Студопедия — РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

РИТМИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА






Ритмическая гимнастика является разновидностью гимнастики оздоровительной направленности, основным содержанием которой являются ОРУ, бег, прыжки и танцевальные элементы, исполняе­мые под эмоционально-ритмичную музыку, преимущественно по­точным методом.

В ряду других средств массовой физкультуры популярность ритмической гимнастики (РГ) объясняется ее доступностью, эффек­тивностью, эмоциональностью.

Доступность РГ основана на использовании известных и не­сложных ОРУ, знакомых преподавателям и занимающимся по ком­плексам утренней зарядки, производственной гимнастики и т. п. Это упражнения для всех частей тела: маховые и круговые движе­ния руками, ногами; наклоны и повороты туловища, головы; присе­дания и выпады; простые комбинации этих движений, а также упражнения в упорах, седах, в положении лежа. Эти упражнения сочетаются с прыжками на двух и на одной ноге, с бегом на месте


 




и небольшим продвижением во всех направлениях. Для занятий РГ не требуется специального оборудования. Один преподаватель может проводить занятия одновременно с большой по численности группой.

Эффективность РГ связана с тем, что целенаправленное влияние гимнастических упражнений на опорно-двигательный аппарат, на отдельные группы мышц, суставов, связок сочетается со значитель­ным воздействием на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Благодаря быстрому темпу выполнения многих движений комплек­са, включению серий упражнений с небольшими паузами между ними, значительной общей продолжительности занятия стимули­руется деятельность систем энергообеспечения мышечной работы, потребность организма в кислороде, и его потребление существенно возрастает. Отсюда названия—«аэробика» (от греч. слова «аэро» — воздух и «биос» — жизнь), «аэробная гимнастика», принятые для обозначения подобной гимнастики за рубежом. Поточный метод выполнения упражнений по характеру нагрузки на организм ста­вит РГ в один ряд с другими важными средствами оздоровительной направленности, с упражнениями циклического характера: бегом, ходьбой, лыжами и т. п. Эмоциональность занятий — очень важный фактор, объясняющий притягательность РГ. Яркая, тонизирующая музыка, включение танцевальных движений, их ритмичность, по­зитивный эмоциональный фон занятий, особенно групповых, де­монстрация упражнений подготовленным ведущим, эстетическая окраска урока в целом —• все это поднимает настроение, побуждает " к активности, снимает психическую напряженность, благотворно влияет на центральную нервную систему занимающихся. В связи с перечисленными особенностями РГ рекомендуют использовать в занятиях с различными контингентами: школьниками, студентами, рабочими, служащими, причем как с женщинами, так и с мужчина­ми. Естественно, упражнения и характер нагрузки для мужчин должны быть несколько иными: движения более строгими, боль­шее количество силовых упражнений. В зависимости от решаемых задач могут составляться комплексы РГ разной направленности и проводиться в форме зарядки, физкультпаузы, спортивной размин­ки (10—15 мин) или уроков (25—30, 45—60 мин). В уроке РГ вы­деляют три части: подготовительную, основную и заключительную (примерное соотношение частей урока по времени соответственно: 5—10%; 80—85%; 10—15%). В подготовительной части занятия движения выполняются отдельными звеньями тела, в быстром темпе (примерно 130 акцентов в минуту) и умеренном (около 60 ак­центов в минуту) с целью психологической и функциональной на­стройки на занятие. ЧСС достигает зоны 60—65% от максимума.

В основной части выполняется несколько серий упражнений, всесторонне воздействующих на весь организм и на отдельные мы­шечные группы. Упражнения, особенно в партере (в упорах, седах, лежа), выполняются в умеренном и медленном темпе (60 — 30 сче­тов — акцентов в минуту). Это типично для упражнений силового характера и упражнений на увеличение подвижности в суставах. В зависимости от задач и общей продолжительности урока в основ-


ную часть включаются одна-две серии беговых, прыжковых, тан­цевальных движений, выполняемых в быстром и очень быстром темпе (150 и более акцентов в минуту). Показатели ЧСС свиде­тельствуют о значительной нагрузке на сердечно-сосудистую и ды­хательную системы, особенно в беговых сериях. Пульс достигает зоны 80—85% от максимума, а в отдельные моменты — пики на­грузки — приближается к максимуму, определяемому по формуле: «220 минус число, указывающее возраст».

Заключительная часть не менее продолжительная, чем подгото­вительная, что объясняется необходимостью после интенсивных упражнений привести организм в состояние, близкое к исходному. Упражнения в расслаблении (стоя, сидя, лежа) сочетаются с эле­ментами психорегулирующей тренировки, дыхательными упраж­нениями, способствующими восстановлению.

При определении содержания упражнений, составлении комп­лексов и проведении занятий РГ необходимо руководствоваться общими правилами и принципами, типичными для гимнастики (см. гл. 2, 6).

Ритмическая гимнастика — музыкальная форма гимнастики. Музыка в данном случае носит функциональный, лидирующий характер, определяет ритм и темп движений. В связи с этим препо­даватель должен уметь составлять фонограмму, магнитофонную запись — находить музыку к определенному комплексу упражне­ний и, в другом случае, к имеющейся фонограмме или грамзаписи подбирать соответствующие упражнения, укладывая их в нужный ритм и темп. Наиболее подходят к РГ эстрадно-танцевальная му­зыка мажорного характера в стиле «диско», а также народные ме­лодии в современной обработке. Рекомендуется использовать в первую очередь лучшие образцы отечественной музыкальной культу­ры. Подчинение движений ритму музыки и объясняет главным обра­зом, почему данный вид гимнастики назван «ритмической». Наиболее удобен для упражнений музыкальный размер 2/4 и 4/4. Музыкаль­ные произведения с размером 3/4 применяются преимущественно для упражнений в медленном темпе (см. гл. 28).

При проведении занятий РГ преподаватель особенно вниматель­но должен контролировать функциональное состояние занимаю­щихся, прежде всего по их самочувствию и по пульсу, ориентируясь на внешние признаки (цвет кожи, потоотделение, дрожание конеч­ностей, настроение, мимика) и на показатели ЧСС в минуту. Для этого в начале урока, после подготовительной части, в середине основной части (особенно после беговой серии) и в конце урока определяется индивидуально количество пульсовых ударов за 10 или 15 с. Затем это число умножается на 6 или 4 и определяется ЧСС в минуту. Согласно рекомендациям Всемирной организации здра­воохранения (ВОЗ), занятия оздоровительными видами физической культуры, в том числе и ритмической гимнастикой, должны прово­диться с интенсивностью нагрузок в диапазоне 65—90% от макси­мально допустимых величин ЧСС для данных возрастных групп. Естественно, для начинающих оптимальным раздражителем будет нагрузка g ЧСС в зоне 60% от максимума, для подготовленных —


 




70—85%. При такой интенсивности нагрузки занятия 2—3 раза в неделю по 30—45 мин каждое в течение полугода уже дают отчет­ливые положительные сдвиги в развитии выносливости, повышении работоспособности.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 596. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Огоньки» в основной период В основной период смены могут проводиться три вида «огоньков»: «огонек-анализ», тематический «огонек» и «конфликтный» огонек...

Упражнение Джеффа. Это список вопросов или утверждений, отвечая на которые участник может раскрыть свой внутренний мир перед другими участниками и узнать о других участниках больше...

Влияние первой русской революции 1905-1907 гг. на Казахстан. Революция в России (1905-1907 гг.), дала первый толчок политическому пробуждению трудящихся Казахстана, развитию национально-освободительного рабочего движения против гнета. В Казахстане, находившемся далеко от политических центров Российской империи...

Закон Гука при растяжении и сжатии   Напряжения и деформации при растяжении и сжатии связаны между собой зависимостью, которая называется законом Гука, по имени установившего этот закон английского физика Роберта Гука в 1678 году...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия