Студопедия — Построчный пересказ лирического произведения
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Построчный пересказ лирического произведения






На примере анализа двух стихотворений я покажу вам простой способ - как уловить сюжет стихотворения, как увидеть действие, потому как лирика по своей сути бессюжетна. Также у "безглагольного" Фета мы увидим действия героев в стихотворении " Шёпот, робкое дыханье ".
Для начала возьмем не самое сложное стихотворение, чтоб вам было проще понять суть данного метода. Стихотворение Н.А. Некрасова «Вчерашний день, часу в шестом...»

Вчерашний день, часу в шестом,
Зашел я на Сенную;
Там били женщину кнутом,
Крестьянку молодую.

Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя...
И Музе я сказал: "Гляди!
Сестра твоя родная!"
;

Теперь я каждую строчку буду перекладывать на «обычный», человеческий манер:

Вчера, в шестом часу,
Лирический герой зашел на Сенную (площадь в Петербурге);
Там, на Сенной, какую-то женщину били кнутом,
Женщина эта — молодая крестьянка.

Она не произносила ни звука,
Слышен был только свист хлыста.
Наблюдая эту сцену, лирический герой говорит своей Музе:

"Это твоя родная сестра!"

Что за банальщина? - спросите вы. Да, кажется, что ничего хуже я не встречал, но это лишь иллюзии. Мало понять сюжет, уловить действие, нам еще нужен исторический контекст, смысл которого заключен в последней строке данного стихотворения: "Сестра твоя родная". Избиваемая на площади женщина и Муза Некрасова сёстры в том плане, что цензура жирными крестами вычеркивает всё, что кажется подозрительным, опасным, нанося удары Музе автора, и не только. А если еще продолжить, то крестьянка, как и поэт, совершенно бессильны, крики и сопротивления бесполезны, нужно лишь стойко вытерпеть удары, показав всем, что их не сломить.

=======
И еще для примера:
Пересказать сюжет стихотворения Фета «Шепот, робкое дыханье», как сделал в первом примере, у нас не получится, потому что там нет глаголов, которые являются показателем действия, но лирика Фета — явление уникальное, действие здесь видно, хотя и достаточно сильно завуалировано. Сейчас я буду комментировать каждую строчку:

Шёпот, робкое дыханье, — чей-то шёпот, очевидно, что шепчутся 2 человека, от волнения робкое дыханье.
Трели соловья, — шёпот перекрывается трелью соловья.
Серебро и колыханье — под действием легкого ветра переливается ручей, слышно колыханье — журчание.
Сонного ручья, — Утро. Ручей просыпается, просыпаются и наши герои.

Свет ночной, ночные тени, — А перед этим была ночь
Тени без конца, — герои находятся в лесу, где много деревьев, которые отбрасывают тень, а если есть тень, то логично, что ночь была лунной.
Ряд волшебных изменений
Милого лица, — лирический герой любуется своей возлюбленной, он видел каждое изменение на её лице.

В дымных тучках пурпур розы, - роза, кажется, не случайна, герой пришёл на свидание с цветком.
Отблеск янтаря, — янтарь может блестеть только от солнца, значит, логично, что солнце уже светит достаточно ярко. Из янтаря, думается мне, — бусы возлюбленной.
И лобзания, и слёзы, — любовная сцена, герои на заре целуются, от счастья текут слёзы.
И заря, заря!.. — утро яркое, на небе есть небольшие дымные тучки.

Перекладывайте трудные для понимания стихи подобным образом (комментируйте строки), обязательно указывайте значения непонятных слов, так, глядишь, смыслы будете улавливать налету.

Этапы работы над сочинением

1. Определение объема темы (что именно надо вспомнить, нельзя писать обо всем, даже если вы прекрасно знаете текст произведения).

2. Учитесь задавать вопросы (самому себе, чтобы поставить проблему): зачем автор сопоставил те или иные события, героев? С помощью каких художественных средств автор изображает события, героев? Какую роль играют данные события или герои в контексте произведения?

3. Точность, целенаправленность доказательств (если вы можете четко и достаточно кратко ответить на свои собственные вопросы, значит, вы знаете, что доказывать в собственной работе).

4. Подбор аргументов, планирование конкретных абзацев сочинения.

5. Мастерство при написании вступления (для проверяющего: автор сочинения совершенно свободно владеет материалом и выбирает наилучший путь раскрытия темы).

6. Не "за упокой", а "за здравие" (заключение): это не просто выводы, это выход из вашей темы в широкий мир русской литературы - вывод всего выше изложенного.

7. Проверка: не менее двух раз! первый раз - проверка общего рода доказательств, логичности, соответствия нормам литературного языка. Второй раз - проверка только грамотности. В этом случае следует читать текст с конца до начала (вы абстрагируетесь от содержания и проверяете только грамотность).

8. И еще несколько советов:

o никогда не пишите о том, что не знаете или знаете плохо;

o не употребляйте слова, в правописании которых вы не уверены, старайтесь заменять синонимами;

o не умничайте, не усложняйте фразы, в этом случае легко запутаться;

o пишите просто, опирайтесь на текст художественного произведения, хорошее знание текста всегда производит благоприятное впечатление.

Простой рецепт: как укладываться в необходимый объем (200 слов)

Как научиться писать С5 так, чтобы укладываться в необходимый объем (200 слов)? Действительно, как? Попробуем разобраться.

Для этого предлагаю остановиться на примере данного сочинения. Тема: Можно ли считать героя рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» типичным героем начала XX века?
Первое, на что мы обращаем внимание в данном сочинении – четко выраженная структура. В первом абзаце не только формулируется указанная тема, но и расширяется до нужных рамок, когда к слову типичный прибавляется ключевое слово «капиталист». Поэтому одно из ключевых правил: нужно не только перефразировать в первом абзаце текст вопроса, сформулировав тему, но и постараться расширить ее.

Каким образом нужно начать вторую, основную часть нашего ответа? Да, мы должны проследить путь формирования «типичного капиталиста» и показать образ жизни этих людей.
Немного углубившись в историю капитализма, мы переходим непосредственно на нашего героя. Приводим цитаты: описание внешности, поведение, распорядок дня, то, чем занята голова человека, сколотившего состояние к концу жизни. На всё это у нас как раз и потребуется 2 абзаца.

В приведенном сочинении достаточно подробно проанализировано в заключительной части отношение автора к герою. Я считаю, что это допустимо в данном случае, потому что позиция Бунина по отношению к герою и к капиталистам в частности – остро отрицательная.

Когда мы знаем о чем писать – мы не только раскроем тему, но и сможем уложиться в определенные рамки. Поэтому, выбирая тему сочинения, всегда зрите в корень.

От вас никто не требует употреблять эпитеты или метафоры в своём ответе – представьте, что вы пишете письмо своему учителю. Сначала вы формулируете тему письма, зачем, собственно, вы решились его написать, а затем вам необходимо углубиться в неё, рассмотреть какие-то варианты, привести свои аргументы, сослаться на точку зрения автора или авторитетного источника, а затем уже подвести итог сказанному или закончить риторическим вопросом. Ничего сложного в этом нет, как видите. Ваш язык должен быть прост, лаконичен и последователен.

Здесь, опять же, не существует какого-то определенного рецепта. И вы это знаете. Но каждый из вас просто обязан формулировать хотя бы в голове (а лучше на бумаге) логику ответа, когда есть стержень, то вы без труда добавите к нему нужные элементы.

Итак, страдает от неумения укладываться в заданные рамки тот, кто:
1. Не следит за своим временем.
2. Пытается показаться умнее, чем есть на самом деле.
3. Не умеет концентрироваться на чем-то одном и постоянно перескакивает с одного тезиса на другой.
4. Считает, что написать сочинение очень сложная задача и наоборот.
5. Скатывается на пересказ.
6. Забывает, что хочет поступить в хороший вуз.
7. Думает, что без практики всё итак получится.


Давайте будем последовательны, старательны и мотивированы постоянно делать то, что не всегда хочется, но то, что принесет каждому из вас в дальнейшем плоды счастливой и интересной жизни.

Характерные черты в творчестве поэтов (С4)







Дата добавления: 2015-09-19; просмотров: 1327. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Факторы, влияющие на степень электролитической диссоциации Степень диссоциации зависит от природы электролита и растворителя, концентрации раствора, температуры, присутствия одноименного иона и других факторов...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия