Историческая школа экономической теории9.1. 1. Сущность исторической школы. 9.1.2. Ф. Лист. 9.1.3. В. Рошер. 9.1.4. Л. Брентано. 9.1.5. М.Вебер. 9.1.1.К середине Х1Х в. возник ряд альтернативных классическому направлений экономической мысли, в том числе историческая школа в Германии. Её представители рассматривали политическую экономию как науку, изучающую историю хозяйства, анализирующую конкретные экономические ситуации в различных странах (в отличие от классиков, считавших, что сформулированные ими законы реализуются в любом государстве во всякое время), использующую в основном индуктивный метод. Для представителей школы характерно: · отрицательное отношение к универсальной экономической теории и, в частности, к классической политической экономии: экономическая наука должна заниматься исследованием специфики конкретных национальных хозяйств; · отрицательное отношение к абстрактно-дедуктивным методам анализа; · трактовка народного хозяйства как единого целого, части которого находятся в постоянном взаимодействии между собой, а не как простой суммы отдельных индивидов; · отрицательное отношение к концепции экономического человека: человек - это культурное существо, ориентированное на общественные ценности; · трактовка хозяйства как одной из частей социальной жизни, учет разнообразных внеэкономических факторов - этических, психологических и правовых; · понимание хозяйства как эволюционирующей системы, проходящей в своем развитии различные стадии; · благосклонное отношение к государственному вмешательству в экономику, без которого"сильнейшие" будут всегда оказываться в выигрыше за счет "слабейших". 9.1.2. Основной труд Ф. Листа (1789 - 1846) - "Национальная система политической экономии" (1841). Главные идеи: для каждой страны характерна своя национальная политическая экономия, поскольку экономика отдельных стран развивается по собственным законам; задача национальной политической экономии заключается в определении наиболее благоприятных условий для развития производительных сил нации; нация в своём развитии проходит три стадии: 1)земледельческое государство с частной собственностью на землю, вывозом сельхозпродукции и ввозом товаров промышленного производства; 2) земледельческо-промышленное государство с акцентом на промышленном производстве, обеспечивающем в основном внутренний рынок, 3) земледельческо-промышленно-торговое государство с экспортом промышленных товаров и ввозом сельхозпродукции; условием экономического воспитания нации является протекционизм, поддерживающий те отрасли, которые определяют прогресс национальной экономики; протекционизм неприменим для сельского хозяйства, т.к. нарушит естественный баланс культур. 9.1.3. Особенности взглядов В. Рошера (1817 - 1894): политическая экономия - это наука о социальном хозяйстве; национальная экономика развивается вместе с народом, поэтому экономическая наука должна тесно контактировать с различными проявлениями национальной жизни (язык, религия, искусство, право, государство); необходимо показывать, что и о чём думали народы в экономической области, чего они желали и чего добились в экономической сфере; нужно исследовать и сравнивать экономические явления и процессы у различных народов, в т.ч. и древних; экономические учреждения не следует ругать или хвалить, но исследовать, каким образом и почему целесообразное превращается в нелепое, а благодеяния оборачиваются бедствиями. 9.1.4. Экономические взгляды Л. Брентано (1844 - 1931): экономические процессы и явления всегда регулируются обычаями и правом нации; справедливость заключается в праве и обычаях (по мнению классиков, справедливость устанавливается благодаря конкуренции); человеческая психика, от которой зависит экономика, слишком сложна, чтобы экономические процессы было возможно исследовать математически; труд не является товаром, поскольку не производится; решающее влияние на уровень оплаты труда оказывает соотношение сил на рынке труда; только коалиции рабочих могут изменить ситуацию на рынке труда; решение социальных вопросов возможно лишь посредством вмешательства государства в социально- экономические процессы. 9.1.5. М.Вебер (1864 - 1920) возникновение капиталистического уклада связывает с появлением протестантских течений в христианстве: по его мнению, протестантская этика формирует трудолюбие, бережливость, расчётливость, поэтому среди предпринимателей и владельцев капитала преобладают протестанты. Вебер выделяет 4 типа капитализма: авантюристический; торговый; ориентированный на войну; буржуазно-промышленный. Вебером описаны два типа предпринимательства: первый основан на авантюризме и насилии, в основе второго - честность, скромность, рациональность. 9.2. Институционализм 9.2.1. Причины возникновения институционализма. 9.2.2. Понятие институционализма. 9.2.3. Характерные черты институционализма. 9.2.4. Этапы развития институционализма. 9.2.1.В условиях перехода капитализма в монополистическую стадию м ногие постулаты классической политэкономии: представления о саморегулируемости и гармоничности рыночной экономики, тождественности частнособственнического интереса общественному благу, рациональности человеческого поведения - становятся неточными и неверными. Концентрация и централизация производства и капитала, корпоративная собственность, монополистическая конкуренция, коллективное профессиональное управление капиталом не вполне укладываются в рамки старых постулатов. Кроме того, многие экономисты были недовольны господством дедуктивного метода в экономической науке, засильем оторванных от практики экономико-математических моделей. 9.2.2. Институцио н ализм (от англ. institutio n → лат. institutio - «обычай, порядок») - направление экономической мысли, которое зародилось в США на рубеже Х1Х – ХХ в.в. Институционализм рассматривал совокупность социально-экономических факторов (институтов), изучал экономическое поведение, исследовал проблему контроля общества над экономикой. Ключевая категория «институты» («институции») весьма неопределённа, различными авторами под ней могут пониматься: общественные институты - семья, государство, церковь, профсоюзы, партии, правовые нормы, нормы морали и т. д.; проявления общественной психологии - собственность, кредит, доход, налог, обычаи, традиции и т. д. 9.2.3. Институционализм основан, с одной стороны, на неэкономическом толковании экономических процессов, с другой – на признании того факта, что экономические законы действуют не только в экономической системе. Институционализм характеризуется следующими положениями: · объектом анализа служат коллективные действия и институты: от семьи до профсоюзных и политических объединений; · моральные, этические и правовые элементы в их историческом развитии следует рассматривать наряду с материальными факторами как движущую силу экономики; · социологические методы анализа должны помочь объяснить экономическое поведение реального человека, действующего иррационально под влиянием экономических и внеэкономических факторов; · экономическая наука должна интегрироваться с общественными науками, а также привлекать данные других наук: психологии, антропологии, биологии; · наука должна разрабатывать варианты осуществления в обществе социального контроля, устранения путём реформ недостатков капиталистической системы. 9.2.4. В развитии институционализма выделяют три этапа. Первый этап – первая четверть XX века - формирование основных положений институционализма; родоначальниками этого этапа являются Т. Веблен, Д. Коммонс, У. Митчелл. Второй этап - середина XX века - изучение демографических проблем, Третий этан - 60- 70-е годы XX века - неоинституционализм, в котором экономические процессы ставятся в зависимость от технократии, а также объясняется значение экономических процессов в социальной жизни общества; видными идеологами этого этапа являются Н. Ноув, Дж. Гэлбрейт, Р. Хайлбронер, Р. Коуз.
|