Студопедия — Read the following extract. Do you agree that a sound carries a certain emotional meaning?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Read the following extract. Do you agree that a sound carries a certain emotional meaning?






Итак, рассмотрим природу и функционирование звуков в речи с точки зрения той дополнительной информации, которую они несут, и постараемся ближе присмотреться к их акустически-артикуляторным характеристикам, которые могут (хотя бы и потенциально) обеспе­чить такую информацию. Интересно в этой связи сделать небольшой обзор точек зрения на этот вопрос.

Обладает ли отдельно взятый звук своим содержанием? Сторонни­ки той точки зрения, что каждый звук имеет свое значение, вовсе не утверждают, что звук своим значением выражает определенное поня­тие, а только то, что звук способен выражать более или менее опреде­ленно настроение, чувство, эмоциональное состояние говорящего или пишущего. Существует мнение, что определенные звуки, постав­ленные в определенные условия, имеют способность вызывать желае­мый эмоциональный эффект. Иными словами, отдельные звуки язы­ка могут, если они соответствующим образом организованы, заклю­чать в себе какую-то дополнительную информацию.

Нельзя не согласиться с С.Ульманом, что лишь повышенная чувствительность к звуковой мотивации может привести к почти мистической уверенности в том, что между звуком и значением есть скрытая связь. Такой повышенной чувствительностью обладают обычно поэты. А. Поп утверждал даже, что смысл должен быть эхом звука. Лингвисты же подходят к этой проблеме значительно более осторожно. Так, Ж. Вандриес наделяет звуки не значением, не смыслом, а выразительностью. «Различные звуки и их различные сочетания обладают различной выразительной силой. В этом тайна образования звукоподражаний»...

...В каждом языке, в зависимости от характера артикуляции звука, за ним закрепляется более или менее определенный круг возможной информации. В английском языке глухой фрикативный губно-зубной [f] часто служит для изображения шелеста:

And fans turn into falchions in fair hands (Byron)... Известный венгерский лингвист И. Фонадь приводит интересные наблюдения над употреблением звуков [к, т, р, л, м] в стихах Гюго, Вердена, Петефи, Рюккерта в двух типах поэтических произведений, которые он условно называет «стихотворения нежные» и «стихотворе­ния агрессивные». Автор обобщил свои наблюдения в таблице, где по­казана соотносительная частотность употребления этих звуков у раз­ных поэтов, в разных языках.

О звуковом символизме писалось много. С. Ульман приводит данные из многих языков, в котором звук [i] символически выражает значение «маленький». Правда, этот звук встречается и в словах-антонимах (big — «большой, великий» и др.). Однако статистическое описание, которого звуковой символизм еще ждет, очевидно, покажет, что превалирующим символически обобщенным значением этого глас-

ного будет — «маленький, радостный, восторженный» и пр. Ульман доказывает далее, что «последовательность боковых сонантов обычно используется для того, чтобы вызвать ощущение нежного, мягкого».

Интересны замечания У. Вейнрейха, который также видит в зву­ках возможность передавать определенную информацию. Он назы­вает ее гиперсемантизацией: «..звуковая сторона знака приобретает независимую символическую значимость («импрессионистичес­кую» — звукоподражательную — или «экспрессионистическую», т. е. синэстетическую). А. Блумфилъд отмечает, например, что английский язык особенно богат символическими формами и что говорящему кажется, что звуки здесь особенно соответствуют содержанию, и приводит примеры, которые непосредственно вызывают образное представление о понятии, как, например: flip — щелкать, flapхлопать, flopumenambflitterпорхать, flimmerтрепетать, flickerмерцать, flutter —развеваться, flashсверкать и др. В приведенных примерах обращает на себя внимание сочетание [fl], в котором, как нам кажется, заложены какие-то качества, способные передавать дополнительную информацию образным представлением.

Некоторые исследователи идут так далеко, что закрепляют за определенными звуками и их комбинациями такие же обобщенные значения, которые присущи морфемам. Такая гипертрофия идеи звукового символизма, конечно, сугубо импрессионистическая и вряд ли может выдержать экспериментальную проверку.

Проведенные в ряде языков исследования показали, что сонорные [л] и [м] будут реже встречаться в «агрессивной» поэзии, чем в «неж­ной»... поэзии, и что звуки [к], [т], [р] по характеру их артикуляции бу­дут превалировать в «агрессивной» поэзии по сравнению с «нежной»...

Информация, которая получается в результате анализа звуковой организации высказывания, значительно обогащает его смысловое содержание. В ряде случаев такая информация может быть более ценной, чем само смысловое содержание.

Гальперин И. Ф. Информативность единиц языка. М., 1974, С. 40-62.

 

 







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 468. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Неисправности автосцепки, с которыми запрещается постановка вагонов в поезд. Причины саморасцепов ЗАПРЕЩАЕТСЯ: постановка в поезда и следование в них вагонов, у которых автосцепное устройство имеет хотя бы одну из следующих неисправностей: - трещину в корпусе автосцепки, излом деталей механизма...

Понятие метода в психологии. Классификация методов психологии и их характеристика Метод – это путь, способ познания, посредством которого познается предмет науки (С...

ЛЕКАРСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДЛЯ ИНЪЕКЦИЙ К лекарственным формам для инъекций относятся водные, спиртовые и масляные растворы, суспензии, эмульсии, ново­галеновые препараты, жидкие органопрепараты и жидкие экс­тракты, а также порошки и таблетки для имплантации...

Шов первичный, первично отсроченный, вторичный (показания) В зависимости от времени и условий наложения выделяют швы: 1) первичные...

Предпосылки, условия и движущие силы психического развития Предпосылки –это факторы. Факторы психического развития –это ведущие детерминанты развития чел. К ним относят: среду...

Анализ микросреды предприятия Анализ микросреды направлен на анализ состояния тех со­ставляющих внешней среды, с которыми предприятие нахо­дится в непосредственном взаимодействии...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия