Студопедия — Сканер Epson Perfection 4490 Photo 7 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Сканер Epson Perfection 4490 Photo 7 страница






Упражнение 134. Выявите образные и ассоциативные связи в рассказах А. Плато­нова «Неизвестный цветок» (упражнение 103) и «Цветок на земле» (упражнение 55).

Схема анализа связности текста

1. Выявите имеющиеся в тексте различные способы выражения логико-семантических связей: полный тождественный, частичный лексико-семантичес-кий, тематический, синонимический, антонимический, дейктический повторы.

2. Найдите примеры использования союзов как средства внутритексто­вой связи, способствующей выражению универсальных логико-смысловых отношений.

3. Покажите возможности грамматики (морфологии и синтаксиса) в фор­мировании связности текста.

4. Опишите прагматические типы текстовых связей: ассоциативные (вне­текстовые) и образные (внутритекстовые).

Образец анализа

1. В рассказе В. М. Шукшина «Срезал» имеются различные способы вы­ражения логико-семантических связей.

Полный тождественный повтор: срезал (27 раз), неоднократно повторя­ются слова ждали, приехал, знатные, кандидат, земляк, полковник, спокой­ствие, ведут, посмотрим, радушно, детство, первичность, определять, чув­ствовать неловкость, вопрос, мыслители, разумное существо, народ, покатить бочку, с цепи сорваться.

Частичный лексико-семантический повтор: ждали - ожидание, смеять­ся - посмеиваться и др.

Тематический повтор: функционально-текстовая группа глаголов движе­ния {ходить, приходить, уходить, приехать, подкатить и др.), зрительного восприятия (смотреть, щурить глаза), смеха (улыбнуться, усмехнуться, сме­яться, расхохотаться), удивления (удивляться, недоумевать), речевой дея­тельности (говорить, спрашивать, интересоваться, протянуть, предложить, воскликнуть, рубануть и др.)

Синонимический повтор: приехать - прикатить - подкатить, работать -выявлять себя в какой-либо области, анонимка - кляуза. Антонимический повтор: пишется - читается.

Дейктический повтор: Выяснилось, что полковник не знает, кто велел поджечь Москву. Точнее, он сказал, что какой-то граф, но фамилии перепу­тал, назвал Распутин; Глеб пока помалкивал, но - видно было - подбирался к прыжку. Он поддакнул тоже насчет детства, а сам оценивающе взглядывал на кандидата — примеривался.

2. Союзы как средство внутритекстовой связи, способствующей выражению универсальных логико-смысловых отношений, используются в анализируемом рассказе не так активно. В подобной функции в рассказе используется союз «и» как выражение аддитивных отношений с усилительной семантикой. Так, уже после описания того, как Глеб Капустин «срезал» полковника и после рассуж­дения автора по этому поводу вдруг вновь идет повтор информации о приез­де кандидата наук: Глеб посмеивался и как-то мстительно щурил глаза. Все матери знатных людей в деревне не любили Глеба. Опасались. И вот теперь приехал кандидат Журавлев...; Кандидат многозначительно посмотрел на жену. И зря, потому что его взгляд был перехвачен.

В монологах-спорах Глеба Капустина как текстообразующее средство исполь­зуется союз «но», выражающий противительно-уступительные отношения:

Мужики засмеялись. Пошевелились. И опять внимательно уставились на Глеба.

- Но нам тем не менее надо понять друг друга. Верно? Как?..;

- Но вы забываете, что поток информации сейчас распространяется везде равномерно...

Также для его речи характерно использование союза «а» с сопоставитель­но-усилительным значением: ...Тут, - оглядел Глеб мужиков, — тоже никто не сидел - не поймут... А вот жена ваша сделала удивленные глаза на вас. А там дочка услышит; - А вот когда одни останетесь, подумайте хоро­шенько. Подумайте - и поймете...

3. В формировании связности анализируемого рассказа участвуют и грам­матические средства, прежде всего согласованные видовременные формы гла­гола в различных контекстах - повествовании и описании. Встречается син­таксический параллелизм, усиленный лексическими повторами разного рода:

Как-то так получилось - Как-то так повелось; Кандидат расхохотался. Но смеялся он один... И почувствовал неловкость <...> Константин Иванович чувствовал неловкость;

- Оттянул он его!.. Дошлый, собака. Откуда он про Луну-то все знает?

- Срезал.

- Срезал... Откуда что берется!

И мужики изумленно качали головами.

- Дошлый, собака. Причесал Константина Ивановича... Как миленького причесал!

Подобный синтаксический параллелизм, усиленный лексическим повто­ром и повтором порядка слов, интонации укрупняет изображаемые эпизоды в тексте, способствует выразительности и экспрессивности текста.

В данном рассказе к синтаксическим средствам связности можно отнести разного рода редуцированные синтаксические конструкции: неполные выска­зывания и парцеллированные конструкции. Последние особенно характерны для этого рассказа. Например: К старухе Агафье Журавлевой приехал сын. Константин Иванович. С женой и дочерью. Попроведовать, отдохнуть; Все матери знатных людей в деревне не любили Глеба. Опасались; Глеб же Ка­пустин по-прежнему неизменно удивлял. Изумлял. Восхищал даже.

Чаще всего автор использует сильную парцелляцию с вынесением в от­дельное высказывание глагольных предикатов, в результате чего описывае­мые микроситуации выделяются в тексте, подаются с актуализацией их мно-гоаспектности и интенсивности протекания.

Автор рассказа чрезвычайно активно использует различные пунктуаци­онные знаки как средство связности, а также выражения экспрессивности и эмоциональности: вопросительный и восклицательный знаки, но чаще всего - многоточие, которое можно отнести к пунктуационной текстовой доминан­те. Многоточие выполняет в рассказе различные текстовые функции. Оно используется в усеченных конструкциях как сигнал недоговоренности, сиг­нал размытых или скрытых смыслов. Например: Заговорили о войне 1812 года...; Глеб пришел с работы (он работал на пилораме), умылся, переодел­ся... Ужинать не стал. Вышел к мужикам на крыльцо. Закурили...

.-858

И в авторской речи, и в речи персонажей многоточие зачастую усиливает парцелляцию, например: Глеб Капустин коршуном взмыл над полковником... И срезал; Кандидат искренне засмеялся. Но засмеялся один... И почувство­вал неловкость. Позвал жену.

Кроме того, многоточие может одновременно сопровождать и парцелля­цию, и повторную номинацию, что является еще более сильным средством осуществления текстовой связности и выдвижения текстовых смыслов. На­пример:

Приглашаете жену посмеяться? - спросил Глеб. Спросил спокойно, но внутри у него, наверно, все вздрагивало. - Хорошее дело... Только, может быть, мы сперва научимся хотя бы газеты читать? А? Как вы думаете? Говорят, канди­датам это тоже не мешает...;...А вот и жена ваша сделала удивленные гла­за... А там дочка услышит. Услышит и «покатит бочку» в Москву на кого-нибудь. Так что этот жаргон может... плохо кончиться, товарищ кандидат...; Только не надо делать вид, что все гении. Кое-кто понимает... Скромней надо; - Люблю по носу щелкнуть - не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие товарищи...

4. В рассказе В. М. Шукшина богато представлены различные типы праг­матических связей.

Ассоциативные (внетекстовые) связи связаны с репрезентацией в расска­зе различными средствами социально-культурной информации разного рода. Можно привести следующие примеры. Во-первых, это ассоциативное сбли­жение описываемой глобальной ситуации со спектаклем, режиссером и глав­ным героем которого является деревенский мужик Глеб Капустин. Эта ассо­циация порождается первоначально следующим контекстом: ...Тогда-то Глеб Капустин приходил и срезал гостя. Многие этим были недовольны, но неко­торые мужики ждали, когда Глеб Капустин придет и срежет знатного. Даже не то что ждали, а шли раньше к Глебу, а потом уж вместе к-гостю. Прямо как на спектакль ходили.

Во-вторых, обилие различных по природе устойчивых выражений в речи Глеба Капустина (Мы все учились понемногу; Пишется Ливерпуль, а читает­ся Манчестер; Ну, на нет и суда нет!; Баба с возу — коню легче; Вы же, когда сдавали кандидатский минимум, вы же не «катили бочку» на профес­сора.... И «одеяло на себя не тянули». И «по фене не ботали»; Можно ведь сто раз повторить слово «мед», но от этого во рту не станет сладко; в дураках очутиться) соотносит персонажа В. М. Шукшина, с одной стороны, с другими его героями-чудиками, с другой стороны, с героями М. Зощенко, А. Аверченко, с героями М. Евдокимова, родина которого - также Алтай.

В-третьих, упоминание войны 1812 года, пожара в Москве, имени Распу­тина порождает социально-исторические ассоциации, а упоминание в речи Глеба Капустина популярных в 60-е гг. телепередач (КВН, «Кабачок "Тринад­цать стульев"») позволяет догадаться о времени изображаемых событий. 418

Образные (внутритекстовые) когезии связаны с главным персонажем и его действиями и поступками (коршуном взмыл; срезал; подбирался к прыж­ку; пошел в атаку на кандидата; Глеб взмыл ввысь...; когда Глеб взмывал кверху; оттянул он его; причесал Константина Ивановича). Все они порож­дают в восприятии читателя образ недоброй птицы - коршуна, нападающего и с наслаждением терзающего свою жертву.

Вопросы для самопроверки

1. Раскройте содержание категории связности как центральной категории текста.

2. В чем состоит сущность логико-семантических связей в тексте, каковы их раз­новидности и средства выражения?

3. Что такое грамматика текстовых связей? Покажите морфологические и син­таксические текстовые связи на примере одного завершенного текста.

4. Охарактеризуйте категорию связности в прагматическом аспекте.

5. Покажите сходство и различие параллельной и последовательной текстовых связей.

ГЛАВА 5

КОММУНИКАТИВНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Понятие коммуникативной организации текста. - Коммуникативные регистры текста. -Тема-рематическая организация текста. - Типология рематических текстовых доминант

Упражнение 135. Прочитайте определение коммуникативного регистра и его свойств, которое предложила Г. А. Золотова. Раскройте понятие «коммуникативный регистр». Какие принципы лежат в типологии коммуникативных регистров, предло­женных ею?

Коммуникативные типы, или регистры, речи определены как понятие, абстрагированное от множества предикативных единиц или их объединений, употребленных в разнородных по общественно-коммуникативному назначе­нию контекстах, сопоставленных и противопоставленных по совокупности следующих признаков. Прежде всего, это а) характер отображаемой в речи действительности (динамика действия, процесса противостоит статике каче­ства, отношения); б) пространственно-временная дистанцированность пози­ции говорящего или персонажа-наблюдателя и - соответственно - способ восприятия, сенсорный или ментальный (конкретно-единичные, референтные предметы, действия, явления противостоят обобщенным, нереферентным); в) коммуникативные интенции говорящего (сообщение, волеизъявление, ре­акция на речевую ситуацию).

419 27»

Создаваемые взаимодействием функционального и структурно-семанти­ческого планов, коммуникативные регистры реализуются в конкретных высказываниях, текстах или фрагментах, блоках. Противопоставленность ре­гистров получает выражение в наборе языковых характеристик регистровых блоков. <...>

Коммуникативная функция блоков репродуктивного (изобрази­тельного) регистра заключается в воспроизведении, репродуцировании средствами языка фрагментов, картин, событий действительности как непос­редственно воспринимаемых органами чувств говорящего, наблюдателя, ло­кализованных в едином с ним хронотопе (реально или в воображении). <...> Коммуникативная функция блоков информативного регистра со­стоит в сообщении об известных говорящему явлениях действительности в отвлечении от их конкретно-временной длительности и от пространственной отнесенности к субъекту речи. Этот критерий объединяет и суммирование узу­альных, повторяющихся событий, признаков, и познавательные, квалифика-тивные сведения о свойствах и связях предметов, явлений, абстрактных поня­тий. Нельзя не видеть и различий в степени абстрагированности от конкретного между этими двумя разновидностями информативного регистра. Может быть, стоит выделить последний в информативно-логический его подтип. <...>

Коммуникативная функция генеритивного регистра - обобщение, осмысление информации, соотносящее ее с жизненным опытом, с универ­сальными законами мироустройства, с фондом знаний, проецируя ее на об­щечеловеческое время за темпоральные рамки данного текста. <...>

Волюнтивный регистр характеризуется коммуникативной функцией волеизъявления говорящего, побуждения адресата к действию. <...>

Реактивная функция объединяет разной структуры предложения, не содержащие сообщения, но выражающие реакцию говорящего, эмоциональ­ную или ментальную, осознанную или автоматическую, на коммуникативную ситуацию. Реакцию, обычно с оценочной окраской, выражающей положитель­ное или отрицательное отношение к происходящему, вызывает либо а) пред­шествующая реплика в диалоге (или в «диалогизированном» монологе), либо б) неречевое событие, неожиданное, приятное, неприятное. <...>

Воспроизводимые в тексте, в художественном или другом, диалоги, частью которых выступают волюнтивные (в том числе и вопросительные) и реактивные высказывания, составляют сами по себе фрагменты репродуктивного регистра. Время в них регулируется условным моментом речи - речи участников диа­лога, но не автора. Поэтому диалоги можно рассматривать как своеобразный текст в тексте (Золотова, 1998, с. 393-400).

Упражнение 136. Ознакомьтесь с типологией тема-рематических структур выс­казываний по нашему учебнику (гл. 4). Подберите контексты, содержащие тема-рема­тические структуры разного типа.

Упражнение 137. Прочитайте следующее небольшое стихотворение И. Иртенье-ва «Наблюдение». Определите регистровую принадлежность предложений этого сти­хотворения, тип тема-рематической структуры и рематическую доминанту. Сравните характер регистрового оформления предложений этого стихотворения с его же сти­хотворением «Про Федота» (упражнение 46). Что вы можете сказать об особенностях коммуникативной организации стихотворений этого поэта?

В здоровом теле -Здоровый дух. На самом деле -Одно из двух.

Упражнение 138. Прочитайте следующие стихотворения Зинаиды Гиппиус. Опи­шите регистровую структуру данных стихотворения, определите текстообразующий тип регистрового оформления предложений. Опишите тема-рематические структуры и рематические доминанты.

Он принял скорбь земной дороги,

Он первый, Он один, Склонясь, умыл усталым ноги,

Слуга - и Господин Он с нами плакал, - Повелитель

И суши, и морей... Он царь и брат нам, и Учитель,

И Он - еврей.

ЛЮБОВЬ - ОДНА

Единый раз вскипает пеной

И рассыпается волна. Не может сердце жить изменой

Измены нет: любовь одна.

Мы негодуем иль играем,

Иль лжем - но в сердце тишина. Мы никогда не изменяем:

Душа одна - любовь одна.

Однообразно и пустынно,

Однообразием сильна, Проходит жизнь...И в жизни длинной

Любовь одна, всегда одна.

Лишь в неизменном - бесконечность, Лишь в постоянном глубина.

И дальше путь, и ближе вечность, И всё ясней: любовь одна.

Любви мы платим нашей кровью,

Но верная душа - верна, И любим мы одной любовью...

Любовь одна, как смерть одна. 1896

ВНЕЗАПНО Тяжки иные тропы... Чьи-то глаза из толпы Взглянули так жестко.

Кто ты, усталый, злой, Путник печальный? Друг ли грядущий мой?

Враг ли мой дальний? В общий мы замкнуты круг

Боли, тоски и заботы... Верю я, все ж ты мне друг,

Хоть и не знаю, - кто ты... 1908

Упражнение 139. Найдите в литературно-художественных произведениях (на ваш выбор) примеры текстов монорегистровой структуры, охарактеризуйте их по регист­ровой принадлежности.

Упражнение 140. Прочитайте преамбулу к роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» (упражнение 108) и найдите в ней предложения, принадлежащие к генеритивному, волюнтивному и реактивному регистрам, определите их текстовые функции. Охарактеризуйте структуру монтажа регистровых блоков.

Упражнение 141. Прочитайте письмо А. Платонова к жене (упражнение 55) и опишите его коммуникативную организацию: определите регистровую принадлежность его предложений, выявите среди них более частотные, определите доминирующий тип, опишите характер монтажа регистровых блоков.

Упражнение 142. В стихотворении Н. А. Заболоцкого «Прохожий» (упражне­ние 104) выявите его коммуникативно-регистровую структуру (монорегистровая или полирегистровая) и охарактеризуйте ее. Определите рематическую доминанту текста. Приведите примеры различных тема-рематических структур. 422

Упражнение 143. Охарактеризуйте стихотворение Ф. И. Тютчева «Памяти В. А. Жу­ковского» (упражнение 99) в свете теории актуального членения. Определите доминирую­щие в нем тема-рематические структуры и выявите рематическую доминанту текста.

Упражнение 144. Прочитайте стихотворение в прозе И. С. Тургенева «Воробей» (упражнение 91) и обратите внимание на репертуар регистровых вариантов в нем. Как регистровое варьирование высказываний способствует формированию концепту­ального пространства текста?

Упражнение 145. В стихотворении А. С. Пушкина «19 октября 1827 г.» (упраж­нение 6) найдите предложения, принадлежащие к волюнтивному и реактивному реги­страм, охарактеризуйте их текстовые функции.

Упражнение 146. В рассказе И. Бабеля «Мой первый гусь» (упражнение 9) най­дите примеры высказываний разных регистров: репродуктивного, изобразительного, реактивного, волюнтивного. Покажите различие их текстовых функций.

Упражнение 147. Какие регистровые разновидности высказываний преобладают в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Смерть Поэта»? Что можно считать рематичес­кой доминантой текста?

Упражнение 148. В стихотворении Б. Пастернака «Марбург» (упражнение 29) и М. Ю. Лермонтова «Дума» найдите тема-рематические структуры веерного типа, опи­шите их текстовые функции, определите рематическую доминанту текста.

Упражнение 149. В поэме «Двенадцать» А. Блока найдите высказывания, при­надлежащие к реактивному регистру, охарактеризуйте их роль в формировании кон­цептуального и денотативного пространств поэмы.

Схема анализа коммуникативной организации текста

1. Характеристика нескольких предложений текста по их принадлежности к тому или иному коммуникативному регистру: репродуктивному (репродуктив-но-описательному, репродуктивно-повествовательному), информативному (ин­формативно-описательному, информативно-повествовательному), генеритив­ному, волюнтивному, реактивному.

2. Определение типа текста по регистровой организации: монорегистро­вый или полирегистровый, в последнем случае охарактеризовать способы монтажа регистровых блоков.

3. Определение особенностей тема-рематического развертывания содер­жания текста, характеристика тема-рематических структур.

4. Выявление текстовых рематических доминант.

Образец анализа

1. В рассказе В. М. Шукшина в авторской речи преимущественно ис­пользуется информативный регистр в двух своих вариантах: информативно-описательный регистр (Глеб Капустин - толстогубый, белобрысый мужик лет сорока, деревенский краснобай, начитанный и ехидный) и информативно-повествовательный регистр {Глеб пришел с работы (он работал на пилора­ме), умылся, переоделся... Ужинать не стал. Вышел к мужикам на крыльцо). Имеется в тексте рассказа включение в информативно-описательный кон­текст предложения, принадлежащего к генеритивному регистру: Глеб жес­ток, а жестокость никто, никогда, нигде не любил еще.

В речи персонажей, наряду с информативно-регистровыми вариантами, представлены предложения, принадлежащие волюнтивному (Ну, как там кан­дидат-то?; Приглашаете жену посмеяться?; Готовы мы, чтобы понять друг друга?; Скромней, скромней надо, дорогие товарищи...) и реактивному (Типичный демагог-кляузник!; Оттянул он его!.. Дошлый, собака!; Ты что, с цепи сорвался? и др.) регистрам. Последние особенно характерны для речи персонажей В. М. Шукшина.

2. Текст можно определить как полирегистровый, в нем имеются различ­ные способы монтажа регистровых блоков, среди наиболее характерных можно отметить соединение информативно-описательного и информативно-повество­вательного, информативно-описательного и репродуктивного, воспроизводя­щего диалоги персонажей..

3. В рассказе «Срезал» наиболее стилистически значима и выразительна активно использующаяся писателем веерная структура. Например: Глеб при­шел с работы (он работал на пилораме), умылся, переоделся. Ужинать не стал. Вышел к мужикам на крыльцо; Глеб шел несколько впереди остальных, руки в карманах, щурился на избу бабки Агафьи; Многие этим были недо­вольны, но некоторые мужики ждали, когда Глеб Капустин придет и сре­жет знатного. Даже не то что ждали, а шли раньше к Глебу, а потом уж вместе к гостю. Прямо как на спектакль ходили.

4. Рематическую доминанту текста можно определить как статально-ди-намическую, так как основным в рассказе является описание глобальной ди­намической ситуации, вынесенной в заглавие (ситуации «срезания знатного земляка») и эмоционального состояния персонажей, возникающего в их внут­реннем мире на разных этапах ее развертывания.

Вопросы для самопроверки

1. Покажите особенности изучения художественного текста в коммуникативном аспекте.

2. Раскройте основные принципы концепции Г. А. Золотовой, посвященной ком­муникативной организации текста.

3. Что такое коммуникативный регистр и каковы типы коммуникативных регистров?

4. Как вы понимаете различие между монорегистровыми и полирегистровыми текстами? Покажите на примерах их различия.

5. Каковы принципы классификации тема-рематических структур (каноническая ступенчатая, веерного типа, с многокомпонентной тематической частью, с обобщен­ной темой, автономные структуры) и каковы их особенности в развертывании содер­жания текста?

6. На чем основана типология рематических доминант (предметная, статальная, динамическая, качественная, комбинированная)?

7. Покажите особенности выявления типа рематической доминанты на примере отдельного законченного текста.

ГЛАВА 6

АНАЛИЗ РЕЧЕВОЙ СТРУКТУРЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Анализ функционирования фонетических единиц. - Анализ функционирования сло­вообразовательных единиц. - Анализ функционирования лексических единиц. -Анализ функционирования синтаксических единиц

Упражнение 150. Прочитайте определения социофонемы в книге «Проблемы фоносемантики поэтического текста» Ю.В. Казарина, данные как самим автором, так и другими исследователями. Определите, в каком аспекте рассматривается этот фоне­тический феномен. Дайте определения социофонемы и психофонемы. Как соотносят­ся эти фонетические единицы друг с другом? Совпадает ли содержание цветофоносе-мантической парадигмы, предложенной А. П. Журавлевым, с вашими представлениями о колористической и другой семантике этих звукобукв? Путем опроса определите цве­товое и психологическое (цветовое) значение звукобукв Е, Ё, Ю, Я, Л, В, Д, Н. Поче­му не совпадают колористические значения следующих пар звукобукв: А - Я, О - Ё, Э - Е, У - Ю?

Социофонема - это лингвистический фонетический знак, который произ­водится и воспринимается Говорящим и Слушающим не только и не столько интеллектуально, логически и информативно, сколько психологически, эмо­ционально, оценочно, эстетически, т. е. данная фонетическая единица вос­принимается как знак прежде всего эстетический, иконический и символи­ческий (Казарин, 2000, с. 16).

Социофонема - это синтагмофонема (морфонема) воспринимаемая и оце­ниваемая. Так, следующие социофонемы ассоциативно, психологически со­относятся с определенным цветом (колористическое значение звуков):

А - густо-красный;

О - светло-желтый или белый;

Э - зеленоватый;

И - синий;

У - темно-синий, сине-зеленый, лиловый;

Ы - мрачный темно-коричневый или черный (Журавлев, 1991, с. 102).

Или социофонема приобретает эмоциональную оценку в процессе ее вос­приятия:

Ж - плохой, сильный;

Ш ' - медленный («медлительный»);

Н ' - хороший, но Л ' - лучше, чем Н ';

Р - холодный;

Б - сильный;

М - нежный;

Г - быстрый;

Ш - медленный и т. д. (Там же, с. 19-24). >

В данном случае экспериментально исследуется одна из разновидностей социофонемы - психофонема. Эта фонетическая единица в особом статусе социофонемы способна не только участвовать в слого- и морфообразовании, не только передавать определенную логическую информацию (совместно с мор­фемой и лексемой), но и выражать смыслы, природа которых, безусловно, коннотативна, т. е. оценочна, психологична, ассоциативна. Именно коннота-тивное значение социофонемы «проясняет» и формирует вполне отчетливые денотативное и сигнификативное значения, т. е. социофонема в условиях и рамках особого метаконтекста (когда «контекстом» является языковая личность Говорягцего и Слушающего), а также в рамках лингвистического контекста может приобретать план содержания, характер которого схож с характером плана выражения морфемы, лексемы, высказывания и даже целого текста. Ср.: фонетическая семантика лексемы «таракан» - «активный», но «большой и могучий»... В этой дефиниции аккумулирован целый текст (см. сказку К. Чуковского «Тараканище») (Казарин, 2000, с. 17-18).

Упражнение 151. Прочитайте определение текстофонемы, данное в книге Ю. В. Ка-зарина «Проблемы фоносемантики поэтического текста». Сопоставьте в функциональном аспекте такие фонетические единицы, как социофонема, психофонема и текстофонема.

Текстофонема - это фонетическая единица художественного текста, вы­полняющая функции (помимо номинативной, слого- и морфообразующей) выражения текстовых смыслов. Текстофонема - это часть типового аллитера-тивного звукокомплекса, входящего в ту или иную морфему, лексему или выс­казывание, имеющее звукообразный (идеофоновый) или анаграмматический характер. Ср., например, у В. Хлебникова:

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры,

Пиээо пелись брови,

Лиэээй - пелся облик,

Гзи-гзи-гзэо пелась цепь.

Так на холсте каких-то соответствий

Вне протяжения жило Лицо.

В этом тексте содержатся звукообразные лексемы неологического харак­тера бобэоби, вээоми, пиээо, лиэээй, в которых текстофонемы Б, О, Э, И, В, М, П, Л, ^ («й») выполняют звукоизобразительную функцию и выражают са­мостоятельные (по типу слова/лексемы) текстовые смыслы, которые опреде­ляются как «часть лица, внешности человека; часть/части портрета». Тексто­фонемы Г, 3, И, Э, О выполняют звукоподражательную функцию и выражают текстовый смысл «звон цепи». Данные текстофонемы выполняют функции символизации и являются по природе своей иконическими, т. е. реализуются в тексте в статусе звукосимволов.

Следует отметить, что текстофонема полностью реализуется не только в лингвотекстовом контексте, но и в том метаконтексте, наличие которого обус­ловлено факторами антропологического, эстетического, психологического, эмоционального и культурного характера (Казарин, 2000, с. 19).

Упражнение 152. Прочитайте утверждение М. В. Панова, касающееся функцио­нирования фонетических единиц в тексте. На основе этого утверждения сформули­руйте основополагающую закономерность, проявляющуюся в функционировании текстофонем.

Звуковой ярус поэтического произведения строится на повторе отноше­ния. <...> Единицы поэтического текста, создавая и определяя его поэтичес­кую сущность, входят в повторы двух типов: повторы контрастов и повторы тождеств (Панов, 1991, с. 3).

Упражнение 153. Прочитайте текст. Определите ведущую функцию фонетичес­ких единиц в этой песне (информативная, коммуникативная, медитативная, ритуаль­ная, эстетическая и т. п.).

ПЕСНЯ ВЕДЬМ НА ЛЫСОЙ ГОРЕ

Кумара.

Них, них, запалам, бада.

Эшохомо, лаваса, шиббода.

Кумара.

А. а. а. - о. о. о. - и. и. и. - э. э. э. - у. у. у. - е. е. е. Ла, ла, соб, ли, ли, соб, лу, лу, соб!

Жунжан.

Выхада, ксара, гуятун, гуятун. Лиффа, пррадда, гуятун, гуятун.

Наппалим, вашиба, бухтара. Мазитан, руахан, гуятун.

Жунжан.

Яндра, кулайнеми, яндра. Яндра.

Упражнение 154. Определите функции текстов 1-3: автор первого - Жан Кокто (1916), второго - В. Хлебников (1914), третий текст - фрагмент из «Песни русалок». Выявите фонетические особенности, присущие всем трем текстам. Можно ли рас­сматривать «медитативную фонетику» как явление интернационального характера?

Эо из ию иэ Ээ иэ ио иэ Юи юи ио иэ Аэоэ иаоэ Оя уаоэ...

Ио, иа, цолк,

Ио, иа, цолк.

Пиц, пац, пацу,

Пиц, пац, паца,

Ио иа цолк, ио иа цолк...

А. а. а. - о. о. о. - и. и. и - э. э. э. - у. у. у. - е. е. е. ио, иа - о - ио, иа, цок, ио, иа, паццо! ио, иа, пипаццо!

Упражнение 155. Прочитайте текст «Песни ведьм на роковом шабаше». Чем в функциональном отношении отличается медитативный текст от поэтического? Про­изведите статистический анализ фонетических повторов, наличествующих в этом тек­сте. Какой из повторов (лексический, фразовый, строфический, слоговой, звуковой) является ведущим? Определите функцию фонетического повтора в этом тексте.







Дата добавления: 2015-08-29; просмотров: 1235. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Типы конфликтных личностей (Дж. Скотт) Дж. Г. Скотт опирается на типологию Р. М. Брансом, но дополняет её. Они убеждены в своей абсолютной правоте и хотят, чтобы...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ИЗНОС ДЕТАЛЕЙ, И МЕТОДЫ СНИЖЕНИИ СКОРОСТИ ИЗНАШИВАНИЯ Кроме названных причин разрушений и износов, знание которых можно использовать в системе технического обслуживания и ремонта машин для повышения их долговечности, немаловажное значение имеют знания о причинах разрушения деталей в результате старения...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия