Студопедия — Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие политических взглядов в период Киевской Руси






Развитие политической мысли непосредственно связано с историей украинского народа, его борьбой за свободу и независимость. На протяжении IX - X столетий протекал процесс объединения восточнославянских пле(114)мен вокруг Киева и формировалось феодального типа общество - Киевская Русь. С этого времени начинается формирование государства, развитие права и отражающих этот процесс политических взглядов, литературное творчество, философия, история и т. п. Важным этапом в духовно-культур-ной и политической жизни Киевской Руси было принятие христианства. Владимир Святосла-вович (? - 1015) понимал, что укрепление государства возможно лишь при усло-вии мошной религиозной централизации. Его религиозная реформа окончательно утвер-дила христианство в роли государственной религии Киевской Руси. Это имело важное значение для расширения международных связей Киевского государства, вхождения его в число мощных государств раннего средневековья.

"Основными общественно-политическими идеями Киевской Руси были воззрения об объединении удельных княжеств вокруг великого князя Киевского, самостоятельности и независимости Руси. Наряду с этим теоретическая мысль пытается осознать сущность христианского мировоззрения, раскрыть социально-политические истоки становления государственности Киевской Руси.

В документах, свидетельствующих о значительном развитии политико-правовой мысли в Киевской Руси, определено разрешение наиболее существенных проблем - происхождения государства; становления правящей династии; единства и суверенности политической власти; организации наиболее целесообразных форм правления (возможности и даже необходимости ограничения власти великого князя с помощью совета дружины, совета бояр и т.п.); законности и реализации высших властных полномочий; отношений между церковью и государством; формирования политической и

юридической терминологии.

Одним из древнейших памятников русско-украинской письменности, в котором автор пытается раскрыть многие из названных выше проблем, является "Слово о законе и

благодати" (XI в.) митрополита Киевского Иллариона, отстаивавшего равноправие всех христианских народов. Важное место в его историософских взглядах занимает мысль о свободе человека, которая определяется как одно из главных свойств души, обосновывается представление о человеке как об активном субъекте, хотя эта активность еще имела сугубо религиозную направленность. 115

 

B летописи Нестора "Повесть временных лет", в "Поучении Владимира Мономаха" содержатся сведения о деятельности князей. Красной нитью в летописи и "Поучении" проходит мысль о величии, единстве и независимости Руси. Ведь укрепление политической власти вокруг Киевского князя, объединение всех княжеств являлось залогом прекращения княжеских междоусобиц и разрушения государства.

Одной из важнейших в общественно-политической жизни Киевской Руси была проблема князя, его власти. В древнерусских взглядах на государственную власть существовали две противоположные концепции: коллективные формы власти и единоличная власть. Доктрина коллективной власти нашла свое выражение в существовании киевских дуумвиратов XII в. – соуправлении князей Изяслава Мстиславовича и Вячеслава Владимировича и других! Такая форма правления могла играть положительную роль в определенных условиях.

Одновременно должное место в политической мысли и политической практике занимала проблема единоличной власти. Первым условием вступления на общерусский государственный престол было осуществление принципа "старейшинства": престол занимал старший в княжеском роду. Исследователи считают, что абсолютной власти и даже ее идеи Русь Х - XIII веков не знала. В этой связи заслуживает внимания точка зрения, в соответствии с которой субъектом власти был не один какой-либо князь, даже не Киевский, а весь княжеский род, в отношении которого правящий князь выступал как временный властелин. Этому взгляду до монгольского нашествия отвечает и то обстоятельство, что право на государственную власть и на княжеский престол имели лишь представители одного рода - династии Рюриковичей.

В XI в. политико-идеологическое обоснование роли единоличной власти усиливается. Автор "Повести временных лет" становление монархической власти рассмат-ривает как строго детерминированное явление. Подобные мотивы имеют место и в "Слове" Иллариона, который горячо отстаивает монархическую тенденцию в княжеской власти. В единоличной власти он видел решающее условие единства и силы государства, его территориальной целостности, сохранения национальной государственности. Велико-княжеский централизм, по (116) его мнению, был единственным путем преодоления тенденции к сепаратизму.

B более поздних документах, в частности в "Поучении Владимира Мономаха", вполне определенно говорится о полной ответственности монарха за судьбу страны. Политические доктрины утверждают мысль о строгой подчиненности и вассальной верности князю его подданных. Политический аспект этой позиции укреплял особое положение древнерусского князя, который нес лишь моральную ответственность перед Богом и не подвергался никаким санкциям. Но Мономах считал, что князь должен быть для всех своих подданных не только справедливым в соответствии с законом, но и гуманным, милосердным и требовал этого от своих "служивых отроков", ибо в противном случае подрывался, по его мнению, авторитет державы, князя да и самих "служивых". Князь - государственный муж, носитель закона и законности. В автобиографической части "Поучения" Мономах рисует идеал русского князя - политика, государственного деятеля,

воина, монарха.

В развитии политике-государственной мысли в Киевской Руси ведущее место принадлежит бессмертному "Слову о полку Игореве", в котором подчеркивается идея необходимости политического объединения русских земель и прекращения междоусобной борьбы.

В системе политических взглядов Киевской Руси важное место отводится представительным органам власти. В этом обществе функционировали княжеская дума, боярская дума, феодальные съезды, соборы. Княжеская дума формировалась из родоплеменных верхов, из близких князю людей, из числа дружинников, церковной, городской и торгово-промышленной верхушки. Со временем княжеская дума становится относительно постоянным государственным органом. В ее деятельности в одни периоды доминировали проблемы военной политики, в другие - хозяйственные, решались вопросы законодательного, управленческого, финансового и политического характера.

Структурой, которая оказывала заметное влияние на княжескую власть, взаимоотношения верховной власти с широкими массами оставалось вече. Это была важная форма непосредственного участия народа в решении общих дел. Компетенции веча были довольно широки(117)ми. Оно выступало как верховный орган власти городов и земель, решало вопросы войны и мира, финансов, обсуждало законы. Безусловно, все эти и другие ситуации не регулировались лишь желаниями народного собрания, ибо существовали правила, законы, которые регламентировали общественные отношения, открывая широкие возможности для самоуправления. Как видим, несмотря на авторитет и общественный вес князя, существование веча в период Киевской Руси ограничивало княжескую власть, делало его институтом, оберегавшим интересы общества, свидетельствовало об элементах демократизма политической власти. Однако, рассматривая деятельность боярской думы, веча, можно сделать вывод, что в X-XIII вв. они не обрели парламентских форм, не превратились в определенные институции и лишь периодически созывались князем или народом.

Анализ обозначенных проблем свидетельствует, что в Киевской Руси проходили глу-бокие общественно-политические процессы, сформировались и нашли воплощение в реальной жизни многие политике – правовые концепции, которые обеспечили функцио-нирование мощного раннефеодального государства, занимавшего достойное место в семье европейских народов.

Важной вехой в расширении традиций утверждения украинской государственности была политическая деятельность князей Романа Мстиславовича и Даниила Галицкого. Роман Мстиславович создал единое Галицко-Волынское княжество, заботился о единении и авторитете своих земель, заключил договор с Венгрией, поддерживал дружеские отношения с Византией. Политические взгляды его сына Даниила Галицкого раскрывали необходимость сохранения власти и защиты Украины. Создавалась структура государственного управления, соответствовавшая тогдашним государственным структурам европейских стран.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 585. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия