Студопедия — ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ.






Понятие «философия» происходит от греческих слов: «phileo - люблю, и sophia - мудрость», что означает буквально: любовь к мудрости, мудрость мысли.

Принято считать, что данный термин ввел в научный оборот древнегреческий мыслитель Пифагор (576 - 496 гг. до н. э.). Согласно Пифагору, смысл философии (любомудрия) – исследование природы вещей и познание истины.

Древнегреческий мыслитель Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) полагал, что смысл философии - познание всеобщего в мире, а ее предметом являются начала начал и причины причин; предельные основания, принципы и законы бытия; всеобщие свойства, связи и отношения действительности.

Представитель немецкой классической философии Г. Гегель утверждал, что философия - есть современная ей эпоха, постигнутая в мышлении.

К. Маркс полагал, что истинная философия - есть духовная квинтэссенция эпохи, призвана утвердить правду потустороннего мира.

Сравнительный анализ отличия философского знания от научного знания специальных наук (физики, химии, биологии, истории, экономики и т.д.) выражается в следующем:

- содержание философского знания не столь непосредственно обусловлено данными эмпирических исследований и наблюдений, как в научном знании специальных наук;

- положения, составляющие содержание философского знания, в ряде случаев не могут быть непосредственно подтверждены или опровергнуты эмпирическим наблюдением конкретных явлений или процессов;

- принципы философского знания применяются как методологическая основа специальных научных исследований.

 

СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ.

 

Философскому знанию присущи свои характерные особенности:

1. Теоретическая масштабность.

Философия выступает как универсальное теоретическое знание. Философское знание предполагает высокий уровень теоретических обобщений и абстракций, синтез всевозможных знаний, определение наиболее общих закономерностей, законов и т. п.

2. Эвристическая направленность.

Философское познание позволяет ему осуществлять и эвристические функции, ориентированные на составление научных прогнозов.

3. Структурная сложность.

Философия призвана осмыслить весь сложный комплекс рационального и иррационального знания. Структурная сложность философского знания обусловлена и его многоплановостью - онтология, гносеология, методология, логика и т. п.

4. Мировоззренческая направленность.

Философская мысль формирует общее миропонимание в его универсальных характеристиках.

5. Методологическая направленность.

6. Социальная направленность.

Философская мысль обращена к общественно-исторической жизни людей.

7. Культурологическая значимость.

Философия, как явление культуры, есть элемент духовной жизни общества, интеграционная форма человеческого опыта: практического, познавательного и ценностного - в культурно-исторической жизни людей.

8. Аксиологическая направленность.

Философское познание направлено на изучение различных ценностей (социальных, идеологических, морально-нравственных и т.п.) в их взаимосвязи и в отношении к социальной среде и структуре личности.

9. Гуманистическая направленность.

Особую значимость для философии имеют человеческие проблемы: гуманные цели достижения полноценной человеческой жизни, социальной справедливости, духовного богатства.

Философии принадлежит особая роль в формировании мировоззрения человека. Философия как наука отражает всеобщие связи в природе, обществе и мышлении, изучает наиболее общие законы движения и развития, вырабатывает целостный взгляд на мир, формирует систему обобщенного знания о мире, а также определят место и роль человека в этом мире.

 

ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА ФИЛОСОФИИ.

 

Предмет науки - это часть или сторона объективной действительности, которая изучается данной наукой.

В научной литературе имеются различные подходы к определению предмета философии:

1. Философия - есть наука наук, всеохватывающий свод знаний, а частные науки – есть ветви этого древа знания (Р. Декарт).

2. Философия не является наукой, отрицается ее мировоззренческое значение. Каждая наука сама по себе - есть философия (позитивизм, неопозитивизм, Ю. Нейдрих - ФРГ).

3. Философия - не только ядро мировоззрения, но она выступает как определенный метод, стиль мышления и как учение о познании мира.

Проблемное поле философии конкретизируется посредством следующих определений:

- философия – учение о всеобщих принципах бытия и познания, отношении человека к миру;

- философия – высший вид теоретического знания о фундаментальных основах бытия и принципах его познания;

- философия – знание предельных оснований между миром и человеком на всех уровнях бытия;

- философия – наука о всеобщих тенденциях развития природы, общества и законах мышления;

- философия – форма общественного сознания, направленная на выработку целостного миропонимания об окружающем мире, месте и роли в нем человека.

Философия - это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, различные формы отношения к этому миру.

Такой взгляд на предмет философии позволяет определить ее социальный и теоретический статус: выступая в качестве основы миропонимания, она является наиболее развитой формой постижения научного знания, учением об общих принципах познания, наукой о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Как форма общественного сознания, философия определяет систему знаний о месте и роли человека в мире.

Философия в целом представляет собой систему относительно самостоятельных философских наук. Она включает в себя:

1. Онтологию (греч. ontos - сущее и logos - учение) - философское учение о сущем, о бытии как таковом. Философия - учение о наиболее общих вопросах бытия как такового: бытия материального и идеального, бытия природы, общества и человека, бытия и небытия и т.д.

2. Гносеологию (греч. gnosis – знание, познание и logos - учение) - философское учение о познании (теория познания). Философия - учение о наиболее общих вопросах познания мира, отношений познающего и познаваемого, принципов, форм познания и путей получения истинного знания, определения истины и ее критериев и т.д.

3. Методологию (греч. methodos - путь к чему-либо и logos - учение) - философское учение о системе методов, общая теория метода, теория в действии.

4. Философскую антропологию (греч. anthropos - человек и logos - учение) - учение о человеке. Философия - есть система знаний о биосоциальной природе человека, его потребностях, ценностях, интересах и идеалах, о смысле жизни, гармонии духовного мира личности и окружающего ее мира (природной и социальной среды) и т.д.

5. Социальную философию (лат. societas - общество) - науку о законах и движущих силах развития общества. Философия - это система теоретического знания о закономерностях развития и функционирования социальных систем как целостного процесса, о взаимосвязи различных социальных явлений, о тенденциях взаимодействия общества и природы и т.д.

6. Логику (греч. logos - мысль, слово, разум, закономерность) - науку о законах и формах мышления человека.

7. Этику (греч. Ethos - привычка, обычай) - науку о должном и достойном образе жизни и мысли человека, учение об отношении человека, как существа действующего, к миру, систему знаний о природе, законах, содержании и целях нравственной жизни человека.

8. Эстетику (греч. aisthetikos - чувственный) - науку, имеющую своим предметом принципы и закономерности художественного освоения человеком действительности, формирующую представление о красоте, возвышенном и прекрасном; учение об отношении человека, как существа переживающего, к миру.

9. Историю философии (греч. historia - рассказ о прошлом, об узнанном) - научную дисциплину, изучающую возникновение, становление и эволюцию различных философских идей, концепций, школ, течений и направлений, а также исследующую закономерности, периоды и эпохи в развитии философского знания.

10. Философско-социологические проблемы войны, армии и мира.

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ.

 

Основной вопрос философии является главным вопросом философской науки, так как он определяет характер мировоззрения, и от него зависят ответы на все другие мировоззренческие вопросы.

Выделяют две стороны основного вопроса философии:

- первая сторона – что является первичным: материя или сознание?

- вторая сторона – познаваем ли мир?

 

ПЕРВАЯ СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ.

Материализм (от лат. materialis - вещественный) - направление в философии, исходящее из решения основного вопроса философии в пользу первичности природы, материи, объективного и вторичности духа, идеи, сознания, субъективного. Материя первична по отношению к сознанию.

Философский термин «материализм» вошел в обиход в XVII в. в смысле физических представлений о материи. В таком понимании он, в частности, употреблялся английским физиком и химиком Р. Бойлем (1627 – 1691). В философском смысле данный термин был использован в XVIII в. Г.В. Лейбницем (1646 – 1716) для противопоставления материализма идеализму.

Основные положения материализма:

- материя реально существует;

- материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

- материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

- материя существует и развивается по своим внутренним законам;

- сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

- сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

- сознание определяется материей (бытием).

Формы материализма:

1. Наивный материализм представителей философии Древней Греции и Рима (атомисты: Левкипп, Демокрит, Эпикур, Лукреций Кар).

2. Механистический, метафизический материализм (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Локк - Англия, Б. Спиноза - Голландия).

3. Диалектический материализм (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин).

В учебнике «Философия» (1994, Ч. 1 - С. 11), выделяются 12 форм материализма:

- наивный и научно обоснованный материализм (по фундаментальности знания);

- диалектический и метафизический материализм (по способу мышления);

- Древний, Средневековый, Нового времени, современный материализм (в зависимости от исторической эпохи);

- практически-действенный и созерцательный, отвлеченный от реальной жизни (по отношению к социальной практике);

- научный и вульгарный, сводящий сознание к вещественной субстанции;

- антропологический, географический, натуралистический (с точки зрения абсолютизации материальных начал);

- рационалистический и сенсуалистический (по уровню познания);

- естественно-исторический и философски осознанный (по отношению к базовым философским теориям);

- греческий, французский, русский и др. (по национально-географическому и хронологическому признакам);

- последовательный и непоследовательный (по приверженности исходным посылкам материализма);

- натурфилософский, исторический (по предмету исследования);

- идеологически нейтральный и воинствующий, признающий приоритетность принципа партийности.

Корни материализма.

Возникновение и развитие материализма связано с трудовой деятельностью людей. В своей практической деятельности человек связан с объективным миром, он зависит от него, определяет направление своей деятельности.

Верность положений материализма доказывается развитием философии и естествознания. В XVII – XVIII вв. в естествознании бурно развивалась механика, а материализм был по форме метафизическим. С середины XIX в. развитие физики, химии, биологии привело к формированию диалектического материализма.

Материалистическая философия развивалась представителями передовых классов и социальных групп.

Идеализм (франц.idealismeот греч. - мысль) - направление в философии, исходящее из решения основного вопроса философии в пользу первичности духа, идеи, сознания, мышления, субъективного и вторичности природы, материи, объективного.

Философский термин «идеализм» вошел в философский обиход, также как и термин «материализм», в начале XVIII в. Философское идеалистическое направление имеет многовековую историю. Идеализм, как философское направление, в качестве противоположного философии Платона ставил себе материализм Демокрита (460 – 370 гг. до н.э.) еще в Древней Греции.

Деление философии на два направления – материализм и идеализм – в определенном смысле условно, но, тем не менее, проявляло себя на всех этапах развития философской мысли. Противопоставление материи и сознания возможно только в рамках основного вопроса философии. Абсолютизация этого противопоставления ведет к заблуждению.

Формы идеализма.

1. Субъективный идеализм.

Представители субъективного идеализма предполагали, что ощущения человека первичны, мир существует в его сознании (Беркли, Юм, Мах, Авенариус).

Основные положения субъективного идеализма:

- все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

- идеи существуют в разуме человека;

- образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

- вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

2. Объективный идеализм.

Объективный идеализм за основу действительности принимает личностный или безличный всеобщий дух:первична абсолютная идея, абсолютный дух (Платон, Г. Лейбниц, Г. Гегель). Его представители поддерживают религию, связаны с мистикой.

Основные положения объективного идеализма:

- реально существует только идея;

- идея первична;

- вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;

- «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.);

- «мир вещей» - материальный мир - не существует самостоятельно и является воплощением «мира идей»;

- большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог – Творец;

- отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

Корни идеализма.

Основная причина возникновения идеализма – слабое развитие производительных сил и низкий уровень знаний людей. Отделение умственного труда от физического в период расслоения общества на классы.

Сложность и противоречивость процесса познания также оказали существенное влияние на формирование в философии объективного идеализма.

Дуализм - от латинского « dua - два начала».

Материя и сознание существуют независимо друг от друга (Декарт).

Основные положения дуализма:

- существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

- все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой из указанных субстанций (материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

- в человеке соединяются одновременно в субстанцию – и материальное, и духовное;

- материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

- основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, т. к. материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

Дуализм – это не новое, по сравнению с материализмом и идеализмом, решение основного вопроса философии, а есть выражение философской непоследовательности.

Деизм (от латинского «deus - бог») - у чение, которое признает существование бога в качестве безличной первопричины мира, развивающегося затем по своим собственным законам (родоначальник – английский философ XVII в. Г. Чербери).

 

ВТОРАЯ СТОРОНА ОСНОВНОГО ВОПРОСА ФИЛОСОФИИ.

 

Последовательные представители материализма отстаивают принцип познаваемости мира. Материалисты утверждают, что сознание адекватно отражает объективный мир.

Многие представители объективного идеализма не отрицают возможность познания мира. Но это познание не объективного мира, а познание абсолютной идеей самой себя, самопознание объективного духа (Платон, Г. Гегель, неотомисты: Э.А. Жильсон, Ж. Маритен, Ю.М. Бохеньский).

Отдельные представители субъективного идеализма утверждают, что сознание индивида выражает лишь состояние «Я» (духа, воли и т. д.).

Агностицизм - (от греч. «a» - отрицание, «gnosis» - знание) - философское направление, отрицающее возможность достижения достоверного знания.

Агностики утверждают, что отдельные стороны вещей мира непознаваемы. Д. Юм утверждал, что человек имеет дело только с ощущениями. Мы не только не знаем, каков мир, но и существует ли он вне нас. И. Кант считал, что мир «вещей в себе» непознаваем.

Диалектика и метафизика.

Диалектический взгляд на мир:

1. процессы, явления мира рассматриваются во взаимосвязи, в движении, в развитии;

2. развитие понимается как качественное превращение одних предметов в другие. Уничтожение отжившего, устаревшего, утверждение нового, более совершенного;

3. источник развития - есть противоречия, борьба противоположностей.

Метафизический взгляд на мир:

1. процессы и предметы обособленны друг от друга;

2. они неизменны в своей сущности;

3. они лишены внутренних противоречий;

4. абсолютизация механической формы движения.

Функции философии.

1. Мировоззренческая

- сама выступает мировоззрением;

- формирует мировоззрение.

2. Методологическая

- выступает всеобщим методом познания и преобразования мира.

3. Гносеологическая

- выступает всеобщей теорией познания.

4. Аксиологическая

- оценка самой себя;

- оценка других наук, явлений объективной действительности.

5. Социальная

- связана с процессом объяснения социального бытия и его преобразования в интересах человека, общества.

6. Критическая

- критический анализ философских, научных систем, явлений культуры.

7. Экспликация универсалий

- выведение и объяснение законов, принципов и категорий.

8. Рационализации

- перевод в логическую, понятийную форму человеческого опыта.

9. Систематизации

- теоретическое выражение и приведение в систему результатов (знаний) человеческого опыта.

Таким образом, философия – теоретически осмысленное мировоззрение, это форма общественного самосознания человека, через которую он воспринимает, осмысливает, оценивает окружающую действительность как мир своего бытия и деятельности, определяет и переживает свое место, предназначение и участие в этом мире.

Философия как теоретически развитая форма мировоззрения формирует у человека целостное представление об основах мироздания и перспективах развития социума, понимание характерных особенностей современного этапа развития философии, постижение общих методов познания и тенденций развития природы, общества и законов мышления.

В мировоззрении вообще, а в философской его форме в особенности, всегда присутствуют два противоположных угла зрения: направление сознания «вовне» - формирование той или иной картины мира, универсума – и, с другой стороны, его обращение «внутрь» - к самому человеку, стремление понять его суть, место, предназначение в природном и социальном мире. Причем человек здесь выступает не как часть мира в ряду других вещей, а как бытие особого рода (по определению Р. Декарта, вещь мыслящая, страдающая и т.д.). От всего остального его отличает способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать. Быть счастливым или несчастливым, испытывать чувство долга, укоры совести и т.д.

Способность думать, познавать, любить и ненавидеть, радоваться и печалиться, надеяться, желать, быть счастливым или несчастным, испытывать чувство долга, укоры совести отличает человека от всех остальных вещей, существующих в мире.







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1099. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Подкожное введение сывороток по методу Безредки. С целью предупреждения развития анафилактического шока и других аллергических реак­ций при введении иммунных сывороток используют метод Безредки для определения реакции больного на введение сыворотки...

Принципы и методы управления в таможенных органах Под принципами управления понимаются идеи, правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются общие, частные и организационно-технологические принципы...

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОВОСПИТАНИЕ И САМООБРАЗОВАНИЕ ПЕДАГОГА Воспитывать сегодня подрастающее поколение на со­временном уровне требований общества нельзя без по­стоянного обновления и обогащения своего профессио­нального педагогического потенциала...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Роль органов чувств в ориентировке слепых Процесс ориентации протекает на основе совместной, интегративной деятельности сохранных анализаторов, каждый из которых при определенных объективных условиях может выступать как ведущий...

Лечебно-охранительный режим, его элементы и значение.   Терапевтическое воздействие на пациента подразумевает не только использование всех видов лечения, но и применение лечебно-охранительного режима – соблюдение условий поведения, способствующих выздоровлению...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия