Студопедия — Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках






Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII вв. определяется теми прогрессивными движениями, которые были связаны с перспективами социально-экономического прогресса и освободительным движением украинского народа. В этот период перед народом (118) Украины действительно стояла задача самосохранения в условиях нарастающей иностранной экспансии, усиления наступления польских магнатов на его права. Подготовка и принятие Брестской унии (1596 г.)[1] еще в большей степени обостряют противоречия. Это находит свое проявление в литературной полемике богословского характера. Среди видных полемистов следует назвать Христофора Филалета, который в 1597 г. напечатал на польском языке, а в 1598 г. на русском - трактат под названием "Апокрисис". Это произведение по глубине содержания превосходило все полемические издания того времени. "Был то перворазрядный полемический трактат, написанный с большим литературным и публицистическим мастерством и большим знанием", - характеризует его М. Грушевский. Филалет становится на защиту интересов народа, его борьбы против социально-экономического и национально-религиозного гнета.

По мнению Филалета, монарх не имеет права вершить своеволие и беззаконие над наро-дом. Отношения между монархом и народом должны строиться на законах и доброволь-ном согласии. Он предостерегал короля и сенаторов от нарушения ими прав и свобод подданных: злоупотребление властью, неисполнение законов подрывают государствен-ную власть, ведут ее к упадку. Народ должен защищать свои права. Основные идеи, содержащиеся в "Апокрисисе", направлены против социально-экономического и рели-гиозного угнетения украинского народа как со стороны иностранных, так и со стороны собственных магнатов. Критика насильственного окатоличивания и колонизации соче-талась с критикой угнетения со стороны светских феодалов и клерикальной верхушки.

Одновременно выступал полемист не меньшего таланта, но другой идеологической ориентации – Иван Вишенский, который много лет провел в монастыре на Афоне. Он гневно обличал высшую иерархию, которая привела к Брестской унии. Иван Вишенский написал много трактатов, направленных против унии, среди которых наиболее сильным признано "Писание к утекшим от прайославной веры епископатов" (ок. 1597). Этот (119) трактат явился ответом на книгу католика Петра Скарги. И. Вишенский чрезвычайно остро критикует унию и мотивы ее действий. Он с возмущением выступает против тех владык, которые с презрением относились к простому народу. Полемист требует социального равенства, отстаивает демократические начала, гуманизм, который означал любовь к родной земле, простому человеку. Соборность управления, подчеркивал Вишенский, есть проявление демократизма раннего христианства, божественное явление, отступничество тут недопустимо.

Естественно, что центральное место во всей антифеодальной идеологии, в том числе и во взглядах гуманистов-полемистов, занимали проблемы государства и его основ, закона и права, форм и методов управления, суверенитета государственной власти и определения границ ее господства над личностью.

Наиболее полно эта проблематика представлена в творчестве С. Ориховского. Он выступал за разделение светской власти, все ветви которой в своей практической деятельности должны руководствоваться исключительно законом. Закон, говорил он, выше короля, сената, суда, он - душа и ум государства. Король – лишь уста закона, монарх обязан стоять на страже закона, интерпретировать его: если же он захочет стать господином1 закона, государство погибнет.

С. Ориховский отстаивает идею независимости суда, в деятельность которого не может, по его мнению, вмешиваться даже король. Здесь также должен править закон, а не сила или деньги.

Сенат как законодательный орган призван объединять лучших людей благородного происхождения и соответствующих деловых качеств. С. Ориховский настаивал на необходимости справедливого распределения должностей, наград, наказаний. Благодаря этому, считал он, государственные посты в сенате займут достойные мужи, настоящие рыцари, честные граждане, мудрые люди.

Украинские гуманисты одними из первых в европейской философской мысли стали выступать против утверждения о божественном происхождении власти и государства, против подчинения светской власти духовной. В условиях развития буржуазных отноше-ний украинские гуманисты сделали новый важный шаг в учении о происхождении государства в результате общественного (120) договора. (Они утверждали, что королевс-кая власть происходит не от Бога, а возникла как результат договора между людьми.)

Принципиальным условием существования и развития государства С. Ориховский и другие украинские гуманисты считали воспитание у граждан патриотизма. Любовь к Отчизне они относили к рангу высшей добродетели. Как и в произведениях многих европейских мыслителей того времени, в творчестве украинских полемистов важное место занимала проблема общего блага, основными идеями которой были патриотизм, служение стране, общественная активность. Решительно порывая со средневековым аскетизмом, украинские гуманисты большое внимание уделяли морально-правовым проблемам.

 







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 382. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Ведение учета результатов боевой подготовки в роте и во взводе Содержание журнала учета боевой подготовки во взводе. Учет результатов боевой подготовки - есть отражение количественных и качественных показателей выполнения планов подготовки соединений...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия