Студопедия — Психология женщины.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Психология женщины.






Как упоминалось выше, Хорни не соглашалась почти ни с одним утверждением Фрейда в отношении женщин. Она полностью отвергала его взгляд, согласно которому женщины завидуют мужскому пенису и упрекают своих матерей за то, что лишены этого органа. Она также считала ошибочным мнение Фрейда, утверждавшего, что женщина неосознанно стремится родить сына и таким образом символически обрести пенис. Хорни выразила протест против подобного унизительного для женщин взгляда в своих рассуждениях о том, что мужчины испытывают зависть к матке, в чем выражается неосознанная ревность мужчин к способности женщин рожать и кормить детей. Наконец, Хорни пришла к заключению, что психоанализ был создан «мужским гением, и почти все, кто развивал идеи психоанализа, были мужчинами». Надо отметить, что оппозиция Хорни взглядам Фрейда на женщин в то время вызвала большую полемику. Ее дисквалифицировали как инструктора по психоанализу и в конце концов отстранили от этого преимущественно мужского научного направления. Однако, будучи первой крупной феминисткой, она добилась большего, чем просто критика Фрейда. Она выдвинула свою теорию психологии женщины, содержащую новый взгляд на различия между мужчинами и женщинами в контексте социокультурных влияний. Хорни настойчиво утверждала, что женщины часто чувствуют себя неполноценными по сравнению с мужчинами, потому что их жизнь основывается на экономической, политической и психосоциальной зависимости от мужчин. Исторически сложилось так, что к женщинам относились, как к существам второго сорта, не признавали равенства их прав с правами мужчин и воспитывали так, чтобы они признавали мужское «превосходство». Социальные системы, с их мужским доминированием, постоянно вынуждают женщин чувствовать себя зависимыми и несостоятельными. Хорни доказывала, что многие женщины стремятся стать более маскулинными, но не из зависти к пенису. Она рассматривала «переоценку» женщинами маскулинности скорее как проявление стремления к власти и привилегиям. «В желании быть мужчиной может выражаться проявление желания обладать всеми теми качествами или привилегиями, которые наша культура считает маскулинными - такими как сила, смелость, независимость, успех, сексуальная свобода, право выбирать партнера». Хорни также обращала внимание на ролевые контрасты, от которых страдают многие женщины в отношениях с мужчинами, в особенности выделяя контраст между традиционной женской ролью жены и матери и такой более либеральной ролью, как выбор карьеры или достижение других целей. Она полагала, что этот ролевой контраст объясняет те невротические потребности, которые мы можем увидеть у женщин в любовных отношениях с мужчинами. Идеи Хорни, подчеркивающие значение культуры и половых ролей, хорошо согласуются с сегодняшним феминистским мировоззрением. Хорни приветствовала стремительные изменения в ролевом поведении и отношениях между полами, наблюдающиеся в современном обществе. Ее многочисленные статьи, посвященные психологии женщины, часто цитируют современные исследователи.

 

Попытки разрешения невротических конфликтов личностью.

При анализе попыток невротика решить свои конфликты, Хорни обращает внимание на психические образования личности, ее внутренние реакции.

Одним из таких феноменов является «идеализированный образ», обусловленный структурой характера человека. Такой образ, по мнению Хорни, является бессознательным феноменом, отличающемся от подлинных идеалов и ценностей, нормально функционирующей личности, что представляет невротическую фиктивную идею, а также обладает статичностью.

«Это не цель, к достижению которой человек стремится, а фиксированная идея, которую он боготворит. Идеалы обладают динамическим свойством; они рождают стремление приблизится к ним... Идеализированный образ становится бесспорной помехой росту, потому что он либо отрицает недостатку либо просто осуждает их. Подлинные идеалы ведут к скромности, идеализированный образ ведет к высокомерию». Он создается для того, чтобы сгладить или разрешить раздирающие человека противоречия. Раскрытие такого идеализированного образа представляется Хорни необходимым для познания мыслительных процессов как нормальный, так и патологической личности.

Попытки философского осмысления данного феномена предпринимались многими мыслителями, в том числе и в рамках психоанализа. Фрейд ввел его в теорию невроза, обозначая его различными терминами: эго-идеал, нарциссизм, супер-эго. С ним связан центральный тезис психологии Адлера, где он описан как стремление к превосходству. Хорни предлагает свое толкование «идеализированного образа»: он замещает реальное самоутверждение личности, служит заместителем подлинных идей и выполняет функцию нивелировки существующих конфликтов. В этом образе как бы примиряются, сглаживаются все противоречия, имеющиеся в реальной жизни, в результате чего они уже не воспринимаются личностью как действительные конфликты. «Идеализированный образ является, таким образом, попыткой разрешения основного конфликта».

Но этот образ - не более чем видимость, ибо, создаваемый человеком для устранения внутриличностных конфликтов, он может порождать в тоже время еще большие расщепления сознания в силу глубокого разрыва между «идеализированным образом» и реальностью. Больше того, подобный невротический способ разрешения конфликта на деле оказывается не просто иллюзорным, а специфическим псевдорешением актуальных проблем. Поскольку одна конфликтная ситуация заменяется другой, способной привести к еще большему душевному надлому и самоотчуждению. То есть «создается новый конфликт: между навязчивыми, противоположными стремлениями, с одной стороны, и своего рода внутренней диктатурой, идущей от существующего внутри разлада с другой».

Поэтому не случайно, что задачу психотерапии К. Хорни видит в том, чтобы помочь невротику осознать свой «идеалистический образ» и его функции и тем самым показать человеку, что подобная попытка разрешения конфликтов не приводит к желательному результату. В этой процедуре надежда возлагается прежде всего на самого индивида и на его способность осознать иллюзорные пути разрешения внутриличностных конфликтов.

Создание «идеалистического образа» - это не единственный путь разрешения внутриличностных конфликтов, к которому, по Хорни, может прибегать личность. Другой путь она видит в «экстериализации» - тенденции личности воспроизводить свои внутренние процессы как если бы они имели место вне индивида. Она имеет общую с идеализацией цель - уйти от реального «я». Ответственность за конфликтные ситуации в этом случае переносится на внешние факторы. «Когда человек чувствует, что течение его жизни в хорошую или плохую сторону определяют другие люди, то вполне логично, что он вынужден направить все свои мысли на то, как их изменить, исправить или перевоспитать, наказать, защитить себя от их вмешательства или произвести на них впечатление». И тем самым, по мнению Хорни, экстериализация ведет к зависимости от других и от внешних обстоятельств.

Например, «экстериализация» презрения к себе может принимать форму либо презрения к другим людям, либо ощущения, что эти другие люди смотрят на тебя с презрением... Чем более агрессивен человек, тем сильнее он ощущает свою правоту и превосходство, тем с большей легкостью он будет презирать других...и делается беззащитным против надменных людей, потому что какая-то часть его души согласна с ними, и он чувствует правомерность того, что к нему относятся с презрением». Такие реакции могут порождать негодование, которое в том случае, если оно вытесняется и накапливается, может привести взрывную силу.

Так какую же выгоду получает человек посредством «экстериализации своего внутреннего принуждения?» «До тех пор, пока он считает что оно происходит извне, он может противиться ему, пусть даже мысленно.» То есть человек может сохранять иллюзию свободы, может избегать идущих извне ограничений.

«Экстериализация» - это активный процесс самоустранения, заключающийся в отчуждении от собственного «я», которое так или иначе обязательно внутренне присутствует в невротическом процессе. С устранением «я», внутренние конфликты также должны устраняться из процесса осознания. «Экстериализация» часто заменяет внутренний конфликт внешним, усугубляя конфликт, приведший в действие весь невротический процесс.

Хорни рассматривает и целый ряд других способов невротического разрешения конфликтов и установления искусственной гармонии между противоречивыми стремлениями личности.

«Рационализация» - стремление рационально обосновывать конфликтные ситуации, «самообман посредством логического рассуждения». Соответствующая аргументация усиливает преобладающий тип базального конфликта.

«Строжайший самоконтроль» - своеобразная преграда против возможного переполнения противоречивыми эмоциями. Вначале осуществляется сознательно, а позднее становится все более автоматической.

«Деспотическая правота» - (самонадеянность) - выполняет функцию устранения внутреннего сомнения и оказания внешнего воздействия.

«Уклончивость» - также является хорошей защитой от осознания конфликта. У людей обладающих такой формой защиты не выработалось определенного «идеализированного образа» и «обычные» психологические механизмы работают плохо.

Последняя форма защиты против осознания конфликтов, выделенная Хорни, -«цинизм» - это «отрицание и осмеивание моральных ценностей». Он освобождает человека от моральных норм и от необходимости прояснения для себя «во что же он на самом деле верит».

Конечным итогом размышлений Хорни по этому поводу является то, что ни одно из рассмотренных ею псевдорешений не приводит к реальному устранению конфликтов, которые не только не ослабевают, а наоборот, усиливаются, способствуя тотальному отчуждению личности, утрате моральных ценностей, обострению чувств, отчаяния и страха, развитию садистских наклонностей и обеднению личности.

Вместе с тем Хорни не считает, что разрешение внутриличностных конфликтов в принципе невозможно. Поскольку основу конфликтных ситуаций она усматривает в наличии определенных отношений между людьми, то устранение их связывается с изменением человеческих отношений.

Теория Фромма пытается показать, как обширные социокулыурные влияния взаимодействуют с уникальными человеческими потребностями в процессе формирования личности. Его принципиальный тезис заключался в том, что структура характера (типы личности) связана с определенными социальным структурами.

Придерживаясь гуманистических традиций, он также утверждал, что в результате радикальных социальных и экономических изменений можно создать общество, в условиях которого удовлетворялись бы и индивидуальные, и общественные потребности.

Фромм стремился расширить горизонты психоаналитической теории, подчеркивая роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании личности. Его интерпретация личности начинается с анализа условий существования человека и их изменений, начиная с конца Средневековья (конец XV века) по наше время. По завершении своего исторического анализа Фромм сделал вывод о том, что неотъемлемой чертой человеческого существования в наше время является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время он был уверен в том, что для каждого исторического периода было характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора, которыми наслаждаются люди, живущие в современном западном обществе, были достигнуты ценой утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Фромма, перед сегодняшними мужчинами и женщинами стоит болезненная дилемма. Невиданная свобода от жестких социальных, политических, экономических и религиозных ограничений (как это имеет место сегодня в американской культуре) потребовала компенсации в виде чувства безопасности и чувства принадлежности к социуму. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной беспримерных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том; чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо чувствовать себя объединенными и связанными с другими людьми. Интенсивность этого конфликта и способы его разрешения зависят, согласно Фромму, от экономических и политических систем общества.







Дата добавления: 2015-09-15; просмотров: 600. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Условия, необходимые для появления жизни История жизни и история Земли неотделимы друг от друга, так как именно в процессах развития нашей планеты как космического тела закладывались определенные физические и химические условия, необходимые для появления и развития жизни...

Метод архитекторов Этот метод является наиболее часто используемым и может применяться в трех модификациях: способ с двумя точками схода, способ с одной точкой схода, способ вертикальной плоскости и опущенного плана...

Примеры задач для самостоятельного решения. 1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P   1.Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описываются уравнениями: QD = 2400 – 100P; QS = 1000 + 250P...

Эффективность управления. Общие понятия о сущности и критериях эффективности. Эффективность управления – это экономическая категория, отражающая вклад управленческой деятельности в конечный результат работы организации...

Мотивационная сфера личности, ее структура. Потребности и мотивы. Потребности и мотивы, их роль в организации деятельности...

Классификация ИС по признаку структурированности задач Так как основное назначение ИС – автоматизировать информационные процессы для решения определенных задач, то одна из основных классификаций – это классификация ИС по степени структурированности задач...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия