Студопедия — Нотный пример №1. Фрагмент пэана — гимна Аполлону Делосскому
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Нотный пример №1. Фрагмент пэана — гимна Аполлону Делосскому






Образец этого пэана — гимна Аполлону Делосскому — дошёл до наших дней в числе музыкальных отрывков так называемого берлинского папируса. Записи на нём датируются сравнительно поздним периодом — примерно 160 годом н.э., но музыка, по мнению учёных, значительно древнее.

Текст гимна:

Пэан, о Пэан! Ксанфа мощные скалы, с ключами в них бьющими воды прозрачной Исмены, просторы делийских равнин украшают. Гимны хвалебные, муз песнопенья, ты навеваешь, Лато божественный сын (Аполлон), увенчанный ветвью лавровой, матери стыд искупая. Так о Латоне сложилось предание: Зевс потому рассылает на землю живительный свет, что ищет её непрестанно. [16]

Центрами культуры крито-микенской цивилизации были дворцы. Один из них – дворец царя Миноса описан в древнегреческих мифах о Минотавре как знаменитый лабиринт. Дворцовые фрески, изображавшие цветы, сцены охоты и придворной жизни: пиры, танцы, обряды с использованием музыкальных инструментов — флейты, систра, древних лир — стали важнейшими источниками представлений о музыке этого периода. Отдельные сведения содержит и античный эпос следующего периода.

Во времена гомеровской (архаической) Греции (грань II и I тыс. до н.э.) возникают формы профессионального музицирования. Древние певцы-сказители аэды специализировались на исполнении героического эпоса. Он сложился в период XII-VIII в.в. до н.э. У его истоков лежали погребальные песне-плачи и победные песни эпиникии. О музыке эпоса можно судить по «Илиаде» и «Одиссее», авторство которых приписывается слепому сказителю Гомеру. Написаны эти эпические произведения особым размером — гекзаметром:

Встала из мрака младая с перстами пурпурными Эос,

Ложе покинул тогда и возлюбленный сын Одиссеев

Платье надев, изощрённый свой меч на плечо он повесил

Лежащий в его основе размер — шестистопный дактиль (длинный слог и два коротких слога) встречался поначалу в религиозных гимнах, и только позже получил распространение в религиозной поэзии.

Аэды (или как они именовали себя гомериды) пели под аккомпанемент древнего струнного инструмента форминкса (форминги — разновидности лиры), резонатором которого служил щит черепахи.

Рис.2.Форминкс.

Его звучание сопровождает песни героев в «Илиаде»:

Много народу теснилось вокруг, восхищаясь прелестным

Тем хороводом. Певец же божественный пел под формингу,

Стоя в кругу хороводном…

Важное место форминкс занимал в проведении земледельческих обрядов. В «Илиаде», к примеру, он сопровождает работу сборщиков винограда:

С присвистом, с пеньем и с топотом в лад непрестанно танцуя,

Ходят носильщики в пору, когда виноград собирают,

Девы и юноши там в молодом, беззаботном веселье

Сладостный плод уносили в прекрасно сплетённых корзинах.

Мальчик, идя между ними, на звонкоголосой форминге,

Всех восхищая играл, воспевая прекрасного Лиина

Нежным голосом. Те же за мальчиком следом спешили.

Форминкс (форминга) неоднократно упоминается в античном эпосе как инструмент красивый со звонким тембром и серебряной перемычкой:

В стан Мирмидонцев к судам их, пришедши, нашли Ахиллеса

Сердце своё услаждавши игрою на форминге звонкой,

Очень красивой на вид, с перемычкой серебряной сверху.

Взял он в добыче её, Гетионов разрушивши город.

Ею он дух услаждал, воспевая деянья героев.

Современные же исследователи считают, что этот инструмент обладал негромким звуком, был мало приспособлен к подчёркиванию ритма и поэтому способствовал изменению стиля исполнения эпоса[17].

Позже аэды пели под кифару (появившуюся в результате реконструкции форминкса и имевшую от 4 до 12 струн). Кифара почиталась в Древней Греции как инструмент бога Аполлона и олицетворяла аполлоническое начало, в противовес дионисийскому (инструментом Диониса считался авлос). Изобретение кифары приписывают поэту и музыканту Терпандру, который жил в VII в. до н.э. на острове Лесбос, он имел свою широко известную школу исполнителей на кифаре — кифародов (кифаредов) и победил на состязаниях музыкантов в Спарте. Терпандр считается первой исторической личностью в античной музыке. Он развил практику пения эпоса на определённые мелодические попевки, а также одним из первых предварял пение чисто инструментальной прелюдией.

Рис. 3. Кифарод

Образы певцов-аэдов неоднократно появляются в «Илиаде» и «Одиссее». Они непременно участвуют в сценах пиров, важная роль «заклинателей плача» им отводится в похоронном обряде. Гомер упоминает имена трёх аэдов: Демодока, Фелия и Понтоны. Последний напоминает самого Гомера: он слеп от рождения, обладает незаурядным талантом певца. Аэды считались учениками муз и имели высокий социальный статус. Гомер, высоко оценивая искусство аэдов, говорил о них, устами Одиссея:

Всеми людьми, что живут на земле, почтены и любимы

Песни владыки, певцы: их богиня сама поучает

Муза ладам и напевам: певцов она род возлюбила.

Певец обычно располагался в центре перед гостями, пел сидя, прислонившись спиной к колоне. В репертуаре аэдов были как эпические песни, так и песни, сопровождаемые пляской. В пении они прославляли богов и эпических героев, которые выступали как собирательные образы, воплощение идеалов добра, мужества и красоты. Сюжет «Илиады» раскрывает историю ахейско-троянских войн и во многом основан на подлинных исторических событиях, изложенных в форме мифа. На арене борьбы предстают не только эпические герои, цари, провидцы, но и боги: Зевс, Гера, Афина, Аполлон и др. Они активно вмешиваются в действие, часто восстанавливают справедливость (эту особенность в дальнейшем унаследует древнегреческая трагедия). Сюжет «Одиссеи» сочетает фантастические события и реальные эпизоды греческой колонизации Средиземноморья. Построение эпических поэм диктовалось законами устной традиции: они начинались с обязательного обращения к богу или музе (восхваление Музы содержал обычно вступительный раздел — проэймион); затем следовало краткое представление основных образов и собственно сказ, в котором важную роль играла импровизация.

Аэды исполняли эпос на определённые напевы — номы, это слово первоначально означало мелодию. В дальнейшем певцов-аэдов сменили рапсоды. Они выдвинули иную манеру исполнения эпоса, не пение, а речитацию, основанную на возвышенной декламации. Новая манера сказалась на структуре стиха «и гомеровский гекзаметр… отдалился от своей музыкальной основы»[18]. Эпос стал декламироваться на определенные мелодические формулы. Слово определяло музыкальную интонацию, а ритм текста или ритм движения в танце – музыкальный ритм. Такая практика называлась литания. Г. Аберт подчёркивает, что уже в «Одиссее» можно видеть изменившиеся требования «от пения Демодока слушатели ждут богатого содержания; что же касается музыкальной стороны, то Гомер, напротив, на ней не задерживается»[19]. Можно отметить постепенный переход от практики пения эпоса к его рецитации.

В переходный период (по VI в до н.э.) и следующий за ним классический период (V-IV в.в. до н.э.) возник ряд новых явлений в древнегреческой музыкальной культуре. Прежде всего, это жанры лирической направленности, в которых неразрывно существовали элементы эпоса и лирики — ямбы, элегия. Расцвет лирики (название проистекало из традиции сопровождения песен и стихов игрой на лире) связывается в этот период с повышенным вниманием к человеческой индивидуальности, внутреннему миру и переживаниям личности. Возникают поначалу хоровая, а затем и сольная лирика.

Рис.4. Арфа, кифара и лира (форминкс)

Мастером элегии, первоначально представлявшей собой плач по умершим под аккомпанемент авлоса, почитали Тиртея. Он создавал также воинственные элегии, поднимавшие дух воинов в сражениях.

Пение в сопровождении авлоса именовалось авлодией (сольная игра на авлосе — авлетикой или авлистикой). С этим инструментом часто изображали сатиров, сопровождающих Диониса или собирающих виноград (он, как было сказано, олицетворял дионисийское начало).

Рис.5. Авлет

Авлос играл важную роль в сопровождении древнегреческой трагедии. Именно авлос (гобой), а не флейта, как пишут многие источники, использовался в античном театре. Легендарным виртуозом на этом инструменте считался фригийский авлет Олимп, с которым связывали не только азиатское влияние на греческую музыку, но и значительное продвижение музыкального искусства. Авлос представлял собой двойной гобой. «Музыканты брали в рот две трубки одновременно. Мы не знаем точно, как были распределены роли между трубками; непосредственные и косвенные свидетельства позволяют заключить, что на одной трубке выдували мелодию, тогда как другая выдерживала неизменный сопровождающий тон» — пишет Курт Закс и замечает некоторые усовершенствования инструмента в первом веке до н.э. «когда авлос получил ряд усовершенствований в виде сходных с клапанами вращающихся колец и других приспособлений» [20], что привело к изменению техники игры. На щёки исполнителя накладывались, как видно на рис.5, специальные ремни, помогавшие звукоизвлечению (это приспособление называлось форбейа). Авлос сопровождал в дальнейшем гонки колесниц на Олимпийских играх.

Жанр элегии развивается в дальнейшем в творчестве Алкмана из Сард. Он сочиняет также партении для женского хора. В основе их лежало чередование сольных и хоровых частей, обычно партении имели трехчастное строение.

С VI в. до н.э. в рамках многочисленных празднеств развивается традиция их музыкального сопровождения. На Олимпийских играх музыке отводилась не значительная роль, зато в Пифийских играх в Дельфах участвовали лучшие музыканты, между которыми проводились состязания. История сохранила имя победителя пифийских игр 586 г. до н.э. Сакада из Аргоса, который исполнил на авлосе первое программное произведение — «Пифийский ном», в котором изображалась победа Аполлона в борьбе с Пифоном.

Широкое распространение музыкальные состязания получили на празднествах городов—государств: гимнопедиях в Спарте, дионисиях в Афинах и др. Церемония такого рода празднеств включала торжественную вступительную часть, в которой участвовали жрецы и музыканты, после чего последовательно исполняли музыку от самых древних сохранившихся образцов до последних новаций современников. На таких празднествах музыканты из разных мест могли познакомиться с различными локальными традициями, в то же время здесь постепенно формировался единый музыкальный стиль. «При такого рода обстоятельствах хоровая лирика в VI—V вв. превратилась в искусство, специально создававшееся для различных празднеств, проводимых целыми объединениями певцов и танцоров. Поэты-композиторы работали за плату и обычно сами руководили разучиванием своих произведений».[21] Среди мастеров хоровой лирики упоминаются имена Симонида из Кеоса(536—468 гг. до н.э.), который однажды победил самого Эсхила, его племянника Вакхилида (505—448 гг. до н.э.). В честь победителей Олимпийских игр создавались особые песни – эпиникии, которые сопровождали их въезд в город.

Вершиной развития хоровой лирики стали торжественные оды Пиндара из Фив (522 - 448), сочиненные в честь победителей Олимпийских и Пифийских игр. Оды строились по принципу чередования строфы, антистрофы и вновь строфы, что соответствовало поющему и пляшущему хору. По содержанию эти разделы соответствовали воспеванию победителя, изложению легенды и воспеванием народного празднества.[22]

Сохранившаяся Пифийская ода Пиндара, впервые опубликованная в труде иезуитского монаха и учёного Атаназиуса (Афанасия) Кирхера «Musurgia universalis» в 1650 году, считается самым древним и ценным памятником музыкальной культуры Древней Греции. Р.И. Грубер называет её древнейшей записью и даёт этому примеру следующую характеристику: «Она датируется V веком до н.э. и обнаруживает архаические черты: тетраходрную структуру, нисходящее движение; ода поётся в дорийском ладу, для которого, по представлениям древних греков, характерны мужественность и строгость …Плавность мелодики, небольшой диапазон, регистр, удобный для хора, указывают на предназначенность этой оды для хорового исполнения и вполне соответствуют торжественной, суровой величавости, свойственной одам Пиндара»[23]: Вся ода состоит из пяти строф, которым соответствуют музыкальные построения, сохранился лишь вступительный раздел:







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1143. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Ганглиоблокаторы. Классификация. Механизм действия. Фармакодинамика. Применение.Побочные эфффекты Никотинчувствительные холинорецепторы (н-холинорецепторы) в основном локализованы на постсинаптических мембранах в синапсах скелетной мускулатуры...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Потенциометрия. Потенциометрическое определение рН растворов Потенциометрия - это электрохимический метод иссле­дования и анализа веществ, основанный на зависимости равновесного электродного потенциала Е от активности (концентрации) определяемого вещества в исследуемом рас­творе...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия