Студопедия — Государственный строй Японии.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Государственный строй Японии.






Реформы Тайка, имевшие для Японии VII в. значение политической революции, знамено­вали утверждение раннефеодального государства во главе с наследственным монархом. Они были подготовлены буд­дийским и конфуцианским учениями о едином государстве, во главе которого стоит "монарх-мудрец", "потомок бо­гов", обладающий неограниченной властью. Древняя рели­гия японцев синто ("путь духов"), легко впитавшая идеи китайских религий о божественной силе правителя-импе­ратора, также способствовала этому.

В результате "переворота Тайка" было создано еди­ное японское государство во главе с императором, прин­цем правящей династии, опиравшимся на поддержку могу­щественного клана Фудзивара, который поставлял впос­ледствии из поколения в поколение не только наследствен­ных регентов — соправителей императоров, но и императриц.

Японские правители еще в VI в. заимствовали из Ки­тая название "теней" или "тенно" — "сын неба". Но если в Китае источник власти правителя заключался в "воле Неба", а смена императорских династий объяснялась изме­нениями "приказа Неба", то смысл "тенно" в Японии был более заземленным, он не содержал указания на небо, как высшее божественное начало, которому поклонялись ки­тайцы. Представления о природе у японцев были более конкретными. Они поклонялись не только небу, но и солн­цу, горам, рекам.

Древнейшая религия японцев синто ("путь духов") от­водила правителю роль первосвященника, божественного потомка солнца, принявшего человеческий облик. Синте­тическая же религия японцев "ребу синто" (двуединое син­то), сложившаяся в VI—VII вв. на основе смешения синто и буддизма, признавала в императоре не только духовно­го главу, верховного жреца (в этом качестве как полубо­жественная персона он был объектом выражения покорно­сти и послушания), но и светского монарха, прежде всего руководителя войска, непререкаемый авторитет которого для чиновников был основан на кодексах и законах. Отсюда берет начало тщательно разработанная в праве Японии структура всех государственных учреждений: центральных и местных, духовных и светских. Закон из 17 статей, гово­ря о "божественности суверена", содержал многозначитель­ную оговорку о советниках как "необходимом условии пра­вильного решения важных дел". А Сётоку-тайси, отвергая идею единоличного правления, утверждал, что "дела не должны решаться лично государем". Советник любого ран­га с древнейших времен становится в Японии главной фи­гурой в императорском государственном аппарате. Да и на деле божественный "тенно", обладавший по закону выс­шей законодательной, исполнительной и военной властью, уже в VIII в. более царствовал, чем управлял при могуще­ственном клане Фудзивара, символом всесилия которого стало, например, строительство в 794 году еще одной сто­лицы в Киото. В это время императорская резиденция была в Наро. Впоследствии существование двух столиц в Японии стало традиционным, наряду с традиционным двоевласти­ем и даже троевластием, когда в дела государственного управления включались и буддийские иерархи.

Специальный раздел "Тайхо Ёро рё" "Учреждения и штаты" был посвящен разветвленной правительственной системе центральных и местных, духовных и светских вла­стей, иерархии должностей и рангов чиновников; их подготовке (китайская экзаменационная система не привилась в Японии), а также установлению за службу жалованья на­турой или земельными наделами "в кормление". Высшая государственная власть, как и в Китае, принадлежала в Японии Государственному совету ("Дадзе-кан"), разраба­тывавшему общие направления государственной политики, рассылавшему указы императора по всей стране. Наряду со светским Государственным советом в Японии, в отли­чие от Китая, существовал особый духовный Государствен­ный совет ("Дзинги-кан") или "Совет по делам духов неба и земли", осуществлявший надзор за синтоистскими храма­ми и молельнями, за деятельностью клира, за крестьяна­ми, приписанными к храмам, и пр. Его штат был неболь­шим, Он занимал изолированное, но достаточно высокое положение среди других ведомств.

По примеру Китая создавалась и внутренняя структу­ра светского Государственного совета, во главе которого стоял "старший министр" или канцлер, являвшийся настав­ником императора в делах управления, призванный в ка­честве этического эталона обеспечивать стране "мир, по­кой и гармонию". Признавая, что трудно найти такого бе­зупречного человека, закон допускал вакантность этой дол­жности.

Непосредственные управленческие функции в светс­ком Государственном совете осуществляли два высших министра: левый (старший) и правый (младший), опирав­шиеся в свою очередь на "старших советников", участвую­щих в обсуждении всех дел и дававших рекомендации "по большим делам", и младших советников, дававших реко­мендации по "малым делам". Именно они следили за ходом текущих дел, отвечали за них перед Государственным со­ветом. Государственный совет имел под своим началом во­семь министерств, которые в отличие от Китая были тес­но связаны с императорским двором, и палату цензоров, глава которой, обладая более узкими, чем в Китае, полно­мочиями, следил за чистотой обычаев и нравов, назначал расследования по моральным нарушениям, докладывая о них императору. В его подчинении был штат разъездных цензоров-контролеров. Решения цензората могли быть при­остановлены Государственным советом.

Наряду с военным министерством, министерствами финансов и юстиции в Японии существовало особое министерство "общих дел", ведавшее текущими дворцовыми делами, ритуалом, редактированием императорских ука­зов, следившее за составлением истории страны, списков принцев крови, придворных дам и буддийского духовен­ства, а также генерального реестра населения и росписи налогов. Являясь как бы высшей канцелярией страны, это министерство занимало первое место в государственном аппарате в силу особой близости его главы к императору. Он принимал доклады и подавал петиции императору, осу­ществляя при этом связи между Государственным советом и другими министерствами.

О широте функций этого министерства свидетельствует крайне обширный штат его десяти управлений, среди ко­торых было специальное управление двора императрицы, главное архивное управление, главное управление двор­цовых кладовых, астрологическое управление, управление живописи, придворного этикета. Деятельность последнего управления была тесно связана с деятельностью специаль­ного министерства церемоний, в ведении которого находил­ся не только контроль за соблюдением этикета, но и госу­дарственные школы, аттестация кандидатов на чиновничьи должности, назначение и перемещение чиновников, реко­мендации об их награждении, выдача им жалованья и пр.

В это же время было создано просуществовавшее в веках (вплоть до конца II мировой войны) особое министер­ство императорского двора, которое, согласно "Тайхо Ёро рё", состояло из одного особого столового управления (ве­давшего продовольственными поставками и заготовками для двора, а также деятельностью поваров), четырех главных управлений, в том числе главного управления дворцовой кухни, управления дворцовыми складами и хозяйством, казенными рабами и пр., и тринадцати простых управле­ний (управления дворцовых садов и прудов, дворцового водоснабжения и пр.). Штатное расписание этого министер­ства было особенно насыщенным. Оно было представлено, как и в других министерствах, администраторами, специа­листами, канцеляристами-писцами, которых дополняли специально приписанные к министерству "казенные дво­ры". При множестве министерств и управлений, как яв­ствует из "Тайхо Ёро рё", между ними не существовало четкого разграничения функций. Связующим элементом этой разветвленной структуры был императорский двор.

Закон VII "Тайхо Ёро рё", посвященный буддийским монахам и монахиням, свидетельствует и об особом положе­нии буддийского духовенства в Японии, находящегося под высшим государственным надзором. Регламентируя статус "нормальной" буддийской организации, закон запрещал кли­рикам владеть домами, садами, торговать и заниматься ро­стовщичеством, принимать в качестве подарков рабов, скот, оружие. Эти запрещения не могли сдержать роста земель­ной собственности буддийских монастырей и храмов.

Вместе с ростом благосостояния в условиях клановых раздоров возрастают и политическое влияние, и полити­ческие притязания буддийских иерархов, которые столь сильно не проявлялись ни в одном из средневековых дальне­восточных буддийских государств. В Японии к концу XI — началу XII в. стали складываться фактически три центра политического притяжения: императорский двор, домоуп­равление правящего клана (им на протяжении ряда веков оставался клан Фудзивара) и буддийские монастыри. Им­ператор по достижении совершеннолетия, как правило, принудительно постригался в монахи, на престол возво­дился его малолетний наследник, являющийся послушным орудием в руках правящего клана, буддийские же иерар­хи часто поддерживали оппозиционный ему клан.

В XII в. растет экономическая мощь и политическое влияние местных кланов губернаторов, наместников и пр., которые фактически становятся неограниченными прави­телями-вотчинниками в своих владениях. В условиях не­прекращающейся клановой борьбы различных групп гос­подствующего класса: придворных кругов, сильнейших кланов, духовенства, в XII в. в Японии устанавливается новая форма правления — сёгунат, своеобразная форма феодальной военной диктатуры, при которой власть как в центре., так и в определенной мере на местах сосредоточи­валась в руках сёгуна — "великого полководца".

Установление первого сёгуната Минамото (1192—1333 гг.), опирающегося на новый военно-бюрократический аппарат (бакуфу), и знаменовало начало второго периода разви­тия феодального государства в Японии, периода его воен­но-политического объединения (Второй сёгунат Асигага (1338—1573 гг.), третий - Токугава (1603—1867 гг.)).

Оно было вызвано стремленйем Минамото преодолеть раздробленность, подавить распри, укрепить феодальное государство в своих соб­ственных интересах и в интересах всего феодального класса.

Характерной чертой сёгуната было сохранение импе­ратора как номинального главы государства, обладающего некоторыми представительными функциями. Императору отводились все причитающиеся ему по рангу почести, но ни он, ни его двор не играли сколько-нибудь существен­ной роли в политической жизни страны. Императорский двор превращается с этого времени в центр феодальной оппози­ции, что и становилось одной из многих причин новых вспы­шек междуусобной борьбы.

Отражением безуспешности попыток первого сёгуна укрепить центральную власть стало в конце XII — начале XIII в. установление особой разновидности сёгуната — сиккэната, приведшего к созданию еще одного "этажа" над двумя другими формально существующими "этажами" по­литической власти в феодальной Японии. Возникновение сиккэната (сиккэн—правитель) в 1199 году было связано с установлением буддийского регентства при малолетнем сё-гуне. Впоследствии этот пост стал также наследственным. Формально император и сёгун занимали свое место в по­литической структуре, но значительная власть перешла к сиккэну., Сиккэнат, продлившийся до падения первого Ка-макурского сёгуната (г, Камакур в это время был местом пребывания бакуфу, правительства сёгуната), не изме­нил существенно характера военно-феодальной диктату­ры, которая просуществовала в Японии до второй поло­вины XIX в., когда в ходе буржуазной революции была восстановлена власть японского императора.

Неизменным звеном правительственного механизма сёгуната были органы, осуществляющие жесткий контроль над деятельностью императорского двора. С 1221 года баку­фу стал направлять в императорскую резиденцию в Киото уполномоченного сёгуна (тпэнбая), имеющего право изда­вать от имени сёгуна указы, выполнение которых обеспе­чивалось особой военной силой — самурайским войском, находившимся в его распоряжении. Более того, впослед­ствии сёгун присвоил право утверждать нового императо­ра, определять порядок престолонаследия, назначать ре­гентов и других высших придворных советников.

Правящей военно-феодальной верхушке, однако, не сразу удалось создать постоянную политико-администра­тивную систему сёгуната, укрепить наследственный прин­цип передачи власти сёгуна, сосредоточить в его руках, а не в руках его регентов или заместителей фактическую власть. К тому же в период второго сёгуната власть бакуфу была значительно ослаблена. Этому способствовало то, что японскому сёгуну пришлось признать свою вассальную за­висимость от Китая, к которому и перешло право утверж­дать японских императоров. В стране в это время было около 20 крупных и значительное число средних и мелких даймё, которые правили фактически в своих владениях самостоятельно.

Черты абсолютистского правления сёгунат приобрета­ет лишь в XVII—XVIII вв., когда происходит ужесточение методов правления, создается его разветвленный полицей­ский аппарат. Иэясу, правитель третьего токугавского сё­гуната, военным путем объединил страну. Конфисковав вла­дения многих феодалов и буддийских монастырей, он стал крупнейшим землевладельцем.

Укрепление позиций третьего сёгуната привело к пол­ному устранению какого бы то ни было политического вли­яния императора. В токугавском сёгунате была введена но­вая должность сёсидая — наместника сёгуна в императорс­кой столице. На основе закона 1615 года даже религиозные функции императорского двора были поставлены под конт­роль сёгуна, который вмешивался в назначение на все выс­шие придворные должности.

Однако централизация Японии и в это время носила относительный характер. Феодальные княжества как ад­министративно-политические единицы не были ликвиди­рованы. Местные князья сохраняли право управления, суда на своих территориях. Но у сёгуна была власть отнять все или часть владений даймё со всеми его полномочиями. Не­изменно оставались под контролем бакуфу торговля и ре­месло в крупных городах, как и горнорудные предприя­тия.

Одним из средств укрепления власти сёгуна в это вре­мя была система заложничества, окончательно закреплен­ная законом в 1635 году. Согласно закону все даймё долж­ны были попеременно проживать в доме сёгуна, а возвра­щаясь в свои владения, оставлять в Эдо (столице сёгуната) свои семьи. Система заложничества распространялась и на сыновей императора.

Сосредоточивая в центре всю полноту властных пол­номочий, сёгун опирался на военно-полицейский аппарат, лишенный многих пышных атрибутов времени императорс­кого правления, но столь же многочисленный и разветв­ленный. Ближайшим помощником сёгуна был его первый советник (тпайро), выполнявший в случае необходимости обязанности регента. Он, как правило, и назначался при чрезвычайных обстоятельствах. Кроме того, при сёгуне существовал круг старших советников (реозю), составляв­ших непосредственно правительство (бакуфу), исполняв­ших свои обязанности посменно в течение месяца. Несколько старших советников в последние годы токугавского сёгу­ната составили Государственный совет, нечто вроде узко­го "кабинета министров". За каждым из членов совета зак­реплялся определенный круг управленческих функций и контроль за одной из пяти коллегий бакуфу: внутренних дел, иностранной, военной, военно-морской и финансов. Особое правительственное управление ведало чеканкой монет, ему же принадлежал контроль за рудниками. Млад­шие советники ведали гвардией сёгуна, охраной дворца, полицейским аппаратом, следили за его вассалами.

Местное управление. С введением надельной системы в Японии в 645 году было связано территориальное деле­ние страны на провинции (куни}, а с 646 года — на уезды, во главе которых стояли назначаемые из местной родо­вой аристократии губернаторы, уездные начальники. На­ряду с ними в уезды направлялись царские контролеры. Уездная администрация обладала в Японии большей само­стоятельностью, чем в Китае, так как она ведала местны­ми территориальными военными отрядами. Низшей адми­нистративной единицей было село во главе с сельским старостой, назначаемым из местных жителей. Каждое село должно было состоять из 50 дворов. Таких крупных сел в то время в Японии не было, в одно село объединялось несколько соседних деревень. Была введена в это время и система деревенских пятидворок — объединений пяти со­седних крестьянских дворов, связанных круговой пору­кой по выполнению всех обязанностей перед государством. В ведении уездных начальников, писцов, квартальных и сельских старост был сбор налогов, контроль за исполнением крестьянами общественных работ, судебные и поли­цейские функции.

С утверждением сёгуната во все провинции стали на­значаться военные губернаторы, или протекторы (сюго), которые находились там наряду с правителями областей, назначаемыми императором. В их обязанность входил конт­роль за выполнением повинностей в пользу центрального правительства, подавление мятежей, преследование по­литических противников сёгуна, охрана провинций. В рас­поряжении сюго был местный гарнизон. В частновладель­ческие поместья посылались специальные уполномоченные правительства, главной обязанностью которых был конт­роль за доходами поместья, за внесением феодалами всех налогов, и прежде всего военного, преследование смутья­нов. Эти и другие меры не приводили, однако, к желае­мым результатам в периоды ослабления власти сёгуна. Так, например, в XV в. местные князья из числа бывших про­текторов присвоили себе право судебного и налогового иммунитета, запрещая чиновникам сёгуна появляться в их владениях. Сломить своеволие местных князей с помощью жестоких военно-полицейских мер удалось в определенной мере лишь в токугавской Японии.

Особое место в государственном аппарате токугавс­кой Японии занимали органы сыска, специальные поли­цейские инспектора мэцкэ ("прикрепленный глаз"), осу­ществлявшие негласный полицейский надзор за всем на­селением страны, от чиновников до крестьян. Во главе этого аппарата стояли так называемые омэцкэ (большие, славные мэцкэ), закон о правах и обязанностях которых был принят в 1632 году. Пять главных полицейских инс­пекторов вели наблюдение за всеми князьями и высшими чиновниками.

Передвижение в стране было регламентировано стро­гой системой пропусков. Без предварительного разрешения бакуфу даймё не имели права строить замки, жениться. Для надзора за крестьянами и прежде всего сбора с них налогов во все владения Токугавы на основе закона 1644 года стали назначаться дайканы, которым подчинялись ста­росты деревень.

В городах помимо назначавшихся градоначальников, которым принадлежала широкая административная, поли­цейская и судебная власть, существовали советы крупных торговцев, но система городского самоуправления не по­лучила сколько-нибудь заметного развития в Японии.

Армия. До введения территориального деления армия Японии состояла из родовых дружин. Вместе с надельной системой в Японии была введена обязательная воинская повинность.

"Тайхо Ёро рё" среди других министерств выделяет и военное министерство, ведавшее именными списками офи­церского состава, их аттестацией, отбором, назначением и пр. В его подчинении было несколько штабов и управле­ний: арсенальное, военно-музыкальное, корабельное; со­колиной охоты.

Армейские части были территориальными, но фор­мировались и содержались в провинциях и уездах. Из одно­го двора брали одного новобранца. Сыновья и внуки обла­дателей рангов пользовались льготами, освобождались от службы в армии. Бойцы территориальных крестьянских ополчений составляли своеобразный резерв, они не отры­вались от повседневного крестьянского труда. Срочной до трех лет была служба в пограничных войсках, гвардейских и сторожевых частях.

Армия строилась по десятичной системе, во главе с полусотниками, сотниками, двухсотниками, которые могли быть незнатного происхождения, но храбрыми воинами. Начиная с тысячников для назначения требовался уже со­ответствующий ранг. Армейская часть более 20 человек мог­ла направляться в поход только по приказу императора.

Невыполнение боевого приказа или отсутствие воору­жения в боевой обстановке могло наказываться смертной казнью по решению командующего. Служба в пограничных войсках освобождала других членов двора призывного воз­раста от мобилизации. От срочной дворцовой и пограничной службы освобождались новобранцы, если был болен отец или старший двора. Пограничники брали с собой на службу рабов, жен, наложниц.

С ростом частной феодальной собственности, с междуусобными войнами, крестьянскими восстаниями было свя­зано формирование особого военно-феодального слоя са­мураев — профессиональных воинов, вассалов крупных феодалов. Особое мировоззрение японских самураев, осо­бый "кодекс чести" строился на ярко выраженном презре­нии к крестьянскому труду, на конфуцианских принципах покорности и беспрекословного подчинения приказу. Нару­шение кодекса чести влекло для самурая самоубийство — харакири.

Крестьянские ополченские формирования продолжа­ли существовать вплоть до XVI в. В связи с массовыми кре­стьянскими восстаниями правящие круги поняли нежела­тельность дальнейшего сохранения оружия у крестьян. Еще в XV в. феодалы в отдельных княжествах разоружили кре­стьян, но в общенациональном масштабе это произошло в конце XVI в., когда сёгуном Моётоми Худэёси в 1588—1590 гг. по всей стране у крестьян было отнято оружие. Это ме­роприятие получило название "охоты за мечами". Указом 1591 года крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям — заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью.

Самурайское войско состояло в основном из конницы. С введением огнестрельного оружия конница постепенно сходит на нет и ее место занимает пехота.

Лекция: Основные черты права средневековой







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 407. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

ТЕХНИКА ПОСЕВА, МЕТОДЫ ВЫДЕЛЕНИЯ ЧИСТЫХ КУЛЬТУР И КУЛЬТУРАЛЬНЫЕ СВОЙСТВА МИКРООРГАНИЗМОВ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА БАКТЕРИЙ Цель занятия. Освоить технику посева микроорганизмов на плотные и жидкие питательные среды и методы выделения чис­тых бактериальных культур. Ознакомить студентов с основными культуральными характеристиками микроорганизмов и методами определения...

САНИТАРНО-МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОДЫ, ВОЗДУХА И ПОЧВЫ Цель занятия.Ознакомить студентов с основными методами и показателями...

Меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами 64. Получение (сдача) оружия и боеприпасов для проведения стрельб осуществляется в установленном порядке[1]. 65. Безопасность при проведении стрельб обеспечивается...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия