Студопедия — Почему религия называется религией?
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Почему религия называется религией?






К числу вопросов, рассматриваемых религиеве­дением и различающихся по своей значимости, относится вопрос о том, почему религия называ­ется религией, т. е. каково происхождение этого термина. Религия — производное от латинского слова religio. Древние римляне обозначали этим словом все то, что было связано с почитанием (культом) богов. Именно в этом смысле употреб­лял слово «религия», например, Цицерон в I в. до н.э. К религии относились и представления о бо­гах (мифология), и соответствующие действия, связанные с этими представлениями и регламен­тирующие жизнь римлян. То, что у римлян назы­валось религией, у китайцев именовалось chiao, у индусов — dharma, у арабов — din. Когда возникло христианство, оно восприняло от римлян слово «религия» и использовало его в сво­их целях, вложив в него содержание, отличающее­ся от прежнего. Через христианство это слово вош­ло впоследствии во все европейские языки. Под религией христиане понимали сначала только свою, христианскую веру. Религией называлось


только христианство, в отличие от всех нехристи­анских верований, которые объединялись в поня­тии язычества. Крупнейший христианский теолог, один из отцов церкви, епископ Августин, живший в IV в., называл христианство религией, рассматри­вая это слово как производное от «вновь связы­вать, воссоединять»: христианство есть религия — путь воссоединения и примирения человека с бо­гом, — человека, отпавшего от бога, когда он встал на путь греха. Это действительно специфически христианское представление, которое нельзя пере­нести, например, на античные религии. Раннему христианству было чуждо, таким обра­зом, представление о других религиях, нехристи­анских религиях, о том, что христианство — одна из многих религий. Христианская религия соеди­няет людей, обязательством призванных к слу­жению, выделяя их из того мира, частью которо­го являются языческие культуры. Христианство, именуя себя религией, тем самым противопостав­ляет себя языческой культуре. Первое в истории христианства расширение по­нятия «религия» и распространение этого терми­на на язычество имело изначально чисто полеми­ческую функцию: христианство как «истинная

зу, считал религию навязчивым универсальным неврозом, который коренит­ся в комплексе Эдипа, в амбивалентном отношении к отцу и снимает для верующего необходимость выработки собственного персонального невро­за. Для Эмиля Дюркгейма религия — связная система верований и обрядов, относящихся к священным, т.е. отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну духовную общину, называемую церковью, всех, кто является их сторонниками. У русского философа С.Н. Трубецкого религия есть «организованное поклонение высшим силам» (включающее в себя три общих элемента — веру, представления и культ)4.

По Б. Малиновскому, религия необходима человеку для того, чтобы пре­одолеть ошеломляющее, парализующее предчувствие смерти, несчастье и судьбу. Пауль Тиллих считал религию поиском тех ответов, которые вера может дать на высшие жизненные вопросы о времени, пространстве, при­чине и материи. Организованная религия, по мысли Станислава Грофа, яв­ляется статуированной групповой деятельностью, происходящей в установ­ленном месте (храме или церкви), и включает систему назначенных служи­телей, и здесь неважно, имели они личные переживания духовных реальностей или нет. Философ Альфред Н. Уайтхед полагал, что религия — это то, как человек справляется со своим одиночеством (или в другом пере­воде: религия — средство избежать человеческого одиночества). Скотт Хат-филд определял религию как поведение, процесс или структуру, которые хотя бы частично ориентированы на сверхъестественное. Дон Свенсон оп­ределяет религию в терминах священного: «Религия — это индивидуальный или коллективный опыт восприятия священного, который воплощает себя в мифологии, ритуалах, этосе, а кроме того интегрирован в организацию»5. Пауль Коннелли подходит к сути дела следующим образом: религия коре-

религия» противопоставлялось «ложным религи­ям» — греческой и римской, которые рассматри­вались как неудачное, демоническое подражание божественному образцу христианской религии. Это давало также возможность оторвать языче-

ство от его культурного контекста, и таким обра­зом открывался путь для примирения христиан­ства с античной культурой, для ее ассимиляции христианством.

Великие географические открытия, знакомство с Новым Светом привели к дальнейшему расши-


рению понятия религии. Оно было распростране­но на верования американских индейцев и дру­гих «дикарей». В XVIII в. возникает представле­ние о том, что существуют разные проявления «естественной религии», составляющей основу и общее достояние всех религий. «Естественная религия» воплощается в конкретных религиях, отличающихся друг от друга по форме выраже­ния, но в основе своей сходных. Особенности разных религий обусловлены особенностями тех обществ, тех культур, в которых они существуют, подобно различиям в морали, искусстве, в це­лом — в образе жизни и мышления. Так к началу XIX в. появляется и входит в употребление тер­мин «религия» в его современном значении: ре­лигия как одна из областей духовной жизни на­ряду с моралью, философией, наукой, искусст­вом. Такова история слова «религия». Источник: Гараджа В.И. Религиеведение: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений и преп. ср. школы. М., 1995

4 Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. СПб., 1899. Т. XXVl-a. С. 539.

5 Don Swenson. Society, Spirituality, and the Sacred: A Social Scientific Introduction, Broadview Press, 1999-JAN.

нится в попытке человека представить либо упорядочить свои верования, чувства, фантазии и действия, которые появились у него в ответ на пережи­вание или столкновение с чем-то священным, таинственным или духовным6. У Дж. Фрезера религия есть «умилостивление и умиротворение сил, стоящих выше человека, сил, которые, как считается, направляют и контролируют ход природных явлений и человеческой жизни». Как таковая религия «со­стоит из теоретического и практического элементов, а именно из веры в су­ществование высших сил и из стремления умилостивить их и угодить им»7.

Бог одинрелигий много

Американский социолог Дж. М. Йингер8 определяет религию как систе­му верований и действий, посредством которых группа людей решает выс­шие проблемы своей жизни: существование смерти, зла, страданий, вины. Религия — это попытка найти ответы на разочарования и горести, трагедии, парадоксы и краткость жизни. Иными словами, это попытка обрести цель жизни и смысл существования. Вот почему она предстает у него средством «релятивации» человеческих несчастий и страданий, интерпретируемых как элементы высшего блага. Согласно Йингеру, слово «религия» может быть возведено либо к латинскому religere, что означает «связывать вместе», либо к religare, что означает «повторять» или «переигрывать». Для видного аме­риканского социолога Р. Бэллаха религия есть совокупность символических обрядов и действий, которые связывают человека с предельным состояни­ем его существования. «Религия — это человеческое отношение к священ­ному мироустройству, — уверен представитель феноменологической социо­логии Питер Бергер, — которое включает в себя все человеческие существа; другими словами, это верование в миропорядок, смысл которого равным образом включает и превосходит человека». По мнению Г. Бермана, рели­гия — не просто набор доктрин и обычаев, относящихся к сверхъестествен­ному, а выражение людьми коллективной озабоченности по поводу высшего смысла и цели их жизни в соответствии с разделяемой верой и преданностью духовным ценностям9.

6 Connelly P. Definition of Religion and Related Terms (www.darc.org).

7 Фрезер Дж. Золотая ветвь. М., 1987. С. 54-55.

8 Йингер Дж. Социологический взгляд на религию // Религия и общество: Хрестоматия по социо­
логии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М., 1996. С. 161-70.

9 Берман Г. Дж. Право и религия (www.msps.ru).

Согласно социобиологии, религия — одна из древнейших и эффектив­ных защитных систем, непосредственно связанных с возможностями чело­веческого разума и тела, а также с проблемой выживания. Надежность этой системы позволила человеку помимо проблемы выживания заняться и дру­гими предметами, в том числе исследованием собственной природы и ок­ружающего мира10. Согласно одной из версий, религия — любая система ве­рований в Бога или богов, часто включающая ритуалы, этический кодекс и философию жизни". При такой широкой трактовке под религию подпада­ют не только язычество, христианство или буддизм, но также атеизм, агно­стицизм, гуманизм и этическая куль­тура, поскольку в них есть своя фило­софия жизни и они специфическим образом решают вопрос о существова­нии Бога или богов. Ведь атеизм — это тоже учение о божественном. Для того чтобы отрицать божественное, атеизм должен выделить его, разработать его понятие, заняться критикой других учений о божественном, выяснить воз­можную связь между божественным и человеческим и, в конце концов, по­ставить на место божественного нечто иное. А если атеизм — это лишь осо­бая разновидность богословия, значит, атеистическая философия есть философия религиозная. Сама по себе религия является практикой, считал А. Грант, а поэтому ее сущность заключается почти исключительно в обы­чаях и обрядах12.

Webster's New World Dictionary определяет религию как специфическую систему верований и культов, которые нередко предполагают также этичес­кий кодекс поведения и некую философию. В отечественных словарях да­ется, в частности, такое определение: религия — тип мировоззрения, а так­же соответствующее поведение и специфические (культовые) действия, ос­нованные на вере в существование сверхъестественных сил (бога или богов), либо на становлении определенной системы культов; то или иное конкрет­ное вероисповедание, исторические формы развития религии (буддизм, христианство, ислам и др.).

Если обобщить многочисленные определения религии, то их можно све­сти к следующим базовым положениям:

1. Религия — один из компонентов духовной сферы общества наряду с культурой, образованием и наукой.

2. Религия —один из фундаментальных институтов человеческого общества.

3. Религия — сфера общественного сознания (наряду с идеологией, науч­ными знаниями, обыденными мнениями), отличительной чертой ко­торого является вера в сверхъестественное.

4. Религия — специфический тип мировоззрения и мироощущения, т.е. со­вокупность взглядов на мир как творение Бога.

10 The Oxford Dictionary of World Religions / Ed. J. Bowker. Oxford, 1997.

11 Various definitions of the word «religion» (www.religioustolerance.org).
Ельчанинов А. и др. История религии. М., 1991. С. 21.

5. Религия — совокупность моральных принципов,регулирующих образ жизни и поведение людей, разделяющих данное верование.

6. Религия — система верований и действий, с помощью которых реша­ются фундаментальные вопросы человеческой жизни.

7. Религия — группа, сообщество,союз или организация множества лю­дей, связанных единой верой и взаимными обязательствами (церков­ные приходы, религиозные общины и братства, монашеские ордены, секты).

8. Религия — миропонимание и мироощущение, а также связанное сними поведение людей, определяемое верой в существование сверхъесте­ственной сферы, которая в зрелых формах религии выражается поня­тием божества или Бога.

9. Религия — совокупность ритуальных действий,составляющих культ, в которых религиозный человек выражает свое отношение к Богу и об­ращается к нему в молитве, жертвоприношении и т.п.

Усилия мыслителей, которые предпринимались ими на протяжении мно­гих веков, не прошли даром: человечество накопило огромную библиотеку или, точнее сказать, картотеку цитат и высказываний, которые касаются дефиниций религии. Недостаток подавляющего большинства определений религии, — а это относится к любому научному определению, касающему­ся каких-либо важных понятий и категорий, — заключается в том, что од­ной фразой, из которой строится обычная дефиниция, невозможно охватить все многообразие религиозных явлений. Обязательно что-либо оказывает­ся за рамками дефиниции. Скажем, одни определения точно фиксируют особенности мировых религий, но не учитывают языческих верований, дру­гие, кажется, охватили то и это, но оставили за бортом новые религиозные движения и т.д. Кто-то имеет субъективный взгляд на вещи, выражая в сво­ей дефиниции лишь те религии или их свойства, которые ему нравятся либо кажутся существенными. Иные авторы предлагают настолько обтекаемые формулировки, что они с одинаковым успехом подходят и для религии, и для культуры или духовной сферы в целом. Вот почему специалисты сходятся во мнении, что дать одно-единственное определение религии, способное служить универсальным кодом для всего многообразия религиозных явле­ний, невозможно. В результате им приходится мириться с существованием десятков и сотен определений.

В широком смысле под религией подразумевается один из важнейших элементов духовной культуры, в узком смысле (конкретная религия) — это духовная общность людей, имеющая единое происхождение, характеризу­ющаяся определенной догматической и культовой спецификой и не своди­мая к более крупным организмам такого же характера. Религия в последнем своем значении имеет иерархическую структуру. Многие конкретные рели­гии часто подразделяются на ветви более низкого таксономического уров­ня, а те, в свою очередь, — еще более низкого порядка и т.д. Так, человек, придерживаясь христианства, может быть сторонником одной из его ветвей, например протестантизма, принадлежать к такой форме протестантизма, как баптизм, и являться членом одной из баптистских религиозных органи­заций, предположим Южной баптистской конвенции13.

13 Пучков П.И. О классификации религий (http://cbook.ru).







Дата добавления: 2015-09-18; просмотров: 632. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

Весы настольные циферблатные Весы настольные циферблатные РН-10Ц13 (рис.3.1) выпускаются с наибольшими пределами взвешивания 2...

Хронометражно-табличная методика определения суточного расхода энергии студента Цель: познакомиться с хронометражно-табличным методом опреде­ления суточного расхода энергии...

ОЧАГОВЫЕ ТЕНИ В ЛЕГКОМ Очаговыми легочными инфильтратами проявляют себя различные по этиологии заболевания, в основе которых лежит бронхо-нодулярный процесс, который при рентгенологическом исследовании дает очагового характера тень, размерами не более 1 см в диаметре...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.007 сек.) русская версия | украинская версия