Студопедия — Становление неклассической философии
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Становление неклассической философии






Философия, получившая название «неклассическая» отличается от классической[106] рядом особенностей. Возьмем, например, проблему разума – сердцевину классической философии. Классическая философия выдвинула требование познания природы и общества с целью переустройства их на началах разума. Считалось вполне возможным на основе постижения законов природы и общества господствовать над ними. Это означало, в первую очередь, достижение материального благоденствия человечества при помощи науки и техники, высочайшего развития человека, всех его духовных и физических сил при помощи установления оптимального общественного устройства.

Ведущей темой классической философии, особенно философии Просвещения, было прославление разума, утверждение безграничности человеческого познания как залога осуществления гуманистических идеалов. Вера в совершенствование разума через прогресс науки перерастала в уверенность в том, что разум есть главный и наилучший инструмент преобразования человеческой жизни. Авторитет разума стал столь велик, что ему стали доверять разработку проектов будущего счастливого устройства общества на основе прогресса науки и техники, успехи которых должны были рассеять традиционное невежество и тем самым ликвидировать социальную несправедливость, тиранию и нищету. Был не только провозглашен примат разума в качестве инструмента познания, но он был вознесен до небес как единственное средство решения всех проблем, веками мучавших человечество.

Таков внутренний пафос учений Бэкона и Декарта, Спинозы и Локка, Вольтера и Руссо, Дидро и Гольбаха, Гегеля и Маркса и многих других мыслителей, которые рассматривали разум в качестве главного залога социального прогресса.

Конечно, и в философской классике были учения, которые критически относились к разуму, указывали не только на большие возможности, но и на немалые ограниченности человеческого разума. Вспомним учение И.Канта об антиномиях чистого разума, возникающих именно из-за его гордого притязания выйти за границы «собственной территории» - мира феноменов и углубиться в недоступный ему мир ноуменов, где он необходимо попадает в ловушку иллюзий. Недаром Кант называл свое учение «критикой разума». Еще большую критическую направленность имеет учение Б.Паскаля, утверждающее ограниченность разума и его беспомощность в объяснении ценностей. Но эти идейные движения в то время не укладывались в господствующий стиль философствования, они оставались на периферии классического мышления. Господствовала традиция, уверенная в том, что разум способен освободить человека и от оков политических, и от оков традиционного невежества. И даже те, кто, подобно Канту, не питали завышенных надежд на возможности разума решить все человеческие проблемы, все же глубоко верили в науку, в его способность победить косность природы и открыть внутренний скрытый порядок окружающего мира.

«Однако впоследствии характер рационализма Просвещения резко изменился. Опьянев от материального процветания и успехов в покорении природы, человек перестал считать самого себя первой заботой – и в жизни, и в теоретическом исследовании. Разум, как средство обнаружения истины и проникновения сквозь поверхность явлений к их сущности уступил место интеллекту – простому инструменту для манипулирования вещами и людьми. Человек разуверился в способности разума установить правильность норм и идеалов человеческого поведения»[107]. Середина Х1Х века стала переломной в том плане, что решительная и настойчивая критика разума, рассуждения о неспособности науки указать путь решения человеческих проблем стали составной частью западной философии. Именно в это время начинаются попытки создания философских систем, ставящих в центр внимания не методологические тайны науки, природу искусства или философские конструкции, а повседневные жизненные интересы индивида.

Резкую критику классического рационализма начал Артур ШОПЕНГАУЭР (1788 – 1860), объявивший классическое понимание разума фикцией. Критикуя рационалистическую философию за превращение воли в простой придаток разума, он утверждает, что воля, т.е. мотивы, хотения человека, побуждения к действию и сами процессы его совершения специфичны и в значительной степени определяют направленность и результаты разумного познания. В основе мира лежит Мировая Воля – абсолютное начало, корень всего сущего, сила, создающая весь мир. В своей сути мир является слепой и неудержимой волей, а для мыслящего существа же мир – это всего лишь его представление, т.е. мир существует только для интеллекта, для существа, обладающего психическими функциям. Так в изображении Шопенгауэра мир стал «волей и представлением».

Человек, как и все живое, есть осуществление его воли. Воля в качестве внутренней сущности человека неустанно проявляет себя в нем как воля к жизни, как желание жить во что бы то ни стало, безо всякого отношения к цели и ценности жизни.

Воля первична по отношению к интеллекту, она – госпожа, а он – ее орудие. Отталкиваясь от идеи примата воли по отношению к разуму, он стал нападать на Гегеля, рационализм и оптимистический пафос философии которого противоречил всему строю его мышления. Чужда ему и гегелевская вера в исторический прогресс. Любую форму оптимистического взгляда на историю он считает выдумкой, поскольку Мировой Воли присуща «нелепость», она лишена смысла и ведет себя совершенно абсурдным образом, в ней изначально коренится нечто ущербное, негативное. А происходящие во времени и пространстве события истории лишены связи и значения, в исторических событиях отсутствует какая-либо закономерность, все диктуется случайностями, которые сталкиваются друг с другом, сплетаются и соединяются в произвольные конгломераты. Все мечты и ожидания людей терпят крушения под обломками этих конгломератов и сменяются новыми, но столь же напрасными мечтами и ожиданиями.

Действительно ли явления общественной жизни сугубо случайны, неповторимы? Прав ли Шопенгауэр, рассматривая историю как иррациональный поток, лишенный какого либо структурного оформления?

Конечно, в истории немало иррациональных сцеплений и хаотических случайностей, и в этом смысле она напоминает не прямую и ровную дорогу, проложенную человеком по определенному маршруту, а бурный поток воды, встречающий на своем пути многочисленные препятствия, которые сворачивают ее вкривь да вкось. Но, вопреки мнению Шопенгауэра, к одним лишь случайностям история все-таки не сводится. Чем больший отрезок истории мы возьмем, тем более определенно за видимым многообразием случайных событий можно обнаружить закономерности. А случайности либо создают «панораму» этих закономерностей, либо дополняют их разнообразием частностей, либо, наконец, ими преодолеваются.

Недоверие к безличному теоретическому разуму высказывает и датский философ С. Кьеркегор (1813 – 1855). Он отвергает всякие рационалистические системы философии за слишком абстрактный подход к человеку, за игнорирование реальных проблем и переживаний индивидов, за выключение из сферы философствования неповторимых человеческих ситуаций, за то, что в человеке они ищут только его сущность, теряя при этом из виду живую, уникальную индивидуальность с ее чувствами, переживаниями, настроениями. Особенно же датский философ клеймит философию Гегеля, не замечает ее завоеваний, считает гегельянство «самой отвратительной формой либертинажа»[108], риторично обвиняет «жалкого профессоришку» в принесении живого, мятущегося человека в жертву анонимному и бесстрашному абсолютному духу. Самое большое несчастье человека, говорит он, – безусловное доверие разумному мышлению. Задача философии – вырвать человека из власти разумного мышления и привить ему «экзистенциальное мышление», которое, в отличие от первого, связано с внутренней духовной жизнью личности, с ее интимными переживаниями.

Взгляды Шопенгауэра и Кьеркегора отразили глубокие сдвиги, которые начали происходить в традиционных ценностях либерального общества. Развитие обществознания привело к открытию цивилизаций, основанных на иных моральных ценностях, а развитие психологии – к пониманию того, что поведение индивида во многом обусловлено причинами неподконтрольными разуму. Постепенно, но неуклонно в философии усиливается иррационалистическая струя. Возникает «философии жизни», не только отрицающая значение разума с его логическими формами и категориями, но и исходящая из посылки, что мир и человек иррациональны по своей природе. Выдвинув на первый план «вечные вопросы» о смысле жизни и истории, она обвиняла рационализм в абстрактном формализме, в забвении потребностей жизни и практики, в извращении природы человека и превращении его в сухое рассудочное существо. Выдвинутая «философией жизни» дилемма «разум или жизнь» решалась в пользу иррационалистического истолкования жизни, отвергающего научное познание и прославляющего неразумную волю, инстинкт, бессознательные порывы и иррациональную интуицию.

Основы «философии жизни» заложили немецкий философ Фридрих Ницше (1844 – 1900) и французский философ Анри Бергсон.

Ф.Ницше родился в 1844 г. в деревне Реккен на границе Пруссии и Саксонии. После окончания школы Фридрих изучает классическую филологию в Боннском и Лейпцигском университетах. С 1869 по 1879 годы Ницше – профессор классической филологии Базельского университета в Швейцарии. Испытав влияние философии Шопенгауэра и эстетических идей композитора Вагнера, Ницше от классической филологии переходит к философии. Раздражительность и неуживчивость способствовали тому, что он поссорился и порвал отношения с Вагнером, увеличивается дистанция и с Шопенгауэром. Но скандальные ссоры при жизни философа не идут ни в какое сравнение с полемической канонадой, разразившейся после его смерти и не утихающей до сих пор.

В 1879 г. Ницше вынужден оставить преподавание по состоянию здоровья и последующие десять лет он будет писать отрывками свои экзальтированные произведения тоном проповедника, чувствуя себя пророком. В 1889 г. философ утратил душевное равновесие и последние одиннадцать лет прожил в состоянии помутнения разума.

Центральное понятие всей философии Ницше жизнь, которую он вслед за Шопенгауэром воспринимает как жестокую и слепую иррациональность, боль и разрушение. Основой жизни является воля, жизнь есть воля к власти – инстинктивное иррациональное начало, которому подчинены мысли, чувства и поступки людей. «Мировую волю» Шопенгауэра Ницше трансформировал в «волю к власти» и стал утверждать, что в мире идет непрерывная борьба «квантов власти». Более того, воле к власти он придал значение, выходящее за пределы жизни, рассматривая ее как космическое начало, основу и движущую силу всего мирового процесса. Весь мир философ изображает как бушующее море энергии, как становление, содержание которого составляет борьба «пунктуаций воли», постоянно увеличивающих или теряющих свою власть. Мир – это вечное становление без начала и без конца, без направления и цели; положение мира отныне и навсегда – хаос, утрата порядка, структуры, формы, красоты, мудрости; в мире нет ни смысла, ни порядка, ни закономерности, все вещи мира предпочитают плясать на острие случая.

При формулировании концепции воли к власти Ницше перенес некоторые положения дарвинизма как учения о выживании наиболее приспособленных в борьбе за существование на человеческое общество. Наиболее существенное различие между людьми он видит в том, что одни из них от природы сильны, другие слабы. Соответственно различается и их мораль. Сильные («хозяева») ценят личное достоинство, решительность, настойчивость, самоуверенность несгибаемую волю и неистощимую энергию в достижении поставленной цели. Слабые («рабы») ценят то, что в большей мере выражается в их слабости: сострадательность, мягкосердечие, альтруизм, рассудительность. Некогда в жизни господствовали «хозяева», что и является естественным порядком вещей. Но со временем их одолели «рабы», после чего господствующей стала рабская мораль. Поэтому в истории господствует не прогресс, а регресс и декаданс, победу слабых над сильными, умерщвление воли как результат неспособности «сильных» противостоять стадным инстинктам «посредственных». Ныне, говорит Ницше, именно мелкие люди сделались господами, они проповедуют покорность и примирение, разумность и прилежание, снисхождение и это длинное «и так далее» мелких добродетелей. «Земля стала маленькой и по ней прыгает человек, делающий все маленьким. Его род неистребим, как земляная блоха». Человечество, следовательно, «не развивается в направлении лучшего, высшего, более сильного – в том смысле, как думают сегодня. Прогресс – это просто современная, т.е. ложная идея. Европеец наших дней по своей ценности несравненно ниже европейца Ренессанса»[109]. В измельчении и уравнении европейского человека Ницше видит величайшую опасность: «Мы не видим теперь ничего, что стремилось бы стать больше. Можно предполагать, что падение будет все ниже и ниже, к более жидкому, добродушному, уютному, умеренному, безразличному… В этом-то и заключается опасность Европы, вместе со страхом перед человеком мы утратили и уважение к нему, надежду на него. Вид человека утомляет – что же иное современный нигилизм если не это? … Нам надоел человек».

Способствует ли познание как рациональная деятельность повышению воли к власти? Ответ Ницше категоричен: нет, ибо доминирование интеллекта парализует волю к власти, вытесняет дионисическую свободу духа, заменяя ее инструкциями по эксплуатации жизни. Своим антиподом он считал теоретического человека (в частности, Сократа, который насадил тиранию разума и морали), союзниками – древних и новых мифотворцев, которые отвлеченной истине предпочитают, пусть и обманчивую, но желанную ложь. Согласно Ницше, наука и логика - не более чем система полезных фальсификаций, мышление создает лишь удобные для использования фикции. Парменид считал, что нельзя мыслить того, чего нет; мы, пишет Ницше, находимся на другом конце и говорим: «То что может мыслится, должно быть непременно фикцией». Поскольку жизнь человека в мире, как и существование самого мира, лишены смысла, чтобы выдержать жизнь нужны иллюзии и самообманы.

Философия Ницше предстает как опрокидывание традиционных философских и моральных ценностей, он сам рассматривал ее как переоценку ценностей. Переоценка касается и христианства, которое дегенеративно и полно разлагающихся элементов. Христианская религия отрицает свободу мышления, самостоятельность действий человека. Человек свободен, а смирение есть оковы, которые надевает на людей лицемерная каста жрецов ради достижения собственной власти. Необходимо отказаться от культа слабости и униженности, навязанных религией лицемерия и возродить идеал сильной и свободной личности – идеал Античности и Возрождения.. На место христианской религии он ставит миф о сверхчеловеке: «Исчезли все боги; теперь мы хотим, чтобы жил сверхчеловек». Сверхчеловек в своем стремлении оправдать низложение Бога выступает с претензией на его место, превращает себя в человекобога, ставшего по ту сторону добра и зла: «Если есть Бог, то как вынести мысль о невозможности быть им!». Сверхчеловек - это биологический тип, который не связывает себя никакими морально-правовыми нормами, пренебрегает лицемерием, из которого соткан долг, обветшавшее чувство долга заменяет собственной волей, каждое повеление: «Ты должен!» заглушает грозным рыком: «Я хочу!».

Ницше не приемлет золотое правило нравственности, полагая, что основанные на этом принципе человеческие отношения были бы отношениями взаимных услуг, так что каждое наше действие являлось бы платой наличными за что-то, сделанное для нас. Эта гипотеза, учит он, низка до последней степени, ибо здесь принимается как аксиома равенство ценностей моих и твоих действий.

Ниспровергатель традиционных ценностей называет простых людей «недоделанными и неполноценными» и не возражает против того, чтобы они страдали, если это в интересах сверхчеловека. Считая откровенной ложью принципы любви к ближнему и милосердия, он говорит, что уважения и поклонения достойны лишь лучшие, а лучшие – это наиболее сильные. Сострадание к униженным и оскорбленным парализует закон развития – закон селекции; оно поддерживает жизнь в том, что созрело для гибели. Поэтому принцип милосердия – это не требование жизни, а пустая трата времени на слабых и вырождающихся.

Массовые люди придумали себе и массовые религии – религии обиженных и угнетенных, религии сострадания – христианство и социализм И мораль христианская, и мораль социалистическая только ослабляют личностное начало в человеке, это слишком человеческая мораль. А все, что относится к человеку, должно быть преодолено – человек есть только путь к тому, кто не член стада, а сверхчеловек. Для сверхчеловека нужна и особая мораль – аристократическая, которая не убаюкивает человека будущим благоденствием и счастьем.

В своих многочисленных книгах Ницше варьировал одну мысль: превозносил до небес жизненный инстинкт, аристократическую культуру и жизненное искусство, выражающее буйство жизни, и так же решительно отвергал науку, рациональное сознание – все, что омертвляет и ослабляет жизненный порыв, искажает его первозданную сущность. Анализируя культуру Древней Греции, он пришел к выводу, что она определялась дихотомией двух культов – Аполлона и Диониса. Тайну «золотого века» греческой культуры Ницше связывает с цветением духа Диониса - источника опьяняющей радости жизни, творческой энергии и чувственной страсти. Рядом с дионисийским рос и креп дух Аполлона, рождались попытки выразить смысл вещей в терминах меры и соразмерности. Два этих инстинкта выступают в открытом диссонансе. Как только начинает преобладать аполлоновское начало (наука, рациональность), культура становится все менее жизненной, если же преобладает дионисийское начало, культуру может захлестнуть поток ничем не сдерживаемых страстей и необузданного варварства. В досократической Греции эти начала, борясь и соединяясь, создали великое искусство трагедии. Трагедия, таким образом, отразила противоречия в человеческом мироощущении. Именно в этом качестве греческая трагедия стала одной из основ всей европейской культуры.

Однако, учит Ницше, уже «огромное циклопическое око Сократа» разбило это единство двух начал, уничтожив трагедию. Он обвиняет Сократа в насаждении неслыханной тирании разума и морали, вытеснивший дионисийскую свободу духа и заменившей ее инструкциями по эксплуатации жизни. В вечной борьбе между теоретическим и трагическим миропониманиями, или между ханжеством и скукой, с одной стороны, и свободой и весельем, с другой, трагическое всячески подавляется общественными нормами, моралью, - «мошенничеством высшего порядка». Все симпатии Ницше на стороне Диониса.

Ницше первым привлек внимание и придал особенную остроту проблеме наступления нигилизма, который темной ночью начал накрывать эпоху. Характерной особенностью нигилизма является последовательный отказ от основных ценностей европейской цивилизации, отказ, которому есть имя - убийство Бога. В «Веселой науке» Ницше описывает как один ошалелый среди бела дня зажег фонарь, отправился на площадь и там без передышки кричал: «Ищу Бога! Ищу Бога!». Заслышав его крики, люди принялись громко хохотать, а безумец ринулся в самую толпу с криком: «Куда подевался Бог? Сейчас я вам скажу! Мы его убили – вы и я! Все мы его убийцы!». Тут умолк безумный человек и опять взглянул на тех, кто слушал его, и они тоже молчали. Наконец, он швырнул фонарь на землю, так что тот разбился и загас. «Я слишком ранний предтеча, - сказал он, помолчав, - еще не приспело мое время. Чудовищное событие – оно пока в пути, оно бредет своей дорогой, еще не достигло оно ушей человеческих». Бог европейской истории утратил свою значимость для человеческой воли, а вместе с ним пали и его исторические производные – идеалы, принципы, нормы, цели и ценности. Однако люди все еще не осознали случившегося, они еще держатся разнообразных оазисов смысла, хранят веру в осколки прежнего образа мира, хотя единой опоры у них уже нет. Жизнь современной Европы клонится к упадку, в охраняемых европейцами ценностях завелась порча. Признаки и симптомы порчи Ницше видит во всеобщем ослаблении духовной жизни, в распространении пессимизма, в повальном увлечении декадентскими идеалами, в утрате веры в почитавшиеся духовные ценности – одним словом, в нигилизме, сделавшимся знамением века. Автор «Заратустры» хочет преодолеть этот нигилизм и дать оптимистическое учение. Человек, отрезвленный нигилизмом, который разоблачил и отверг все виды и формы иллюзий относительно прогресса, должен найти мужество восторжествовать над обломками иллюзий, дать бытие новым ценностям, он должен жить, постоянно увеличивая свою силу и власть над миром. Поэтому достоин уважения сверхчеловек, который не гнет спину перед иллюзиями потустороннего, верит в земное и исполнен воли к победе. «Я хочу учить людей смыслу их бытия: этот смысл есть сверхчеловек, молния из темной тучи человечества… Я люблю того, кто приносит себя в жертву Земле, чтобы когда-нибудь она стала Землей сверхчеловека».

Ниспровержение традиционных ценностей обернулось тем, что на долгие годы на память о творчестве самого Ницше легла печать фашистской. Образ сверхчеловека исказился и приобрел черты «белокурой бестии», не щадящей ничего и никого, безжалостно разрушающей мир и его ценности. Но не в этом суть сверхчеловека Ницше. Его сверхчеловек безжалостен прежде всего и более всего к самому себе, он подвергает пересмотру имеющиеся у него ценности и моральные нормы, лишающие его внутренней духовной свободы и радости творческой жизни. Ницше полагает, что человек в полной мере еще не оформился, не вырвался из животного состояния: «В человеке тварь и творец соединены воедино: в человеке есть материал, обломок, избыток, глина, грязь, бессмыслица, хаос; но в человеке есть и творец, ваятель, твердость молота, божественный зритель и седьмой день – понимаете ли вы это противоречие? И понимаете ли вы, что ваше сострадание относится к «твари в человеке», к тому, что должно быть сформовано, сломано, выковано, разорвано, обожжено, закалено, очищено, - к тому, что страдает по необходимости и должно страдать?»[110]. Только в отдельных индивидах природа достигла подлинного человеческого состояния: это философы, художники и святые. Однако они встречаются чрезвычайно редко, зато всюду и везде господствует стадо – масса людишек серых, обезличенных, неспособных ни на какой поступок, никогда не рисковавших ничем и, следовательно, ничего в этой жизни не добивавшихся. «Нет пастуха, одно лишь стадо! Каждый желает равенства, все равны: кто чувствует иначе, тот идет в сумасшедший дом». Философия Ницше учит людей разрушить внутри себя признаки «стадной твари» и «взращивать творца», прозванного сверхчеловеком.

Как же отреагировало общественное сознание на учения, выносящие приговор разуму?

В Х1Х веке общество еще не было готово жить без опоры на разум; благосклонность общества оказалась на стороне тех, кто не соглашался с хулителями разума, и поэтому идеи обличителей разума и науки были оттеснены на периферию общественного сознания. Но в начале ХХ века закончился сдвиг в формах человеческого сознания, начало которому было заложено Шопенгауэром, Кьеркегором и Ницше, сами они стали почитаемы, их идеи переместились в центр европейского интеллектуального пространства.

Неприязненное отношение к разуму и науке в европейской культуре, разумеется, не выросло из абстрактных рассуждений, оно связано с социальными проблемами научно-технической цивилизации. Речь идет об осознании того факта, что достижения науки могут быть использованы не только для облегчения человеческой жизни, но и для создания чудовищных средств массового уничтожения. Неограниченный рост искусственно созданных потребностей в обществе потребления, вещная ориентация человека и соответствующая экспансия производства создали реальную угрозу разрушения не только среды обитания, но и самого человечества как системы. Все более очевидным становится тот факт, что прогресс науки, успехи просвещения не являются еще залогом от социального зла, ибо они вполне сочетаются с созданием таких технологий, которые ведут к подавлению и оглуплению человека, его опустошению, распространению идеологических мифов и предрассудков.

Сложности и противоречия, связанные с возрастанием роли науки, порождают многообразные и зачастую противоречивые формы ее мировоззренческой оценки. Полюсами таких оценок являются сциентизм (лат. scientia наука) и антисциентизм. Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и методов так называемых точных наук, объявление науки высшей культурной ценностью, часто сопровождающееся насаждением мировоззренческого нигилизма путем исключения из сферы научного знания основных философских проблем как псевдонаучных и не имеющих познавательного значения. Антисциентизм, напротив, исходит из положения о принципиальной ограниченности науки в решении коренных человеческих проблем, а в своих крайних проявлениях оценивает науку как враждебную человеку силу, отказывая ей в положительном влиянии на культуру.

Таким образом, налицо два типа отношения к науке и технике. На одной стороне – наука и ее технические воплощения, совокупность анонимных и безличных сил, навязывающих человеку определенный способ поведения; на другой – живой человек со своим неповторимым внутренним миром и нравственными идеалами.

Факт разрыва, расколотости современной культуры обуславливает появление и взаимную конфронтацию двух типов философствования – сциенстистского и антропологического. Из наиболее влиятельных течений западной философии к тенденции сциентизма тяготеют неопозитивизм (аналитическая философия), постпозитивизм, структурализм. Идейное же движение, сконцентрированное вокруг проблемы человека и его места в мире, представлены «философией жизни», экзистенциализмом, фрейдизмом[111].

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 1399. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Вычисление основной дактилоскопической формулы Вычислением основной дактоформулы обычно занимается следователь. Для этого все десять пальцев разбиваются на пять пар...

Приготовление дезинфицирующего рабочего раствора хлорамина Задача: рассчитать необходимое количество порошка хлорамина для приготовления 5-ти литров 3% раствора...

Дезинфекция предметов ухода, инструментов однократного и многократного использования   Дезинфекция изделий медицинского назначения проводится с целью уничтожения патогенных и условно-патогенных микроорганизмов - вирусов (в т...

Машины и механизмы для нарезки овощей В зависимости от назначения овощерезательные машины подразделяются на две группы: машины для нарезки сырых и вареных овощей...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Что такое пропорции? Это соотношение частей целого между собой. Что может являться частями в образе или в луке...

Растягивание костей и хрящей. Данные способы применимы в случае закрытых зон роста. Врачи-хирурги выяснили...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия