Студопедия — Особенности античной (афинской) демократии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Особенности античной (афинской) демократии






 

В Афинах с середины V в. до н.э. до середина IV в. до н.э. существовала демократическая республика - форма правления, при которой участие в управлении принимали все граждане, как богатые, так и бедные.

Античная демократия (от греческого demos (дéмос) - народ и cratos (крáтос) - власть; народовластие, господство народа) имела следующие особенности:

1. Это была демократия меньшинства, так как политическими правами обладали только полноправные граждане. Граждане, по Аристотелю, - это те, кто участвует в суде и народном собрании, то есть те, кто наделён политическими правами и обязанностями и участвует наравне с другими в управлении полисом. Верховная власть в полисе принадлежала коллективу граждан. Значительные группы населения отстранялись от участия в управлении.

В эпоху Перикла, по различным приблизительным подсчётам, насчитывалось от 35 до 45 тысяч взрослых полноправных мужчин. Вместе с членами семей (жёнами и детьми) их было 110–172 тысячи. Метэков имелось, по примерным подсчётам, 25–35 тысяч вместе с членами семей. Рабов было примерно 80-115 тысяч. Фактически из 250–350 тысяч жителей Аттики времён Перикла всей полнотой гражданских и политических прав пользовались лишь афинские граждане - взрослые свободные мужчины, принадлежавшие к урождённым афинянам. Их насчитывалось 35-45 тысяч, не более одной восьмой населения.

Афинские граждане считали, что они жили в условиях свободы («элевтéрия») и равенства («исономия»). Формами проявления свободы в условиях демократического государства считались два основополагающих принципа: исономия (принцип политического равенства граждан, возможность для всех их использовать свои политические права) и исегория (равенство слова, равное право на свободу речи, выражение своего мнения; что в рамках народного собрания любой гражданин мог выступить с любым предложением, критиковать любое должностное лицо, высказывать своё мнение по любому обсуждаемому вопросу).

Афинянин (во времена Перикла - Р. Н.) никогда не путал свободу со вседозволенностью, анархией. Свобода - это не возможность делать все, что душе угодно: ведь такая «свобода» нарушает свободу окружающих людей. Свобода в античном понимании - это независимость от произвола любого другого лица, подвластность только закону. Гражданин обладает четко очерченными правами, и права эти неотъемлемы, лишиться их можно опять же только по предписанию закона (например, в качестве наказания за какое-нибудь преступление). Таким образом, свобода и закон неотделимы друг от друга; свобода возможна только в рамках закона. Соответственно, свобода человека предполагает и его ответственность за свои действия». (Суриков И. Е. Солнце Эллады: История афинской демократии. - СПб., 2008. С. 24-25).

Исономия означала равенство в политических правах, равноправие. Все граждане, независимо от своего имущественного положения, в равной мере и богатые, и бедные обладали одинаковыми политическими правами. Полис воспринимался афинскими гражданами прежде всего как объединение граждан, созданное для обеспечения им благой жизни.

2. Демократия носила прямой, непосредственный характер. Граждане обязывались лично участвовать в деятельности народного собрания для принятия законов и решения государственных дел. Они не избирали депутатов, уполномоченных гражданами действовать от своего имени. Древность не знала представительного органа - парламента. Это непосредственное участие граждан в управлении возможно только тогда, когда все граждане знают друг друга и способны непосредственно обсуждать общие проблемы. Это возможно только в государствах с небольшими территориями, в пределах одного города и незначительным количеством граждан.

Прямая демократия по своей природе не может признавать принципа разделения властей. Народное собрание, совет пятисот, гелиэя сочетали законодательную, исполнительную и судебную власть. Это приводило к неустойчивости демократического строя, так как ошибки в принятии решений почти невозможно было блокировать.

Так, в 406 г. до н. э. афиняне одержали последнюю крупную морскую победу над спартанцами - в сражении при Аргинусских островах, недалеко от берегов Малой Азии. Однако стратегов, выигравших бой и возвратившихся на родину, ожидали не слава и почести, а скорый суд и казнь. Они обвинялись в том, что не подобрали тела погибших афинских воинов для подобающего погребения. Это считалось тяжким религиозным преступлением. Тщетно стратеги доказывали, что сделать это не удалось из-за бури, которая разыгралась сразу после сражения. Народное собрание, не вникая в суть дела, единым приговором осудило их на смерть. Афинский демос собственными руками лишал себя тех военачальников, обезглавливал вооружённые силы полиса, что не могло ни привести к поражению в войне со Спартой.

3. Афинская демократия строилась на эксплуатации рабов и союзников. Демократический строй возможен только в обществе с достаточно высоким уровнем развития экономики. Демократия - удовольствие для богатых. Бедному государству и обществу она просто не под силу. Граждан следовало избавить от тяжёлого физического труда, от необходимости тратить все силы на добывание пропитания. Это давало бы им свободное время для участия в управлении государством. Афинская демократическая республика обладала большими государственными доходами, которые делились между неимущими гражданами. Это позволяло значительной части горожан - граждан жить без работы, участвовать в деятельности народного собрания, совета пятисот, гелиэи.

Афинские граждане неодобрительно относились к принудительным личным налогам, считая их унизительными для полноправного гражданина. Вследствие этого налогообложению подвергались обычно не граждане, а метэки-иностранцы. Граждане платили лишь прямой налог на имущество. Богатые граждане обязывались нести литургúи, то есть натуральные повинности, преимущественно заключавшиеся в снаряжении военных кораблей за свой счёт.

При таком нерасположении афинян к налогам государственные доходы афинской республики складывались из доходов от государственных земель, горных промыслов, таможенных пошлин - сборов с товаров, привозимых и вывозимых морем и сушей, судебных пошлин (за оказание правосудия истец и ответчик платили суду сбор соразмерно сумме иска; такие же пошлины существовали при переносе дела из одной инстанции в другую, при апелляции), денежных штрафов, конфискации имуществ частных лиц (она служила наказанием за уголовные преступления и применялась при остракизме) и особенно за счёт дани с союзников. Основные доходы приносила эксплуатация государственных имуществ и дань с союзников.

Государственные имущества, особенно серебряные рудники, сдавались частным лицам на откуп под условием определённых платежей или обрабатывались государством при помощи рабов. В Афинах имелось большое количество рабов. Труд рабов широко использовался в земледелии, ремесле, горном деле, домашнем хозяйстве. Раб выступал своего рода заменителем машины, выполняя непривлекательную, тяжёлую физическую работу.

Самый обильный источник составляла дань с союзников. Афинскому государству подчинялось более 200 союзных греческих городов. Они платили денежные взносы, дань взамен поставки кораблей, ибо афинский флот защищал союзников от нападения персов. Эта дань стала следствием политического преобладания афинского государства над другими разрозненными греческими полисами. Когда отдельные города, тяготясь таким положением, делали попытки освободиться от уплаты дани, афиняне объявляли их изменниками и усмиряли силой. Во многих городах стояли афинские гарнизоны-войска, наблюдавшие за спокойствием и верностью союзников. Афинская демократия тем самым проводила агрессивную внешнюю политику в своих интересах. Демократия применялась во внутренних делах, к собственным гражданам, а агрессия, тираническое навязывание своей воли, своих интересов более слабым греческим полисам - во внешних делах.

Таким образом, важнейшие источники доходов в Афинах являлись следствием политического господства Афин над другими греческими городами, то есть в большинстве случаев основывались не на труде граждан, а на случайных, произвольных источниках.

В Афинской демократической республике существовал правящий класс. В реальной политической жизни принимало участие только меньшинство граждан в качестве ораторов, стратегов, финансовых магистратов: они выступали с речами в экклесии, вносили предложения, занимали выборные должности. У демоса были предводители, профессиональные политики. Формально равные остальным гражданам, они тем не менее оказывали на политику полиса гораздо большее влияние, чем массы рядовых граждан.

 

Кризис и падение афинской демократии (IV в. до н.э.)

 

В Афинах в IV в. до н.э. демократия переживала кризис. Причинами кризиса афинской демократии являлись разорение афинского крестьянства, преобладание некомпетентной, праздной городской бедноты в народном собрании, несоответствие прямой демократии усложнившимся требованиям жизни.

Причины кризиса афинской демократии были таковы:

1. Разорение афинского крестьянства, которое являлось главной опорой демократии.

Для существования устойчивого демократического строя необходимо отсутствие значительного имущественного расслоения, наличие мощного слоя средних и мелких собственников - граждан, занятых сельским хозяйством, ремеслом, торговлей. Основную массу граждан составляли свободные крестьяне.

Благосостояние афинского крестьянства было подорвано войнами, неприятельскими нашествиями. Двадцатисемилетняя война между самыми крупными греческими полисами Афинами и Спартой (431- 404 гг. до н.э.) окончились полным разгромом Афин в 404 г. до н.э. Многие города разрушались. Вторжения неприятеля сопровождались гибелью людей, разрушениями, опустошением, истреблением сельскохозяйственных угодий - виноградников, оливковых и фиговых деревьев. С другой стороны, развитие рабского хозяйства в имениях афинских богачей также подрывало благосостояние афинского крестьянства, которое и в городе не находило хорошего заработка вследствие упадка ремесла и торговли, вызванного войнами.

2. Преобладание некомпетентной, праздной городской бедноты в народном собрании.

Афинские граждане являлись привилегированным меньшинством. Они жили за чужой счёт и отвыкли от производительного труда ради исключительного занятия политикой, судебными процессами, развлечениями. Преобладающее влияние в народном собрании перешло к бедной городской толпе. Жалованье за посещение народного собрания и за судебные заседания и праздничные раздачи давало возможность жившим в городе беднякам без труда добывать себе пропитание, посещать празднества и зрелища. В результате афинский демос в лице своих многих представителей предпочитал жить на жалованье или денежные подачки, нежели работать. Бедные граждане стали считать, что кто не имел известного дохода, того должно содержать государство. Афиняне превратились в народ выборных должностных лиц.

3. Несоответствие прямой демократии усложнившимся требованиям жизни.

Прямая демократия начала изживать себя. В условиях усложнившейся внутренней и международной жизни она перестала отвечать требованиям жизни, так как требовалось постоянное и профессиональное руководство политикой полиса. Голосующий демос был некомпетентен в большинстве вопросов, по которым он подавал голос. Он не знал этих предметов. Он не разбирался в том, что именно народу и государству полезно и вредно. Он или голосовал наобум, или же подменял пользу государства своей личной пользой, выгодой. Афинская демократия вырождалась в охлокрáтию - господство безответственной толпы, эгоистичной, легковозбудимой и безответственной массы, склонной поддаваться больше эмоциям, чем голосу разума, и принимать непродуманные решения. Демос стал над законом и действовал по произволу. Из охлократии и вырастет тирания, единовластие.

О некомпетентности и непрофессионализме демоса в сложных вопросах управления мудрец Сократ говорил: «Глупо должностных лиц в государстве выбирать посредством бобов (то есть с помощью жребия), тогда как никто не хочет иметь выбранного бобами рулевого, плотника, флейтиста или исполняющего другую подобную работу, ошибки в которой приносят гораздо меньше вреда, чем ошибки в государственной деятельности» (Ксенофонт, Воспоминания о Сократе, I. 2. 9).

Афины охватила паника при известии, что войска Филиппа II Македонского захватили в 339 г. до н. э. крепость Элатеи. Когда собралось народное собрание, на призыв глашатая выступить со своими предложениями не откликнулся никто. Ведь для того, чтобы что-нибудь предлагать, следовало понять, что значит этот неожиданный манёвр царя Македонии. А для того, чтобы понять, следовало давно и пристально следить за развитием ситуации, что, конечно, было не под силу рядовому афинянину.

Практика коллегиального принятия решений народным собранием с всесторонним обсуждением разных позиций приводила к медлительности в принятии решений. А ведь, например, серьёзная военная угроза требовала быстроты действий. Обсуждение экстренных мер могло затягиваться до бесконечности, а когда решение принималось, нередко бывало уже поздно. Впечатляющим примером служит история с Олинфом. Когда вопрос об оказании ему помощи в борьбе с Филиппом II Македонским афиняне всесторонне обсудили и тщательно взвесили, помощь уже не потребовалась, так как македонский царь захватил город и разрушил его.

Граждане, соблазняясь выгодами сегодняшнего дня, не хотели заглядывать в будущее. Отсюда - тяготение к речам, тешащим их самолюбие, обещающим процветание и богатство, которые могут возникнуть как по мановению волшебной палочки, стоит лишь проголосовать за предложение того или иного оратора.

Граждан отличали легковесность и переменчивость суждений: мы «действуем так безрассудно, что по-разному решаем одни и те же вопросы в один и тот же день. То, что мы осуждаем до того, как приходим в народное собрание, за это мы голосуем, когда собираемся там, а немного времени спустя, когда уходим оттуда, снова порицаем принятые решения» (Исократ. VIII, 7, 52).

Едва ли следует безоговорочно считать благом принятие решений на своего рода массовых митингах, где атмосфера имела налет театральности. Актеров в театре и господствовавших в экклесии ораторов сближали профессиональные навыки, умение воздействовать на аудиторию, подчинять ее своему влиянию. Не случайно некоторые выступавшие перед народом ораторы брали уроки мастерства у актеров, как, например, Демосфен. Не следует упускать из виду, что достаточно сильной была эмоциональная связь оратора с аудиторией, выступающие апеллировали к господствующей системе ценностей, взывали не только к разуму, но и к чувствам слушателей. Однако риторика таила в себе опасность для народовластия. Ведь всегда существовала возможность необъективности оратора и присутствовавших. Последние, под впечатлением от красноречивости оратора, могли принять вопреки здравому смыслу не самые разумные предложения» (Маринович Л. П. Античная и современная демократия: новые подходы к сопоставлению: учебное пособие. - М., 2007. С. 59).

4. Борьба неимущих граждан против имущих.

В Афинах с конца V в. до н.э. началась борьба бедных и богатых граждан, неимущих и имущих. Прежнюю борьбу незнатных - демоса против знатных - эвпатридов сменила борьба неимущих граждан против имущих. Бедные преобладали численно и главенствовали над богатыми. Многие способные люди стали уклоняться от участия в народном собрании, суде, управлении. Обедневший, некомпетентный, своенравный народ, привыкший к праздности, к угощениям и увеселениям за государственный счёт, попал под влияние умевших ему льстить демагогов. Демагóги - это вожди демоса, ораторы, которые стремились к почестям и власти, льстили демосу, направляли свою деятельность на изыскание денежных средств для удовлетворения страсти народа к празднествам. Демагоги отличались продажностью, злоупотребляли властью, обогащались за счёт государства. Должность они рассматривали как средство заработка, тратили казенные деньги на себя, строили себе роскошные жилища.

Каждый рассчитывает лишь на то, что он как оратор или партийный вожак сможет урвать из государственной казны и готов в случае неудачи переселиться в другую землю» (Фукидид, VI, 17, 3).

Богатство заняло первое место в системе ценностей, а стремление к личной выгоде и удовольствиям заслонило все остальное. О политических последствиях такого отношения к жизни красноречиво говорит оратор Лисий в одной из своих речей: «А кто хоть и родился гражданином, но держится убеждения, что всякая страна ему отечество, где он имеет средства к жизни, тот, несомненно, с легким сердцем пожертвует благом отечества и будет преследовать свою личную выгоду, потому что считает своим отечеством не государство, а богатство» (XXXI, 6). Этот принцип, столь популярный среди афинян, Аристофан блестяще выразил в знаменитой фразе: «Где хорошо, там и родина!».

Демагоги стремились довести равенство до крайних пределов, от политического равенства до имущественного, до раздела имущества богатых. Они уверяли демос, что богатые хуже иноземного неприятеля, что они прирождённые враги бедного человека. Демос испытывал зависть и вражду к богатым. С уменьшением внешних доходов демос стал прибегать к обложению имущих слоев. Конфискации имущества богатых становятся обычным явлением. Гелиáстам - судьям гелиэи говорили, если присяжные не обвинят богатого подсудимого, то не будет денег, чтобы выдать им жалованье за исполнение обязанности судьи. В итоге гелиасты осуждали невиновных, чтобы из конфискованного имущества получить эту плату. Роли меньшинства и большинства переменились. Если прежде демос немало терпел от знатных и богатых, то теперь демос притеснял богатых. Это восстановило против демократии богатых и образованных людей. Богатые стремились вредить демосу чем только могли.

Греческие города враждовали между собой, истощая друг друга непрерывными конфликтами и войнами. Войны велись уже бóльшей частью не самими гражданами, а наёмными войсками, состоявшими из разного сброда, готового за деньги служить кому угодно. В самих полисах кипела война бедных с богатыми, «война всех против всех».

При таком внутреннем разложении Греция оказалась неспособной объединить силы перед лицом серьёзной внешней угрозы, легко подверглась чужеземному завоеванию и потере независимости. В IV в. до н.э. греческие республики были подчинены Македонскому царству. Однако борьба бедных с богатыми продолжалась до покорения Греции Римом в середине II в. до н.э.

 

 







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 3034. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Билиодигестивные анастомозы Показания для наложения билиодигестивных анастомозов: 1. нарушения проходимости терминального отдела холедоха при доброкачественной патологии (стенозы и стриктуры холедоха) 2. опухоли большого дуоденального сосочка...

Сосудистый шов (ручной Карреля, механический шов). Операции при ранениях крупных сосудов 1912 г., Каррель – впервые предложил методику сосудистого шва. Сосудистый шов применяется для восстановления магистрального кровотока при лечении...

Трамадол (Маброн, Плазадол, Трамал, Трамалин) Групповая принадлежность · Наркотический анальгетик со смешанным механизмом действия, агонист опиоидных рецепторов...

СПИД: морально-этические проблемы Среди тысяч заболеваний совершенно особое, даже исключительное, место занимает ВИЧ-инфекция...

Понятие массовых мероприятий, их виды Под массовыми мероприятиями следует понимать совокупность действий или явлений социальной жизни с участием большого количества граждан...

Тактика действий нарядов полиции по предупреждению и пресечению правонарушений при проведении массовых мероприятий К особенностям проведения массовых мероприятий и факторам, влияющим на охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, можно отнести значительное количество субъектов, принимающих участие в их подготовке и проведении...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия