Студопедия — ФИГУРЫ В РЫБЬЕЙ ЧЕШУЕ
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ФИГУРЫ В РЫБЬЕЙ ЧЕШУЕ






Внутри Каласасайи были установлены две массивные скульптуры. Одну из них прозвали Эль-Фрайле ("монах"), она находилась в юго-западном углу. Другая — в центре восточной стороны площадки — тот самый великан, кото­рый был виден из храма.

Вырубленный из красного песчаника, выветренный до неузнаваемости, Монах имеет в высоту около 1,8 метра; он изображает гуманоида, человекоподобное существо с мас­сивными глазами и губами. В правой руке он сжимает не­что, напоминающее нож с волнистым клинком, вроде ин­донезийского криса. В левой руке — предмет, похожий на

книгу в переплете с застежками. Однако сверху из этой книги торчит нечто, вставленное в нее как в ножны.

От пояса и ниже фигура покрыта орнаментом в виде рыбьей чешуи, причем, как бы для того, чтобы дополни­тельно подчеркнуть это обстоятельство, скульптор придал отдельным чешуйкам вид стилизованных рыбьих головок. Познански убедительно настаивает на том, что это обозна­чает "рыбу вообще". В этом случае логично предположить, что Монах — портрет воображаемого или символического "рыбочеловека". На нем есть также пояс с рельефными изоб­ражениями крупных ракообразных, что также работает на эту гипотезу. Что же все-таки имелось в виду?

Я слышал об одном местном предании, которое, думаю, может пролить свет на это. Оно очень древнее и повествует о "богах озера с рыбьими хвостами, которых зовут Чуллуа и Умантуа". Предание, как и рыбоподобные фигуры, пред­ставляется далеким эхом мифов Месопотамии, изобилую­щих рассказами о существах-амфибиях, "наделенньи разу­мом", якобы посетивших землю шумеров в глубокой древ­ности. Вождя этих существ звали Оаннеш (или Уан). Со­гласно халдейскому летописцу Беросу:

"Все его (Оаннеша) тело было подобно телу рыбы; под рыбьей головой у него была другая голова, а внизу ноги, как у человека, но присо­единенные к рыбьему хвосту. Его голос и язык были человеческие и разборчивые; представле­ние о нем живо до сих пор... Когда солнце садилось, это существо обычно снова погру­жалось в море и находилось всю ночь на глу­бине; ибо оно было амфибией".

В соответствии с преданием, о котором рассказывает Беросус, Оаннеш бьет в первую очередь просветителем:

"Днем он обычно беседовал с людьми, не при­нимая в это время пищи; он дал им знание грамоты и наук, и всякого рода искусств. Он научил их строить дома и храмы, составлять законы, объяснял им основы геометрических познаний. Он научил их различать плоды зем­ли и показал, как собирать фрукты. Короче, он обучал их всему, что могло бы способство­вать смягчению нравов и гуманизации челове-

чества. И столь универсальны были его поуче­ния, "что с тех пор людям не пришлось к ним добавить ничего существенного... "

На сохранившихся ва­вилонских и ассирийских барельефах, изображавших сподвижников Оаннеша, я мог явственно различить рыболюдей. Доминирующей в их одежде, как и у Мона­ха, была рыбья чешуя. И у вавилонских фигур в обеих руках тоже присутствовали неопознанные предметы. Насколько я помнил, они не бьши совсем идентичны, и позднее у меня была воз­можность в этом удостове­риться. Тем не менее что-то общее в них все-таки было.

Другой великий идол Каласасайи был установлен вблизи восточного края пло­щадки, лицом к главному входу; это внушительный монолит из серого андези­та, высотой около 2,7 мет­ра. У него широкая голова, торчащая прямо из несклад­ных плеч, и плоское невы­разительное лицо, которое как-будто смотрит куда-то в пространство. На голове у

него не то корона, не то какой-то тюрбан; волосы аккурат­но уложены вертикально свисающими локонами, что осо­бенно хорошо вицно сзади.

Эта фигура тоже украшена довольно сложным резным орнаментом по всей поверхности тела (как-будто татуиров­кой). Как и у Монаха, ниже пояса ее одежда состоит из рыбьей чешуи и рыбьих символов. И у нее тоже в руках два неопознанных предмета. Тот, что в левой руке, похож

скорее на ножны, чем на книгу в переплете; из него высо­вывается раздвоенная рукоятка. В правой руке — нечто по­чти цилиндрическое, сужающееся посередине, чтобы удоб­нее было держать; верхний конец тоже сужается. Похоже, что этот предмет состоит из нескольких секций, которые вставляются друг в друга; но что это такое — угадать невоз­можно.







Дата добавления: 2015-08-30; просмотров: 830. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Классификация и основные элементы конструкций теплового оборудования Многообразие способов тепловой обработки продуктов предопределяет широкую номенклатуру тепловых аппаратов...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Особенности массовой коммуникации Развитие средств связи и информации привело к возникновению явления массовой коммуникации...

Тема: Изучение приспособленности организмов к среде обитания Цель:выяснить механизм образования приспособлений к среде обитания и их относительный характер, сделать вывод о том, что приспособленность – результат действия естественного отбора...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия