Студопедия — Гуманистическая теория личности: Абрахам Маслоу
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Гуманистическая теория личности: Абрахам Маслоу






 

Термин гуманистическая психология был придуман группой персонологов, кото­рые в начале 1980-х годов под руководством Абрахама Маслоу (1908–1970) объединились с целью созда­ния жизнеспособной теоретической альтернативы двум наиболее важным интеллектуальным течениям в психологии – психоанализу и бихевиоризму. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Гуманисти­ческая психология глубоко уходит корнями в экзистенциальную философию, разработанную такими европейскими мыслителями и писателями, как Серен Кьеркегор, Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер и Жан-Поль Сартр. Некоторые выдающиеся психологи также оказали влияние на развитие гуманистического подхода к личности. Наиболее известными среди них являются Эрих Фромм, Гордон Олпорт, Карл Роджерс, Виктор Франкл и Ролло Мей.

Находясь под влиянием эксзистенциальной философии, гуманистическая психология в качестве своих основных принципов выдвигает трак­товку личности как единого целого.Так как экзистенциальная философия полагает, что каждый человек ответствен за свои действия, она апеллирует к гума­нистической психологии; теоретики-гуманисты также подчеркивают, что каждый человек является главным архитектором своего поведения и жизненного опыта. Люди – мыслящие существа, переживающие, решающие и свободно выбирающие свои действия. Гуманистическая психология в качестве основной модели принимает ответственного человека, свободно делающего выбор среди предоставленных возможностей. Как заметил Сартр – «Я есть мой выбор».

Наиболее важная концепция, которую гуманистические психологи извлекли из экзистенциализма, – это концепция становления. Человек никогда не бывает статичен, он всегда находится в процессе становления. Студент старших курсов колледжа решительно отличается от меняющего одежду, хихикающего подростка, каким он был четыре года назад. А еще через четыре года он может стать совер­шенно другим из-за того, что освоит новые пути в жизни, например, станет роди­телем или сделает профессиональную карьеру. Таким образом, как свободное существо человек ответствен за реализацию как можно большего числа возможностей, он живет по-настоящему подлинной жизнью, только если выполняет это условие. Следовательно, с экзистенциально-гуманистической точки зрения, поиск подлинного существования требует чего-то большего, чем удовлетворение биологических потребностей и сексуальных или агрессивных побуждений.

Гуманистические психологи признают, что поиск подлинной и полной смысла жизни не легок. Это особенно справедливо в век глубоких культурных перемен и конфликтов, когда традиционные убеждения и ценности больше не являются адекватными путевод­ными вехами для жизни или для нахождения смысла существования человека. Гуманистические психологи полагают, что люди должны принять на себя ответственность за выбор и направление своей судьбы, так как хотели того или нет, но они пришли в этот мир, и они ответственны за одну человеческую жизнь – свою собственную. Избегать свободы и ответствен­ности – значит быть не подлинным (неаутентичным), вести себя предательски и, в конце концов, жить в отчаянии, безнадежности.

Наконец, экзистенциалисты утверждают, что единственная «реальность», из­вестная кому-либо, это реальность субъективная, или личная, но не объективная. Такой взгляд можно охарактеризовать в сжатом виде как феноменологическое, или «здесь-и-сейчас» направление. И экзистенциалисты, и гуманистические пси­хологи подчеркивают значение субъективного опыта как основного феномена в изучении и понимании человечества. Теоретические построения и внешнее пове­дение являются вторичными по отношению к непосредственному опыту и его уникальному значению для того, кто его переживает. Так, Маслоу напоминал нам: «Ничто не заменит опыт, совершенно ничто».

Рассмотрим ключевые элементы гуманистической психо­логии Маслоу.

Индивид как единое целое. Одним из наиболее фундаментальных тезисов, лежащих в основе гуманистической позиции Маслоу, является то, что каждого человека нужно изучать как единое, уникальное, организованное целое. Для Маслоу че­ловеческий организм всегда ведет себя как единое целое, а не как набор дифференцированных частей, и то, что случается в какой-то части, влияет на весь организм. Эта точка зрения, сформулированная в часто цити­руемом метком выражении гештальт-психологии: «Целое – больше чем и от­лично от суммы его частей», с очевидностью проявляется во всех теоретических трудах Маслоу.

Неуместность экспериментов на животных. Сторонники гуманистической психологии признают глубокие различия между поведением человека и живот­ных. Для них человек – нечто большее, чем просто животное; это совершенно особый вид живых существ. Такое суждение резко отличается от радикального бихевиоризма, который в большой степени полагается на исследование поведения животных (например, крыс и голубей) в разработке объяснения поведения чело­века.

Внутренняя природа человечества. Теория Фрейда недвусмысленно допу­скала, что люди находятся во власти бессознательных и иррациональных сил. Однако, по Маслоу, разрушительные силы в людях являются результатом фрустрации, или неудов­летворенных основных потребностей, а не каких-то врожденных пороков. Он полагал, что от природы в каждом человеке заложены потенциальные возможно­сти для позитивного роста и совершенствования.

Творческий потенциал человека. Маслоу первым указал, что творчество является наиболее универ­сальной характеристикой людей, которых он изучал или наблюдал. Описывая ее как неотъемлемое свойство природы человека, Маслоу рассматривал творчество как черту, потенциально присутствую­щую во всех людях от рождения. Он также признавал, что большинство людей теряет это качество в результате «окультуривания» (чему во многом способствует официальное образование). По мнению Маслоу, так как способность к творчеству заложена в каждом из нас, оно не требует специальных талантов или способностей. Чтобы быть творческими, нам не нужно писать книги, сочинять музыку или создавать живописные полот­на.

Акцент на психическом здоровье. Маслоу решительно критиковал поглощенность Фрейда изучением болезни, патологии и плохой адаптации. Он сконцентрировал внимание на пси­хически здоровом человеке и понимании такого человека с иных позиций, чем сравнение его с психически больным. Он был убежден, что мы не можем понять психическое заболевание, пока не поймем психическое здоровье. Следовательно, гуманистическая психо­логия считает, что самоусовер-шенствование является основной темой жизни чело­века – темой, которую нельзя выявить, изучая только людей с психическими нарушениями.

Будучи основным направлением гуманистической психологии, теория Абрахама Маслоу описывает человеческую мотивацию в терминах иерархии потребностей. Иерархия потребностей – расположение потребностей человека от низших к высшим в смысле их предпочтения или необходимости. Низшие (более основные) потребности в иерархии должны быть разумно удовле­творены прежде, чем потребности высокого уровня становятся доминантой побуди­тельных сил в поведении человека. Вот иерархия потребностей по Маслоу в поряд­ке их доминирования или необходимости: 1) физиологические; 2) безопасность и защита; 3) принадлежность и любовь;
4) самоуважение; 5) самоактуализация. Гуманистическая природа теории Маслоу особенно ярко проявляется в концепции самоактуализации, стремлении к наивысшей реализации своего потен-циала.

Основная потребность человека, согласно гуманистическим теориям личности, – это самоактуализация,стремление к самосовершенствованию и самовыражению.

По мнению А. Маслоу, к психологическим характеристикам самоактуализирующейся личности относятся:

– активное восприятие действительности и способность хорошо ориентироваться в ней;

– принятие себя и других людей такими, какие они есть;

– непосредственность в поступках и спонтанность в выражении своих мыслей и чувств;

– сосредоточенность внимания на том, что происходит вовне, в противовес сосредоточеннос-ти сознания на собственных чувствах и переживаниях;

– обладание чувством юмора;

– развитые творческие способности;

– неприятие условностей, но без показного их игнорирования;

– озабоченность благополучием других людей, а не обеспечением только собственного счастья;

– способность к глубокому пониманию жизни;

– установление с окружающими людьми вполне доброжелательных личных взаимоотноше-ний;

– способность смотреть на жизнь открытыми глазами, оценивать ее с объективной точки зрения;

– непосредственная включенность в жизнь с полным погружением в нее, так, как это обычно делают дети;

– предпочтение в жизни новых путей;

– умение полагаться на свой опыт, разум и чувства, а не на мнение других людей, традиции или условности;

– открытое и честное поведение во всех ситуациях;

– готовность стать непопулярным, подвергнуться осуждению со стороны большинства окружающих людей;

– способность брать на себя ответственность;

– приложение максимума усилий для достижения поставленных целей;

– умение замечать и преодолевать сопротивление других людей.

На вопрос о самоактуализации А. Маслоу отвечает следующим образом: «Самоактуализи-рующиеся люди все без исключения вовлечены в какое-то дело... Они преданы этому делу, оно является чем-то очень цен­ным для них – это своего рода призвание». Все люди такого типа стремятся к реализации высших ценностей. Эти ценности (среди них – добро, истина, порядочность, кра­сота, справедливость, совершенство и др.) выступают для них как жизненно важные потребности. Существование для самоактуализирующейся личности предстает как процесс постоянного выбора, как непрестанное решение гамлетовской проблемы быть или не быть. В каждый момент жизни у личности есть выбор: продвижение вперед, преодоление препятствий, неизбежно воз­никающих на пути к высокой цели, или отступление, отказ от борьбы и сдача позиций. Самоактуализирующаяся личность вы­бирает всегда движение вперед, преодоление препятствий.

Самоактуализация вместе с тем предполагает опору на собственные силы, наличие у человека самостоятельного, незави­симого мнения по основным жизненным вопросам. Это – процесс постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Это «труд ради того, чтобы сделать хорошо то, что человек хочет сделать». Это «отказ от иллюзий, избавление от ложных представлений о себе».

По своим позициям, особенно в плане понимания смысла жизни (стремление к высшим целям, ценностям), гуманистическая психология из всех зарубежных концепций является наи­более близкой к взглядам наших психологов.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 933. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Расчетные и графические задания Равновесный объем - это объем, определяемый равенством спроса и предложения...

Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Дренирование желчных протоков Показаниями к дренированию желчных протоков являются декомпрессия на фоне внутрипротоковой гипертензии, интраоперационная холангиография, контроль за динамикой восстановления пассажа желчи в 12-перстную кишку...

Деятельность сестер милосердия общин Красного Креста ярко проявилась в период Тритоны – интервалы, в которых содержится три тона. К тритонам относятся увеличенная кварта (ув.4) и уменьшенная квинта (ум.5). Их можно построить на ступенях натурального и гармонического мажора и минора.  ...

Понятие о синдроме нарушения бронхиальной проходимости и его клинические проявления Синдром нарушения бронхиальной проходимости (бронхообструктивный синдром) – это патологическое состояние...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Примеры решения типовых задач. Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2   Пример 1.Степень диссоциации уксусной кислоты в 0,1 М растворе равна 1,32∙10-2. Найдите константу диссоциации кислоты и значение рК. Решение. Подставим данные задачи в уравнение закона разбавления К = a2См/(1 –a) =...

Экспертная оценка как метод психологического исследования Экспертная оценка – диагностический метод измерения, с помощью которого качественные особенности психических явлений получают свое числовое выражение в форме количественных оценок...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия