование не могло быть взято назад дарителем.

Собственность, переданная божеству, называлась «беваттарам» (от слова devata — божество, идол). Обычно учредитель сам выступал распорядителем этой собственно­сти или назначал распорядителя (шебаита), долг которого был смотреть за тем, чтобы проходило богослужение, по­ручаемое, как правило, специально приглашенным брах­манам — пуджари. Большие южноиндийские, особенно та­мильские храмы, ежегодно посещаемые массой паломни­ков, приезжающих из разных мест Индии, обслуживались целыми жреческими корпорациями, которые начали фор­мироваться здесь еще в VIII—Х вв.

Управитель (или управители) собственности божества обладал широкими полномочиями. Если не было прямого запрещения учредителя, он мог закладывать, продавать эту собственность и распоряжаться ее доходами в «интересах божества», например для ремонта храма. Присвоение этих доходов управителем было правомерным, если при этом не было полного игнорирования «интересов божества», например отказа от богослужений «в его пользу». Долж­ность шебаита и пуджари могла быть наследственной.

Другой распространенной формой религиозной соб­ственности средневековой Индии была собственность, пожертвованная в пользу матха (индусской школы, напоми­нающей монастырь без постоянных монахов). Распростра­нению этой формы собственности способствовало сектантс­кое движение в Индии. Матхи и создавались в целях проповеди тех или иных учений, вербовки своих последо­вателей. Так как, сектантские и кастовые социальные фор­мы в средневековой Индии часто совпадали, то махантом, управителем школы, распорядителем ее собственности ча­сто выступал глава касты (секты) или ведущий член ее панчаята (органа самоуправления), обладающий высшей духовной властью.

У большинства матхов были свои храмы. Махант мог быть одновременно и шебаитом, управителем собственности идо­ла, и служителем храма. Правовой статус махантов опреде­ляется местным обычаем. Он мог быть наследственным главой матха, располагая самыми широкими правами, вплоть до назначения себе преемника, мог быть выборным главой пан­чаята касты (секты), лицом или ставленником ее правящей верхушки. Наиболее распространенным был первый тип ма-ханта, располагающего почти бесконтрольной властью. Неко­торые крупные матхи имели свои локальные отделения пияпхи. Широко известны в средневековой Индии были мат­хи, основанные в VIII в. Шанкарачарьей, которые обросли впоследствии большим числом своих местных отделений.

Религиозного влияния матхов не могли сломить ника­кие изменения политической обстановки. Они играли ог­ромную роль в распространении не только индуизма, но и религиозной философии, политической мысли, внося тем самым значительный вклад в развитие религиозно-куль­турных связей, ставших мощным объединяющим факто­ром средневекового индийского общества, устоявшего пе­ред натиском ислама.

Столетия мусульманского правления в Индии не при­вели к ее исламизации, как это произошло в зороастрийской Персии, коптском Египте, христианской Албании и языческой Турции. Не было здесь и значительного влия­ния ислама на местное право, традиции, обычаи, как, на­пример, в Индонезии.

 







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 378. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов. МОНО – крупнейший в Великобритании...

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ПЛОСКОЙ ФИГУРЫ Сила, с которой тело притягивается к Земле, называется силой тяжести...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия